"Развитие двигательной активности детей младшего дошкольного возраста"

Автор: Писегова Татьяна Витальевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Алёнка"
Населённый пункт: Республика Хакасия город Абакан
Наименование материала: статья с конспектом НОД
Тема: "Развитие двигательной активности детей младшего дошкольного возраста"
Дата публикации: 11.10.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение г.Абакана “Детский сад “Алёнка”
Развитие двигательной активности детей

младшего дошкольного возраста
Воспитатель второй младшей группы <<Колобок>> Писегова Татьяна Витальевна

Жизнь –
это система движений. Потребность в движении дана человеку природой. Древний человек, чтобы, обеспечить себе своё существование должен был залезть на дерево и сбить с него плод, догнать добычу, перепрыгивать препятствия, балансировать на ограниченной площади, ориентироваться в пространстве. Основными движениями, которые активно развивает педагог на занятиях по физической культуре, являются ходьба, бег, ползание, лазание, прыжки, бросания, ловля, метание, строевые упражнения, упражнения на равновесие. Они гармонизируют физическое состояние человека, приводя в тонус различные группы мышц и обеспечивая нормальное функционирование всех систем организма. Большое внимание с раннего возраста уделяется формированию правильной осанки, двигательных навыков, координации движений, пространственного ориентирования: быстроты, ловкости, выносливости, силы и д-р, а также привитию культурно- гигиенических навыков и интереса к физическим упражнениям, что способствует формированию моральных качеств, волевых черт личности, ведению здорового образа жизни. Для успешного физического развития ребенка необходимы разнообразные закаливающие мероприятия (солевое, сухое, водное, воздушное, закаливание) активная двигательная деятельность в течение дня. Под закаливанием понимается постепенное повышение сопротивляемости организма различным внешним воздействиям, и, прежде всего, таким, как холод, жара, повышенная солнечная радиация. Закаливание – эффективное средство укрепления здоровья человека. Особенно великая его роль в профилактике простудных заболеваний, таких как ОРЗ, ОРВИ, бронхит, и др. Самая доступная и безопасная форма закаливания, которую я использую в своей группе это – воздушные ванны. После воздушных ванн переходим к водным процедурам – начинаем с обтирания. Делаем это так: мочим и выжимаем варежки сшитые мамами из махровых полотенец, растираем тело ребенка в следующей последовательности: сначала руки и плечи, зачем шею, грудь и спину, после чего сразу растираем сухим полотенцем. Еще раз мочим варежку и обтираем нижнюю часть туловища и ноги – и так же растираем сухим полотенцем. Температура воды 33-34 градуса с постепенным понижением через месяц до 18-20 градусов. Вместе с тем необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, обладающего сложноорганизованной структурой головного мозга, требующего адекватной стеритипизацией режимных моментов. Например, нельзя допускать насилия над биологической потребностью организма в удлиненном или укороченном дневном сне, ритмичностью в отдыхе, занятиях, питании и т.д. Свою работу в группе я строю так, чтобы ребёнку было интересно, и он хотел играть и заниматься. Начинаю день с приветствия детей. Интересуюсь, что дети делали дома вечером, чем занимались, помогали ли маме и папе. Предлагаю детям поздороваться с солнышком: логоритмическое упражнение “утром солнышко встаёт”, с растениями в природном уголке, улыбнуться рыбкам в аквариуме. Не все дети любят и хотят делать утреннюю зарядку, стараюсь разнообразить её двигательными рассказами, например: “ прогулка в лес “, сюжетно-ролевыми моментами, логоритмическими упражнениями. Прививая детям культурно -гигиенические навыки учу
их правильно обращаться с водой, мылом и полотенцем, используя при этом словесное сопровождение: потешки, прибаутки, иногда дразнилки. Проводя комплексные занятия со сменой деятельности, использую физминутки и динамические паузы. Во время прогулок (утром и вечером) провожу с детьми подвижные игры различной интенсивности по 10-15 минут. При выборе упражнений и игр учитываю их сложность, а также соотношу их с возможностями (возрастными и физиологическими) детей. В работе с родителями, рекомендую им, вместе с детьми выполнять упражнения утренней гимнастики, предлагая им разработанные мной комплексы. Очень полезны игры с детьми на развитие восприятия ритмов окружающей жизни и ощущений собственного тела. В процессе их нормализуется эмоциональная сфера, укрепляются семейные взаимоотношения и реализуются задачи, связанные с общим развитием движений. Кроме того, современные психологи говорят о важности для формирования здоровой психики ребёнка и для общего укрепления семьи и использования семейных “ритуалов”. В качестве таковых могут выступать “игры в кругу” или “ласкательные игры” часть из них может проводиться в выходные дни по утрам. Например: “Рельсы-рельсы”,”Ах туки”,”Стенка-стенка”. Я советую устраивать праздник дома с детьми, ходить с ними на экскурсию в парки, вместе любоваться природой, используя при этом подвижные игры вместе с детьми. Меня часто удивляет, сколько у наших детей энергии! Недаром говорят, что внутри у них “вечный двигатель, вечный прыгатель, вечный бегатель”. К сожалению, нередко взрослые не выдерживают активности детей и раздражаются: “сиди спокойно, не вертись, не бегай, не прыгай!...”. А ведь мозг ребёнка (особенно дошкольного возраста) получает питание и кислород, именно когда ребёнок двигается.
Движение
– это жизнь, развитие. Хочется, чтобы родители двигались и играли с детьми Были все здоровы и счастливы.
«Путешествие в парк к ручейку»
ЦЕЛЬ:
Создание условия для развития способности ребёнка адаптироваться к условиям улицы, в незнакомых ему местах.
ЗАДАЧИ:
Дать возможность детям самим общаться с окружающей природой. Побудить к двигательной активности, словами, действиями создавая определённые ситуации по ходу пути. Правильно координировать работу рук и ног во время ходьбы и бега, не шаркая ногами, не опуская головы.
Материал:
аптечка питьевая теплая вода бумажные кораблики султанчики.
Ход:
Добрый день дети! Что это за яркий лучик заглянул к нам в группу? (ответы детей) Видите, как солнышко на улице с каждым днём всё больше греет, всё ярче светит. Заглядывает в комнату, завёт нас на улицу я предлагаю вам одеться и пойти на улицу. Вы увидите, как солнышко своим теплом согрело землю, как от его тепла проснулась природа. Хотите посмотреть, как солнышко оживило землю? (ответы детей). Вижу, вы готовы. Друг за другом выходим из группы на улицу. По дорожкам сада идём. На дорожки асфальтированные смотрим, нет снега, он растаял, а почему? Кто мне скажет (ответы детей). Пойдём за ворота сада. Далеко придётся идти, но уж очень хочется посмотреть, как солнышко разбудило природу. Идём, смотрим вокруг внимательно. Мы с вами пришли в парк. Посмотрите, какие разные деревья, какие они? (ответы детей: - большие, маленькие – это кусты). Стволы у деревьев, какие? – (тонкие, толстые). Деревья радуются тёплому солнышку, тянут к нему свои веточки, как будто его приветствуют. Давайте и мы с вами поздороваемся с солнышком. Проводится логоритмическая игра: << Утром солнышко встаёт>> Вот мы и поздоровались с солнышком, посмотрите, как оно нам улыбается. Посмотрите на деревья, что с ними происходит? (ответы детей). Правильно, веточки качаются, а как вы думаете почему? (ответы детей). Да, прилетел к нам в парк весёлый ветерок, а какой он? (ответы детей). Предлагаю детям физминутку: Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо, Ветер тише, тише, тише Деревцо всё выше, выше. Посмотрите ребята, в нашем парке бежит весёлый ручеёк, подойдём к нему поближе, наклонимся пониже, послушаем, как он журчит и поёт. Это ручеёк рассказывает нам как ему весело весной. Долго он спал, а теперь проснулся, пробудился и отправился в далёкий путь. Будет земля поить, ей помогать, чтобы наша земля была красивая, многоцветная. Ребята, а кто мне скажет, что появится на земле, когда солнышко согреет землю, а ручеёк напоет её (ответы детей: трава, цветы, а на деревьях набухнут домики-почки и появятся зелёные листочки). Ребята, давайте покажем, как раскрываются почки на деревьях.
А теперь прислушайтесь, только присядьте, ручеёк просит, чтобы вы с ним поиграли немножко. 1. перешагнём через ручеёк только аккуратно, осторожно чтобы ноги не намочить (8- 10раз) 2. перешагиваем, взявшись за руки. Вдвоём перешагивать очень интересно. Друг другу помогаем, шагаем широко, а то в воду попадём (8-10раз). Я вам кораблики раздам. Вы возьмёте, в ручеёк опустите, пусть кораблики плывут, а если сами не захотят плыть, вы их веточкой-прутиком подтолкните, помогите. Вокруг ручейка походите, помогите корабликам поплавать. Чистой весенней водичкой умыться (3-4мин). Ну, вот и кончилась наша игра. Пара! Нас ждёт дорога в сад. Строимся, улыбаемся, погодой весенней наслаждаемся, дышим воздухом свежим, чтобы здоровыми быть, себя и других любить. Во время ходьбы использую упражнения “Зверобика” – имитация движений животных, лисы, зайца, волка, медведя. Во время отдыха, обращаю внимание детей, на окружающую природу, и её состояния. При выполнении упражнений у ручья даю детям возможность самим общаться, с окружающей природой. Побуждаю их к двигательной активности, словами, действиями, создавая определённые ситуации по ходу пути.