"Сенсорное воспитание детей через дидактические игры"

Автор: Березюк Нина Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ детский сад № 4"Колосок"
Населённый пункт: р/п Коченево Новосибирская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Сенсорное воспитание детей через дидактические игры"
Дата публикации: 11.10.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Уважаемые педагоги, хочу поделиться с вами опытом работы. Я работаю по теме «Сенсорное воспитание детей через дидактические игры». Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу – время, потехе – час, а потому, что играя, ребёнок учится и познаёт жизнь. «Игра пронизывает всю жизнь ребёнка. Это норма даже тогда, когда малыш делает серьёзное дело. У него есть страсть, и её надо удовлетворить. Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра» А.С. Макаренко Маленькие дети – очаровательные, азартные и счастливые искатели приключений, стремящиеся познать мир. Хочется поделиться своим опытом работы с детьми о сенсорных дидактических играх, в которые мы играем в детском саду и в которые мы советуем играть дома. Мир входит в сознание человека лишь через дверь органов внешних чувств. Если она закрыта, то он не может войти в него, не может вступить с ним в связь. Мир тогда не существует для сознания. Б. Прейер В последние годы у дошкольников отмечаются нарушения познавательной деятельности, наблюдаются недостатки и особенности восприятия, ощущений и представлений, что составляет область сенсорного воспитания. Дети гораздо позже начинают обращать внимание на окраску и форму предметов в окружающей обстановке, с трудом запоминают названия, плохо дифференцируют предметы. Все это говорит о том, что с детьми необходимо проводить специальную работу по развитию сенсорных процессов. Это длительный и сложный процесс, который длится не только в дошкольном, но и в школьном возрасте. В результате накапливаются впечатления: цветовые, звуковые, осязательные, которые представляют собой тот фундамент, на котором в дальнейшем строится интерес к гармонии цвета, звука, пластике предметов. Какова же роль дидактических игр в сенсорном развитии детей дошкольного возраста? В общей системе сенсорного воспитания в детском саду дидактические игры решают учебные задачи. Кроме того, они – хорошая школа использования детьми полученного сенсорного опыта, представлений и знаний и, наконец, выполняют функцию контроля за ходом сенсорного воспитания. Дидактическая игра содействует решению задач нравственного воспитания, развитию у детей общительности. Дидактические игры я использую как в познавательных, так и в занимательных областях. Работу провожу поэтапно. Сначала учу детей различать величины и цвета, подбирать одинаковые. Дети учатся простейшим умственным операциям, а именно: сравнивать, сопоставлять цвета. Используя дидактический материал, предлагаю детям найти предметы заданного цвета: «Завяжи шарику ленточку; Возьми красный шарик». Развиваю у ребят память, внимание, логическое мышление. Для этого предлагаю
дидактические игры: «Машины в гаражи», «Перышки для петушка», «Подбери по цвету», «Найди такую же», «Собери бусы». Дидактический материал вызывает у детей большой интерес, желание действовать. Малыши обмениваются предметами, сравнивают их, делают умозаключения: «Такой же шарик. Такая же машинка. Варежки с разными рисунками». При знакомстве с игрой ведущую роль беру на себя, использую разнообразные игровые приемы, создавая игровую ситуацию, вношу элементы соревнования, сочетаю с вопросами, указаниями, объяснением, показом. Как вы думаете, если у детей интерес к игре пропадает, что необходимо сделать? - Закончить игру или позаботится об усложнении игры?
Правильно. Роль взрослого заключается в том, чтобы у детей было в запасе много таких игр, в которые они играют сами, а если интерес к игре пропадает, то необходимо позаботится об усложнении игры. Для создания игр, использую самый доступный и простой материал: деревянные и пластмассовые кубики, прищепки, футляр от киндер яйца, крышки от пластмассовых бутылок, мелкие игрушки, пирамидки и т.д. В группе собрано много материала на развитие тактильных ощущений, которые необходимы для развития у ребенка сенсорных способностей. Изготовлены многофункциональные пособия совместно с родителями: «Слоненок Сенсоренок», «Цветные пуговички», «Накорми Нюшу и Ежика», «Кто, что кушает». Я использую и природный материал: шишки, бобы, горох и многое другое.
Изготовила массажные ванночки для рук, которые наполнены гречкой, рисом, горохом. Дети с большим удовольствием играют в таких ванночках, одновременно познавая форму, и величину предметов. На родительских собраниях рассказываю и готовлю выставки родителям о содержании работы по ознакомлению детей с цветом, формой, величиной, о важности своевременного воспитания сенсорных способностей, а так же о том, какая работа должна проводиться в семье для закрепления навыков. В работе с родителями используются и такие формы: семинары-практикумы, консультации, информационные листы, памятки. Совместная и систематическая работа оказала положительное влияние на развитие сенсорных способностей детей. Развитие сенсорных способностей посредством дидактических пособий и игр способствует накоплению у детей сенсорного опыта. Это позволит детям действовать не только под руководством педагога, но и самостоятельно. Свое выступление я хочу закончить притчей, в которой говорится: "Я пытался достичь сердца ребенка словами, но они часто проходили мимо него не услышанными. Я пытался достичь его сердца книгами, он бросал на меня озадаченные взгляды. В отчаянии я отвернулся от него. «Как я могу пройти к сердцу этого ребенка?» - воскликнул я. Он прошептал мне на ухо: «Приди, поиграй со мной!». Давайте играть с детьми, удивляться окружающему, радоваться каждому дню, проведенному в Детстве!