"Развитие поэтического творчества"

Автор: Бармина Валентина Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОБУ Лицей № 6
Населённый пункт: г.Мелеуз
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие поэтического творчества"
Дата публикации: 12.10.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Развитие поэтического творчества младших школьников В начальных классах одной из главных задач является развитие речи. Именно речь является каналом развития интеллекта. Учитель должен воспитать полноценного читателя, способного наслаждаться красотой и яркостью художественного слова, постигать глубину худо- жественного образа. Так родилась идея творческих заданий. Творчество и творческая деятельность определяют ценность чело века. Поэтому формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл. Активизация твор ческой познавательной деятельности учащихся зависит в болыпей сте пени от методов обучения, которые использует учитель на уроке. «Че рез сказку, фантазию, через неповторимое детское творчеству - верная дорога к сердцу ребёнка», - утверждал В.А.Сухомлинский. Введение творческих заданий на уроке делает его более; насыщен ным, интересным, развивающим. Самостоятельное сочинение стихов способствует развитию устной речи, развивает мышление и фантазию. Поэтому очень важно с первых дней поступления ребёнка в школу при - вивать ему любовь к чтению и поэтическому слову. С удовольствием приступаем к работе над стихами в 1-м классе. Конечно, может кто-то и раньше сочинял или пробовал сочинять стихи, но и для них понимание того, что такое размер, рифма, ритм даёт возможность усовершенствовать собственные строчки. На самых первых уроков дети знакомятся с понятием! «рифма». Для этого на помощь приходят загадки с коллективным ответом, которые договаривают дети. Например: В яме спит зимою длинной, Но чуть солнце станет греть, В путь за мёдом и малиной Отправляется ... (медведь). То я в клетку, то в линейку, Написать по ним сумей-ка! Можешь и нарисовать. Что такое я? ... (тетрадь). Кто шагает с сумкой книг Утром в школу? ... (ученик).
Дети отгадывают загадку, доказывают правильность своего ответа и находят рифмующиеся слова. Загадки с коллективным договариванием усложняются подбира- нием рифмы к словам. Для проведения данной работы можно использо- вать игровой приём. Игра-соревнование проводится между рядами, ме - жду девочками и мальчиками, между учителем и детьми. Называется эта работа «Игра в рифмы». Учитель называет слово, дети подбирают к нему рифмующиеся слова. Например: печка (свечка, сечка, гречка, реч - ка и т.д.}, лёд (мёд, самолёт, поёт, гнёт и т.д.). Одним из видов работы над стихотворением является задание най ти рифмующие слова. Когда с этими заданиями дети справляются, тра - диционными на уроке становятся задания «Я начну, а ты продолжи». Например: Учитель: Порхает и кружится На улице снежок. Ученик: А девочка играет С собакою Дружок. Ученик: А бабушка на улицу дала нам пирожок. Такая работа способствует развитию творческого воображения, чувства слова, а также служит хорошим средством развития чувства юмора. Далее работа на сочинение стихов усложняется. Так, детям пред лагается сочинить стих по данным рифмам не обижаю ... приглашаю .. . угощаю ... играю. ...скворцы ...певцы ...клюют ! ...поют. Выполняя творческие задания, дети порой приоткрывается с не- ожиданной для самих себя стороны. А успех, как известно, окрыляет, вселяет веру в свои силы, укреп ляет желание работать. Над творческими заданиями работают все, даже те, кто учится, как говорится, без особого рвения. Почувствовав вкус творческой деятельности, трудно от неё отказаться. И рождается новые замыслы, которые тут же воплощаются в жизнь.
Приведу примеры стихотворений, написанных детьми. На дворе белым-бело,снег идёт и падает. Всем ребятам хорошо, Что везде белым-бело. Слободчикова Лера (1 кл.) Зима, зима, зима! Валит пушистый снег! Вставай на лыжи, на коньки, на| саночки садись. И весело, и весело за нами Вслед катись. Вот Азамат на санках несётся с горки вниз. «Бери-ка лыжи и коньки!-зовёт меня дружок. - И выходи на улицу, Ведь там идёт снежок!» Исанова Маргарита (1 кл.) Bот вьюга сильная идёт, Она прохода не даёт. Вот скоро праздник Новый Год. Он за собою всех зовёт И Дед Мороза приведёт, Ведь он подарки раздаёт. Коновалова Лена (2 кл.) На улице снежок, Пойдём гулять, дружок! Заморозил лес Мороз и подарки нам принёс. Ёлка в гости к нам пришла, Новый Год нам принесла. Веселись же, детвора! Всем желаю я добра! Коновалова Лена (2 кл.)
Снег засыпал дорожки и крыши. На деревьях снег искрится, Детям дома не сидится, Взяли лыжи и коньки -Визг и хохот у реки. Урчев Алёша (2 кл.) Урал. Родной Урал! Красивей нет! Живут здесь люди много лет. Живёт здесь вся моя семья: Мама, папа, брат и я. Горы, реки и поля. Всем богата здесь земля, И куда я ни пойду - Лучше края не найду! Коновалова Лена (2 кл.) Снежинки кружатся, На землю ложатся! Но солнышко засияло, и маленькие снежинки вдруг превратились в льдинки. Биккузина Ляйсан (1 кл.) Зима, зимушка-зима все тропинки замела, Облетела, обходила, все нам окна застудила, всё снегами замела, А потом она ушла. Слободчикова Лера (2 кл.) Как видите, стихи очень разные. Художественные достоинства подведённых творений не столь уж велики, видна и подражательность, и скованность в выборе изобразительно-выразительных средств, но нельзя не отметить определённую искренность начинающих поэтов, их увлеченность и неподдельное стремление выразить чувства, Владеющие
ими. Нельзя не отметить, что улавливается непосредственная связь ме - жду самостоятельным творчеством учеников и их возросшим интере- сом, самостоятельностью суждений в отношении подлинно профессио- нальной поэзии. И в этом заключается наибольшая ценность поэтиче - ских занятий детей. Бармина Валентина Александровна, учитель начальных классов, лицей № 6, г.Мелеуз