"Ребус - как одна из форм интеллектуального и речевого развития дошкольников"

Автор: Зюзина Ирина Геннадиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №14 "Теремок"
Населённый пункт: г. Ишимбай Республика Башкортостан
Наименование материала: материал из опыта работы
Тема: "Ребус - как одна из форм интеллектуального и речевого развития дошкольников"
Дата публикации: 17.10.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №14 “Теремок” комбинированного вида города Ишимбая муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан. Ребус - как одна из форм интеллектуального и речевого развития дошкольников Из опыта работы воспитателя Зюзиной Ирины Геннадиевны г. Ишимбай 1
Составитель: Зюзина И.Г Воспитатель МАДОУ - детский сад №14 «Теремок» Руководитель: Хвалова Л.А Заведующий МАДОУ - детский сад №14 «Теремок». Рецензент: Хвалова Л.А Заведующий МАДОУ - детский сад №14 «Теремок». В пособии предлагается обобщенный опыт работы воспитателя МАДОУ - детский сад «Теремок» Зюзиной И.Г. по теме: «Ребус - как одна из форм интеллектуального и речевого развития дошкольников». 2

Содержание:
Введение. Ребус - как одна из форм интеллектуального и речевого развития дошкольников. Консультация для родителей: «Что такое ребус?». Консультация для родителей: «Развитие математических способностей посредством логических игр». Консультация для родителей: «Логика и дошкольник». Консультация для родителей: «Ребус это интересно!» Консультация для воспитателей: «Стоит ли учить детей разгадывать ребусы» Заключение. Литература. 3

Введение
Дошкольное детство - это период интеллектуального развития всех психических процессов, которые обеспечивают ребенку возможность ознакомления с окружающей действительностью. Одна из важнейших задач, которая стоит перед системой дошкольного образования - это всестороннее развитие личности дошкольника: развитие познавательных, умственных, физических, нравственных и эстетических способностей, формирование физической и интеллектуальной зрелости. Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить. Отсюда следует, что научить ребенка логически мыслить можно лишь в ситуации требующей осмысления. Невозможность разрешить трудности привычным путем и мы должны побудить ребенка к активному поиску средств и способов решения задач. Родители часто теряются при выборе детских развивающих игр. Пазлы, головоломки, игрушки 4
на прилавках магазинов представлены в большом количестве и ассортименте. Зачастую, выбирая ту или иную игру, родители забывают о классических развивающих играх. Например, о ребусах. Что такое ребус и для чего он нужен? Ребус по праву считается одной из самых увлекательных детских игр. Ребус – это загадка, головоломка, состоящая из сочетания букв, слов, цифр, картинок и знаков препинания. Такой вид игры не только увлечет ребенка красочными яркими иллюстрациями, но и, безусловно, поможет в развитии. Загадки-ребусы для детей имеют много положительных моментов: - способствуют развитию речи, мышления. - тренируют сообразительность, логику, интуицию, смекалку. - помогают ребенку расширить кругозор, запомнить новые слова, предметы, узнать их смысл и назначение. - тренируют зрительную память, правописание. В отличие от обычной загадки, где используется только словесное описание в стихах или прозе, ребусы сочетают в себе сразу несколько приемов восприятия, как словесных, так и зрительных. Существует несколько основных типов ребусов: 5
- в виде картинок и иллюстраций. - ребусы-слова. - математические ребусы. Чаще всего встречаются первый и второй типы, или их сочетание. Красочные рисунки заинтересовывают ребенка, привлекают его внимание. Такие головоломки, но с разными уровнями сложности, можно использовать в любом возрасте, их еще называют классическими или вербальными. Математические (числовые) ребусы применяются только тогда, когда ребенок уже хорошо знает написание некоторых слов, цифры, умеет считать. Их используют для развития логического мышления у дошкольников. Основой математического ребуса служат обычные арифметические действия. Часть или все цифры могут быть заменены на звёздочки, точки или другие символы, что говорит об отсутствии какой- либо части ребуса. Решить головоломку – означает восстановить первоначальный вид математического выражения. Существует несколько разновидностей математических ребусов: 6
- буквенный: каждой буквой шифруется одна определенная цифра. Если в задании одна и та же буква используется несколько раз, значит и зашифрованная цифра повторяется такое же количество раз. - математический буквенный ребус: при разгадывании получается какое-то слово или фраза. Некоторые математические ребусы имеют несколько решений. Одним из условий может стать проверка всех возможных вариантов. Вовлечь ребенка в отгадывание ребусов достаточно просто, стоит только рассказать, что за волшебными картинками спрятаны слова, и узнать их может каждый, но нужно соблюдать определённые правила, без которых рисунки не откроются. Правил в ребусах достаточно много, они могут использоваться по отдельности или комбинированно. В любом случае, условия ребуса настолько просты, что ребенку не составит большого труда их быстро запомнить. Предлагать ребенку ребусы можно с того момента, как он распознает буквы, учится читать или уже научился. В мир ребусов ребенка нужно вводить постепенно, начиная с самых простых 7
головоломок. Первыми могут быть ребусы в виде картинки с предметами или одушевленными существами, название которых ребенок уже знает, где при разгадывании нужно использовать только одно простое правило, например, заменить одну букву или убрать с помощью запятой. Для совсем маленьких детей можно рисовать простые ребусы самим. Разгадывание головоломок поможет ребенку быстрее запомнить буквы, новые слова и названия окружающих его предметов. Когда ребенок усвоил основные правила разгадывания, освоился, необходимо постепенно увеличивать сложность заданий, сочетать картинки со словами, использовать по несколько правил. 5-7 лет самый подходящий с точки зрения разнообразия и увлекательности головоломок возраст. Ребенок знает все правила, легко ориентируется в ребусах, может быстро выстроить логическую цепочку. Используются все правила, добавляются ребусы с математическими действиями, одновременным сочетанием букв, цифр, картинок. В этом возрасте дети, как правило, могут сами достаточно легко составить ребус-головоломку. Составление загадок самим ребенком помогает развитию, важно только направить его фантазию и предложить тему или 8
слово, предмет, про который ребенку необходимо нарисовать ребус. От 7 лет и старше, в зависимости от возраста и уровня развития, ребусы становятся сложнее и замысловатее. Разгадывать их можно в любом возрасте. Предлагая ребенку ребусы, можно использовать какую-либо определенную тематику, для этого существуют наборы тематических ребусов, где все головоломки описывают, например, определённое время года, профессию, и другое. Они помогают не только развить мышление, логику ребенка, но и выучить определенные правила.
Ребус - как одна из форм интеллектуального и

речевого развития дошкольников
Совершенствование речевого и мыслительного аппарата дошкольника, развитие его находчивости, сообразительности, умения логично рассуждать, проявлять смекалку и нестандартно мыслить - все эти качества можно сформировать у ребёнка, предложив ему разгадать ребус. Ребус — это вид головоломки, загадка, сформулированная в виде рисунка в сочетании с буквами, цифрами, знаками, символами, фигурами. 9
Решить ребус — значит «перевести» всё то, что он содержит, в буквы, составляющие осмысленное слово или предложение. Мы с ребятами даём такое объяснение слову РЕБУС: «Ребус – это такая загадка, в которой есть картинки, буквы, цифры и знаки». А, как известно, дети обожают всякие загадки, зашифрованные слова и головоломки. Тут пригодится и сообразительность, и фантазия, и логика, и мышление, словом всё то, что так важно развивать не только у детей с речевой патологией, но и у всех остальных тоже. Работа с ребусами позволяет расширять активный словарь детей, воспитывать интерес к слову, развивать фонематический слух, внимание и память, закрепляет пространственные представления Отгадка ребусов — великолепная возможность в игровой занимательной форме развить речь. Занимаясь ребусами, дети не только пополняют словарный запас, но и учатся читать, правильно писать, подбирать синонимы, тренируют память и внимание. Развитие речевых навыков улучшает мышление. Ведь мышление и речь – едины, т. к. мысль формулируется в речевой форме и иногда 10
потребность сообщить нечто важное, требует тщательного продумывания каждого слова. Научившись разгадывать ребусы, дети сами их изобретают. Процесс изобретения ребусов развивает гораздо больше мыслительных качеств, чем простое разгадывание. Ребусы - это не только элемент игрового развития ребенка, ребусы - это, прежде всего, задания на развитие логического мышления. Поэтому, используя на своих занятиях ребусы, я с одной стороны даю детям отдохнуть и расслабиться, с другой - качественно и плодотворно поработать. Я часто предлагаю детям разгадывать ребусы, так как заинтересована в совершенствовании речевого и мыслительного аппарата моих воспитанников, в развитии их находчивости, сообразительности, умения логично рассуждать. Разгадывание различных ребусов — прекрасное времяпрепровождение, приносящее одновременно радость и пользу, поскольку является отличной гимнастикой для развития интеллекта детей. К тому же это достаточно увлекательное занятие, особенно в тех случаях, когда сложность ребусов согласуется с возможностями отгадывающего. Я 11
подбираю детям подходящие ребусы и постепенно увеличиваю их сложность. Для первого знакомства детей с ребусами подойдет очень простой и легкий ребус. Решая ребусы, дети также учатся проявлять смекалку и нестандартно мыслить. Еще один плюс ребусов - это отгадка, великолепная возможность в игровой занимательной форме пополнить словарный запас моих ребят. Ведь разгадав неизвестные им слова, ребята спрашивают меня о его значении. Разгадывание ребусов и их придумывание — это увлекательный способ развития мышления, причем процесс изобретения ребусов развивает гораздо больше мыслительных качеств, чем простое разгадывание. Что же такое ребус, и какие приемы их составления существуют? Слово «ребус» происходит от латинского слова «res» - «вещь». Ребус - это загадка, сформулированная в виде рисунка (либо фотографии) в сочетании с буквами, цифрами, знаками, символами, фигурами. 12
Решить ребус - значит «перевести» всё то, что он содержит, в буквы, составляющие осмысленное слово или предложение. Существует 10 правил разгадывания ребусов: 13
14
15
16
17
18
19
20
21
ебус это головоломка с использованием букв и цифр, а также определенных предметов или фигур. Благодаря им можно научиться нестандартно видеть и решать нарисованные задания. Ребусы — одна из самых популярных и интересных головоломок. Особенно такой вид головоломок полезен детям. Занимаясь ребусами, дети не только повышают словарный запас, но и развивают свой интеллект. Они учатся правильно писать, запоминают новые слова и даже 22
подбирают синонимы, тренируют память и внимание. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. И моя задача – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность к активной деятельности, дать «пищу» уму ребенка. Развивающие игры по праву занимают очень большое место в системе дошкольного образования. Они оттачивают ум ребенка, развивают гибкость ума, мышления, учат логике. Все эти качества пригодятся в школьном обучении. Там, где ребенка не торопят избавить от трудностей жизни, где стараются дать простор для исследований и деятельности, там развивающие игры войдут в жизнь ребенка и смогут стать мощным стимулом развития логического мышления. Когда ребята научатся хорошо разгадывать ребусы, осознают принцип построения таких заданий, я предлагаю им самим зашифровать в ребусе какое- нибудь слово. Составленный ребенком ребус мы сравниваем с теми, которые предлагают изначально авторы. Анализируем, чей вариант 23
лучше, понятнее, интереснее. Впоследствии дети сами, без подсказки, составляют интересные ребусы. Поскольку ребусы, как правило, создаются в виде картинок, встает вопрос: как быть тем, кто не умеет рисовать, или делает это плохо. Не беда. Я убеждаю ребят: не нужно бояться, что ваши картинки не поймут. Никто не требует от вас быть профессиональным художником. Если вам самим будет понятен рисунок, значит, поймут и другие. Итак, решить и составлять самим ребусы – весьма полезное занятие для развития логического мышления. Я стараюсь больше давать детям таких задач: пусть они развиваются, играя, незаметно для себя. Совершенствование логического мышления для дошкольников чрезвычайно важный этап развития. К младшему школьному возрасту дети уже способны мыслить логически, и задача педагогов и родителей в этот период – дать толчок в развитии логического мышления. Для этого мной подбираются специальные задания, состоящие из логических задач, ребусов. Особое место в ряду подобных заданий занимают ребусы.
Консультация для родителей
24

Что такое ребус?
Это слово, зашифрованное в картинках. В названиях ряда нарисованных предметов или действий берется указанное количество букв с начала или конца слов и слагается искомое слово. Ребусы требуют от детей не только логики, но и определенной доли эрудиции, смекалки. Не зная названия изображенной картинки, вряд ли получится угадать слово. Иногда ответ ребуса можно угадать, но для этого нужен определенный склад ума. Ребусы можно предлагать детям в качестве творческих работ, в качестве разминки, в виде домашних заданий. Сначала это должны быть самые простые ребусы, чтобы дети привыкли к данной форме работы. Далее ребусы следует усложнять незаметно для детей: так мышление будет развиваться незаметно для ребятишек. Родители, в свою очередь, могут предлагать детям ребусы в картинках в качестве проведения совместного досуга. Предложите ребенку вместе с вами разгадать ребус. Пусть даже вы знаете ответ заранее, не показывайте виду. Детям очень нравится выигрывать. Дайте им почувствовать свою значимость: пусть они угадают правильный 25
ответ, а вы, как мудрые родители, незаметно подведете их к нему. Самые первые ребусы появились для того, чтобы зашифровывать написанное, чтобы это мог прочитать только тот, кому предназначено письмо. Однако скоро такой способ шифрования информации стал не популярным, поскольку разгадывание ребусов стало всеобщим развлекательным занятием. Сегодня разгадыванием интересных ребусов занимаются даже самые маленькие дети. Это совсем несложное, но очень увлекательное занятие, к тому же, очень полезное для умственного развития детей.
Консультация для родителей

«Развитие математических способностей

посредством логических игр»
Одна из основных задач дошкольного образования – математическое развитие ребенка. Это развитие не только для того, чтобы научить ребенка - считать и измерять предметы, решать арифметические задачи, но и видеть в окружающем мире свойства, отношения и зависимость предметов, уметь передавать их с помощью знаков-символов, учить выстраивать умственные операции, логически мыслить. 26
Формирование начальных математических понятий и действий проходит те же этапы, что и всякое умственное действие. На первом этапе ребенок осуществляет счетные операции лишь с опорой на внешние предметы. На втором этапе математические действия осуществляются в плане громкой речи. В процессе развития математических способностей у детей формируются психические и речевые способности. Необходимо в работе с детьми использовать разнообразный речевой материал: веселые стихи; сказки; рассказы о цифрах, геометрических фигурах; отгадывание загадок, решение ребусов, разучивание считалок, поговорок, дразнилок. Благодаря такой работе у детей развиваются внимание, память, воображение, мышление. При изучение цифр, геометрических фигур стоит предложить детям обследовательские действия. Где дети учатся рассказывать о свойствах, ощущениях, у них развивается двигательная и зрительная память. Также широко используется прием штриховки и закрашивания. Закрепляя материал по данному направлению, уточняется знания детей о цвете, форме предмета, расположение предмета на листе бумаги и в пространстве. При составлении цифр из кубиков у детей развивается внимание, память, мелкая моторика пальцев рук. 27
Использования различных видов несложных логических игр и упражнений развивает у детей последовательность умственных действий, умение анализировать, сравнивать, обобщать по признаку, целенаправленно думать. Обучение детей по данному направлению начинается с более простых задач, и постепенно переходят к более сложным действиям. Цель такой работы – научить детей приемам самостоятельного поиска решения задач, не предлагая никаких готовых способов. Хорошо использовать ребусы. А также математические загадки, задачи-шутки, задачи в стихах, упражнения, направленные на развитие интеллектуальных операций, дидактические и подвижные игры по математическому развитию, физминутки, считалки, головоломки, задачи на сообразительность.
Консультация для родителей

«Логика и дошкольник»
Дошкольное образование стало первой ступенью общего образования, а главной задачей педагогов стало научить ребенка творчески мыслить, развить умственные способности детей, логику мысли, рассуждений и действий, гибкость мыслительного процесса, смекалки и сообразительности. Интеллектуальный труд очень нелегок и главная 28
форма организации детской деятельности – игра. С детьми нужно и важно играть. Современные дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации новых технологий, поэтому, хотелось бы, чтобы дети приобрели способность самостоятельно и творчески мыслить. Отсюда следует, что научить ребенка творчески мыслить можно лишь в ситуации, требующей осмысления. Невозможно разрешить трудности привычным путем и мы должны пробудить в ребенке способность к активному поиску средств и способов решения задач. Поскольку в настоящее время, время информационного бума, быстроменяющейся обстановки обществу необходимо поколение молодых людей, с такими качествами личности как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. Происходящие изменения в обществе обнаружили многие проблемы нашей образовательной системы, в том числе и в воспитании личности дошкольника. Потребность в целенаправленном формировании логических приёмов мышления в процессе обучения и воспитания уже осознаётся 29
психологами и педагогами. Известный детский психолог Л. С. Выгодский одним из первых сформулировал мысль о том, что интеллектуальное развитие ребенка заключается не столько в количественном запасе знаний, сколько в уровне интеллектуальных процессов, т. е. в качественных особенностях детского мышления. Он утверждал: «Научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребенком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью напряжения всей активности его собственной мысли». Но зачем развивать мышление дошкольнику? Дело в том, что на каждом возрастном этапе создается как бы определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу. Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент 30
сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение. Знание логики будет способствовать культурному и интеллектуальному развитию личности. Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба: решение задач, выполнение упражнений потребуют больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет, а то и вовсе угаснет интерес к учению. Современная педагогическая и методическая литература предлагает педагогам разнообразные методики, стимулирующие интеллектуальное развитие дошкольников. Однако в литературе трудно найти целостный набор средств, приемов и методов, совокупность которых позволяет обеспечить технологичность этого процесса. Практически работа над развитием логического мышления ребёнка идёт без осознания значимости психологических приёмов и средств в этом процессе. Практика работы с детьми старшего дошкольного возраста выявила, что дети часто не могут вычленить признаки обобщения, называя 31
само обобщающее понятие, познавательная активность зачастую снижена, а это тормозит развитие творческой личности. Мышление - это психический процесс, с помощью которого человек решает поставленную задачу. Результатом мышления является мысль, которая выражена в словах. Поэтому, мышление и речь тесно связаны между собой. С помощью мышления мы получаем знания, поэтому очень важно его развивать уже с детства. Мышление развивается в три этапа: наглядно- действенное (когда ребёнок мыслит через действие с помощью манипулирования предметом) - это основной вид мышления ребёнка раннего возраста; наглядно-образное (когда ребёнок мыслит при помощи образов с помощью представлений явлений, предметов) - является основным видом мышления ребёнка дошкольного возраста; словесно-логическое (когда ребёнок мыслит в уме с помощью понятий, рассуждений, слов) - этот вид мышления начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте. У детей дошкольного возраста основными являются первые два вида мышления. Если у ребёнка хорошо развиты все виды мышления, то 32
ему легче решать любые задачи, и он тем самым добивается большего успеха в жизни. На основе образного мышления формируется логическое мышление. Оно является высшей стадией развития мышления. Основными логическими приёмами являются: сравнение, анализ, синтез, классификация, смысловые соотношения, закономерности и т. д. Одна из важнейших задач воспитания ребенка - это развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко освоить новое. На решение этой задачи должно быть направлено содержание и методы подготовки мышления дошкольников к дальнейшей жизни ребенка.
Консультация для родителей

Ребус это интересно!
На седьмом году жизни происходят большие изменения в физическом, познавательном, эмоциональном и социально-личностном развитии детей, формируется готовность к предстоящему школьному обучению. И если вы с ребёнком ещё никогда не отгадывали ребусов – пора начинать! 33
Дети любят разгадывать ребусы, любят их составлять и получают от этого большое удовольствие. И что особенно важно - эта работа побуждает ребенка учиться думать, дает пищу для фантазии и интеллектуальной активности. Слово "ребус" латинского происхождения (лат. rebus, при помощи вещей, "Non verbis sed rebus" - "Не словами, а при помощи вещей"). Зародился ребус во Франции в XV веке, а первый печатный сборник ребусов, изданный в этой стране в 1582 году, был составлен Этьеном Табуро. За время, прошедшее с тех пор, техника составления ребусных задач обогатилась множеством разнообразных приёмов. У ребусов очень интересная история. Когда нам нужно кому-нибудь сообщить наши мысли, то мы выражаем их словами, устно или письменно. Но так было не всегда. Давным-давно, когда люди ещё не умели писать, они составляли свои письма из предметов. Вожди одного племени послали однажды своим соседям вместо письма птицу, мышь, лягушку и 5 стрел. Смысл этого письма был таков: “Умеете ли вы летать как птицы, прятаться в землю как мыши, прыгать по болотам как лягушки? Если не умеете, то не пробуйте воевать с 34
нами. Мы осыплем вас стрелами, как только вы вступите в нашу страну”. Сначала предметы, а потом рисунки заменяли письмо. Надо было написать “олень” – рисовали оленя. Надо было написать “охота” – рисовали охотника и зверя. Скорее всего – это легенда, но очень занимательная. Разгадывание ребуса - это целая наука, и мы постигаем её в подготовительной группе. Начинать работу над ребусами можно только тогда, когда дети усвоили термины: звук, буква, слово. Научились выделять начальный и конечный звук в слове, анализировать короткие слова, познакомились с первыми буквами, научились их сливать в слоги. Чтобы научиться разгадывать, а тем более самим составлять ребусы, стоит разобраться, что они из себя представляют. Для того чтобы прочесть то, что зашифровано в ребусе, надо правильно назвать все изображенные предметы и понять какой знак что изображает. Самое главное правило: ребус читается слева направо, как и любое обычное слово. Реже – сверху вниз. И надо помнить, что предмет, изображённый в ребусе, может иметь несколько названий. 35
Мы включаем в ребусы не только картинки и буквы, но и цифры. Затем мы переходим к новому правилу: «Перевёрнутые картинки». Здесь для нас, взрослых, всё очень просто. Слово читается наоборот. А вот для детей это целая наука. Ведь мы отгадываем ребус устно. То есть нужно хорошо представлять звуковой состав слова, чтобы сказать его с конца. А затем уже известный приём. Добавляем к картинке буквы и слоги. Знак стрелки или равенства используется в том случае, когда один звук нужно заменить на другой. Например, выражение «Ж=Л» говорит о том, что звук «Ж» в слове изменяется на «Л». Но существуют ребусы, в которых слова надо читать не полностью. Если слева от рисунка помещена запятая, то это значит, что от его названия надо отбросить первый звук. И дальше по количеству запятых, мы отбрасываем звуки. Если перед словом стоят две запятые, то надо соответственно отбросить 2 звука. А если запятые нарисованы справа от рисунка, то отбрасываем последние звуки. Так же по количеству запятых отбрасываем звуки. 36
Когда ребёнок усвоил основные правила разгадывания, освоился, необходимо постепенно увеличивать сложность заданий, сочетать картинки со словами, использовать по несколько правил. Следующий вид ребусов один из самых сложных для дошкольников. Здесь нет картинок, а есть буквы, от расположения которых напрямую зависит отгадка ребуса. Буквы могут быть расположены одна в другой, рядом или на поверхности друг друга. В этом случае нужно использовать предлоги, соединяя буквы в слова. Причём в ребусах всё происходит так же, как и в обычной жизни с обычными предметами. Мы можем сказать так: «В коробке мячик». А можем и по-другому: «Мячик в коробке». Например, мы рассуждаем так: в букве
О
написаны буквы
ЛК
. в
О
написано
ЛК
. в
О
-
ЛК
. Получилось слово «
ВОЛК
»! То есть постепенно мы убираем лишние слова. А здесь мы поступаем так: в букве
А
написана
И
в
А
-
И
37
получилось слово «
ВАИ
». А разве есть такое слово? Нет. Значит надо рассуждать по-другому. Буква
И
написана в букве
А
.
И
в букве
А

И
в
А
. Получилось слово «
ИВА
»! Иногда над или под картинкой можно увидеть цифры. По правилам ребуса, каждая цифра обозначает номер буквы в слове. Подставляя буквы в указанном цифрами порядке, можно получить новое слово. Ребус должен иметь решение, причем, как правило, одно. Неоднозначность ответа должна оговариваться в условиях ребуса. И ещё одна немаловажная деталь для решения детских ребусов: не забывайте, что Ваши дети ещё не ходят в школу и не знают орфографических правил. Поэтому, выбирая ребус для ребёнка, будьте внимательны к выбору ребуса: не берите такие картинки и ответы, в которых получается слово по написанию не такое, как мы говорим. Вот, например, неудачный ребус для дошкольников. На первый взгляд, правила понятны. В слове «
КОМОД
» мы убираем первые 2 38
звука, остаётся «
МОД
», а теперь произносим это слово справа налево: «
ДОМ
». Пример ребуса
ДОМ
Всё бы хорошо, но наш ребёнок не говорит «
КОМОД
», он произносит: «
КАМОТ
». Поэтому его решением данного ребуса будет слово «
ТОМ
», а не «
ДОМ
», как мы думали у него должно получиться. В зависимости от возраста и уровня развития ребусы становятся сложнее и замысловатее. Разгадывать их можно в любом возрасте.
Консультация для воспитателей

Стоит ли учить детей разгадывать ребусы
Самые первые ребусы появились для того, чтобы зашифровывать написанное, чтобы это мог прочитать только тот, кому предназначено письмо. Однако надолго такой способ шифрования информации не стал популярным, поскольку разгадывание ребусов стало всеобщим развлекательным занятием. Сегодня разгадыванием интересных ребусов занимаются даже самые маленькие дети. Это совсем несложное, но очень увлекательное занятие, к тому же, очень полезное для 39
умственного развития человека. Понимание и умение разгадывать ребусы приходит к детям уже в том возрасте, когда они начинают учиться читать. Научить ребенка читать то, что перед ним нарисовано можно только при очень большом терпении. Не следует оставлять ребенка один на один с ребусом, думая, что он самостоятельно поймет то, что от него требуется. Для начала просто объясните ему суть самого процесса разгадывания. Нарисуйте обычные картинки, животных, цветы, - все, что угодно. Пусть ребенок вам расскажет, что он видит. Потом изобразите перед ним несколько сразу рисунков, которые будут означать какую-либо фразу. Слова должны подходить друг другу по смыслу и нести какую- либо информационную нагрузку. Не страшно, если родители не обладают даром рисования. Это не помешает процессу. Можно купить готовые карточки с рисунками, открытки или даже азбуку. На азбуке с картинками буквы можно будет просто заклеить либо использовать их в составлении ребусов. Вы сможете самостоятельно сделать ребусы дома, подарить ребенку на какой-нибудь праздник. Прививая любовь ребенка к логическим задачам, к каковым 40
относятся и ребусы, вы с детства настраиваете его на то, что учиться и развиваться необходимо каждому человеку. Приучая ребенка к решению ребусов, не спешите, не подгоняйте его. Постарайтесь понять, с чем именно у малыша появляются трудности, чего он не понимает. Сразу говорить готовое решение даже в случае очень большого затруднения не стоит ребенку. Он должен самостоятельно решить поставленную задачу, тогда удовольствие от процесса он получит в два раза больше. Вместе радуйтесь успехам ребенка, похвалите его. Постепенно предлагайте ему более трудные задачи, по мере его развития. Вы увидите, что уже через совсем небольшой период времени у ребенка будет отмечаться улучшение образного представления и мышления, появится логичное рассуждение, а процесс обучения пойдет намного быстрее и легче.
Заключение
Для интеллектуального и речевого развития у дошкольников я широко использую ребусы: в непосредственно - образовательной деятельности, в свободной, игровой деятельности детей, в виде 41
дидактических игр, в совместной деятельности детей и родителей (консультации, памятки, брошюрки), в игровых минутках, в домашних заданиях. Поскольку старший дошкольный возраст является важным периодом для развития логического мышления, то я развивала у детей интерес к моделированию, к знаковым системам, к кодированию чисел, а так же самостоятельности в решении того или иного задания. Дети старшего дошкольного возраста быстро включаются в решение проблемы, поэтому они всегда были полноценными участниками: они горячо обсуждали возможные варианты решения заданий. В процессе таких заданий дети овладевали основными действиями логического мышления - сравнение, воссоздание целого из частей, процессом моделирования, поиском закономерности, предметно-схематическими моделями, элементами кодирования и картографии Литература: А. Спектор «Большая книга головоломок, загадок, ребусов», издательство: Харвей,2009г. 42
Т. Барчак «Ребусы-профессии», издательство: ЦОТР, 2010г. М. В. Дружинина «Большая книга досуга. Сто затей для друзей: ребусы, головоломки, загадки, путаницы», издательство Дрофа-плюс,2007г. 43
44