"Изготовление декоративного панно "Дары леса" с использованием приёма плоской лепки из пластилина"

Автор: Чехонадских Галина Ивановна
Должность: педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории
Учебное заведение: ГБУ "Старооскольский центр развития и социализации детей физкультурно-спортивной направленности"
Населённый пункт: город Старый Оскол, Белгородская область
Наименование материала: Методическая разработка занятия
Тема: "Изготовление декоративного панно "Дары леса" с использованием приёма плоской лепки из пластилина"
Дата публикации: 12.10.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Чехонадских Галина Ивановна,
педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории, руководитель изостудии «Юный художник», ГБУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Старооскольский центр развития и социализации детей физкультурно - спортивной направленности «Старт»»
Методическая разработка занятия по теме:

«Изготовление декоративного панно

«Дары леса» с использованием приёма

плоской лепки из пластилина»
Возраст детей: 7-10 лет
Раздел программы:
лепка из пластилина
Творческие работы воспитанников изостудии «Юный художник»

(педагог: Чехонадских Галина Ивановна),

выполненные с использованием приёма плоской лепки из пластилина
«По мотивам сказки К. Чуковского «Морозное утро» «Доктор Айболит»» Косинова Вера Канжова Настя «Плоская лепка из пластилина» «Плоская лепка из пластилина» Педагог: Чехонадских Галина Ивановна Педагог: Чехонадских Галина Ивановна

Цель занятия:
научить воспитанников приёму плоской лепки из пластилина
Задачи:
- научить детей навыкам плоской лепки из пластилина; - закрепить знания о съедобных и несъедобных грибах; - развить творческое воображение и образное мышление у детей; - воспитать эстетический вкус, чувство коллективизма при изготовлении большого декоративного панно.
Материал:
пластилин, карточки с контурным изображением грибов, полоски

бумаги жёлтого, оранжевого, голубого цвета, стек,

карандаш, ножницы, клей ПВА, салфетки для рук
Технические средства:
магнитофон
Зрительный ряд:
детские работы из пластилина, методические рекомендации Г.И. Чехонадских «Пластилиновая сказка», солнышко из цветной бумаги, на большом листе бумаги или обоев нарисованная большая корзина для грибов
Музыкальный ряд:
кассета «Птичьи голоса в лесу»
План:
1. Организационный момент (психологическая установка) 2. Теоретическая часть 1). Повторение пройденного материала (диалог о видах работ из пластилина) 2). Художественное слово к изделию гриб (загадки, стихи) 3). Беседа о флоре и фауне Приосколья 4.Практическая часть 1). Изготовление грибов приёмом плоской лепки из пластилина на фоне музыки «Птичьи голоса в лесу» (в записи) 2). Игра «Минутка пантомимы» 3). Коллективное оформление большого декоративного панно 5. Подведение итогов 1). Составление небольшого описательного рассказа о работе 2). Рефлексия 6.Задание к следующему занятию Список литературы
Ход занятия:
Пластилин – искусственный пластичный материал, очень удобный для работы с детьми. Его делают из белой глины с добавлением воска, чтобы не затвердевал; глицерина для пластичности; жировых веществ для предохранения от высыхания; красителей для получения различного цвета. Пластилин поступает в продажу уже готовый к употреблению. Дети с удовольствием с ним работают. Он, в свою очередь, наряду с творческим, способствует и физическому развитию ребят, т.к. работа с ним укрепляет мышцы детских пальчиков. I вид работы из пластилина – плоская лепка;
II вид – процарапывание по пластилину; III вид – подарочный вариант (работа чёрной тушью и пластилином на стекле). Педагог отмечает, что сегодня дети будут работать первым видом работы из пластилина «плоская лепка». Выполняться плоской лепкой из пластилина будет грибок. Грибок, выполненный в технике «Плоская лепка из пластилина» Педагог загадывает загадки про грибы: Многочисленное войско Собирает старый пень: Тонконогие ребята Подрастают каждый день! По траве войска идут, Грибники их тут найдут! Лишь наклонишься немножко, Поглядишь – полно лукошко!
(Опята)
Блестящие шляпки Надели ребятки. Разбежались гуськом, Оказались рядком!
(Маслята)
Затаился под сосной, Полон влагою лесной. Вот он, рыженький грибок, Полезай–ка в кузовок!

(Рыжик)
Он стремится на простор – Для лесных полян узор. Как бы он ни нарядился – Но в еду не пригодился!
(Мухомор)
Удивляется народ – Водят чудный хоровод Рыжие сестрички. То грибы – лисички.
(Лисички)
Он так крепок и велик, Царь грибов – боровик.
(Боровик)
Все его, конечно, знают, Под осинкой вырастает. Он прикрыт нарядной шляпкой. Угадайте, ребятки?
(Подосиновик)
Вот растаял весь снежок – И в лесу, смотри, грибок! Весь морщинистый на вид, Прямо дедка – лесовик! В прелых листиках залёг, Словно сильно занемог!
(Строчок)
Рядом тоже старичок – В острой шапочке грибок. В прятки дедушки играют, На полянку выбегают!
(Сморчок)

Л. Герасимова
После того, как дети отгадают загадки, все вместе отвечают, какие виды грибов они знают, что кроме съедобных и несъедобных есть сказочные и фантастические грибы. А в лесах Приосколья растут вместе с грибами также ягоды: земляника, малина, ежевика, множество красивых цветов: подснежники, ландыши, незабудки, лютики, ромашки. Водится очень много животных: лоси, зайцы, лисы, волки, белки, которых необходимо охранять. Перед тем, как приступить к практической части занятия, для развития творческого воображения у детей педагог проводит игру «Коллективный рисунок», и игру «Минутка пантомимы», где при помощи языка жестов и мимики воспитанники рассказывают короткое стихотворение, которое читает сам педагог. Затем раздаёт карточки с контурным изображением грибов, где в правом углу отмечен схематически значок «губы». Каждый ребёнок называет свой гриб и если он съедобный – значок «губы» оставляет без изменения, а если гриб несъедобный – значок «губы» перечёркивает. После этого воспитанники, разогретый пальчиками рук, пластилин наносят тонким слоем на изображение гриба. Для каждого цветового пятна соответствует цвет
пластилина. Чтобы получить сложную гамму необходимо смешать два и более цвета. Во время работы педагог должен формировать у детей уверенность в себе и своих возможностях, помогать добиваться желаемого результата. В течение всего занятия, наблюдая за работой детей, он осуществляет индивидуальный показ приёмов плоской лепки, кто в этом нуждается, отличая при этом, какие разные и красивые получаются грибы. Закончив лепку, каждый ребёнок вырезает гриб, наклеивает клеем ПВА обратную сторону изображения и приклеивает на панно с изображением корзины (в корзину - съедобные грибы, рядом с корзиной - несъедобные). Может случиться так, что не все дети сразу смогут добиться нужного результата. Помогите им проанализировать свою работу, установить причину допущенных ошибок, устранить их и обязательно дать возможность закончить своё творчество. Затем обратите внимание на масштаб выполненной работы: какое красивое и большое панно можно сделать благодаря усилиям всех детей. В конце занятия проводится рефлексия: к изображённому солнцу на доске воспитанники прикрепляют лучики (жёлтого цвета - очень хорошее настроение, оранжевого цвета – хорошее настроение, голубого цвета – плохое настроение), что наглядно в цветовом спектре даёт возможность мгновенно оценить психологическое состояние обучающихся. После этого педагог задаёт домашнее задание к следующему занятию по теме: «Процарапывание по пластилину». Дети должны принести белый картон, тёмный пластилин, острые палочки, салфетки для рук. Список литературы: 1. Горяева, Н. А. Изобразительное искусство: декоративно-прикладное искусство в жизни человека / Н. А. Горяева, О. В. Островская. – М.: Просвещение, 2008. – 192 с. 2. Кузин, В.С. Изобразительное искусство. Программно-методические материалы / В. С. Кузин, В. И. Сиротин. – М.: Дрофа, 2000.- 320 с. 3. Цирулик, Н.А. Уроки творчества / Н. А. Цирулик, Т. Н. Проснякова. – Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2000. – 112 с. 4. Чехонадских Г. И. Из опыта работы автора. Развитие творческого воображения у детей младшего школьного возраста через процесс воплощения художественного замысла в игровой деятельности на занятиях изобразительного искусства. – Белгород: БелИРО, 2012.