"Программа полевой практики"

Автор: Зарипова Танзиля Валиахметовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ОГБПОУ "Ульяновский педагогический колледж"
Населённый пункт: Ульяновская область, город Ульяновск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Программа полевой практики"
Дата публикации: 15.10.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Министерство образования и науки Ульяновской области Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «
Ульяновский педагогический колледж»

ПРОГРАММА ПОЛЕВОЙ ПРАКТИКИ

ПМ.01 Преподавание по программам начального общего образования

МДК 01.05. ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ С МЕТОДИКОЙ ПРЕПОДАВНИЯ

И ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по специальности СПО Специальность
44.02.02. Преподавание в начальных классах

Ульяновск 2015г
Пояснительная записка
Программа полевой практики по ПМ.01 Преподавание по программам начального общего образования МДК 01.05. Естествознание с методикой преподавания и экологическое воспитание разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования 44.02.02. Преподавание в начальных классах. В системе профессиональной подготовки учителя начальной школы педагогическая практика занимает свое особое место. Главное назначение полевой практики – соединить теоретическую подготовку, которую будущий учитель получает по дисциплинам подготовки, с практической деятельностью учителя начальной школы. «Полевая практика» по естествознанию с методикой преподавания и экологическому воспитанию– составная часть подготовки учителя начальных классов. В процессе работы во время полевой практики студенты колледжа углубляют и расширяют знания по естествознанию, методике преподавания естествознания, а так же приобретают базовые знания по основам сельского хозяйства, т.к., работая в школе, учителя обязательно ведут опытническую работу на пришкольном участке. В ходе изучения природы у студентов формируется диалектико-материалистическое мировоззрение: природа рассматривается как единое целое, студенты учатся понимать и объяснять явления природы, устанавливать между ними взаимосвязи, выявлять закономерности. Практика расширяет кругозор студентов, способствует их всестороннему развитию. В процессе выявления причинно-следственных связей в явлениях природы у студентов развивается мышление. Практика способствует выработке у студентов таких моральных качеств как коллективизм, дисциплинированность, бережное отношение к природе. В ходе практики формируются следующие общие и профессиональные компетенции: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Оценивать риск и принимать решения в нестандартных ситуациях. ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. 2
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. ПК 4.2. Создавать на участке колледжа предметно – развивающую среду. ПК 4.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов. ПК 4.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений. Неоценима роль практики в профессиональной подготовке студентов. Все содержание практики, формы и методы проведения ее отвечают задачам 3

План проведения комплексной полевой практики



п/п

Наименование тем практики

Количество часов
Макс. нагрузка Инфор.- метод. работа Прак. работа Самост. работа 1 Инструктаж. Наблюдения за солнцем, погодой. Экскурсия в окрестностях колледжа. Ориентирование на местности с помощью компаса и местных признаков. Составление плана местности. Практическая работа на участке. 1 7 1 2 3 2 2 Наблюдения за солнцем, погодой. Экскурсия в Краеведческий музей. Описание растений и животных нашего края. Практическая работа на участке. 9 3 3 3 3 Экскурсия «Формы поверхности нашего края». Знакомство с работой учителя начальных классов на пришкольном участке в отделе начальных классов. Практическая работа на участке. 8 2 4 2 4 Экскурсия на Черное озеро. Описание растений и животных водоема. 9 2 4 3 5 Экскурсия на гидрометеостанцию. 8 3 3 2 6 Экскурсия на реку Волгу. Подведение итогов практики 7 1 2 1 3 2
ВСЕГО:

50

16

20

14
4

Содержание занятий на комплексной полевой практике

1 занятие – 6ч
1. Инструктаж. Содержание, задачи, порядок проведения комплексной полевой практики. 2. Приборы, используемые при наблюдениях за погодой: барометр, барограф, психрометр, осадкомерное ведро, гномон. Наблюдение за длиной тени по гномону в 9, 12, 15часов. 3. Наблюдения за погодой: осадками, облачностью, температурой, направлением ветра; их фиксация. 4. Экскурсия в окрестности колледжа с целью изучения влияния погодных условий на рост и развитие растений. 5. Ориентирование на местности с помощью компаса и местных признаков. Составление плана местности. 6. Работа на участке педагогического колледжа (посадка, полив, прополка цветочно- декоративных культур).
2 занятие – 6ч
1. Наблюдения за погодой: облачностью, осадками, температурой, направлением ветра; фиксация в дневниках практики. 2. Экскурсия в Краеведческий музей. Знакомство с экспонатами музея. 3. Знакомство с травами, деревьями, кустарниками, растущими в нашем крае. Знакомство с животными, которые обитают в нашем крае, и которые могут встретиться учащимся начальных классов на экскурсиях на луг, в лес, к водоему. Описание данных животных и растений в дневниках практики. 4. Сбор травянистых растений для гербария. 5. Работа на участке педагогического колледжа (полив, прополка цветочно-декоративных культур).
3 занятие – 6ч
1. Наблюдения за погодой: облачностью, осадками, температурой, направлением ветра; фиксация в дневниках практики. 2. Экскурсия «Формы поверхности нашего края. Знакомство с рельефом и формами поверхности нашего края: равниной, горами, холмом, оврагом. Описание данных форм поверхности в дневниках практики. 5
3. Изучение теоретического материала об организации участка начальных классов на школьном учебно-опытном участке. 4. Знакомство с агротехникой основных культур, используемых при постановке опытов. Знакомство с особенностями оборудования, используемого при постановке опытов. 5. Работа на участке педагогического колледжа (полив, прополка цветочно-декоративных культур).
4 занятие – 6ч
1. Наблюдения за погодой: облачностью, осадками, температурой, направлением ветра; фиксация в дневниках практики. 3. Экскурсия на Черное озеро Изучение растительного и животного мира озера. Наблюдение антропогенного воздействия на водоем. 4. Составление конспекта экскурсии в дневниках практики. 5. Работа на участке педагогического колледжа (полив, прополка цветочно-декоративных культур).
5занятие – 6ч
1. Экскурсия на гидрометеостанцию. Знакомство с приборами, которыми оборудована станция, с методами работы с ними. 2. Знакомство с историей создания гидрометеостанции в г. Ульяновске. 3. Составление конспекта экскурсии в дневниках практики. 4. Работа на участке педагогического колледжа (полив, прополка цветочно-декоративных культур).
6занятие – 6ч
1. Экскурсия на реку Волга. Наблюдение антропогенного воздействия на водоем. 2. Оформление гербарных листов с травянистыми растениями. 3. Подведение итогов наблюдений за солнцем и погодой. Оформление дневников комплексной полевой практики. 4. Зачетные вопросы. 5. Работа на участке педагогического колледжа (полив, прополка цветочно-декоративных культур). 6

Литература
1. Аквилева Г.Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе: Учебное пособие. –М.: ВЛАДОС, 2011. 2. Герасимов, В.П. Животный мир нашей Родины / В.П.Герасимов. – М.: Просвещение, 2011. – 208с. 3. Козина Е.Ф. Методика преподавания естествознания: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Е.Ф.Козина, Е.Н.Степанян. – М.: Академия, 2010. 4. Козина Е. Ф. Практикум по методике преподавания интегративного курса «Окружающий мир» : учеб. пособие для студентов вузов / Е. Ф. Козина. − М.: Академия, 2009. 5. Колесников, Е.В. Основы сельскохозяйственных знаний / Под редакцией доктора с/х наук Е.В.Колесникова. – М.: Просвещение, 2011. – 257с. 6. Петров, В.В. Растительный мир нашей Родины / В.В.Петров. – М.: Просвещение, 2009. – 201с. 7. Петросова, Г.А. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе / Г.А.Петросова, В.П. Голов, В.И. Сивоглазов - М.: Академия, 2010. – 176с. 8. Петросова, Г.А. Естествознание и основы экологии. - / Г.А.Петросова, В.П. Голов, В.И.Сивоглазов, Е.К. Страуд. - М.: Просвещение, 2009. – 30 7
8