"Всё о космосе"

Автор: Кобзарь Елена Владимировна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МБОУ СОШ Чехов-3
Населённый пункт: Московская область, Чеховский район
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Всё о космосе"
Дата публикации: 10.10.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


ПЛАН-конспект

урока по физике

на тему: «Всё о космосе»

Цели урока:

Познавательные: закрепить понятие реактивного движения, показать практическое

применение закона сохранения импульса для реактивного движения.

Воспитательные: показать огромный вклад ученых, инженеров, летчиков-

испытателей в дело создания многоступенчатой ракеты для освоения космического

пространства, содействовать экологическому воспитанию школьников, обратив

внимание на проблемы загрязнения атмосферы Земли.

Развивающие: способствовать развитию познавательной деятельности и

расширению кругозора; дать представление о реактивном движении в природе и

технике, подчеркнуть взаимосвязь с другими науками: биологией, историей,

литературой; способствовать развитию чувства гордости за свою Родину.

Тип урока: урок закрепление,(деловая игра).

Реквизиты: книги о космосе, рисунки и мини сочинения учащихся, высказывания о

космосе, портреты космонавтов.

Оборудование

Плакаты: многоступенчатая ракета; реактивное движение; космический

корабль “Восток”; К.Э. Циолковский, Ю.А. Гагарин, С.П. Королев.

Компьютер, мультимедийный проектор

Мультимедийная презентация «Реактивное движение»

Демонстрации:

План урока.

I. Организационный момент. Вводное слово учителя (3 мин)

II. Распределение ролей (2 мин).

III. Актуализация темы урока. Целеполагание (4 мин).

IV. Работа по группам (25 мин).

V. Рефлексия ( 2 мин).

VI.Итоги урока (2мин).

VII. Домашние задание (1 мин)


ХОД УРОКА

I. Организационный момент. Вводное слово учителя (3мин).

Учитель:
Доброе утро, ребята! Садитесь. Я рада приветствовать вас! И хочу начать наш сегодняшний урок замечательными словами К.Э. Циолковского Слайд 1. «
Человечество не останется вечно на Земле, но, в погоне за светом и

пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет

себе всё околоземное пространство».
Слайд 2.В течение многих веков человечество мечтало о космических полётах. Писатели- фантасты предлагали самые разные средства для достижения этой цели. В XVII веке появился рассказ французского писателя Сирано де Бержерака о полёте на Луну. Герой этого рассказа добрался до Луны в железной повозке, над которой он всё время подбрасывал сильный магнит. Притягиваясь к нему, повозка всё выше поднималась над Землёй, пока не достигла Луны Слайд 3. А барон Мюнхгаузен рассказывал, что забрался на Луну по стеблю боба. Как вы думаете, возможно ли такое? Но ни один учёный, ни один писатель-фантаст за многие века не смог назвать единственного находящегося в распоряжении человека средства, с помощью которого можно преодолеть силу земного притяжения и улететь в космос.
Это смог осуществить

русский учёный Константин Эдуардович Циолковский. А как всё это начиналось? Об

этом мы сегодня с вами и поговорим.
Слайд 4. Итак, запишем
тему урока «Реактивное движение. Успехи в освоении

космического пространства»
Слайд 5. Человек давно мечтал о небе, о небесных телах. Мечтали люди и о том, чтобы когда-нибудь побывать там, на запредельной высоте. Солнце, Луна, звезды - вечный источник вдохновения для поэтов. Небесный свод, горящий славой звездной, Таинственно глядит из глубины. И мы плывем пылающею бездной, Со всех сторон огнем окружены. (Ф. Тютчев) Слайд 6. Наш урок сегодня будет проходить в форме деловой игры
«Репортаж с

научно-практической конференции».

Для оценки своих знаний предлагаю воспользоваться «Листом контроля»
Ваша задача – внимательно слушать выступающих, фиксировать основные моменты в таблицу, участвовать в прениях, оценивать ответы и задавать вопросы. А помогать мне сегодня будет космический комментатор Андрей Маслов.

Комментатор :
Я приветствую всех вас на нашей конференции! Учёные великие, открыв законы новые, Чтоб не пропасть им создали науку для людей. Нашли названье “Космос” ей, И до сих пор живёт она, Как целое собрание открытий и идей. Кибальчич, Циолковский, Королёв, Жуковский Подняться в небо помогли Огромным кораблям. А мы собрали данные, НЕ все, а только главные Чтоб был бы интересен, такой урок всем нам.
II. Распределение ролей, деление на группы(2 мин).

Комментатор:
Итак, мы ведем репортаж с научно - практической конференции, посвященной проблемам освоения космоса. Здесь присутствуют специалисты, причастные к решению этой проблемы, - это группы:
теоретиков, историков

,экологов и экспериментаторов,
а также вездесущие журналисты, которые после выступления на конференции подробно осветят ход сегодняшнего заседания на страницах газет и журналов.
Учитель:
Сегодняшний наш урок будет посвящен практическому применению закона сохранения импульса. Ребята, как вы думаете, каким же образом знание этого закона привело к решению проблемы освоения космоса – вечной мечты человека?
III. . Актуализация темы урока. Целеполагание (3мин)
1. Закону сохранения импульса подчиняется реактивное движение. Реактивные двигатели и используют при конструировании ракет (Об этом нам расскажут теоретики) 2. Группа историков нам расскажет об истории ракетостроения 3. А только ли ракеты имеют реактивный двигатель, или, может быть, мы встречаемся с ним в повседневной жизни?(Об этом нам расскажут и покажут экспериментаторы) 4. Да, космос, ракеты – это хорошо. Но самый большой космодром нашей страны находится неподалёку (Байконур). А хорошо это или плохо?( об этом нам поведают экологи). Как вы думаете, какова цель нашего урока? Цель нашего урока: обобщить и систематизировать знания, полученные на уроках физики, рассмотреть примеры реактивного движения в природе и технике, научиться объяснять эти явления с помощью законов физики, показать огромный вклад ученых, инженеров, летчиков-испытателей в дело создания многоступенчатой ракеты для освоения космического пространства.
IV. Работа групп (25 мин).


Учитель: Итак,
Включаем видеозапись.( камеру поставить) . Конференция начинает свою работу. И я предоставляю слово первой группе,
( 1.Выступает группа теоретиков) (4 мин).

Учитель:
Покинуть поверхность земли и подняться в небо мечтали еще древние греки. До наших дней сохранился миф об Икаре, который полетел к Солнцу на крыльях, склеенных воском, но воск растаял, и храбрец упал в море. От мифов до научных проектов прошли века. И я предоставляю слово нашим историкам.
(2. Выступает группа историков)(4 мин).

Учитель:
Метеорит сгорает в атмосфере, не достигая поверхности Земли. Куда девается при этом его импульс? Ответ: передается молекулам воздуха. После запуска ракеты радиационный фон резко повышается. Почему? На этот вопрос попробуют ответить экологи. ( 3.
Выступает группа экологов)(3 мин).

Комментатор:
Известна старинная легенда о богаче с мешком золотых, который, оказавшись на абсолютно гладком льду озера, замерз, но не пожелал расстаться с богатством. А ведь он мог спастись, если бы не был так жаден! Достаточно было оттолкнуть от себя мешок с золотом, и богач сам заскользил бы по льду в противоположную сторону по закону сохранения импульса.
А КАК БЫ ТЫ ПОСТУПИЛ НА ЕГО МЕСТЕ?
Глаза боятся - руки делают! Вперед исследователи.
Учитель :А теперь слово нашим экспериментаторам
.
( 4.Выступает группа экспериментаторов)(10 мин).

5.Задают вопросы журналисты(4мин).
1. Почему в космос не летают на вертолетах? 2. общего у кальмара, личинки стрекозы, медузы, современного самолета и космического корабля? 3. В книге Э.Распэ "Приключения барона Мюнхгаузена", Мюнхаузен, схватив себя за волосы, изо всех сил дёрнул вверх и без большого труда вытащил из болота себя и своего коня, которого крепко сжал обеими ногами, как щипцами". Возможно ли такое?(нет) 4. Белку с полными лапками орехов посадили на гладкий горизонтальный стол и толкнули по направлению к краю. Приближаясь к краю стола, белка, почувствовав опасность,
предотвращает падение на пол. Каким образом? (бросает орехи вперед, сама движется противоположно) 5. Кто сказал слова: “Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить, и преумножать эту красоту, а не разрушать ее”. (Ю. А. Гагарин)
Учитель: Спасибо группам за ответы

VI. Рефлексия( 2 мин)

« Я говорю человеку: поверь в себя! Ты все можешь! Ты можешь познать все тайны

вечности, стань хозяином всех богатств природы. У тебя крылья за спиной. Взмахни

ими! Ну, взмахни, и ты будешь счастлив, могуществен и свободен» К.Э. Циолковский

- Как вы думаете, зависит ли счастье и свобода человека от веры в себя, от

уверенности в своих силах? (Чувствовали ли вы у себя за спиной крылья на

сегодняшнем уроке?)

Попрошу ответить на вопросы на доске…………………………….??

Комментатор:
Наш репортаж из зала заседаний закончен. Мы надеемся, уважаемые зрители, что наша программа будет для вас полезной и доступной, вы узнали сегодня много нового о реактивном движении и сумеете распознать его среди других видов движения, об успехах отечественной космонавтики, о достижениях науки и техники. Пишите нам отзывы о нашей программе на телевидение. До новых встреч!
VII.Итоги урока. Оценки ( 2мин)

Учитель
: Завершить наш урок, ребята, я тоже хочу словами Константина Эдуардовича Циолковского:
"Основной мотив моей жизни – сделать что-нибудь полезное для людей, не прожить

даром жизнь, продвинуть человечество хоть немного вперед".
Я хочу, чтобы эти слова стали девизом и вашей жизни, чтобы каждый из вас внес свой вклад в развитие нашей страны, общества, науки
.

VIII. Домашние задание: сделать кроссворды по теме «Реактивное

движение».

Результативность:

- широкое рассмотрение вопросов реактивного движения позволяет

обеспечить активную творческую деятельность учащихся с разным


уровнем мышления,

- разнообразные задания позволяют увлечь работой школьников с

различными наклонностями,

- развивается умение получать информацию из различных источников,

- воспитывается патриотизм – гордость достижениями нашей

космонавтики,

- проблемы экологии – воспитывают бережное отношение к природе
.
На данном уроке формируются компетенции:
1.Общепредметные: коммуникативные умения – докладывать о результатах своего исследования, использовать справочную литературу и СМИ при подготовке к уроку. 2. Частично-предметные: умение использовать полученные ЗУН в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья и окружающей среды другие). 3.Межпредметные: овладение навыками самостоятельной работы, самостоятельный поиск, анализ, отбор информации из различных источников; умение работать в группе, распределять роли …, вести дискуссию. 4. Личностные: формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, ученым; самостоятельное приобретение новых знаний, умений, навыков, способов деятельности; готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными возможностями и интересами.
Литература
Основная 1. Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И.; Физика -10, М. Илекса, 2005 2. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н..- Физика -10, М. «Просвещение»,2004 3. Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е., Исаев Д.А. Физика -10, М. «Просвещение»,2009 4. Шустова Л.Ф. Презентация «Космическая эпопея». 2008. Дополнительная 1.Колесников Ю.В.; Глазков Ю.Н. «На орбите космический корабль» М.»Педагогика»,1980 2.Уманский С.П. «Космонавтика сегодня и завтра» М. «Просвещение»,1986 3.УМК. /Методические материалы для учителя. СД R-диск/. Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И.; Физика -10, М. Илекса, 2005 4. Презентации из интернета «Космос», «Cosmos», «Реактивное движение». 5.Презентация «К звездам» ученицы 8 класса Барагузиной Елены, 2009.
Распределение ролей:

1 группа «Теоретики»(4 чел)

2 группа «Историки» (4 чел)

3 группа «Экологи» (4 чел)

4 группа «Экспериментаторы» (4 чел)

Ведущий (1 чел) (ведёт конференцию)

Видео оператор (1 чел) ( показывает слайды)

Хранитель времени (1 чел) ( следит за временем)

Журналисты (4чел) (задают вопросы группам)