"Ритмика для дошколят". Программа по ритмической гимнастике для детей

Автор: Велькер Анастасия Александровна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МДОУ Центр развития ребенка д/с "Снежинка"
Населённый пункт: г Нерюнгри РС (Я)
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Ритмика для дошколят". Программа по ритмической гимнастике для детей
Дата публикации: 17.10.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД №3

«СНЕЖИНКА»

ПЛАН-ПРОГРАММА

«РИТМИКА ДЛЯ ДОШКОЛЯТ»

Количество лет обучения – 2 года.

Количество учебных часов за каждый год обучения – 20

Возраст детей: с 5 до 7 лет.
Методическое разработка: А.А. Велькер «Ритмика для дошколят». Программа по ритмической гимнастике для детей» 2009-2010 уч. г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Ритмика – одна из разновидностей оздоровительных видов гимнастики, содержанием которой является разнообразные, простые по технике исполнения физические упражнения. Занятия по ритмике повышают двигательную активность, улучшают осанку, благоприятно влияют на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, оказывают положительное психологическое воздействие, приводят к улучшению общего состояния организма и хорошему самочувствию детей. Упражнения являются средством развития координационных возможностей организма, быстроты двигательных действий, мышечной силы, выносливости, подвижности в разных суставах и физической работоспособности. Занятия под музыкальное сопровождение развивает слух, чувство любви к прекрасному, вызывает эмоциональный подъем, радостные чувства. У детей развивает внимание и собранность. Занятия ритмикой придает естественную уверенность и непринужденность, дает сознание власти над движениями своего тела и пространством. Методика упражнений основана на статистических растяжках мышц тела и суставно-связочного аппарата рук, ног, позвоночника позволяющих предотвратить нарушение осанки, оказывающих глубокое оздоровительное воздействие на весь организм. Растяжки воздействуют на все мышцы и суставы, повышают эластичность связок, снижается опасность отложения в суставах шлаков, увеличивается подвижность суставов. В данной работе я предлагаю развитие идеи использования музыкально-ритмических движений как средства психологического раскрепощения ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного инструмента. Огромные возможности для воспитания души и тела заложены в синтезе музыки и пластики, интеграции различных видов художественной деятельности. Особенность проведения занятий ритмики- это использование в качестве музыкального сопровождения, как правило, целостных произведений. Целостный музыкальный образ передается разнообразными пластическими средствами, требующими как свободного владения телом, так и тонкого музыкального слуха, богатого воображения и фантазии, более глубокого постижения содержания музыки. Идя от простого к сложному, от детских песен к более сложным произведениям. Основной целью ритмики является содействие всестороннему развитию личности дошкольника средствами танцевально-игровой гимнастики. Другими словами, данная программа является музыкально-ритмическим психотренингом для детей, развивающим внимание, волю, память, подвижность и гибкость мыслительных процессов, направленным также на развитие музыкальности и эмоциональности, творческого воображения, фантазии, способности к импровизации в движении под музыку, что требует свободного и осознанного владения телом. Исходя из целей программы предусматривается решение следующих основных задач:
1. Лечебно-оздоровительные задачи.
 Активизировать защитные силы организма ребенка, учить навыкам управления своим телом, укрепление различных групп мышц, развитие всех систем организма (дыхательная, сердечно-сосудистая, и др.).  Профилактика нарушения осанки и искривления позвоночника, воспитание правильной осанки.  Формирование правильного свода стопы, профилактика плоскостопия.
2. Развивающие задачи.
 Развивать чувство ритма, учить соотносить движения с музыкой.  Развитие психологических процессов (память двигательная, слуховая, образная).  Развитие творческих процессов.
 Развитие двигательных качеств (точность, пластичность, координация).  Развивать коммуникативные навыки (навыки общения).
3. Воспитательные задачи.
 Воспитывать нравственные качества (уважительное отношение ко взрослым и к сверстникам).  Учить видеть прекрасное.  Совершенствовать психофизическую готовность к школе.  Развитие личностных качеств.
Работа с детьми.
Формы работы с детьми. В данном курсе используются следующие формы работы с детьми:  Занятия.  Показательные выступления.  Итоговые занятия проводятся раз в год ( в апреле).
Структура занятия:
Занятия проводятся со всей группой. 1. Подготовительная часть – 5 минут.  Различные виды ходьбы и бега.  Дыхательные упражнения.  Специальные упражнения для согласования движений с музыкой.  Общеразвивающие упражнения. 2. Основная часть – 15 минут.  Упражнения на все группы мышц, направленные на укрепление мышечного корсета, на улучшение мышечного тонуса.  Разучивание и совершенствование техники упражнений.  Отработка согласованности движений с музыкой.  Разучивание новых движений. 3. Заключительная часть – 5 минут.  Упражнения на координацию движений.  Успокаивающие упражнения на расслабление.
КОМПЛЕСЫ УПРАЖНЕНИЙ.

Старшая группа.
1. Игроритмика – специальные упражнения для согласования движения с музыкой. Хлопки и удары ногой на каждый счет и через счет. Ходьба на каждый счет и через счет. Выполнение простейших движений руками в различном темпе. 2. Игроритмика. 2.1. Строевые упражнения. Построение в шеренгу и колонну. Повороты переступанием по команде. Перестроение в круг. Бег по кругу и по ориентирам (змейкой). Перестроение из одной шеренги в несколько по образному расчету и указанию педагога. Передвижение в обход шагом и бегом. 2.2. Общеразвивающие упражнения. Упражнения без предметов. Ходьба на носках и с высоким подниманием бедра. Сочетание основных движений прямыми или согнутыми руками. Стойка на прямых и согнутых ногах в сочетании с другими движениямию Основные движения головой. Сочетание упоров с движениями ногами. Упражнения с предметами: упражнения с платочками, шарфиками, косынками. 2.3. Упражнения на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление осанки. Потряхивание кистями и предплечьями. Раскачивание руками из различных
исходных положений. Контрастное движение руками на напряжение и расслабление. Расслабление рук в положении лежа на спине. Посегментное свободное расслабление рук в положении лежа на спине, потряхивание ногами из положения лежа на спине. Имитационные, образные упражнения. 2.4. Акробатические упражнения. Группировка в положениях лежа и сидя, перекаты в ней вперед-назад. Из упора присев переход в положение лежа на спине. Сед ноги врозь широко. Равновесие на одной ноге с опорой и без опоры. Комбинации акробатических упражнений в образно-двигательных действиях. 3. Игротанцы. 3.1. Хореографические упражнения. Танцевальные позиции ног: первая, вторая, третья. Танцевальные позиции рук: подготовительная, первая, вторая, третья. Выставление ноги в сторону на носок, стоя лицом к опоре. Комбинации хореографических упражнений. 3.2. Танцевальные шаги. Мягкий, высокий, высокий на носках, приставной, скрестный, скрестный в сторону, переменный и русский хороводный шаги. Прыжки с ноги на ногу другую ногу сгибая назад, то же с поворотом на 360 градусов. Поворот на 360 градусов на шагах. Комбинации из изученных танцевальных шагов. 3.3. Ритмические и бальные танцы: «Автостоп», «Большая прогулка», «Большая стирка», полька «Старый жук», «Полька-хлопушка». 4. Танцевально-ритмическая гимнастика . Специальные композиции и комплексы упражнений «Часики», «Карусельные лошадки», «Песня короля», «Воробьиная дискотека», «Упражнения с платочками». 5. Игропластика: специальные упражнения для развития мышечной силы и гибкости в образных и игровых двигательных действиях и заданиях. Комплексы упражнений. 6. Пальчиковая гимнастика. Общеразвивающие упражнения и игры пальчиками в двигательных и образных действиях: поочередное сгибание и разгибание пальцев, работа одним пальцев, круговые движения кистью и пальцами, выставление одного, двух и т.д. пальцев, «сцепление», соединение большого пальца с другими, касание пальцев одной руки с другой рукой (здороваются) движение пальцев по различным частям тела и поверхности стола. Упражнения пальчиками с речетативом. 7. Игровой самомассаж : поглаживание отдельных частей тела в определенном порядке в образно-игровой форме. 8. Музыкально-подвижные игры «Карлики и великаны», «Найди предмет», «Два Мороза», «Птица без гнезда», «Автомобили», «Воробышек», «Космонавты», «Усни-трава», «Поезд», «Музыкальные стулья», музыкально-подвижные игры по ритмике и с использованием строевых и общеразвивающих упражнений. 9. Игры-Путешествия: «Лесные приключения», «Времена года», «На выручку каресельных лошадок», «Путешествие в кукляндию», «Космическое путешествие на Марс», «В мире музыки и танца». 10. Креативная гимнастика : музыкально-творческие игры «Айда я!», «Творческая импровизация».
КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ.

Подготовительная группа.
1. Игроритмика – специальные упражнения для согласования движения с музыкой. Хлопки и удары ногой на каждый счет и через счет. Ходьба на каждый счет, хлопки через счет и другие сочетания ритмического рисунка. Хлопки и удары ногой на сильную долю такта двухдольного и трехдольного музыкального размера. Гимнастическое дирижирование – тактирование на музыкальный размер ¾, 4/4. 2. Игрогимнастика. 2.1. Строевые упражнения. Строевые приемы «Направо», «Налево», «Кругом!» при шаге на
месте, переступанием. Строевой шаг на месте, походный шаг в передвижении. Упражнение типа задания в ходьбе и беге по звуковому сигналу, на внимание. Размыкание колонн на вытянутые руки вперед и в стороны. Перестроение по одному в колонну по три в движении с одновременным поворотом в сцеплении за руки и по ориентирам. 2.2. Общеразвивающие упражнения. Упражнения без предметов. Прыжки на двух ногах и одной ноге, с ноги на ногу. Общеразвивающие упражнения по типу «Зарядка». Упражнения с предметами. Основные положения и движения в упражнениях с флажками, мячами, обручами (элементы классификационных групп). 2.3. Упражнения на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление осанки. Посегментное расслабление из стойки руки вверх до упора присев и положения лежа на спине. Посегментное расслабление ног из положения лежа на спине ноги вперед (в потолок). Расслабление всего тела, лежа на спине. Дыхательные упражнения на имитационных и образных движениях: с проговариванием, задержкой дыхания, подниманием и опусканием рук. Упражнения на осанку в образных и двигательных действиях («лодочка», «палочка» и т.д.), лежа на спине и на животе. 2.4. Акробатические упражнения. Акробатические комбинации из пройденных упражнений. Горизонтальное равновесие на одной ноге с опорой и без опоры («ворона»). 3. Игротанцы. 3.1. Хореографические упражнения. Русский поклон «Открывание» руки в сторону и на пояс, стоя боком к опоре. Полуприседы и подъемы на носочки с движением руки, стоя боком у опоре. Выставление ноги вперед, в сторону, назад «крестом», «носок-пятка». Наклоны туловища, стоя спиной и боком к опоре. Перевод рук из одного положения в другое на шаге. Соединение изученных упражнений в законченную композицию. 3.2. Танцевальные шаги. Шаг с подскоком с различными движениями руками. Поочередное пружинное движение ногами в стойке ноги врозь. Нога в сторону на пятку с наклоном в сторону, руки в сторону. Основные движения русского танца: тройной притоп, «припадание с поворотом», «елочка», «гармошка», «ковырялочка». Основные движения танцев: «Ча-ча-ча», «Самбо», «Полону», комбинация из изученных шагов. 3.3. Ритмические и бальные танцы «Танец с хлопками», «Тайм-степ», «Слоненок», «Круговая кадриль», «Полька тройками», «Полонез», «Самба», «Божья коровка». 4. Танцевально-ритмическая гимнастика . Специальные композиции и комплексы упражнений «Марш», «Упражнение с флажками», «Три поросенка», «Упражнение с мячами», По секрету всему свету», «Упражнение с обручами», «Ванька – Встанька», «Пластилиновая ворона». 5. Игропластика. Специальные упражнения для развития силы и гибкости в образных и игровых двигательных действиях и заданиях. Комплексы упражнений. 6. Пальчиковая гимнастика . Общеразвивающие упражнения и игры пальчиками в двигательных и образных действиях по сказкам и рассказам. 7. Игровой самомассаж . Поглаживание и растирание отдельных частей тела в образно- игровой форме. 8. Музыкально-подвижные игры «День-ночь», «Запев-припев», «Нам не страшен серый волк», «Дети и медведь», «Трансформеры», «Горелки». Подвижно-образные игры по типу заданий для строевых и общеразвивающих упражнений. 9. Игры-путешествия «Охотники за приключениями», «Путешествие в Играй-город», «Морские учения», «Королевство волшебных мячей», «Путешествие в маленькую страну», «В гостях у трех поросят», «Спортивный фестиваль».
10. Креативная гимнастика . Музыкально-специальные задания «Повтори за мной», «Делай как я, делай лучше меня».
Учебный план

(возраст детей 5-6 года)



п/п

План работы

Количе

ство

часов

Период проведения занятий

IX

X

XI

XII

I

II

III

IV

V
1 Диагностика 2 1 1 2 Открытые занятия 2 1 1 5 Темы занятий: «В мире мультфильмов» 3 1 2 «Танцы с предметами» 4 2 2 «Зажигательные ритмы» 2 2 «Игры круглый год» 2 2 « В здоровом теле здоровый дух» 2 2 «Парные танцы» 2 2 «Лесной бал» 2 2 Всего часов в год 21 2 2 2 2 2 2 2 2 4
Учебный план

(возраст детей 6-7 года)



п/п

План работы

Количе

ство

часов

Период проведения занятий

IX

X

XI

XII

I

II

III

IV

V
1 Диагностика 2 1 1 2 Открытые занятия 2 1 1 Темы занятий: «В мире сказок» 2 1 1 «Защитники земли русской» 3 2 1 «Новый год к нам пришел» 2 2 « Современные танцы» 4 1 1 2 Латиноамериканские танцы» 4 2 2 «Бальный танец прошлого» 3 1 «Дети и природа» 3 1 2 Всего часов в год 25 2 1 2 2 1 3 4 4 4
Задачи (возраст 5-в лет)
 развить умение передавать в пластике разнообразный характер музыки, различные оттенки настроения;
 воспитать потребность в слушании музыки;  развить способность различать жанр музыкального произведения;  развить воображение, фантазию, умение характеризовать музыку и пластический образ.
Предполагаемый результат
 яркий эмоциональный отклик и живой интерес к музыкально-ритмическим движениям;  довольно развитые навыки коммуникативности и стремления к коллективному двигательному творчеству;  передача в движении темпа, динамики, регистра, ритма, относительно высокий уровень исполнения общеразвивающих упражнений, имитационных движений, плясовых движений.  создание оригинальных движений при импровизационном исполнении;  самостоятельное начало и конец движений вместе с музыкой;  культурные привычки в процессе группового общения с детьми и взрослыми;  сформированное умение сочувствовать, сопереживать, воспринимая музыкальный образ.
Задачи (возраст 6-7 лет)
 развить умение передавать ускорения, замедления, как контрасты, так и оттенки настроений в звучании;  развить умение самостоятельно выполнять перестроения на основе танцевальных композиций;  развить умение выполнять сложные циклические виды движений, разнонаправленные движения для рук и ног, ассиметрично из современных ритмических танцев.
Предполагаемый результат
 адекватно сформированная оценка и самооценка;  владение навыком импровизировать под незнакомую музыку;  стойкий интерес к новым музыкальным произведениям и их авторам;  выразительное, одухотворенное, эмоционально индивидуально окрашенное исполнение движений;  навык обучения младших детей тем упражнениям, которые уже освоены, проведение совместных игр - занятий с младшими детьми.
Использованная литература
1. А.И. Буренина. Ритмическая гимнастика. 2. И.В. Лифиц. Ритмика. 3. Б.М. Теплое. Психология музыкальных способностей. 4. Ж.Е. Фирилева. Е.Г. Сайкина Фитнес-Данс