Тренинговое занятие "Вернее всего – ты сам"

Автор: Ивашова Людмила Васильевна
Должность: преподаватель математики
Учебное заведение: ГБПОУ "Соликамский политехнический техникум"
Населённый пункт: г. Соликамск
Наименование материала: Внеклассное мероприятие
Тема: Тренинговое занятие "Вернее всего – ты сам"
Дата публикации: 16.10.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Тренинговое занятие «Вернее всего – ты сам»
Участники: куратор и обучающиеся 1 курса. Цель: формирование самосознания в направлении усложнения, систематизации, стабилизации представлений о своем «Я», овладение некоторыми способами самопредъявления и самоутверждения в окружающем социуме. Подготовительная работа 1. Составление заданий и изготовление распечаток с рисунком. 2. Прибретение инвентаря. 3. Создание презентации. Оборудование, оформление а. презентация; б. грецкие орехи; в. ручки, карандаши; г. карточки с рисунком; д. закладки по теме занятия. Ход занятия I. Вступительное слово Куратор Сегодня на тренинговом занятии пойдет речь о значимости каждого человека, его ценности и уникальности в окружающем социуме. Наш разговор хочу начать с притчи. Прежде чем положить карандаш в коробку, карандашный мастер отложил его в сторону. «Есть пять вещей, которые ты должен знать, - сказал он карандашу, - прежде чем я отправлю тебя в мир. Всегда помни о них, и тогда ты станешь лучшим карандашом, который только может быть. Первое: ты сможешь сделать много великих вещей,но лишь в том случае,если ты позволишькому-то держать тебя в руке. Второе: ты будешь переживать болезненное обтачивание время от времени, но это будет необходимым, чтобы стать лучшим карандашом. Третье: ты будешь способен исправлять ошибки, которые совершаешь. Четвертое: твоя наиболее важная часть будет находиться внутри тебя. И пятое: на какой бы поверхности тебя не использовали, ты всегда должен оставить след в жизни. Независимо от твоего состояние ты должен продолжать писать» Карандаш понял и пообещал помнить об этом. Он был помещен в коробку с призванием в сердце. Вопрос Какие мысли и ассоциации вызывает у вас данная притча? ( в ходе обсуждения, куратор может подвести к выводу: каждый человек способен на многое, если вовремя сумеет заглянуть в себя и увидеть то зерно, которое даст разумные всходы)
II.Выполнение заданий Задание 1 ОРЕХИ Найди свой орех среди других. (Каждому человеку в группе дается грецкий орех. На скорлупу можно нанести небольшие пометки фломастером или ручкой. В течение одной минуты необходимо внимательно рассмотреть орех и запомнить его особенности. Все орехи перемешиваются, добавляются новые.) Вопрос: Что помогло вам найти свой орех? (В ходе обсуждения, после ответов на вопросы куратор комментирует смысл упражнения) Куратор Сначала все люди кажутся одинаковыми, как орехи, когда они лежат вместе. Чтобы разглядеть человека, нужно потратить время, присмотреться к нему. О ценности ореха судят по тому, что у него внутри. Он может быть зрелым, гнилым, пустым, вкусным. Так и о человеке нельзя судить по его внешнему виду. Неслучайно говорят: «Встречают по одежке, провожают по уму». У ореха жесткая скорлупа. Она нужна, чтобы защитить свое нежное ядро. Многие люди тоже прячутся в скорлупу, а за жесткой оболочкой скрывается что-то нежное и ранимое. Все мы разные и неповторимые. Каждый человек – индивидуальность, личность. Вопрос: Какие особенности характерны только для каждого из вас? Задание 2 ПАУТИНА (тест, на жизнестойкость построенный с опорой на «говорящие рисунки») На кратинке изображена паутина. Необходимо нарисовать паука и двух мух (или других насекомых – на ваше усмотрение). Важно: одна из мух должна остаться вне паутины, а другая – увязнуть в ней. Ключ теста: 1. Первое правило толкования – обратить внимание на
последовательность
, в которой вы рисовали насекомых. Если кто-то первым нарисовал паука, то это говорит отом, что он человек деятельный и решительный; ему трудно представить себе такую ситуацию, из которой бы он не смог выпутаться. Он владеет своими эмоциями и прислушивается к доводам своего разума. Если кто-то первым нарисовал муху, попавшую в паутину, то предположить, что он человек пассивный, безынициативный, склонный к сомнениям и не любящий действовать самостоятельно. Но возможно, что в данный момент жизни такой человек просто находится в затруднении, и его подавленное состояние отразилось в рисунке. Если же первой нарисована муха, оставшая в стороне, то это говорит о жизненной позиции наблюдателя. Человек с таким характером прекрасно разбирается в людях, потому что всегда с интересом наблюдает за ними. Он предпочитает не действовать на свой страх и риск,выждать
немного и тогда осуществлять задуманное, чтобы результат был неожидаемо положительным и не случилось каких-либо неприятных сюрпризов. 2. Второе правило толкования – нужно посмотреть на
расположение

насекомых на рисунке
. Если все фигуры равноудалены друг от друга, то это говорит о том, что проходящий тест адекватно воспринимает жизнь и понимает, что в ней может случиться всякое. Если муха и паук нарисованы рядом, это значит, что автор рисунка воспринимает жизнь как вечную борьбу. Если в виде мухи представлен он сам, то это говорит о невысокой жизнестойкости и чувствительности к невзгодам. Выбить из колеи может любая неприятность (особенно если идет речь о мухе-жертве) Если же человек сам себя изобразил пауком, то это означает, что он силен духом и может стойко выдержатьудары судьбы. Скорее всего, он все время ждет от жизни подвоха, потому что верит в милости фортуны. Он полагает, что просто так в жизни ничего не дается, всего нужно добиваться своими силами. Если рядом оказались мухи, то это говорит о желении отвечающего на тест выпутаться из жизненной паутины. Такого человека нельзя назвать стойким, но он – как гибкаяива, которая гнется от ветра, но не ломается. Задание 3 ДО ЧЕРТЫ Закрыть глаза и медленно дойдите до финишной черты, расположенной на расстоянии 5 – 6 метров от старта. Остановиться тогда, когда покажется, что вы максимально близки к ней. Но надо стараться не переступить ее. (Разбиться на команды по 6 – 7 человек. Команды стартуют отдельно. Каждому разрешается использовать по две попытки. Ведущий следит, чтобы никто не отклонился от траектории движения и не столкнулся с чем-либо. Победителем считается тот, кто остановился максимально близко от черты, но не заступил за нее.) Вопросы: 1 Чем вы руководствовались, принимая решение о том, в какой именно момент остановиться? 2. С какими особенностями личности это связано? ( Осторожные люди, останавливающиеся заранее, имеют мало шансов на победу. Те, кто идет далеко, действуют по принципу «или победить, или проиграть). 3. В каких важных ситуациях важно уметь «дойти до черты», то есть приблизиться к каким-либо ограничениям, но вовремя остановиться? Главный смысл упражнения: чем дальше пройдешь, тем выше шанс победить, но одновременно и выше вероятность проигрыша в случае заступа. Кроме того, упражнение дает материал для обсуждения того, как в нашей жизни сочетаются стремление достигнуть успеха и осторожность, стремление избежать неудачи.
У тех, кто существенно не доходит до финишной черты, ярче выражена мотивация к избеганию неудач, а у тех, кто оказывается рядом с ней или заступает за нее, - к достижению успехов. Задание 4 РАФТИНГ Участники делятся на две противоположные шеренги, расстояние между которыми, составляет около метра. Между стоящими в каждой шереге должно быть не более полуметра. Можно встать не по прямой линии, а образовав один-два изгиба. Поочередно каждый участник с закрытыми глазами проходит между шеренгами. Остальные направляют его, слегка подталкивая ладонями. Когда водящий доходит до конца, то вновь встает в шеренгу. Куратор Есть эксперементальный вид спорта – рафтинг. Это сплав по бурным горным рекам на лодках или плотах. Представьте, что шеренги – бурные реки, а вы сами – те, кому предстоит по ним сплавляться. Каждый должен, закрыв глаза, поочередно совершить спуск. Остальные участники, изображая течение реки, будут направлять однокурсника руками в необходимом направлении. Толчки не должны быть сдишком сильными, спосбными причинить боль или выкинуть участника за пределы шеренг. Важно помнить, что река бурная, поэтому в ходе спуска по ней может слегка укачивать. Тем не менее, стоит довериться ее течению, и она сама вынесет, куда нужно. Данное упражнение – материал для обсуждения тех жизненных позиций, которые занимают участники при движении к своим целям. Вопросы 1. Какие впечатления возникли по ходу «спуска»? 2. Какие впечатления возникли, когда вы были «берегами реки»? 3. Кому было комфортно в той или другой роли? Кому – не очень? Счем это связано? 4. С какими жизненными ситуациями можно сравнить эту игру, в которой требовалось довериться группе и дать «бурному течению» вынести водящего в определенном направлении? 5. Как вы привыкли двигаться к своим целям: ждать пока течение само вынесет, или двигаться самостоятельно и активно? 6. В чем плюсы и минусы каждого из этих способов? Задание 5. АВТОБУС ЖИЗНИ Участникам предлагается закрыть глаза и представить, что жизнь похожа на автобус. Каждый сидит за рулем этого автобуса и ведет его в каком-то направлении. Если кому-то захочется встать из-за руля и пересесть в салон, он может сделать это. За руль сядет кто-нибудь другой, и автобус все равно будет двигаться. Новый шофер поведет автобус не туда, куда нужно пассажиру, а туда, куда нужно ему. Быть водителем или пассажиром в автобусе жизни – каждому предстоит решить самостоятельно! Вопрос
Как действия человека формируют его личное будущее, события жизни: причины и следствия? III. Итог занятия Куратор Мы живем в своих поступках, а не в теле. Данное занятие мне хочется закончить словами: как сказал Антуан де Сент-Экзюпери, «Ты – это твои действия, и нет другого тебя» (раздаются закладки по данной теме
Приложение 2
) Список литературы 1. В мире подростка/ Под ред. А. А. Бодалева.- М., Медицина,1980.- с.15-28, 170-282. 2. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. институтов/ В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон и др.; Под ред.А. В. Петровского.- 2-е изд., испр. и доп.-М.: Просвещение, 1979.- с.125-133. 3. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. пед. вузов/ Сост. и науч. ред. В. С. Мухина, А. А. Хвостов.- М.: Издательский центр «Академия», 2001.- с.493-500. 4. Диалоги о воспитании: (Книга для родителей). Ваш ребенок. Педагогика семейных отношений. Когда наступает зрелость/ Под ред. В. Н. Столетова. Сост. О. Г. Свердлова.- М.: Педагогика, 1979.- с.125-127. 5. Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения: Кн. для учителя и родителей.- М.: Просвещение, 1987.- с.8-12. 6. Кон И. С. Психология ранней юности: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1989.- с.106-149, 167-186. 7. Кон И. С. Психология юношеского возраста/ проблемы формирования личности/.- М.: Просвещение,1979.- с.93-96, 101-110. 8. Ле Шан Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума.- М.: Педагогика, 1990. -с.219-226. 9. Мир детства: Подросток /Под ред. А. Г. Хрипковой; Отв. ред. Г. Н. Филонов.- 2-е изд., доп.- М.: Педагогика, 1989.- с. 76-96. 10. Мудрик А. Самые трудные годы.- М.: Знание, 1992.- с.19-31. 11. Мудрость воспитания: Книга для родителей / Сост. Б. М. Бим-Бад, Э. Д. Днепров, Г. Б. Корнетов.- 2-изд., доп.- М.: Педагогика, 1989.-с. 113-134.
12. Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник.- М., Российское педагогическое агенство. 1996.- с.287-304. 13. Общение и формирование личности школьника: Опыт экспериментального и психологического исследования/ Под ред. А. А. Бодолева, Р. Л. Кричевского.- М.: Педагогика, 1987.- с.17-41. 14. Осорина М. В. Зачем дети строят штабы?// Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин.- М.: Издательский центр «Академия», 2001.-с.355-359. 15. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 1998.-с. 301-304. 16. Петрунек В. П. Нелегкий шаг к юности.- М.: Педагогика, 1984. -с.38-52, 52-59. 17. Прихожан А. М., Толстых А. В. Подросток в учебнике и в жизни.- М.: Знание, 1990.- с.5-6, 59-64. 18. Психология подростка. Хрестоматия. Сост. Фролов Ю. И.- М.: Российское педагогическое агенство,1997.- с.151-158. 19. Рабочая книга школьного психолога/ И. В. Дубровина, М. К. Акимова, Е. М. Борисова и др.; Под ред. И. В. Дубровиной.- М.: Просвещение, 1991.- с.129-131. 20. Российская педагогическая энциклопедия: В 2тт./ Гл. ред. В. В. Давыдов.- М.: Большая Российская энциклопедия, 1993.- с.61-62, 69-70. 21. Столяренко Л. Д. Основы психологии. Издание третье, переработанное и дополненное. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000.- с.636-643. 22. Толстых А. В. Подросток в неформальной группе.- М.: Знание,1991.- с.28- 33 23. Фридман Л. М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя.- М.: Просвещение, 1991.- с.28-40. 24. Чернышева М. А. Культура общения.- Л.: Знание, 1983.- с.3-12.