"Арктика и Антарктида"

Автор: Павловская Валентина Андреевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №86"Брусничка"
Населённый пункт: город Норильск Красноярского края
Наименование материала: конспект
Тема: "Арктика и Антарктида"
Дата публикации: 16.10.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №86 «БРУСНИЧКА»» Г.НОРИЛЬСКА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Арктика и Антарктида»

ПОДГОТОВИЛА ВОСПИТАТЕЛЬ ПАВЛОВСКАЯ ВАЛЕНТИНА АНДРЕЕВНА 1
Подготовка детей: Чтение художественной литературы: Г. Снегирев. «Про оленя», «Про пингвинов»; Ю. Яковлев «Умка». Выставка художественной и научно-популярной литературы о Северном и Южном полюсе.
Знакомство с полюсами Земли

Задачи:
Сформировать первоначальные представления об особенностях природы Арктики и Антарктиды, животном мире и приспособленности животных к обитанию в суровых условиях.
Материалы, инструменты, оборудование
. Глобус, презентация с изображениями животных и природных явлений, емкость с водой, салфетки, детский крем. Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение, которое написали Рената Муха и Вадим Левин «Короткое стихотворение про длинное путешествие». Вы ничего не слышали о Маленьком Пингвине? А он на Крайнем Севере, на Самой Крайней Льдине, Без валенок, расстроенный, стоит в снегу по пояс - Он шел на ужин к Бабушке и перепутал полюс. Попал на полюс Северный, а сам хотел на Южный, И вот стоит растерянный и, кажется, простуженный. На Самом Крайнем Севере, на Самой Крайней Льдине, Где не было до этого пингвинов и в помине, Где миллионы айсбергов, а, может, даже тыщи, Где никакая Бабушка Пингвина не отыщет, 2
Стоит Пингвин заброшенный, один в глуши арктической И ничего хорошего уже не ждет практически. Но тут пригрело Солнышко, и откололась Льдина, И к Бабушке в Антарктику доставила Пингвина. И кончилась история совсем не так уж плохо, Обрадовалась Бабушка, на радостях поохала: "Ну вечно происшествия! Ведешь себя как маленький! Уходишь в путешествие и забываешь валенки!" Потом Пингвин поужинал и понял окончательно: "Конечно, это здорово - гулять самостоятельно! Такое приключение мне в жизни пригодится: Могу теперь, пожалуйста, где хочешь заблудиться, Хоть сам, хоть вместе с Бабушкой... Хотя, пожалуй, лучше ей Гулять на Крайнем Севере лишь в Самом Крайнем Случае". Педагог спрашивает детей, знают ли они что такое плюс, о каком Северном и Южном полюсе говорится в этом шуточном стихотворении. А потом показывает глобус, предлагает отгадать загадку. У меня в ладонях страны, Реки, горы, океаны. Догадались, в чём тут фокус? Я держу руками … (Глобус.) В: Иногда, чтобы изучить какой либо предмет, учёные делают его уменьшенное или увеличенное изображение – модель. Глобус- это уменьшенная модель Земли, небольшой шар. Он окрашен разными цветами. 3
Большую часть занимает голубой. Встречаются еще желтый, зеленый, коричневый цвета. Глобус стоит на ножке и его можно вращать. Как вы думаете, что на глобусе изображено синим цветом? А что изображено другими цветами? Раскраска глобуса показывает, где поверхность Земли покрыта водой, где на ней суша, горы и реки. Я сейчас вам расскажу, что его «макушка» глобуса выкрашена белым неспроста. Обратите внимание – снизу глобус тоже белый. Так обозначены на глобусе (и на карте) две противоположные полярные области Земли - самая северная – Арктика(Северный полюс) и самая южная – Антарктида (Южный полюс). Воспитатель спрашивает у детей, почему, как они думают, полюса выкрашены в белый цвет, и делает вывод, что в этих местах круглый год лежит и не тает снег и лед. Арктику омывает Северный Ледовитый океан, и он почти весь скован толстым, крепким льдом. Здесь на Крайнем Севере, в Арктике, лед никогда не тает. Почему? (ответы детей) (Начинается показ презентации на компьютере. Приложение 1) Потому, что коротким полярным летом солнце не поднимается высоко, его нежаркие лучи отражаются ото льда и снега. Растопить лед такое солнце не может. Зимой здесь круглые сутки темно – ночь. Полярная ночь. Летом и зимой Арктика бела от снега и льда. Вот поэтому макушку глобуса и покрасили в белый цвет. Но на берегах Северного Ледовитого океана летом вырастают растения, здесь обитают разные животные. Вы когда-нибудь были на базаре? На базаре 4
всегда много людей, там шумно, люди покупают, продают, приходят, уходят. Вот и на берегу Северного Ледовитого океана есть базары. Они очень шумные, вот только купить там ничего нельзя. Потому что базары эти – птичьи. На обрывистых скалах селятся, откладывают яйца и выводят птенцов множество разных птиц. Одни птицы прилетают, другие улетают, и все они громко кричат. Поэтому такие места называют базарами. В Арктике живут птицы, очень похожие на пингвинов – бескрылые гагарки. Несмотря на то, что Северный океан называется Ледовитым, в нем обитает много рыбы и немало разных животных: белые медведи, тюлени, моржи, киты. Физкультминутка. (Под песню «Где-то на белом свете») А сейчас посмотрите: если перевернуть глобус вместе с подставкой «вверх ногами», то мы увидим вторую белую «макушку». Огромная белая страна. Только здесь не океан, а земля, закованная в ледяной «панцирь» - огромный материк Антарктида. Материк – это огромная часть суши, окруженная со всех сторон морями. Воспитатель рассказывает детям, что очень долго люди не знали, что на нашей Земле есть такое место – Антарктида. Ведь раньше не было космических кораблей, самолетов, не было сильных кораблей - ледоколов, которые могут плыть среди льдов. Сейчас в Антарктиде работают исследовательские станции самых разных стран. На этих станциях работают мужественные, отважные люди, которые как можно больше хотят узнать об этом ледяном континенте. Ученые выяснили, что здесь, в Антарктиде, на Южном полюсе Земли, находится самое холодное место, а также место, где постоянно дуют очень сильные ветры. Люди из-за сильного холода в Антарктиде не живут. Только ученые- 5
полярники прилетают на самолетах, чтобы исследовать льды, моря и тех, кто здесь живет. А обитают здесь многие животные. И все они связаны с морем. В Антарктиде много морских птиц, особенно чаек, пингвинов. Чем питаются птицы? Значит, здесь много рыбы. В морях плавают осьминоги, киты, которые едят маленьких рачков, тюлени, морские леопарды с пятнистой шкурой, морские котики. Тюлени всю зиму проводят под водой. Они прогрызают дыры во льду, чтобы подняться и подышать воздухом. Самый большой тюлень называется морской слон. В Антарктиде, так же как и в Арктике, бывает полярное сияние
Проведение опыта
.
Воспитатель:
Ребята, как вы думаете, почему пингвины, белые медведи не мерзнут и выходят из воды сухими?
(ответы детей)

Воспитатель:
Они покрыты слоем жира, поэтому и не дают намокнуть теплому пуху, который греет их в холодной воде.
Воспитатель:
для того, чтобы убедиться в этом, проведем опыт. Подойдите к столу. На столе - емкость с водой. Опустите руку и тут же выньте ее. Посмотрите на нее внимательно. Она мокрая, то есть, покрыта тонким слоем воды. И если бы сейчас ударил мороз, то эта вода превратилась бы в корочку льда. Теперь вытрите руки и слегка смажьте их жиром (детский крем). Снова опустите руку в воду и выньте ее. Что вы заметили? Вода уже не покрывает всю руку, она собралась капельками. И если руку встряхнуть, эти капли с руки слетят. На руке воды не будет, значит, в мороз нечему будет превращаться в лед. 6

Воспитатель:
Какой можно сделать вывод? Пингвины и другие животные не мерзнут и выходят из воды сухими, потому что их перья покрыты слоем жира. Вы сегодня узнали много нового. Кто хочет поделиться с нами и рассказать, что нового и интересного он сегодня узнал? Что такое глобус? Почему полюса окрашены в белый цвет? Какие животные живут в Антарктиде? А какие - в Арктике?
Конспект 2.

Знакомство со свойствами льда. Айсберги.

Задачи:
Познакомить детей с качествами и свойствами льда (хрупкий, холодный, твердый, скользкий, в тепле тает). Пробуждать исследовательский интерес, любознательность. Знакомить детей со способами обследования. Развивать связанную речь, дать представление об айсбергах, их опасности для судоходства. 7

Материалы, инструменты, оборудование:
таз с водой, куски льда, разные по форме и размеру ёмкости, стекло, картинки с изображением айсбергов.
Воспитатель:
«Его полным – полно зимой Так скользко – не дойдешь домой. На реках и прудах встает Прозрачный, хрупкий, чистый…(лед)» У вас на столах лежат кусочки льда. Сначала посмотрите на свои ладошки, какие они, сухие? Возьмите лед в руки и скажите, какой он. Ответы: Холодный, твердый, прозрачный, тяжелый, по цвету – бесцветный.
Воспитатель:
Как вы узнали об этом? Что почувствовали ваши ручки, какими они стали? Как вы узнали, что лед твердый? Воспитатель предлагает провести простые опыты со льдом: надавить, сжать, согнуть кусочек льда, постучать по нему. Давайте разложим лед в разные ёмкости. Дети раскладывают кусочки льда в ёмкости, а воспитатель продолжает обсуждение, задавая вопросы: Меняет ли форму лёд? (Нет) Как вы его раскладывали? (Брали рукой.) Лёд не меняет своей формы, куда бы его не положили, причём лёд можно брать рукой и переносить с места на место.
Воспитатель:
Положите лед, посмотрите на ладошки. Какие они? Мокрые. Почему наши ладошки стали мокрыми? (Лёд растаял в тепле). Значит, что такое лёд? (Это застывшая вода). Вытрите руки.
Воспитатель
: Как вы думаете, лед прозрачен или нет? А что можно ли увидеть через лед? С чем можно сравнить лед? Почему лед сравнивают со 8
стеклом? По своей прозрачности лед можно сравнить со стеклом? Давайте в этом убедимся. Предлагается детям рассмотреть сюжетные одинаковые картинки через стекло и лед. Дети высказывают свои суждения, выводы.
Вывод
: По своей прозрачности лед и стекло не одинаковы.
Физминутка «Ладошки вверх, ладошки вниз»
(Дети выполняют движения по тексту за воспитателем). Ладошки вверх, ладошки вниз. Ладошки на бочок И сжали в кулачок. Воспитатель ставит перед детьми емкость с водой и предлагает каждому ребенку бросить в нее кусочек льда. Что с ним происходит? Дети пробуют «утопить» кусочки льда. А где в природе можно увидеть плавающий лед? Воспитатель с детьми вспоминает, что на Земле есть места, где льдины плавают в морях в любое время года. Арктика и Антарктида - самые холодные места нашей Земли. (Рассказ сопровождается показом презентации на компьютере. Приложение 2.)_ Антарктида - холоднее места не найдешь во всем мире. Студеный ветер наносит все новые горы снега. Под собственной тяжестью снежные сугробы утрамбовываются и превращаются в лед. И так из века в век. В центе Антарктиды всегда лежит толстый-толстый слой льда. А по краям, ближе к берегу, льда поменьше, и в теплое время года он подтаивает. И тогда от берегов Антарктиды отламываются огромные тяжелые ледяные глыбы- айсберги и отправляются в путешествие по океану. Айсберги - это огромные горы льда, которые откололись, от 9
ледяных берегов и течением их вынесло в море. Формы айсбергов самые удивительные и причудливые: то это гигантский снежно-белый лебедь или холмистый островок с широкими долинами, то остров с высокими горами, ущельями, водопадами и отвесными склонами. Встречаются айсберги похожие на корабль с надутыми ветром парусами, на пирамиду, на прекрасный замок с башенками. В солнечную погоду айсберги очень красивы. Они кажутся разноцветными. Над водой видна не самая большая часть айсберга. Самая большая часть находится под водой. Айсберги очень опасны для кораблей, так как корабли могут с ними столкнуться, и тогда произойдет кораблекрушение. Так, в 1912 году, столкнувшись с айсбергом затонул пассажирский теплоход «Титаник». Вы, наверное, о нём слышали? Погибло очень много людей. С тех пор Международный ледниковый патруль следит за движением айсбергов и предупреждает корабли об опасности. Воспитатель подводит итоги занятия. Что мы сегодня узнали нового? Какие свойства льда вы можете назвать? В каких местах на Земле можно встретить плавающий лед? Что такое айсберги?
Конспект 3.

Пингвины.

Задачи.
Расширить представление о пингвинах, вызвать интерес к изображению пингвина пластическими средствами, развивать чувство формы, пропорций, мелкую моторику, воспитывать интерес к отражению представлений о природных объектах в изобразительной деятельности. Инициировать создание коллективной композиции. 10

Материалы, инструменты, оборудование.
Игрушка пигвиненок, пластилин черного, белого, красного цветов, доски для пластилина, салфетки, основа для коллективной композиции: море, салфетки, фольга для льдин. Я недавно из яйца, И похож я на птенца. Что за птица моя мать? Где ее мне отыскать? Я не гусь и не павлин. Догадайтесь! Я... (Рассказ сопровождается показом презентации на компьютере. Приложение 3.) Пингвины живут в Антарктиде. Это очень необычные птицы. Они не умеют летать, но зато отлично плавают. В воде эти птицы более ловкие, чем на суше. Их крылья больше похожи на весла. Пингвины бывают разными: есть большие (королевские), а есть маленькие (адели). У всех пингвинов очень теплые шубки из перьев и пуха. А еще их согревает очень толстый слой жира. Они не мерзнут ни в сильный мороз на суше, ни в холодной воде моря. Для того чтобы согреться, пингвины собираются вместе, группами. Гнезда эти птицы строят из камней. Папа-пингвин строит гнездо и приглашает маму-пингвина отложить яйцо. Затем берёт яйцо и зажимает его между лапами, прячет в складках живота. Целый месяц папа-пингвин сидит голодным, на холоде, а мама ходит за едой. Потом они меняются местами. Когда детёныш подрастает, его отправляют в пингвиний детский сад, где малыши находятся под присмотром пингвинов- воспитателей. Чтобы выжить в Антарктиде, нужно многое уметь и о многом узнать. Поэтому пингвинята ходят в детский сад. Там они учатся быть сильными, ловкими, проворными. 11
У пингвинов есть и враги – в воде – морской леопард и касатка, на суше – чайки-поморники. Как мы узнаем пингвинью породу? Все, как один дружно прыгают в воду, Все, как один, никогда не летают, Все, как один в море страха не знают, Все, как один, в море быстро плывут, Все, как один, стаей дружно живут. Все, как один, фраки чёрные носят, Все, как один, лучшей жизни не просят. Все, как один, любят снежные льдины. Как называются птицы? Пингвины! Пингвины живут только в Антарктиде, на Южном полюсе Чтобы мы не замерзли, давайте выполним следующие упражнения: Бело-черные пингвины Далеко видны на льдине. Вот они шагают дружно, Для порядка это нужно. Оттопырили ладошки И попрыгали немножко. Руки вверх чуть приподняли И быстрее побежали. Пингвин наклоны делать рад, Вправо, влево, вперед, назад. Много-много раз подряд, Влево, вправо, вперед, назад. Пингвин все время закаляется, В ледяной воде купается. 12
Сегодня мы будем лепить пингвинов. Давайте попробуем описать, какой он. У пингвина одета белоснежная рубашка и чёрный фрак. Ноги, как у утки или гуся лапы с перепонками. Туловище овальной формы. Постарайтесь изобразить пингвинов, чтобы они двигались. Что они могут делать? Взмахивать крыльями, подпрыгивать, наклоняться, куда-то спешить. А как вы думаете, на каком фоне можно изобразить пингвинов?
Конспект 4.

Животные Арктики. Белый медведь.

Задачи.
Формировать первоначальные представления о животном мире Арктики и приспособленности животных к обитанию в суровых условиях севера.
Материалы, инструменты, оборудование.
Глобус, презентация «Животные Севера», пластилин белого и черного цвета. На прошлом занятии мы с вами разговаривали об удивительной птице, которая живет в Антарктиде, на Южном полюсе. Как называется эта птица? А сегодня мы с вами поговорим о животных, которые живут на другом конце 13
Земли - в Арктике, на Северном полюсе. Может, вы знаете кого-нибудь из этих животных? Север — это та часть света, где снег лежит почти круглый год, моря покрыты толстым льдом, дуют сильные ветры, метут метели. Воспитатель показывает на глобусе, где находится Север. Что расположено вокруг Северного полюса? Льды и моря и очень холодный Северный Ледовитый океан. Они обозначены белым и синим цветом. Люди на полюсе не живут постоянно, проводят научно-исследовательскую работу, изучают климатические условия, жизнь животных. (Рассказ сопровождается показом презентации на компьютере. Приложение 4.) Воспитатель рассказывает, что, несмотря на то, что Северный океан называется Ледовитым, в нем обитает немало разных животных – от очень мелких рачков до огромных китов. Одни киты всю жизнь проводят на севере, другие приплывают и уплывают. В северных морях водятся разные рыбы, например, здесь живут треска, сельдь, лосось, палтус. Сельдь и сайку с удовольствием едят тюлени и киты. В море плавают белые медведи, тюлени, моржи. Все они приспособлены к жизни в очень холодных условиях. У белого медведя очень густой мех, который не намокает в воде (почему?) и толстый слой жира. На лапах у него своеобразные теплые меховые «носки», которые позволяют ходить по снегу и льду. Осенью белые медведи роют в снегу берлоги, в которых зимой рождаются медвежата. Чтобы не замерзнуть, они прижимаются к маме-медведице. Моржей от холодной воды, льда и снега также защищает толстый слой жира. Ведь моржи рождаются на льдине! Морж малыш выживает благодаря тому, что ему тепло рядом с мамой. Моржи часто спят в воде, высунув голову через 14
дырку во льду. У этих зверей большие бивни, которые иногда помогают им вылезать на лед. С помощью подводного микрофона ученые выяснили, что моржи умеют петь под водой, только без микрофона услышать это невозможно. На морском льду отдыхают тюлени, на которых охотятся белые медведи. Тюлени бывают разными, например один из них называется морской заяц. Физкультминутка «О севере». Дуют ветры ледяные (Дети машут руками вверху) Горы снежные, крутые. (руки поднять вверх, встать на носочки) Там о лете не слыхали (ладонь прижать к уху, наклоны в стороны) Там согреешься едва ли (обнять себя руками) Он не мал и не велик (Руки свести и развести в стороны) Этот снежный материк. (хлопнуть в ладоши на уровне груди) . Вот мы с вами размялись и отдохнули. Проходите на свои места и слушайте меня внимательно. Сейчас мы с вами будем лепить белого медведя.
Лепка «белый медведь».
15
Для белого медведя понадобится брусок белого (а какого же еще?) пластилина. Для глазок и носика приготовим чуть-чуть черного. 16
Отрезаем от бруска одну треть. 17
От этой трети отрезаем еще чуть-чуть (чтобы хватило на уши и хвост), остальной кусок делим на четыре части. 18
Скатываем толстые колбаски-лапки и три маленьких шарика: для ушек и хвоста. 19
Собираем. 20
В заключение воспитатель делает вывод, что в Арктике обитает много разных животных. Каких? Многие животные Арктики, например, белый медведь, кит, занесены в Красную книгу и охраняются. 21
22