"Использование национально регионального компонента на уроках физической культуры"

Автор: Мамчур Татьяна Александровна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МбОУ "СОШ № 36"
Населённый пункт: Новый Уоян Северобайкальский район
Наименование материала: Статья
Тема: "Использование национально регионального компонента на уроках физической культуры"
Дата публикации: 16.10.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Национально – региональный компонент на уроках физкультуры -На основании Приказа МОиНРБ от 26.08.2013 №1646/1 "О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений (организаций) Республики Бурятии на 2014/2015 учебный год" -Национальные республики и округа Российской Федерации в своих концепциях образования предусматривают обучение и воспитание учащихся с учетом менталитета своего народа. Сегодня, очевидно, что формирование школы ХХI века невозможно без глубокого изучения и использования национально-регионального компонента в системе образования и воспитания. В этом наш богатейший духовный, интеллектуальный ресурс, позволяющий надеяться на оптимистические перспективы России. Одним из путей раскрытия подобного потенциала является введение национально-регионального компонента в содержание образования. Включение национально- регионального компонента в программы учебных предметов для средних и старших классов применительно к нашему округу предполагает использование на уроках физической культуры традиционного двигательного материала бурят и эвенков , что играет существенную роль в нравственном, интеллектуальном, патриотическом, эстетическом становлении подрастающего поколения. Можно смело сказать, что физкультурное образование школьников в новой ситуации получает возможность возрождения и развития подлинно народных традиций на основе их внедрения в систему физического воспитания. Физическая культура индивида должна формироваться через национальные традиции физического воспитания как часть общей этнической культуры личности. Из народной системы физической культуры следует перенять все лучшие, гуманные, мудрые ее достижения, обогатить их опытом современной практики и методики физического воспитания. Изучение национальных видов спорта направлено на достижение следующих целей: знакомство с историей возникновения национальных видов спорта в России; изучение традиций и обычаев бурят и эвенков; освоение способов развития основных физических качеств, необходимых многоборцу (силы, выносливости, быстроты, координации); повышение уровня физической подготовленности и функциональных возможностей своего организма;
применение правил соревнований по НВС ; использование полученных знаний и умений при экстремальных ситуациях; овладение умениями изготавливать, ремонтировать спортивный инвентарь (плести тынзей, топорики). Задачи 1.Дать базовые знания по разделу национальные виды спорта. 2.Способствовать формированию интереса к культуре народов (бурят и эвенков). 3.Закрепление потребности к регулярным занятиям в избранном виде спорта. Содержание тем учебного процесса Содержание включает перечень традиционно-народных физических упражнений, игр и национальных видов спорта, направленных на комплексное развитие физических качеств, при этом учитываются этнические особенности бурят. Основу двигательных умений и навыков составляют исторически сложившиеся и устоявшиеся системы традиционно-народных физических упражнений. К ним относятся легкоатлетические упражнения из национальных игр, прыжки через нарты, тройной национальный прыжок, Прыжки в высоту” (“Неверты охрнам”). метание маута, метание топорика на дальность, бег с палкой по пересечённой местности, “Перетягивание палки” (“Талты юх”),. Все они воз никли на основе естественных движений человека, необходимых для обеспечения его жизнедеятельности. В своей совокупности данные упражнения создают нужный человеку фонд двигательных умений и навыков и в настоящее время составляют основу двигательной деятельности человека. Поэтому именно традиционные упражнения национальных видов спорта, игр заслужили право войти в содержание школьной учебной программы по предмету «Физическая культура». В структуре содержания учебного предмета программы выделяются три основных блока: образовательный, который включает в себя формирование и совершенствование двигательных умений, навыков и связанных с ними специальных знаний, представляющих собой базовую основу национально- регионального компонента физической культуры; воспитательный, оказывающий положительное воздействие
на физические, морально-волевые, нравственные качества личности занимающихся; оздоровительный, предназначенный для воздействия на здоровье, физическое и моторное развитие школьников Программа курса V – VII классов 1.Теоретические сведения. 1.Краткие исторические сведения о возникновении национальных видов спорта их использование на охоте, рыбалке обычаи и традиции ненецкого и коми народов. 2.Правила безопасности при проведении занятий, оказание первой помощи. 3.Правила соревнований по НВС северного многоборья. 2.Обучение, ознакомление с отдельными элементами техники в национальных видах спорта.