"Кто должен учить ребёнка читать"?

Автор: Легенчук Ольга Ивановна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МАОУ "Школа № 13 г. Благовещенска"
Населённый пункт: г. Благовещенск
Наименование материала: статья
Тема: "Кто должен учить ребёнка читать"?
Дата публикации: 10.10.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Кто должен учить ребенка читать?
Прежняя, фундаментальная система образования подвергалась серьёзной критике. Подвергалось критике и качество математического образования. Система обвинялась в том, что не способствовала развитию умений решать творческие задачи, ученики в большей степени были обучены лишь воспроизводить заученное и решать задачи по образцу. Небольшое изменение в условии привычной задачи, и ученик затруднялся в ее выполнении. «А мы такого не решали!» - основная претензия обучающегося, попавшего в затруднительное положение…. Хорошо известная простенькая задача ЕГЭ по математике. «На рисунке жирными точками показана цена золота на момент закрытия биржевых торгов во все рабочие дни с 5 по 28 марта 1996 года. По горизонтали указываются числа месяца, по вертикали — цена унции золота в долларах США. Для наглядности жирные точки на рисунке соединены линией. Определите по рисунку, какого числа цена золота на момент закрытия торгов была наименьшей за данный период». Выполняя это задание, многие ученики давали неверные ответы . Причина - невнимательное чтение условия задачи, неумение отделить условие задачи от вопроса, неумение критически оценить полученный результат. Пример задачи про журналиста. «Журналист показал диаграмму и сказал, что в 1999 году по сравнению с 1998-м резко возросло число ограблений. Считаете ли вы, что журналист сделал правильный вывод?» На диаграмме было показано количество ограблений: 1998г - 508 ограблений, 1999г – 516 ограблений. Правильный ответ дали немногие. Подавляющее большинство опиралось на наглядность диаграммы – правый столбик выше левого! И при этом не учли, что число ограблений увеличилось за год всего на 8, что составляет 1,5%, что нельзя считать резким ростом. Наверное, правда, что то нужно менять в нашей системе образования? 1
Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA 2012 года ( тест, оценивающий грамотность школьников в разных странах мира и умение применять знания на практике) показала весьма неутешительные для России результаты: 15 летние учащиеся заняли 42 место в мире из 65 по умению применять знания. А международный мониторинг качества чтения и понимания текста PIRLS констатирует: российские четвероклассники (2001 и 2006 гг) обладают чрезвычайно высоким уровнем готовности к чтению для обучения. По данным PISA 2000, 2003, 2006, 2009 годов к 9-10 классу читательская грамотность российских учащихся оказывается существенно ниже мировых стандартов. И что же? Если выпускники начальной школы обладают высоким уровнем техники чтения, значит, при переходе обучающихся в основную школу должны быть обеспечены условия, позволяющие превратить готовность учащихся к чтению для обучения в читательское умение. Кому и каким образом обеспечивать эти условия? Ответ появляется сам собою - учителю- предметнику. Познавательные общеучебные действия включают в себя такой вид учебных действия как смысловое чтение. Чтобы успешно решить математическую задачу, недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание. Одна из основных причин непонимания материала, а также неумения решать математические задачи - неумение читать текст, в том числе и математический текст - как один из видов текстов. Тексты учебников математики начальной школы, как правило, не содержат теории, а содержат лишь упражнения и задания. Поэтому пятиклассников необходимо начинать учить читать математический текст, знакомить с их разновидностями и особенностями. Математические тексты содержат алгоритмы, описания; логические обоснования способов решения; переходы от вербальной формы изложения информации к графической. Учитель должен использовать каждую малейшую возможность на уроке для работы с текстом учебника. Учебник не должен использоваться только как задачник, учебник должен помогать учиться. Обучать правильно работе с математическим текстом позволят знания об особенностях математического текста. Во-первых:  в математических текстах широко применяется специальная символика; 2
 текстам присущи абстрактность, лаконичность, логическое построение освещаемых вопросов;  текстам присущи наличие формул, выражений, чертежей, графиков, иллюстраций. Во-вторых, при чтении необходимо уметь выполнять:  перевод декларативных знаний в процедурные (утверждение о каком-либо свойстве нужно уметь перевести в действия для достижения цели);  использовать ссылки на уже ранее изучавшийся материал (если не воспользоваться ссылкой, то может получиться формальное чтение);  самостоятельно выполнять преобразования, чертежи и рисунки, промежуточные выводы; Для чтения математического текста необходима интенсивность мыслительной деятельности, так как ему присущи сжатость, строгость, доказательность рассуждений, определенная последовательность, наличие логических связок. К ключевым направлениям формирования умений работы с текстом можно отнести следующие:  выделение главного в тексте;  составление примеров, аналогичных приведённых в тексте;  умение найти в тексте ответ на поставленный вопрос;  грамотно пересказать прочитанный текст.  умение составить план прочитанного;  воспроизводить текст по предложенному плану;  умение пользоваться образцами решения задач;  запоминание определений, формул, теорем;  работа с иллюстрациями, рисунками, чертежами, диаграммами, извлечение информации;  использование новой теории в различных учебных и жизненных ситуациях;  подтверждение научных фактов;  конспектирование новой темы. Обучать результативной работе с математическим текстом позволят знание и применение приемов формирования смыслового чтения:  «Толстые» и «тонкие» вопросы;  составление краткой записи задачи;  составление вопросов к задаче;  вопросы тексту учебника;  «Учимся задавать вопросы разных типов»;  чтение с остановками; 3
 прием «Инсерт»;  прием «Кластер»;  прием «Ключевые слова»;  «Верные и неверные утверждения»;  «Верите ли вы?»;  Синквейн. Новым требованием времени является проведение мониторинга, направленного на оценивание предметных, метапредметных и личностных результатов. Предметные результаты по-прежнему фиксируются отметками, остальные достижения характеризуются либо словестно, либо какими-либо иными формами, и при этом оценивается степень продвижения ученика, и никаким образом не сравниваются достижения разных учеников. В 2015-2016 гг для учеников 5 классов нашей школы учителями- предметниками проводилась комплексная проверочная работа, направленная на проверку сформированности метапредметных умений. Комплексная работа направлена на проверку читательской грамотности: умений читать и понимать различные тексты; работать с информацией, представленной в различной форме; использовать полученную информацию для решения различных проблем. Источник работы: Метапредметные результаты: Стандартизированные материалы для промежуточной аттестации: 5 класс: пособие для учителя ( в комплекте с электронным приложением) / Г.С.Ковалёва и др; -М.; СПб.; Просвещение, 2014. Анализ выполненных работ осуществлялся с помощью программы, представленной в электронном приложении к пособию. Диск содержит: 1. Задания вариантов 1-4 комплексной работы 2. Инструкция к программе 3. Программа для ввода и обработки данных Диагностическая работа позволила увидеть: 1) общую успешность сформированности умений работать с текстом; успешность сформированности умений работать с текстом, связанным с предметными областями (математикой, русским языком, естествознанием или историей и обществознанием); успешность сформированности отдельных групп умений работать с текстом и уровням достижений; процент учащихся, продемонстрировавших базовый и повышенный уровни сформированности метапредметных результатов по смысловому чтению и работе с информацией; 2) информацию о выполнении работы каждым учащимся: успешность выполнения работы (общий балл), успешность выполнения заданий по четырем предметным областям и трем группам умений; уровень 4
достижения (базовый, повышенный, пониженный или недостаточный) каждого обучающегося; 3) информацию о результатах выполнения конкретным классом каждого задания комплексной работы с описанием проверяемых умений; 4) результаты выполнения работы (общий балл, проценты выполнения заданий по четырем предметным областям и трем группам умений) учеником, классом в целом; результаты выполнения отдельных заданий классом; баллы обучающихся за выполнение каждого задания комплексной работы. Таким образом, работа позволила увидеть результаты по каждому выполненному заданию конкретного ученика, результат всей работы в целом конкретного ученика, результат всего классного коллектива. Полученные результаты смогут оказать существенную помощь учителю-предметнику при обучении смысловому чтению, а сама книга поможет пополнить багаж знаний учителя. Учитывая стратегии современных подходов к обучению, можно сказать, что всем учителям-предметникам, в том числе учителям математики, необходимо:  на каждом уроке уделять внимание формированию читательской грамотности;  выбирать наиболее рациональные виды чтения для усвоения нового материала;  формировать интерес к чтению путем нестандартных методов и приемов работы с текстом;  повышать уровень самостоятельности по мере продвижения вперед;  определять характер деятельности различных групп при работе с учебником. 5