"Как вести себя в природе"

Автор: Таутиева Наталья Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №86"Брусничка"
Населённый пункт: город Норильск Красноярского края
Наименование материала: конспект
Тема: "Как вести себя в природе"
Дата публикации: 16.10.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №86 «БРУСНИЧКА»» Г.НОРИЛЬСКА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Как вести себя в природе»

ПОДГОТОВИЛА ВОСПИТАТЕЛЬ ТАУТИЕВА НАТАЛЬЯ ЮРЬЕВНА



Тип занятия:
занятие обобщения и систематизации знаний.
Цель:
закрепить умение оценивать свои поступки и поступки окружающих в природе, полученное при изучении раздела «Этические беседы по экологии». 
дидактические:
-повторить экологические правила поведения в природе; -показать детям необходимость охраны природы; -учить бережно относится ко всем компонентам природы. 
воспитательные:
-воспитывать привычку заботиться о природе и её обитателях; -воспитывать сознательное и бережное отношение к природе. 
развивающие:
-развивать любознательность, наблюдательность, мышление, внимание.
Оборудование:
телевизор, DVD проигрыватель, DVD диск с м\фильмом «Как вести себя в природе»; доска, магниты для доски; магнитофон, SD диск с записью звуков природы.
Материал:
1.«Правила друзей природы», пословицы и поговорки о лесе, «Правила поведения в лесу», «Нравственный кодекс юного эколога» - на каждого обучающегося. 2.Рюкзак, в котором будут находиться следующие предметы: резиновые сапоги, нож, зажигалка, магнитофон, небольшое пластмассовое ведро, пакет с крупой. 3.Экологические знаки для игры «Экологический светофор». 4.Рисунки детей «Экологические знаки». 5.Написанное высказывание М.М.Пришвина для демонстрации . 6.Белая бумага, акварельные краски, кисти, простые и цветные карандаши, ластики, ёмкости для воды, фломастеры – на каждого ребенка. 7.Конверты с описанием экологических ситуаций для викторины «Экологические ситуации». 8.Карточки с названиями животных для игры «Ноев ковчег».
Предварительная работа:
1.Разучивание стихов : «Нас в любое время учит мудрая природа…», «Хозяйка белочка в лесу орехи собирала…». 2.Подготовить мальчика для роли в сценке.
План занятия:
1.Организационный момент (1 мин.) 2.Актуализация опорных знаний (15 мин.) 3.Физкультминутка. Подвижная игра «Ноев ковчег» (4 мин.)
4.Познавательная игра «Экологический светофор» (5 мин.) 5.Закрепление изученного материала (10 мин.) 6. Физкультминутка (1 мин.) 7.Викторина «Экологические ситуации» (7 мин.) 8.Подведение итогов занятия (2 мин.)
Ход занятия:

1.Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята! Приглашаю вас путешествовать, знания свои совершенствовать. Тема нашего занятия сегодня - «Как вести себя в природе». Мы повторим экологические правила поведения в природе, вспомним, для чего необходимо беречь все компоненты природы и для чего же вообще надо охранять природу.
2.Актуализация опорных знаний.
Маша Шубина читает стихотворение «Хозяйка белочка в лесу орехи собирала…» -О каких экологических правилах рассказывает это стихотворение? -Какие чувства вызвало у вас стихотворение? -Как человек поступает по отношению к природе? -Сейчас предлагаю вашему вниманию просмотреть мультфильм, который так и называется «Как вести себя в природе». Во время просмотра обращайте внимание на ошибки в поведении героя мультфильма, которые нельзя допускать в природе.
Просмотр мультфильма «Как вести себя в природе»
Вопросы для обсуждения: -О чём этот мультфильм? -Кто из героев мультфильма вам больше всего понравился? Почему? - Кто из героев мультфильма вам не понравился? Почему? -Перечислите плохие поступки в поведении хулигана на лоне природы. -Вспомните сон хулигана. Там звучали слова: «Отомстит тебе природа…» Как вы понимаете эти слова?
3.Физкультминутка.
-А теперь, ребята, давайте немного отдохнём и поиграем. Игра называется «Ноев ковчег». Всюду животные нас окружают: Прыгают, плавают, в небе летают, В земле притаились, снуют под ногами… Сколько всего их живёт вместе с нами? -Давным-давно случился Всемирный потоп, и Бог, чтобы спасти жизнь на Земле, разрешил послушному человеку по имени Ной, построить ковчег (корабль) и взять туда «каждой твари по паре». Задача игры – найти свою пару в Ноевом ковчеге. Я вам сейчас раздам карточки с названиями животных. Храните своё «имя» в секрете, но своих животных вы можете изображать: издавать звуки, двигаться и искать свою пару.

Игра «Ноев ковчег»

4.Познавательная игра «Экологический светофор»
В кабинет входит мальчик с рюкзаком. (Из кармана торчит рогатка.) Педагог: - Ты куда идёшь? Мальчик: - В лес, конечно. Педагог: - Я смотрю, гость ты какой – то странный (вынимает рогатку из кармана мальчика). Покажи, пожалуйста, с чем ты идёшь в лес, а дети зажгут сигнал светофора и покажут тебе, с чем можно, а с чем нельзя ходить в лес. Есть такие вещи, которыми нужно пользоваться редко, осторожно, соблюдая строгие правила. Мальчик достаёт из рюкзака вещи.  Резиновые сапоги. -Я собрался походить по кромке озера, пособирать ракушки. Зажигается жёлтый свет светофора.  Нож. -Я хотел ножом содрать бересту с берёзы, чтобы разжечь костёр. Зажигается красный свет светофора.  Зажигалка. -Я решил, когда устану, посидеть у костра. Зажигается красный свет светофора.  Магнитофон. -Я собрался послушать новые записи – хиты. Зажигается красный свет светофора.  Небольшое пластмассовое ведро. -В прошлый раз я с товарищем посадил на краю оврага кустики ивы. А сегодня хочу их полить. Зажигается зелёный свет светофора.  Пакет с крошками хлеба, крупой. -Это для уток. Они на озере живут. Я их часто подкармливаю. Зажигается зелёный свет светофора. Педагог: - Да я смотрю, ты молодец! Только не всегда разбираешься, что полезно делать в лесу, а чем можно создать неприятности. Любишь природу, пытаешься о ней заботиться. Но запомни, что нельзя причинять боль природе. Ты обещаешь это? Далее ребята повторяют за педагогом «Нравственный кодекс юного эколога».
5.Закрепление изученного материала.
Педагог: - Давайте теперь вспомним, ребята, как мы с вами рисовали экологические знаки «Как нельзя вести себя в природе». Вот перед
вами на доске вы видите рисунки детей другой группы. Внимательно рассмотрите, что на них изображено. Учащиеся рассматривают рисунки. Педагог предлагает прокомментировать их желающих ребят. Педагог подводит итог. -Какие экологические правила надо выполнять? -О чём необходимо помнить, находясь в лесу? -Что значит любить природу? Есть просто храм, Есть храм науки, А ещё есть природы храм – С лесами, тянущими руки Навстречу солнцу и ветрам. Он свят в любое время суток, Открыт для нас в жару и стынь. Входи сюда, Будь сердцем чуток, Не оскверняй её святынь. Михаил Михайлович Пришвин писал: «Мы – хозяева нашей Родины, и она для нас кладовая солнца с великим сокровищем жизни. Мало того, чтобы эти сокровища охранять, их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять водоёмы. В лесах, степях, горах – разные ценные животные – будем охранять леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина, и охранять природу – значит охранять Родину». Давайте сейчас с вами, ребята, после столь продолжительной беседы, нарисуем экологические знаки, из которых будет видно, чего нельзя делать в природе. Рисование экологических знаков. Звучит музыкальное сопровождение. Педагог: - Молодцы, хорошо поработали. А вы, наверное, устали? Да! И поэтому все встали. Дружно вытянули шеи, И, как гуси, зашипели: «Ш-ш-ш!» И, как зайки, поскакали, Поскакали, поскакали И за кустиком пропали.
6.Физкультминутка.

7.Викторина «Экологические ситуации».
Педагог: - Друзья мои, зная, как вы любите соревноваться друг с другом, предлагаю напоследок викторину «Экологические ситуации», в которой вы сможете показать свои знания по охране природы. Итак,
разделитесь на две команды. Я вам раздам листочки с описанием ситуаций и ваша задача – найти правильный вариант ответа или несколько дополняющих вариантов ответа.
Команда №1
Ситуация 1.  Вы нашли в лесу гриб, но не знаете, настоящий это белый гриб или ложный. Что нужно сделать? 1. Оставить его на месте. 2. Разобраться по карманному определителю грибов. 3. Срезать и взять с собой. 4. Спросить у друзей или родителей. 5. Попытаться определить его на вкус. Ситуация 2.  Шли по лесу. Увидели тлеющие угольки костра. Что надо с ними сделать? 1.Оставить всё как есть. 2.Залить водой до полного исчезновения пара. 3.Затоптать ногами до полного исчезновения дыма. 4.Закидать землёй. 5.Раскидать угольки. 6.Сообщить в пожарную часть. Ситуация 3.  Ты пошёл в лес за ягодами. 1.Рву всё подряд. 2.Рву по одной только спелые ягоды. 3.Собираю комбайном. 4.Рву горстью. 5.Срываю веточки с большим количеством ягод. Ситуация 4.  Ваша кошка только что поймала птичку. Что вы будете делать? 1.Отберём у кошки и поиграем с ней. 2.Оставим кошке. 3.Вылечим птичку, отпустим на волю. 4.Отберём и оставим во дворе у дома. 5.Посадим в клетку и будем за ней ухаживать. Ситуация 5.  После похода остался мусор. Ваши действия. 1.Закопать в яму. 2.Унести домой и выкинуть в мусоропровод. 3.Бумагу сожгу. 4.Оставлю всё как есть, там и так много мусора. 5.Отнесу в кучу, которая уже есть. Ситуация 6.  Птенец прыгает по дорожке. Твои действия. 1.Пройду мимо.
2.Поглажу, покормлю птенцов. 3.Понаблюдаю. 5.Не буду мешать, и трогать птенцов. Ситуация 7.  Вы увидели красивого жука на дороге. Что вы будете делать? 1.Остановимся и понаблюдаем. 2.Откину в сторону палкой. Руками трогать не стану, вдруг он ядовитый. 3.Пройду мимо. 4.Посажу сначала на травинку, а потом на дерево.
Команда №2
Ситуация 1.  Вася и Лёша были в походе. Они решили устроить привал. Выбрали правильно место для костра, захотели развести огонь. 1.Для костра нужны свежие ветки, потому, что огонь лучше разгорается. 2.Подберём старые ветки, валежник. 3.Бросим ветки ели и сосны, они хорошо горят. 4.Срубим дерево. 5.Принесём дрова с собой. Ситуация 2.  Вы увидели гнездо в траве. Ваши действия. 1.Пройду мимо. 2.Поглажу, покормлю. 3.Понаблюдаю, недолго. 4.Посажу обратно в гнездо. Ситуация 3.  Вы увидели в лесу большой белый гриб. Вам хочется принести его домой, но у вас нет ножика. Что нужно сделать? 1.Сорвать гриб с корнем. 2.Оставить на месте. 3.Сбегать за ножом. 4.Попробовать аккуратно вывернуть ножку гриба. 5.Найти какой-нибудь острый сучок или попробовать отломить гриб. Ситуация 4.  Ранней весной ты пошёл в лес и увидел, что на поляне распустились первые подснежники. Что ты сделаешь? 1.Нарву маленький букетик и подарю маме. 2.Полюбуюсь и не трону, ведь они нужны рано проснувшимся насекомым и охраняются. 3.Сорву только один цветок. 4.Приглашу друзей, и сделаем пикник на поляне. Ситуация 5.
 Ваш младший брат принёс из леса ёжика. Что вы посоветуете брату? 1.Оставить себе и позаботиться о нём. 2.Поиграть с ним и отпустить. 3.Отнести в лес, так как в домашних условиях он может погибнуть, ведь у него не будет полноценного питания. А в лесу у него могут быть маленькие ежата. 4.Внимательно рассмотреть и вынести во двор. Ситуация 6.  Когда в лесу Петя и Лёша собирали грибы, то несъедобные грибы они сбивали палками. Правильно ли поступали ребята? 1.Делали правильно, так как неопытные грибники могли бы их сорвать. 2.Несъедобный гриб мешает расти съедобному. 3.Нельзя, так как нарушается грибница, исчезает лекарство для животных и друзей растений. 4.Нельзя сбивать, так как несъедобные грибы – это лекарство для животных и друзей растений. 5.Сбивать нужно, так как они портят красоту леса. Ситуация 7.  Дети нашли в дупле лесные орехи и грибы. Что они должны сделать? 1.Забрать себе. 2.Посмотреть и положить на место. 3.Не трогать. 4.Положить в дупло что-нибудь вкусненькое. Педагог подводит итоги викторины.
8.Итог занятия.
Педагог: -Ребята, наше занятие подходит к концу. Мы сегодня много говорили о том, как вести себя в природе. Чтобы подвести итог нашему занятию, давайте сделаем вывод, а поможет нам это сделать Тася . Таисия читает стихотворение «Нас в любое время учит мудрая природа…»