"Наклонения глагола"

Автор: Куйдина Любовь Юрьевна
Должность: учитель русского языка
Учебное заведение: МОУ Большереченская СОШ
Населённый пункт: село Большая Речка
Наименование материала: конспект урока
Тема: "Наклонения глагола"
Дата публикации: 18.10.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное общеобразовательное учреждение « Большереченская средняя общеобразовательная школа » Методическая разработка урока русского языка в 6 классе Тема: «Наклонения глагола» 1
Разработала: учитель русского языка и литературы МОУ «Большереченская СОШ» Куйдина Любовь Юрьевна 2016г.
Данные об авторе

1.

ФИО (полностью)
Куйдина Любовь Юрьевна
2.

Место работы
Муниципальное общеобразовательное учреждение « Большереченская средняя общеобразовательная школа » Забайкальский край, Красночикойский район
3.

Должность
Учитель русского языка и литературы
Характеристики урока (занятия)
2

4.

Уровень образования
Основное общее образование
5.

Целевая аудитория
Учащиеся
6.

Предмет
Русский язык
7.

Класс
6
8.

Тема и номер урока в теме
Наклонения глагола (первый урок из трех по данной теме).
9.

Название раздела, темы:
Морфология. Глагол.
10.

Тип урока
Открытие нового знания
11.

Цель урока
Дать понятие изъявительного, условного и повелительного наклонения глагола. Помочь осознать практическую значимость изучаемого материала.
12.

Задачи урока
1. Образовательные: познакомить учащихся с наклонением глагола. 2. Практические: формировать умения определять наклонение глагола, совершенствовать умение использовать глаголы в речи. 3. Воспитательные: воспитывать чувство уважения и любви к Родине, природе. 4. Развивающие: развить логическое мышление в ходе изучения категории наклонения глагола, обогащать словарный запас учащихся; обучать сравнению, умению выделять главное, систематизировать, объяснять понятия.
13.

Планируемые результаты

познавательные УУД:
самостоятельное формулирование задач, построение речевого высказывания в устной форме, поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний;
личностные УУД
: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение;
регулятивные УУД:
умение учиться и способность к организации своей деятельности; умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, планирование, оценка результатов работы, умение действовать по плану;
коммуникативные УУД:
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
14.

Формы работы учащихся
Фронтальная, групповая, индивидуальная
15.
Необходимое техническое Компьютер, проектор, учебники по русскому языку,электронная 3

оборудование:
презентация, выполненная в программе Power Point. 4

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД
I.
Организационный момент.

Слайд № 1
Приветствие учащихся; проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания. Запишите в тетради число , классная работа. Включение в работу Осознанное восприятие речевого высказывания (П). Прогнозирование своей деятельности (Р). Умение слушать(К). мобилизация внимания, уважение к окружающим (Л). II.
Актуализация знаний
Вступительное слово учителя. Чтение учителем стихотворения: Интересная часть речи В русском языке живет. Кто что делает – расскажет: Чертит, пишет иль поет, Вышивает, или пашет, Или забивает гол, Анализ объектов с целью выделения признаков; целеполагание (П) Выделение и осознание того, что уже пройдено (Р). Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений. Умение слушать и вступать в диалог (К)
Варит, жарит, моет, чистит – Все вам назовет…? - О какой части речи пойдет речь на сегодняшнем уроке?
Слайд № 2.
- Какую часть речи мы называем глаголом? - Как правильно определять вид глагола? - Как верно определить написание гласной в безударном личном окончании глагола?
Слайд № 3
Слайд № 4. Глаголы обозначают действие, действие – это движение, а движение – это жизнь. У всех вас есть прошлое, вы родились, росли. У вас есть настоящее Глагол О глаголе. Глагол – самостоятельная часть речи, отвечает на вопросы Что делать?, Что сделать? Обозначает действие предмета. Нужно задать вопрос. Глаголы сов.вида отвечают на вопрос Что Сделать? И обозначают совершенное действие. А глаголы несов. Вида отвечают на вопросы Что делать? И обозначают несовершенное действие. По спряжению.
– вы учитесь в 6 классе, и у вас, конечно же, есть будущее: вы вырастете, пойдете работать, обретете семью. Чтобы осветить все стороны нашей жизни, мы используем глаголы. По отношению действия к действительности глаголы обозначают, что действия происходили, происходят, и будут происходить. - как мы называем эти морфологические признаки глагола? -Какие существуют времена глаголов?
Работа по слайду № 5
Спишите, вставьте пропущенные буквы, обозначьте время глагола. Проверка по слайду. Объяснение орфограмм. -А теперь, ребята, ответьте мне на такой вопрос: достаточно ли для употребления в речи глаголов то, что действие происходило, происходит и будет происходить? Времена глаголов. Настоящее, прошедшее, будущее. Записывают. Проверяют, объясняют орфограммы. Нет
III. Объяснение нового знания
Правильно, конечно нет. Мы используем глаголы, содержащие просьбу или приказ (сходи, принеси), используем глаголы, которые происходили или будут происходить (написал, напишу), возможны желаемые действия при каких-то условиях (сходил бы, написал бы). Глаголы могут обозначать не только реальные действия, но и выражать желательность действия или Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; (П). Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений. Умение слушать и вступать в
побуждение к нему. Такая грамматическая категория называется
наклонением.

Слайд № 7
Объяснение трех наклонений глагола. диалог. Коллективное обсуждение проблем (К). Коррекция (внесение необходимых коррективов) (Р)
V. Первичное закрепление
Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию
Слайд № 8.
Как вы думаете, в какой город мы с вами отправляемся?
Слайд № 9
Запишите два любых словосочетания. Обозначьте наклонения глаголов. Придумайте сами глаголы.
Слайд № 10
Город глаголов изъявительного наклонения. Выписывают глаголы, обозначают наклонения гл. Город глаголов повелительного Структурирование знаний (П) Саморегуляция, контроль (сличение знаний с эталоном), коррекция, оценка (Р). Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К). Оценивание усваемого содержания (Л)
-А это что у нас за город? Измените глаголы так, чтобы получились глаголы повелительного наклонения.
Слайд № 11
А третья остановка у нас в городе?.. -Что интересного вы видите на улице этого города?
Слайд № 12
Сп
и
шите предложение, подчеркните сказуемые.
Слайд № 13
Проверка по слайду. -Какое место по отношению к глаголу может занимать частичка БЫ? - Как пишется частичка БЫ с глаголами?
IV. Физпауза.
Цель этапа: сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. наклонения. Выполняют Условного наклонения Глагол гуляет вместе с частичкой БЫ. Списывают предложения, подчеркивают сказуемые. Может стоять впереди глагола, а может после глагола. Раздельно. Работают в парах.

Слайд № 16

Работа с учебником.
Стр. 81, упр. 218. Работаем в парах. Помогаем друг другу, если кто-то будет затрудняться. Проверка устно.
Слайд № 17
фронтальная работа. Ученик зачитывает отрывок из поэмы А.Твардовского «Василий Теркин» Я не то еще пропел бы, Про себя поберегу, Я не то еще сыграл бы- Жаль, что лучше не могу. Обогреться, потолкаться К гармонисту все идут Обступают. -стойте, братцы, Дайте на руки подуть. Работают устно, по одному.
Плясуны на пару пара С места ринулися вдруг, Задышал морозным паром, Разгорелся тесный круг. -Найдите глаголы, определите наклонение. Выпишите глаголы: 1 ряд парт – повелит накл. 2 ряд парт- условного накл 3 ряд парт – изъявит. Накл.
VI. Итог урока (рефлексия деятельности)
Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса
Слайд № 18
Ответьте на следующие вопросы: -О каких трех наклонениях глагола вы узнали на уроке? -Чем они отличаются друг от друга? -В каком наклонении глагол изменяется по временам? Выставляются оценки ученикам, работавшим у доски и наиболее - Что обозначает наклонение глагола? - Какие наклонения есть в русском языке? -Что каждое из них обозначает? - Какая цель употребления глаголов изъявительного, условного и повелительного наклонений? Контроль и оценка процесса и результатов деятельности, подведение итогов, рефлексия способов и условий действия; (П). Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л). Выражение своих мыслей полно и точно;
активным на местах.
Домашнее задание

Слайд № 19
Параграф 86 На выбор: или учебник стр. 82, упр.220, или написать сочинение- миниатюру на тему «Если бы я был директором школы…» Учащиеся формулируют свое мнение об уроке.