Проект по экспериментальной деятельности "Удивительный песок" для первой младшей группы

Автор: Шумакова Ксения Фаритовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №168 "Детский сад комбинированного вида"
Населённый пункт: город Кемерово, Кемеровская область
Наименование материала: Проект
Тема: Проект по экспериментальной деятельности "Удивительный песок" для первой младшей группы
Дата публикации: 15.10.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


МБДОУ №168 «Детский сад комбинированного вида»

Проект по экспериментальной деятельности

«Удивительный песок» для первой младшей

группы

Выполнила:
Шумакова К. Ф. Кемерово, 2016

Информационная карта проекта.

Тип проекта
: познавательно-исследовательский.
Образовательные области:
Познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие.
Продолжительность проекта
: краткосрочный (1неделя)
Участники проекта
: воспитатели, воспитанники I младшей группы, родители.
Цель проекта
: Ознакомление дошкольников со свойствами сухого и мокрого песка, удовлетворение потребности детей к действиям с природным материалом – к экспериментированию с песком. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
Задачи:

Образовательные:
• Способствовать расширению знаний детей о свойствах сухого и мокрого песка; • Активизировать интерес к работе с песком; • Учить обращаться с песком; • Обогащать словарный запас новыми словами (сухой, мокрый, сыпется, лепить).
Развивающие:
• Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования с песком, любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению; • Развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук; • Развивать навыки совместной деятельности в процессе взаимодействия со сверстниками.
Воспитательные:

• Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, уметь соблюдать правила безопасности при игре с песком; • Закреплять культурно-гигиенические навыки; • Создавать радостное бодрое настроение.
Ресурсное обеспечение:
Ёмкости с песком, детские лейки с водой, лопатки и формочки для песка, разноцветные крышки от пластиковых бутылок, камешки, ракушки и другие природные материалы, пластиковые бутылочки с разноцветными крышками, воронки, влажные салфетки для рук.
Актуальность.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования настоятельно рекомендует применять в работе проектную и экспериментально-исследовательскую технологии, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень. Конечно, по отношению к детям раннего дошкольного возраста проектная и экспериментальная деятельность во многом упрощена и носит игровой характер. В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а впервые три года - практически единственным способом познания мира. Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Дети постоянно в той или иной ситуации соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, птицы, звери, разнообразие удивительных камней, падающие хлопья снега, капли дождя, разноцветная радуга, и, конечно же, волшебство песка. Песок нередко действует на детей как магнит. Их руки сами, неосознанно, начинают пересыпать и просеивать песок, строить тоннели, выкапывать ямки. А если к этому добавить различные игрушки, тогда у ребенка появляется собственный мир, где он выдумывает и фантазирует, и в тоже время учится работать и добиваться цели. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес,
побуждает их к игре, художественно-речевой деятельности, творчеству, доброте, сопереживанию. Впечатление от родной природы, полученные в детстве, запоминается на всю жизнь и часто влияет на отношение человека к природе, к Родине. Именно поэтому актуальна и важна тема нашего проекта.
Ожидаемые результаты:
 Формирование навыков элементарных исследовательских умений;  Формирование умения осознанно выполнять действия с сухим и влажным песком. При необходимости добавлять воду в сухой песок;  Проявление у детей элементарного контроля за способом действия;  Воспитание интереса к результату своей деятельности и чувства удовлетворения от продукта деятельности;  Родители активно включаются в практическую, экспериментальную и игровую деятельность с детьми.
Этапы освоения исследовательской деятельности:

Подготовительный.
Определение общей темы исследования; разработка занятий-экспериментов; работа с родителями; оснащение предметной среды.
Практический.
Подбор дидактического материала; проведение игровых занятий – экспериментов, опытов, наблюдений.
Обобщающий.
Самостоятельная деятельность с предметами в уголке природы и сенсорного развития; совместные игры детей и родителей в соответствующих зонах.
Итог проекта:
Итоговое занятие: «Что мы знаем про песок»; Создание картотеки «Игры с песком»; Фотовыставка для родителей «Маленькие исследователи». Презентация проекта на педагогическом совете.
Комплексно-тематическое планирование

Дни

Образовательные области

Художественно-

эстетическое

развитие

Познавательное

развитие

Физическое

развитие

Речевое

развитие

Социально-

коммуникативное

развитие


недели

Понедель

ник

Рисование на

темном картоне

песком
Цель: Дать
Игра-эксперимент

«Волшебные

бутылочки».
Цель: формировать
Физминутка

«Жил-был

маленький

гном»

Беседа:

«Путешествие в

песочную

страну»

Развивающая

ситуация на

игровой основе

«Горка для

Вторник

Рисование

пальчиками на

сухом песке.
Цель: Дать
Игры с песком:
Цель: Выкладывание различных форм из
Физминутка

«Хлоп! Раз,

еще раз!»

Беседа

«Что такое

песок»
Цель:
Развивающая

ситуация на

игровой основе

«Найди игрушку»

Среда

«Украсим горку

из песка»
Цель: формировать
Опыт:

«Отпечатки

наших рук».
Цель: Закрепить
Подвижная

игра

«С кочки на

кочку»

Беседа по ОБЖ

«Безопасное

обращение с

песком»

Развивающая

ситуация на

игровой основе

«Норка для

Четверг

Рисование

палочками на

мокром песке.
Цель: Дать
Опыт с водой и

песком.
Цель: Закрепить знания детей о
Подвижная

игра

«По

ровненькой

Беседа о

безопасном

поведении в

песочнице.

Развивающая

ситуация на

игровой основе

«Печем печенье»

Пятница

«Узоры на

песке»
Цели: развивать творческое воображение, показать детям, чем и как можно
НОД «Что мы

знаем про песок»
Цель: Формировать интерес к экспериментальной деятельности. Познакомить детей
Подвижная

игра

«Перепрыгни

через ручеек»

Рассказ

воспитателя

«Для чего нужен

песок»
Цель: Расширять познания и естественно
Возведение

постройки

«Песочный

домик»
Цель: Закрепить умение детей выкладывать
Приложение 1

Картотека игр с песком.

Игра «Песочный дождик»
Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление. Содержание. Взрослый говорит о том, что в «песочной стране» может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождь и ветер. Смотрите, как это происходит. Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.
Игра «Песочный ветер» (дыхательное)
Цель: научить детей управлять вдохом-выдохом.
Содержание. Малыши учатся дышать через трубочку, не затягивая в нее песок. Можно также выдувать углубления, ямки на поверхности песка. Для этих игр можно использовать одноразовые трубочки для коктейля.
Игра «Необыкновенные следы»
Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения. Содержание.
«Идут медвежата»
— ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
«Прыгают зайцы»
— кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
«Ползут змейки»
— ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
«Бегут жучки-паучки»
— ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — «жучки здороваются»).
Игра «Узоры на песке»
Цель: закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей. Содержание. Взрослый пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры (в соответствии с возрастными нормами освоения), простые/сложные узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки). Ребенок должен нарисовать такой же узор внизу на песке, либо продолжить узор взрослого. Те же узоры на песке изготавливаются путем выкладывания в заданной последовательности предметов, например, камешков, желудей, больших пуговиц и пр.
Игра «Песочные прятки»
Цель: развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, произвольности. Содержание. Первый вариант: Игрушки хотят поиграть с тобой в песочные прятки. Выбери понравившиеся тебе игрушки. Ты закроешь глаза, а они спрячутся в песок, а после того как я скажу: «Открываются глаза, начинается игра», ты должен их найти в песке. Ты можешь раздувать песок, раскапывать пальчиками, использовать палочки, кисточки.
Второй вариант: Для игры необходимо иметь ламинированные картинки из разных сказок и сказочные персонажи, их можно изготовить самостоятельно, обернув скотчем яркие картинки из детских книжек. Для игр с малышами используют цветные картинки с четким изображением (на начальном этапе — несложные для восприятия, с изображением одного предмета). Предварительно взрослый беседует с ребенком о его любимых сказках и героях, о причинах положительного и отрицательного отношения к разным героям. Пример: взрослый говорит в песке любят прятаться сказки и сказочные герои. Давай сыграем с ними в песочные прятки. Закрывай глаза и скажи волшебные слова: «Раз, два, три, сказка приходи». (Взрослый закапывает в песок картинку из хорошо знакомой ребенку сказки. Для малышей оставляют видимым уголок картинки.) Бери кисточку и начинай искать в песке эту сказку. Чтобы сказку не спугнуть, раскапывай ее медленно, осторожно. Ты очистил от песка часть картинки: как ты думаешь, какая это сказка? Ребенок постепенно открывает картинку, на каком-то этапе он в состоянии назвать сказку или сказочного персонажа. Если он не может догадаться и назвать сказку по элементам картинки, можно ввести обучающий этап. Ребенок сам закапывает картинку в песок, а взрослый откапывает ее и вслух рассуждает, анализирует увиденное.
Игра «Ручеек течет»
Цель: развитие тактильной чувствительности, расслабление, активизация интереса, знакомство со свойствами песка. Содержание. В песочной стране иногда идут дожди, появляются настоящие реки и озера. Хотите посмотреть, как это происходит? Взрослый льет воду на одну часть песка тонкой струйкой из кувшинчика.
Игра «Дождик моросит»
Цель: развитие тактильной чувствительности, расслабление, активизация интереса, знакомство со свойствами песка. Содержание. Часть песка увлажняется через разбрызгиватель. Взрослый обращает внимание детей на изменившийся цвет и запах мокрого песка. Затем ребенок
самостоятельно увлажняет песок (воды для увлажнения должно быть столько, чтобы излишне не залить песок).
Игра «Отпечатки»
Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения. Содержание. Отпечатки, как барельефные, так и горельефные, на мокром песке можно делать с помощью формочек. Используют формочки, изображающие животных, транспорт, различные по величине геометрические фигуры и т.п. Взрослый и ребенок по очереди делают отпечатки на мокром песке. Затем ребенок по словесной инструкции или по нарисованному взрослым плану изготавливает серию отпечатков, комментируя процесс. В таких играх можно использовать задания на классификацию предметов, например — только геометрические формы, только животные.
Игра «Кто к нам приходил?»
Цель: развитие зрительного и тактильного восприятия. Содержание. Ребенок отворачивается, взрослый изготавливает с помощью формочек барельефные/горельефные отпечатки, затем ребенок отгадывает формочку, которую использовал взрослый. Потом они меняются ролями. Формочки предварительно осматриваются и ощупываются, обводятся их контуры. Усложнение задания — игра с новыми формочками без предварительного их ощупывания.
Игра «Топчем дорожки»
Цель: знакомство со свойствами песка, развитие координации движений. Содержание. Воспитатель с малышом шагает по песку, оставляя следы, при этом можно приговаривать: «Большие ноги шли по дороге: То-о-п, то-о-п, то-о-п. Маленькие ножки бежали по дорожке: Топ-топ-топ! Топ! Топ-топ-топ! Топ!» Взрослый и ребенок могут изменять эту игру, изображая того, кто может оставлять большие и маленькие следы. Большие следы оставляет косолапый медведь. Маленькие следы оставит после себя маленькая белочка.
Игра «Я пеку, пеку, пеку»
Цель: знакомство со свойствами песка, развитие координации движений, моторики рук. Содержание.
Ребенок «выпекает» из песка булочки, пирожки, тортики. Для этого малыш может использовать разнообразные формочки, насыпая в них песок, утрамбовывая их рукой или совочком. Пирожки можно «выпекать» и руками, перекладывая мокрый песок из одной ладошки в другую. Затем ребенок «угощает» пирожками кукол.
Игра «Волшебные отпечатки на песке»
Цель: знакомство со свойствами песка, развитие координации движений Содержание. Воспитатель и малыш оставляют отпечатки на мокром песке своих рук и ног, а затем дорисовывают их или дополняют камешками, чтобы получились веселые мордочки, рыбки, осминожки, птички и т. д.
Игра «Угадай, что спрятано в песке»
Цель: развитие умения представлять предметы по их словесному описанию Содержание. Ребенку предлагается, используя миниатюрные фигурки, построить песочную картину под названием «Чего на свете не бывает». После завершения работы ребенка просят рассказать о том, что получилось. Постарайтесь вместе с ним сочинить сказку.
Игра «Во саду ли, в огороде»
Цель: ознакомление с окружающим миром, развитие мышления, речи, моторики. Содержание. По взмаху волшебной палочки одна песочница превращается во фруктовый сад, другая — в огород. Детям предлагается посадить сад и огород. После выполнения задания дети рассказывают, что где растет. Взрослый просит ребенка описать овощи и фрукты по форме, цвету, вкусу.
Игра «Пересыпание сухого песка через воронку»
Цель: познакомить детей со свойствами сухого и влажного песка. Содержание. Воспитатель подводит группу детей (не более 8 человек) к песочнице. Раздает детям бутылочки, ведерки, формочки. Показывает, как сыплется песок через воронку, как пересыпается из ведерка в формочку. Затем поливает часть песка, перемешивает совком и показывает, что мокрый песок сыпать нельзя, но из него можно лепить, придавая разную форму. Воспитатель показывает детям как наполнять формочку, прижимать песок пальцами или совком, опрокинуть формочку на борт песочницы, украсить «пирог», «торт».
Игра «Сеем, сеем»
Цель: развитие тактильных ощущений. Знакомство со свойствами песка.
Содержание. Воспитатель показывает, как просеивать песок сквозь решето. Игра станет интереснее, если, просеивая песок, ребенок найдет небольшие игрушечные фигурки (например, из «Киндер- сюрприза»)
Игра «Норки для мышки»
Цель: знакомство со свойствами песка, развитие координации движений Содержание. Ребенок вместе с Воспитателем копает небольшие ямки — норки руками или совочком. Затем Воспитатель озвучивает игрушку, например, мышку-норушку, пищит, хвалит малыша за такой замечательный домик, просовывая в него игрушку.
Игра «Заборчики»
Цель: знакомство со свойствами песка, развитие координации движений. Содержание: Малыш руками лепит заборчики по кругу. За таким забором можно спрятать зайку от злого серого волка. Или катать вдоль него грузовик.
Игра «Цветные заборчики»
Цель: развитие мышления, моторики. Содержание. На столе вперемежку лежат счетные палочки разных цветов. Взрослый просит ребенка выбрать из них синие палочки и построить заборчик синего цвета. Потом — красные палочки и построить заборчик красного цвета. Можно предложить ребенку построить один большой забор, чередуя палочки по цвету.
Игра «Что я закопала в песок?»
Цель: развитие внимания, памяти, наблюдательности. Содержание. Воспитатель показывает 2-3 игрушки, спрашивает у детей по очереди, как называются эти игрушки. Затем предлагает всем повернуться спиной к песочнице и одну из них закапывает в песок. По сигналу: «Готово!», «Можно!», дети поворачиваются и отгадывают, какая зарыта в песок. Отвечает тот ребенок, которого назвал воспитатель. Игрушка выкапывается. Если ребенок правильно назвал, ему все хлопают в ладоши. Игра повторяется, постепенно увеличивается количество игрушек. Эту игру можно разнообразить: не все отворачиваются, а только отгадывающий. Все смотрят и слушают ответы. Если ребенок правильно отгадал, то выбирает другого, а сам закапывает игрушку.

Приложение 2

Конспект образовательной деятельности «Что мы знаем о песке» в первой

младшей группе.

Цель:
Формировать интерес к экспериментальной деятельности. Познакомить детей со свойствами песка.
Задачи:

Образовательные:
Способствовать расширению знаний детей о свойствах сухого и мокрого песка; активизировать интерес к работе с песком; учить обращаться с песком; обогащать словарный запас новыми словами (сухой, мокрый, сыпется, лепить).
Развивающие:
Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования с песком, любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению; развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук; развивать навыки совместной деятельности в процессе взаимодействия со сверстниками.
Образовательные области:
Познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие.

Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, уметь соблюдать правила безопасности при игре с песком; закреплять культурно- гигиенические навыки; создавать радостное бодрое настроение.
Оснащение:
Песочница, совочки, формочки, влажные салфетки по количеству детей, лейка с водой. Игрушка зайчика (Игрушка зайчика заранее выносится на участок, сажается по центру песочницы).
Содержание деятельности

Этапы

Содержание

Время

проведения

Проблемная

ситуация

Процесс

целепологания
Воспитатель собирает детей вокруг песочницы, и обращает внимание (жестом руки) на Зайчика.
Воспитатель:
Ребята, к нам в гости пришёл зайчик Степашка. Давайте поздороваемся с ним. (Дети здороваются).
Воспитатель:
Степашка, а что ты такой грустный? У тебя что-то случилось?
Степашка:
Я хотел сделать куличики. Взял с собой и формочки, и лопатку, но у меня не получается. Может быть вы мне поможете?
Воспитатель:
Ребята, поможем Степашке? (Ответ детей)
Воспитатель:
Степашка сейчас мы тебе всё расскажем о песке, и о том почему у тебя не получились куличики. 1мин. 3 мин.

Выдвижение

гипотезы
Уточнение правил безопасности. Во время занятия:
Не
брать песок в рот;
Не
обсыпаться песком;
Не
тереть глаза грязными руками.
Воспитатель:
Ребята, посмотрите и потрогайте песок в нашей песочнице. Песок светлый, сухой, тёплый, он сыпучий. Скажем вместе: светлый, сухой, тёплый, сыпучий.
Воспитатель:
Степашка, запомни сейчас песок – сухой, сыпучий. (Дети повторяют). Насыпьте его себе на ладошку. (Дети выполняют). Песок состоит из песчинок! Скажем вместе: из песчинок. Они маленькие. (Дети повторяют.) Как трудно держать их в руках. Песчинки сыпется, как струйка. Этот песок сухой. (Педагог сопровождает свои слова демонстрацией опыта).
Воспитатель:
У вас лежат формочки, давайте насыплем в формочки песок и сделаем куличики. Работайте осторожно, аккуратно насыпайте песок в формочки. (Дети выполняют задание.) Получились куличики? (Ответы детей).
Воспитатель:
Степашка, запомни, из сухого песка куличики нельзя сделать.
Воспитатель:
Кто знает, что будет, если в песок налить воду? (Ответы детей.) Давайте проверим. Воспитатель вместе с зайцем наливает воду в песок. Потрогайте его и скажите – сухой он или мокрый'? (Мокрый.) Тёплый или холодный? (Холодный). Степашка, запомни, если в песок налить воду, он станет мокрым, холодным. Посмотрите, мокрый песок так же сыплется, как и сухой? (Показать детям) Вывод. Мокрый песок не сыпучий. Воспитатель: Из мокрого, сырого песка можно делать куличики. Давайте попробуем. Возьмите формочки и аккуратно накладывайте в них мокрый песок. Вот так 5 мин.

Подтверждени

е гипотезы

Вывод.
постучите по песку совочком, утрамбуйте его. Осторожно переверните формочку с песком. Постучите по донышку еще раз совочком. Снимите формочку. Что получилось? (Куличик.) Вот какие красивые куличики мы с вами сделали, молодцы. Дети, протрите руки салфеткой. Воспитатель: Ребята, давайте Степашке напомним всё, что мы узнали о песке. Песок сухой (светлый, сыпучий, из него нельзя делать куличики). Песок мокрый (темный, холодный, из него можно лепить куличики).
Степашка:
Спасибо, дети, что рассказали мне о песке и научили делать куличики. А сейчас мне пора в лес. Меня мама ждёт, до свидания. (Дети говорят до свидание Зайчику)
Воспитатель:
Ребята, а теперь немножко поиграем. Подвижная игра «Песчинки» (повторяется 2-3 раза). Воспитатель собирает детей на свободной территории участка. Воспитатель: Вокруг себя повернитесь и в песчинки превратитесь. Присели все на корточки. О-о, сколько у нас песка. Но вот подул ветер, поднял песчинки, и они полетели в разные стороны. (Дети бегают в разных направлениях, имитируют полёт песчинок). Ветер стих и песчинки опустились на землю. (Дети приостанавливают движение. Присаживаются на корточки). 2мин. 4мин.

Приложение 3

Рекомендации для родителей.

Рекомендации для родителей" Игры с песком и водой в домашних условиях".

Какие игры с водой можно организовать дома?
1. Знакомство со свойствами воды. * Вода разливается, она жидкая. Её можно собрать тряпочкой или губкой. * Вода бывает горячая, тёплая и холодная. Попробовать на ощупь. * Вода чистая. прозрачная, через неё всё видно. Сравнить стакон воды со стаканом молока. * Вода не пахнет. У неё нет запаха. Дать понюхать. * Воду можно переливать. Дать детям возможность самим наливать воду. * Воду можно окрасить, добавить в неё краситель (чай, кофе, гуашь и т.д.) 2. Переливание воды разными емкостями (ложкой, крышкой, баночкой, кружкой). 3. Наливание воды в разные сосуды (чашку, бутылочку, баночку, кастрюльку...). 4. Весёлая рыбалка (вылавливание ложкой разных предметов из разных по объему ёмкостей). 5. Тонет - не тонет (игры на экспериментирование). 6. Игры с мыльными пузырями. (Самостоятельное пускание пузырей. Поймай пузырь на ладошку. Чей пузырь больше Чей пузырь улетит выше, дальше...?). 7. Игры с заводными плавающими игрушками. Играя с песком, дети узнают о его свойствах: сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду, состоит из мелких песчинок и т.д.
Песок - хорошее психопрофилактическое средство. Он способен "заземлять" негативную психическую энергию и устанавливать стабильное эмоциональное состояние.
Какие игровые упражнения можно делать с малышами?
* Вот какие наши ручки (ребёнок слегка вдавливает ручку в песок, проговаривая о своих ощущениях - песок сырой, сырой, тёплый, холодный и т.д. * Вот наши кулачки (нажимать на песок кулачками и костяшками пальцев - сравнивать на что похож отпечаток.). * Пальчики гуляют ("поиграть" одновременно пальчиком левой и правой руки по песку, затем двумя руками одновременно). * Пальчики играют ("поиграть" одновременно пальцами по поверхности песка, как на пианино). * Ползают ладошки (зигзагобразные и круговые движения ладошками по песку - едет машина, ползёт жук, крутится карусель) То же самое ребром ладошки. * Кто здесь пробегал (Оставлять следы одновременно разным количеством пальцев. Придумать, кто оставил эти следы). С помощью таких игр мы не только обучаем детей, но и развиваем тактильно - кинестетическую чувствительность, а также мелкую моторику рук. Формируем у них такие черты характера, как инициативность, самостоятельность, умение решать проблемные ситуации, развиваем воображение и речь.
Рекомендации для родителей" Игры с песком».

Знакомство ребенка с объектами неживой природы происходит практически с самого рождения. Снег, вода, песок и другие неживые объекты приводят малышей в неописуемый восторг. Игры с природными материалами, особенно для детей дошкольного возраста, являются естественным и самым доступным способом обогащения представлений о природе, развития мыслительных операций, свойств внимания и т.д. Песок - это один из первых объектов неживой природы, с которым знакомится малыш. Находясь в песочнице, он с радостью «печет куличики», строит мосты и замки. Однако, это можно делать только в теплые летние деньки. Но как же хочется играть с песком в любом месте и в любое время года. Это совсем не сложно.
Пескотерапия
– это один из методов лечения искусством, который строится на теории Юнга о том, что «каждый предмет внешнего мира вызывает какой-либо символ в глубине
Чем полезны игры с песком?
Развивают восприятие, мышление, памяти, внимания, речи, навыков самоконтроля и саморегуляции, творческого мышления, воображения и фантазии; Формируют у ребенка представления об окружающем мире; Развивают мелкую моторику, глазомер; Успокаивают и расслабляют, снимая напряжение; Воспитывают чувство успешности и уверенности в себе (вот как я могу!); Помогают познавать внешний и свой внутренний мир.
Эффект песочной терапии
: 1) позитивное влияние на эмоциональное состояние детей 2) положительная динамика в развитии:  образного мышления  тактильной чувствительности  зрительно-моторной координации  ориентировки в пространстве  сенсо-моторного восприятия. Играйте и занимайтесь с малышом в удовольствие!
Рекомендация для родителей "Как полезны игры с песком"
Наслаждаясь летним отдыхом, порадуйте своего ребенка совместными играми! Используя свободное время на берегу моря или гуляя с малышом на детской площадке, поиграйте с ним в песке. Игра с песком — это естественная и доступная каждому ребенку форма деятельности, которая развивает и приносит радость открытий и удовольствие.
Через игры с песком существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать. Мощно развивается «тактильная» чувствительность. Формируются игровые и коммуникативные навыки ребенка. В играх с песком интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика. Песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, помогает снять напряжение. • Доказано, что дети, которые активно играли в детстве в песке, чаще вырастают уверенными и успешными взрослыми.
Предлагаем возможные варианты игр с песком.

«Необыкновенные следы»
«Идут медвежата» - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок. «Прыгают зайцы» - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях. «Ползут змейки» - ребенок расслабленными или напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях). «Бегут жучки-паучки» - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом - «жучки здороваются»). «Кроказябла» - дети оставляют на песке самые разнообразные следы, придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие следы.
«Песочные строители»
Предложите ребенку построить (нарисовать пальчиком) домики для игрушек: Например, колобку нужен дом круглой формы, жирафу — прямоугольной формы, а бегемотик хочет жить в квадратном доме… Где же нарисовать домик? Колобок хочет жить в правом верхнем углу песочницы! и т.д.
«Песочные прятки»
. «Игрушки хотят поиграть с тобой в песочные прятки. Выбери понравившиеся тебе игрушки. Ты закроешь глаза, а они спрячутся в песок. После того как я скажу: "Открываются глаза, начинается игра", ты должен их найти в песке. Ты можешь раздувать песок, раскапывать пальчиками, использовать палочки, кисточки». Чтобы разнообразить игру, взрослый показывает ребенку игрушку — «мину», которую нельзя полностью откапывать. Как только при раскопках ее часть появилась на поверхности песка, ребенок должен остановить свои раскопки и
продолжить их в другом месте. Если ребенок забывает правило, то он отрабатывает игровой штраф, поэтому он будет вынужден раскапывать игрушки очень осторожно.
«Кто к нам приходил»
Ребенок отворачивается, взрослый изготавливает с помощью формочек барельефные / горельефные отпечатки, затем ребенок отгадывает формочку, которую использовал взрослый. Потом они меняются ролями. Формочки предварительно осматриваются и ощупываются, обводится их контур. Усложнение задания: игра происходит с новыми формочками без предварительного их ощупывания.
Фантазируйте вместе с детьми!

Список используемой литературы
1. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом» (занимательные опыты и эксперименты для дошкольников) Творческий центр «Сфера», Москва 2002г. 2. Иванова А. И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в дет-ском саду». Творческий центр «Сфера», Москва 2004г. 3. Николаева С. Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой» Москва. Педагогическое общество России, 2005г. 4. Соловьева Е. «Как организовать поисковую деятельность детей». 5. Варыгина В. В., Горбач Т. В. Исследовательская деятельность в ДОУ: опыты, эксперименты, игры, вечера «сейчас узнаем».- Курск., 2010. 6. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарий занятий по экологическому воспитанию дошкольников. - М. : ВАКО 2005.