"Твёрдые имягкие согласные звуки"

Автор: Смородинова Елена Эдуардовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ гимназия №1 имени Героя советского Союза Е. Дикопольцева
Населённый пункт: Комсомольск-на -Амуре
Наименование материала: Конспект
Тема: "Твёрдые имягкие согласные звуки"
Дата публикации: 18.10.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Технологическая карта урока русского языка учителя начальных классов Смородиновой Е.Э.
Предмет Русский язык Класс 2Б Тема урока Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения Цели урока: образов ательны е развива ющие воспита тельные научиться применять полученные знания о твёрдых и мягких согласных, о влиянии гласных букв
и, е, ё, ю, я, мягкого и твердого знаков
на произношение согласных звуков и обозначение на письме; развивать речь, память, мобильность и самостоятельность учащихся; воспитывать познавательный интерес к предмету, любознательность, культуру общения. Задачи:  учить детей слышать и различать твёрдые и мягкие согласные звуки;закрепить навык употребления гласных букв для обозначения твёрдости и мягкости предшествующих согласных;  закрепить навык употребления мягкого знака для обозначения мягкости согласных;  расширять и активизировать словарный запас;  формировать потребность детей в обращении к словарю;  развивать мелкую и общую моторику;  развивать внимание, память, мышление. Тип урока Комбинированный Оборудо вание Компьютер, интерактивная доска, ноутбуки, материал из энциклопедий Планиру емые результа ты
Личностные УУД
Самоопределение, положительный эмоциональный настрой на работу Проявление познавательной инициативы в оказании помощи соученикам; формирование самооценки на основе критерия успешности учебной деятельности Составление плана последовательности действий Построение жизненных планов во временной перспективе Контроль в форме сличения способа действий и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона
Метапредметные УУД
- познавательные умение отличать твердые и мягкие согласные, выявлять их главные признаки, развитие интеллектуальных способностей - регулятивные вырабатывание умения управлять своей познавательной деятельностью, выполнять учебные действия в соответствие с заданием - коммуникативные умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; умение работать индивидуально и в паре
Предметные УУД
- выделение существенных признаков твердых т мягких согласных; - умение работать с дополнительной литературой, добывать необходимые знания; - умение различать твердые и мягкие согласные в словах; - использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельного поиска информации Ход урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся Этап урока Осуществляемые действия Познавательна я Коммуникатив ная Регулятивная Личностная
Формируемые способы деятельности Формируемые способы деятельности Формируемые способы деятельности Формируемые способы деятельности 1. Самооп ределен ие к деятель ности (1-2 минуты) Повернитесь, улыбнитесь, Встаньте прямо, подтянитесь. Начинаем наш урок. Он пойдёт сегодня впрок! Тихо сели мальчики, грациозно сели девочки Учеными доказано, то таланты каждого человека находятся на кончиках пальцев. Чтобы в наших тетрадях было красиво и грамотно, выполним пальчиковую гимнастику:
Зарядка для пальчиков
Я тетрадь свою открою…. На уроке литературного чтения мы все работали детективами. Сейчас вам придётся продолжить эту работу, я составила для вас предложение «Учитесь… открывать». Одно слово в их предложении пропало, вам необходимо его подобрать по смыслу из имеющихся слов (школа,
тайны,
наука
)



(работа в парах).
- Какое предложение у вас получилось? («Учитесь тайны открывать») - Как вы думаете, почему именно с этих слов мы начинаем наш урок? . Вы готовы к деятельности по открытию нового знания? - Я желаю вам успеха на уроке. А какие качества помогут вам добиться успеха? проверка готовности к уроку, эмоциональный и психологический настрой
Подбор слов.
Планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассника ми Целеполагание Самоопределен ие, положительный эмоциональный настрой на работу 2. Актуали зация знаний (4-5 минут)
Мы будем сегодня работать на уроке по плану: Слайд №1
1. Проверка знаний «Что я знаю» 2. Минутка Чистописание 3. Словарь 4. Составить словосочетание 5.Составить предложение. И не забудьте оценить свою деятельность на каждом этапе урока– Без чего нельзя записать текст? (Без знания букв) 1.
Без чего нельзя записать текст? (Без знания букв)
- Буквы мы видим, пишем. А во что превращается буква, когда мы начинаем читать? (В звук)
Групповая работа Слайд №2
Составьте кластер по теме Буквы Структурирова ние знания Построение своих высказываний Учиться строить монологическо е высказывание Излагать свое мнение (в монологе), аргументируя его, подтверждая фактами Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей Выдвигать версии, определять цель, проблему Составление плана последовательн ости действий Развитие познавательных интересов

Проверка на доске
Звуки звонкие Гласные Согласные глухие Ударные безударные Мягкие Твердые 3. Выявление причин затруднени я и постановка цели деятельнос ти (4-5 минут)
МИНУТКА ЧИСТОПИСАНИЯ
. (на доске – слоги) Что заметили
? рё, за, бе-


Прочитайте слоги. Какое задание можете предложить?
(разделить на 2группы
) Давайте сформулируем тему урока?
(Твердые и мягкие согласные звуки)
- Отталкиваясь от темы урока, поставьте перед собой цель: чему мы должны научиться на уроке? Используйте опорные слова.
РАЗВИВАТЬ УМЕНИЕ
…….различать мягкие и твердые согласные звуки и обозначать их на письме с помощью гласных букв...
Для чего нам нужны эти умения? Чтобы быть грамотными.

Слайд №3
Соедините стрелками поработайте в
паре .
Что заметили? Ошибку? Давайте исправим. Какое задание с данными слогами можете предложить? Соберите их в слово?
БЕРЁЗА

…….. ( скажите мне по секрету на ушко)

(картинка на слайде)

Многие писатели и художники воспевают красоту русской березки в

своих произведениях.
Люблю березку русскую, Рассуждение на поставленный вопрос Дети пытаются сформулировать тему и цель урока Построение своих высказываний, формулирован ие выводов на основе анализа Развитие умения учится слышать, уважать чужую точку зрения, участие в обсуждении Развитие умения учится ставить проблему Проявление познавательной инициативы в оказании помощи соученикам; формирование самооценки на основе критерия успешности учебной деятельности Твёрдость согласного звука е,ё,ю,я, э Мягкость согласного звука а,о,у,ы,э и
То светлую, то грустную, В беленом сарафанчике С платочками в карманчиках, С. Прокофьев Назовите первый звук слова Дайте ему характеристику. Какой буквой он обозначен? -Что вы знаете об этой букве? (2в алфавите, обозначает парный согласный звонкий звук)
Сконструируйте её написание на парте(ленточки)

Давайте пропишем ее в тетради. Выберите самый красивый элемент,

поставьте под ним точку .

Бб Что всегда пишем с заглавной буквы?
Проговаривание последовательно сти действий 4. «Открытие нового знания» (построени е проекта выхода из затруднени я) (7-8 минут) Давайте вернемся к нашему слову Береза
Слайд №4

Каково лексическое значение слова? А где мы эту информацию

можем узнать?(показать словарь) и вывести на слайд)?

Слайд №5
(передают веточку березы друг другу) рисунок Расскажите все, что вы о нем знаете с точки зрения русского языка (Имя сущест обозначает предмет, ..
Проверка на доске(слова)
-Можно ли допустить ошибку при записи слова
береза?
Почему? Докажите. (В этом слове есть опасное место в корне, т.к. не падает ударение на гласный звук. Можно записать в корне слова БЕРЁЗА букву И.) Слайд
слова БЕРЕЗА
Запишем это слово в тетрадь. Подчеркните буквы мягких согласных звуков Дети повторяют работа
в паре
Записывают согласные звуки в тетради Учиться использовать ИКТ как инструмент для достижения своих целей Умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя жизненный опыт; Формирование умения участвовать в диалоге; слушать и понимать друг друга Проговаривание последовательно сти действий
5. Первичное закреплени е с комментир ованием во внешней речи (4-5 минут) Динамичес кая пауза
Игра «ассоциации»
Какие ассоциации возникают когда слышите слово береза? А вот как я представила
оел, токлис, щаро, окс. рако,
В каких словах есть опасное место? Запишем слова. Подчеркните буквы мягких согласных.
Взаимопроверка.
Сходите в гости друг к другу. Проверьте работу. Если все верно. Поставьте +
Как вы думаете, всегда ли твердость или мягкость согласного

зависит от стоящей за ней буквы?
(Приведите пример. (Чаща, лыжи В каких случаях этого не происходит? (Только мягкие, только твердые согласные) Назовите эти буквы Ч Щ Ш Ж,Ц Составьте с нашим словом словосочетание по схеме
Прил + Сущ белая
берёза, молодая береза, красивая береза. Лес, лист Роща Сок Кора
Кора

безударный

гласный
Ч Щ Ш Ж,Ц,Й Формирование умения классифициров ать по заданным основаниям Умение учиться выражать свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других учащихся Формирование умения высказывать своё предположение Формирование самооценки на основе критерия успешности учебной деятельности 6.Самостоя тельная работа с самопрове ркой по эталону (4- 5 минут) Прочитайте эту запись
Береза, растет стройная, роща, в
Что заметили? Какое задание можете предложить?
Работа в паре

В роще растет стройная береза.(картинка березы)
Составьте предложение. Подчеркните буквы твердых согласных синим карандашом, а мягких зеленым. Давайте проверим Выполним разбор предложения по членам предложения. Формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, осознание степени усвоенности материала Контроль в форме сличения способа действий и его результата с заданным эталоном с 7. Включение нового знания в систему знаний и повторение .(7-8 минут) Работа в В русском языке много выражений, которые делают нашу речь яркой и выразительной. Как они называются? (эпитеты, олицетворение, сравнение) Стройна как березка… О ком так говорят? Запишите предложение. Назовите буквы мягких согласных
Работа в паре
«Верно -неверно Формирование умения корректировать выполнение задания, контроль и коррекция
группах Гласных букв 10? (Да) Что гласных звуков 6? (Нет) Что от гласных, стоящих после согласных, зависит твердость или мягкость звука? (Да) Что есть всегда только мягкие согласные? (Нет) Буквы о,э.ы.у,а, обозначают твердость согласного звука (да) Что букв в алфавите больше, чем звуков? (Нет) 1 2 3 4 5 6 + + + - + - 8. Ре флексия учебной деятельнос ти (итог урока) (2-3 минуты) Сможем ли мы ответить на все вопросы, поставленные в начале урока, достигнуты ли цели и задачи урока. Как вы оцените свои достижения на уроке? Какое настроение осталось у вас от урока?
Как вы считаете какие тайны мы сегодня открыли на уроке?
Рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность Умение учиться оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других Оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки Формирование самооценки на основе критерия успешности учебной деятельности

Приложение

1.

Самоопределение к деятельности (1-2 минуты)
Сегодня у нас необычный урок. Посмотрите на наших гостей. Давайте покажем, как мы умеем работать. Повернитесь, улыбнитесь, Встаньте прямо, подтянитесь. Начинаем наш урок. Он пойдёт ребятам впрок!
2. Актуализация знаний (4-5 минут)

Страница 1
– Без чего нельзя записать текст? (Без знания букв) - Буквы мы видим, пишем. А во что превращается буква, когда мы начинаем читать? (В звук) - Сколько букв в русском языке? На какие две группы они делятся? - Какие буквы не обозначают звука? - Сколько гласных звуков в русском языке? (6) Назовите их. - А сколько гласных букв? (10) Назовите их. Запишите гласные буквы в таком порядке, как они записаны на доске. а о э у ы я ё е ю и - Что мы знаем о гласных буквах нижнего ряда? (Мягкость согласных). Приведите примеры. - Что мы знаем о гласных буквах верхнего ряда? (Твердость согласных). Приведите примеры. - Знаете ли вы, сколько согласных букв? (21) А сможете ли вы сказать, сколько согласных звуков? Буквы (33) Звуки (42) Гласные (10) Согласные (21) Гласные (6) Согласные (36) не обозначают звука (2) Мягкие (18) Твердые (18)
3. Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности (4-5 минут)
- Как вы думаете, какой теме мы сегодня посвятим урок? (Согласные звукам) -Что вы можете рассказать о согласных? На какие группы делятся согласные звуки? (Твердые и мягкие) Давайте попробуем сформулировать тему урока? (Твердые и мягкие согласные звуки) Но ведь нам надо уметь их обозначать на письме? Давайте попробуем сформулировать тему урока поточнее (Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения) - Тогда чему мы должны научиться в течение урока? (Научиться различать твёрдые и мягкие согласные звуки, применять полученные знания о твёрдых и мягких согласных) - Сколько согласных звуков в русском языке? (36)
- Чего больше согласных букв или согласных звуков и почему? (Звуки бывают твердыми и мягкими)
4. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения) (7-8 минут)
Работа с ЭОР просмотр диска 1 до 2. Повторите согласные мягкие и твердые звуки. Запишите согласные звуки в тетради (только мягкие, только твердые, и твердые, и мягкие) Выясните, сколько согласных звуков в русском языке.
Страница 2
На доске вы видите слова. Задание – записать рядом со словами звуковые схемы этих слов. лук [лук] люк [л'ук] Сравните слова, чем они отличаются? нос [нос] нес [н'ос] Сравните слова, чем они отличаются? Какой вывод можно сделать, посмотрев на звуковые схемы? (Согласные звуки могут быть твердыми или мягкими в зависимости какая гласная стоит после нее) Отчего зависит твердый или мягкий согласный будет в слове? (От стоящей за ним буквы) Послушайте стихотворение
Страница 3
Гордые согласные все не успокоятся, Твердые согласные не желают спать. Кто же им поможет, кто же им подскажет, Мягкими и нежными как согласным стать. «Мы друзьям поможем», - прозвенело нежно. «Кто же вы?» - «Мы гласных дружная семья. Мягкими слияниями встанем с вами вместе». «Как зовут вас, гласные?» - «Е,ё, ю, и, я. Чтобы нас запомнить сразу, мы вам дарим эту фразу. Запомните, друзья: всЁ лЮбИть нЕльзЯ».
Страница 4
схема Гласные обозначающие твердость обозначающие мягкость Записать и привести примеры.
Страница 5
Только ли от гласных зависит мягкость согласных звуков?
уголки [угалк'и] угольки [угал'к'и] Сравните слова, чем они отличаются? «Я вам тоже пригожусь, - вдруг проснулся мягкий знак. – С вами вместе тружусь, отдыхать нельзя никак. Мягче станете, друзья, если рядом буду я». (Е. Солдатова) Как вы думаете, всегда ли твердость или мягкость согласного зависит от стоящей за ней буквы? (Нет) Приведите пример. (Чаща, лыжи) В каких случаях этого не происходит? (Только мягкие, только твердые согласные)
Страница 6
- Мы не зависимы от гласных, - Шепнули нежно трепеща. – Любую гласную подставьте За нами, это не беда. Мы не изменимся ни капли И будем мягкими всегда. - Ну а мы такие гордые, Что всегда мы только твердые, - Ж, Ц, Ш объединились. И все буквы согласились. (Е. Солдатова) Запишите, какие это согласные. (Ж , ц , ш)
5. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи (4-5 минут)

Страница 7
богач, линейки, улей, магазин, сельдь, дрова, корабль, карапуз, багаж Динамическая пауза Если мягкий звук согласный – то хлопаете в ладоши, если твердый – топаете ногами. ме, ра, си, до, ща, фё, ку, ге, фи, ля, ше, зэ
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (4-5 минут)

Страница 8
Задание: разделите слова на три группы: Леня Саша Матвей чаща шалаш Лена указка лейка келья печники сироп сирень Проверьте свои работы и оцените на сколько вы были внимательны при выполнении данного задания Скажите, все ли слова вам знакомы? Сможете ли вы объяснить их лексическое значение? Где найти значение слова? Работа с ноутбуками в парах
7. Включение нового знания в систему знаний и повторение.(7-8 минут)
Работа в группах с ноутбуками: упражнение с бегемотом, с мальчиками, лось, с пингвинами. упр. 196 упр.197

Страница 9
(если останется время) Исправь ошибки «Верите ли вы?» (тоже) 1. Что гласных букв 10? (Да) 2. Что гласных звуков 4? (Нет) 3. Что от гласных, стоящих после согласных, зависит твердость или мягкость звука? (Да) 4. Что есть всегда только мягкие согласные? (Да) 5. Что их 5? (Нет) 6. Что букв в алфавите больше, чем звуков? (Нет) 7. Согласных звуков больше, чем согласных букв? (Да) 8. Что это зависит от твердости-мягкости согласных звуков? (Да) 9. Что согласных звуков 33? (Нет) 10. Что согласных букв 21? (Да) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
9.

Рефлексия учебной деятельности (итог урока) (2-3 минуты)
Сможем ли мы ответить на все вопросы, поставленные в начале урока, достигнуты ли цели и задачи урока. Как вы оцените свои достижения на уроке? Какое настроение осталось у вас от урока? Домашнее задание Упр. 198 Составьте занимательное задание по теме урока, по желанию можно составить мини-проект о согласных звуках и буквах Используемая литература: 1. Поурочные разработки по русскому языку 1 класс автор Е.В. Скопина, О.Е. Жиренко, Л.А. Обухова, Москва «Вако», 2004 и игровой материал в 1-2 классе 2. Поурочные разработки по русскому языку (2 класс, 1-4) Зеленина, Хохлова. Е.В. Скопина, О.Е. Жиренко, Л.А. Обухова, М., «Вако», 2004 3. «Справочное пособие по русскому языку» О.В. Узоровой, Е.А. Нефедовой