"Самоанализ результатов профессиональной деятельности"

Автор: Ежова Людмила Кузьминична
Должность: учитель
Учебное заведение: МБ ОУ Кочкуровская СШ Починковского муниципального района Нижегородской области
Населённый пункт: с. Кочкурово Починковского района Нижегородской области
Наименование материала: статья
Тема: "Самоанализ результатов профессиональной деятельности"
Дата публикации: 14.10.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Кочкуровская средняя школа
Самоанализ

результатов профессиональной деятельности

учителя биологии

Ежовой Людмилы Кузьминичны

за 2012-2015 годы

с.Кочкурово 2015 г


Защита портфолио
(СЛАЙД 1) Общие сведения о педагоге:

Добрый день, уважаемая комиссия! Меня зовут Ежова Людмила Кузьминична. Мне 54 года. Общий стаж работы в школе почти 36 лет. Из них 35 лет я проработала в Кочкуровской школе. С 1980 года в течение 11 лет работала учителем начальных классов, затем учителем химии и географии, и вот уже 20 лет преподаю биологию и химию в той же Кочкуровской средней школе. С 2006 года являюсь учителем 1 квалификационной категории. В 2010 году подтвердила категорию. В 2015 вновь подала заявление на подтверждение 1 категории. Имею грамоты и благодарности на муниципальном и региональном уровне. За годы работы показала мастерство педагогического труда с высокой профессиональной и методической подготовкой. Я увлекающаяся натура, нахожусь в постоян ном творческом поиске. Моё профессиональное кредо: «Чтобы зажечь, надо гореть!» (СЛАЙД 2) Тема моей презентации
«Формирование ключевых компетентностей на уроках биологии и во

внеурочное время»
(СЛАЙД 3) Условия формирования личного вклада Методическая работа в школе находится на достаточно высоком уровне. Регулярно проводятся заседания школьных методических объединений, совещания на которых изучается нормативная и методическая документация по вопросам образования, актуальный педагогический опыт, инновационная работа по предмету. Учителя дают открытые уроки, проводят их самоанализ, выступают с отчетами по теме самообразования. Таким образом, обстановка в коллективе способствует развитию творческого потенциала каждого педагога. Опираясь на передовые достижения отечественных психологов:
Л.С. Выготского, А.Н.Леонтьева, П.Я.Гальперина, Д.Б.Эльконина и др.
,
методики компетентностного подхода ведущих деятелей педагогики

Болотова В. А., Серикова В.В. и др.
, я осуществляю личный вклад в развитие образования 
Я работаю по теме самообразования: «Использование


инновационных технологий в образовательной практике»

Выступаю на ШМО: Например: Обобщение опыта работы по

теме«Самообразование. Социализация современного подростка на

уроках биологии»

Провожу открытые уроки. Где демонстрирую формирование

ключевых компетентностей на уроках биологии.

В нашей школе практикуются взаимопосещения уроков с

последующим анализом, обменом опытом.

А также публикация методических разработок по предмету в

педагогических сообществах
(СЛАЙД 4) Актуальность У меня есть возможность делиться идеями своей исследовательской работы с коллегами. С представленной системой работы по формированию ключевых компетентностей на уроках биологии неоднократно выступала на заседаниях методического объединения. Мой опыт применим и поддержан педагогами нашей школы. В формирование компетентностей в образовании применяю системно- деятельностный подход, который на сегодняшний день обусловливает изменения системы образования и позволяет постепенно переходить: от усвоения знаний к применению знаний от приобретения новых знаний, умений и навыков по предмету к формированию УУД от индивидуальной формы усвоения знаний к учебному сотрудничеству (СЛАЙД 5 ) Теоретическое обоснование Задача педагога состоит в том, чтобы за годы обучения сформировать ключевые компетентности - научить ребенка самому отбирать сведения, оценивать их качество, проявлять избирательность при их потреблении, формировать умение находить требуемые данные. • Сначала определяем проблемы • Затем ищем способ решения • Далее идёт Исследовательская деятельность • Следующий этап Оформление результатов • Затем Демонстрация результата • И наконец Рефлексия
(СЛАЙД 6) Цель и задачи Цель: формирование ключевых компетентностей у обучающихся на уроках биологии и во внеурочное время Задачи: -формировать познавательную компетенцию для осуществления взаимодействия с окружающими в различных сферах общения с учетом реальных или возможных жизненных ситуаций -развивать умения осуществлять учебную и исследовательскую деятельность, находить нужную информацию, фиксировать, систематизировать, обобщать и использовать ее с учетом поставленных целей -формировать навык регулирования собственной деятельности, осуществления самоконтроля и самооценки в процессе коммуникативной и познавательной деятельности (СЛАЙД 7) Ведущая педагогическая идея Уходит эпоха «образования на всю жизнь». На смену приходит новая эпоха, принцип которой «образование длиною в жизнь», эпоха, которая востребовала человека с иными качествами. В процессе работы я сформулировала тему своего исследования: «Cамообразование. Формирование ключевых компетентностей на уроках биологии и во внеурочное время». (СЛАЙД 8) Деятельностный аспект Начнём с того, что в период с 2010 по 2015 год я прошла курсы повышения квалификации общим количеством часов 360. (СЛАЙД 9) Деятельностный аспект Начиная с 2012 по 2015г я работаю над темой по самообразованию «Использование инновационных технологий в образовательной практике» Компетентностное обучение лежит в основе ФГОС II поколения и способствует формированию личности, умеющей эффективно действовать в ситуации неопределенности. Формированию компетентностей у обучающихся препятствует недостаточное использование интерактивных технологий в процессе преподавания биологии.
(СЛАЙД 10) Деятельностный аспект В моей педагогической практике есть опыт применения различных современных технологий, активных методов обучения. Я выделяю несколько основных технологий, на мой взгляд, имеющих возможность реализации компетентностного подхода. Это:

Информационно-коммуникационные технологии

Здоровьесберегающие технологии

Технологии реализации системно-деятельностного подхода

Технологии проблемного обучения

Игровые технологии

Технологии личностно-ориентированного обучения

Проектная технология

Исследовательские технологии (СЛАЙД 11) Диапазон деятельности я направляю ис пользование всего многообразия приемов и методов обучения к главной цели — научить обучающихся учиться. Научить свободно ориентироваться в огромном потоке информации, которую сегодня получает современный человек. Научить выделять главное, логично, последо вательно излагать свои мысли, т. е. сформировать
коммуникативные компетенции
, которые позволяли бы участникам образовательного процесса пополнять знания в порядке самообразования не только на базе школы, но и в последующей трудовой деятельности в коллективах. Эти составляющие и есть основа понятия «компетентность». Компетентности формируются, проявляются и используются в деятельности, и, поскольку все виды деятельности взаимосвязаны в потоке человеческой жизни, нельзя строго разграничить виды деятельности, а, следовательно, и виды компетентности.
Различают
основные группы компетентностей
:
ключевые,

общепредметные
для одной образовательной области (например, естествознание) и
предметные
(в рамках одного предмета). Анализ особенностей содержания предмета биологии и возможностей обучающихся, уровня их развития позволяет мне выделить в качестве наиболее актуальных следующие
ключевые компетентности:

-ценностно-смысловые,

- социально-трудовые,

-учебно-познавательные,

-общекультурные,

-коммуникационные,

-информационные,

-личностного самосовершенствования,

-разрешения проблем.
(СЛАЙД 12) Диапазон деятельности Приведу пример:
Исследовательская деятельность
Исследовательскую технологию применяю на уроках – лабораторных, экскурсиях, когда обучающиеся в доступных им пределах на основании материалов опытов и наблюдений приходят к некоторым самостоятельным выводам. А когда сами обучающиеся опытов не производят и остаются только зрителями, то демонстрируя им различные объекты или опыты, стараюсь при этом так построить урок, чтобы дети рассуждали на основании увиденного и приходили бы к некоторым самостоятельным выводам. Ежегодно привлекаю обучающихся к научно-исследовательской деятельности. Вместе с ними выбираем тему, составляем план научно – исследовательской работы, где намечаем программу работы по заданной теме: постановка цели и задач, корректировка темы, изучение литературы по теме, составление плана работы, создание черновых материалов, подготовка тезисов, окончательный вариант работы, презентация работы. В плане указывается, где будет представлен результат выполненной работы:
общешкольное мероприятие, районная конференция, открытый урок. Темы учебно-исследовательских работ обучающихся: «Кислотность почвы», «Интенсивность загрязнения окружающей среды: воды, воздуха, помещений в школе», «Влияние динамической и статической работы на утомляемость мышц» и др. «
Экскурсии
в окрестностях школы и села: «Фенологические наблюдения за природой», «Растения нашей местности: лекарственные и ядовитые», «Идентификация растений в осеннее-зимний период» и др.
Лабораторные работы
начиная с 5 класса: «Разнообразие клеток», « Разнообразие одноклеточных организмов» и др. (СЛАЙД 13) Диапазон деятельности
Здоровьесберегающая деятельность
Цели и задачи моей педагогической деятельности сочетаются с методической темой ОУ, темой МО.
Тема ОУ:
«Личностно-ориентированный подход»
Методическая тема ОУ :
«Духовно-нравственное становление личности обучающегося через компетентностный подход».
Тема моего педагогического опыта:
« Формирование ключевых компетентностей на уроках биологии и во внеурочное время » Моя профессиональная деятельность была направлена на достижение следующей
цели:
Овладение методиками формирования учебно-познавательной компетенции средствами ИКТ-технологий в урочной и внеурочной деятельности.(Представлено в приложении) Данная цель согласуется с целью деятельности школы в качественном образовании, сохранении здоровья школьников, в развитии творческой личности, ориентированной на нравственные ценности. Для достижения поставленной цели в своей педагогической деятельности активно использую медиа- и ИКТ-технологии, технологии проблемного обучения, игровые, личностно-ориентированного обучения, а также здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии.
При организации учебной и внеклассной работы активно применяю

компетентностный подход, учитываю индивидуальные и возрастные

особенности, а так же познавательные особенности обучающихся. Для

развития познавательного интереса и познавательной активности

обучающихся на своих уроках использую проблемно-поисковый метод


подачи учебного материала, стараюсь использовать различные виды

самостоятельной работы поискового и исследовательского характера.
(СЛАЙД 14) Результативность деятельности. Под качеством образования понимается «степень удовлетворения ожиданий» различных участников процесса образования от предоставляемых образовательным учреждениям образовательных услуг» или «степень достижения поставленных в образовании целей и задач». Для учителя биологии качество образовательного процесса определяется как нормативный уровень, которому должен соответствовать продукт учебно-воспитательного процесса, в котором воплощается социальный заказ общества. Основным критерием качества образовательного процесса является результат, показателями которого являются знания и умения. В результате анализа
итоговых оценок
по биологии за последние 3 года получили качество обученности за 2012-13, 2013-14, 2014-15 г.г. соответственно 60%, 65%, 68%. (СЛАЙД 15) диаграмма оценки Выявлена положительная динамика. (СЛАЙД 16) Результативность деятельности Ежегодно для государственной аттестации дети
выбирают сдавать
биологию, до 68-80%. Поступают
в ВУЗы,
где профилирующие предметы биология и химия : это педагогический, медицинский, сельхоз академия в 2013 году – 7 человек поступили (50 %), в 2014 году – 2 человека ( 40 %), в 2015 году – 3 человека ( 50 %) (СЛАЙД 17) результаты ЕГЭ По
результатам ЕГЭ
тоже прослеживается положительная динамика: год К-во уч-ся Ср. балл 2013 4 56,3
2014 4 47,8 2015 4 59,5 (СЛАЙД 18) диаграмма ЕГЭ (СЛАЙД 19) Транслируемость Диссеминация педагогического опыта, уровень профессионального мастерства педагога определяется через участие в профессиональных конкурсах, конференциях, МО, олимпиадах. (СЛАЙД 20) Результативность У меня создана система работы с учащимися продвинутого уровня по подготовке их к
олимпиадам
и конкурсам. Ребята с удовольствием принимают участие в предметных олимпиадах, имеем призовое место на муниципальном уровне в 2014 году. Я даже экспериментировала в рамках ДОЛ занятия по предмету с отрядом «Высшая лига». Летняя работа по предмету- неиссякаемые возможности познавательной, экспериментальной, проектной деятельности, неограниченная рамками урока, временными и уровневыми рамками . (фотоматериал представлен в приложении портфолио) (СЛАЙД 21) транслируемость в Интернет На слайде вы видите на каких сайтах я зарегистрирована, и как их использую. Особенности используемых мной программ. Преподавание биологии в школе осуществляется в соответствии с УМК Н.И.Сонина, основанном на лучших традициях преподавания предметов естественно- научного цикла, сохраняют преемственность с этапами в обучении, отвечают новейшим требованиям к образованию. Неотъемлемой частью УМК являются
электронные приложения
к учебникам, использование которых значительно расширяет образовательное пространство, делает процесс познания действительно современным и творческим.(Применение ЭОР отражено в портфолио). Содержание и методический аппарат линий полностью соответствуют требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО). УМК получили одобрение экспертных организаций РАО и РАН,
включены в Федеральный перечень учебников на 2014/15 учебный год и имеют гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации». В линию УМК входят следующие учебники: • Н. И. Сонин, А. А. Плешаков. Биология. Введение в биологию. 5 класс; • Н. И. Сонин. Биология. Живой организм. 6 класс; • В. Б. Захаров, Н. И. Сонин. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс; • Н. И. Сонин, М. Р. Сапин. Биология. Человек. 8 класс; • С. Г. Мамонтов, В. Б. Захаров, И. Б. Агафонова, Н. И. Сонин. Биология. Общие закономерности. 9 класс. - В.И.Сивоглазов, И.Б.Агафонова Общая биология .10-11 класс При переработке учебника 9 и 10-11 классов вошедший в него материал был значительно упрощен, чтобы у участников образовательного процесса оставалось время для повторения предыдущих курсов биологии и подготовки к ОГЭ и ЕГЭ.
Результативность использования современных образовательных

технологий такова
1. Повышение качества и результативности урока. 2. Повышение мотивации к изучению предмета «биология» 3. Развитие субъектности обучающегося (самостоятельность, инициатива, ответственность). 4. Профессиональное самоопределение – понимаю, что делаю. 5. Развитие личности, востребованной в современных жизненных условиях. 6. Обучающиеся владеют биологической грамотностью. 7. Обучающиеся применяют УУД, полученные на уроках и в рамках дополнительного образования в различных сферах жизни. 8. Расширение кругозора и мировоззрения обучающихся. (СЛАЙД 22) литература, используемая при подготовке презентации.

Правила на каждый день
 Я не источник знаний на уроке – я организатор урока и помощник ребят;  Ребёнок должен знать зачем ему это? Цели занятия обязательно формулируем на уроке вместе с ребятами и эти цели находятся в сфере интересов ребёнка;  Исключила из своего лексикона слова ошибочный ответ, неправильно и т.д. Вместо этого, постоянно обращаясь ко всем, предлагаю обсудить: А как вы думаете…;Я думаю, что…, но может, я ошибаюсь…;.  Никаких монологов на уроке! Только диалог, живой, в котором участвуют все.  На каждом уроке – работа в группах: парах, четвёрках, больших группах. Учимся общаться, спорить, отстаивать своё мнение, просить помощи или предлагать её.  Самое главное – мой эмоциональный настрой. Я умею управлять своими эмоциями и учу этому детей.  Если после моего урока у ребёнка не осталось никаких вопросов, ему не о чем поговорить с товарищами или со мной, ничего не хочется рассказать тем, кто не был с ним на уроке – значит, даже если урок и был хорош с моей точки зрения, то у ребёнка он не оставил следа.
Используемая литература
1. Букатов В.М., Ершова А.П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приёмов обучения: Книга для учителя. М.: Издательство Первое сентября 2000. – 224 с. 2. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П., Современный урок, часть1, Учитель, 2004. 3. Лернер Г.И. Структура и типы уроков, Биология ( приложение к газете «1 сентября»), №43х-2004.
4. Муравьев Е.М. Первые уроки начинающего учителя, Завуч, №5-2004.
Спасибо за внимание!