"Волшебный мир мастеров"

Автор: Гарифуллина Снежана Дмитриевна
Должность: учитель информатики
Учебное заведение: МКОУ Заливинская СОШ
Населённый пункт: Новосибирская область, Кыштовский район, д.Заливино
Наименование материала: Экспериментальная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Тема: "Волшебный мир мастеров"
Дата публикации: 18.10.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Муниципальное казенное учреждение

дополнительного образования Кыштовского района

Дом детского творчества

Принята на заседании

Утверждаю:

________________

методического совета

Директор МКУ ДО ДДТ

Федоренко Е.В.

от «___» ______________2016 г._

Приказ № ____ от________

Протокол № ______

Экспериментальная дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа



социально-педагогической направленности

«Волшебный мир мастеров»

Возраст учащихся: 10-15 лет

Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:
Гарифуллина Снежана Дмитриевна, педагог дополнительного образования I квалификационной категории


с. Заливино, 2016 г




Пояснительная записка


Экспериментальная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебный мир мастеров» разработана на основе нормативных документов: 1. Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ». 2. Концепции развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р). 3. Постановления Г лавного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» 4. Письма Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» 5. Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (Проект Минобрнауки РФ ФГАУ «ФИРО» 2015 г.) 6. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программа 7. Устава МКУ ДО ДДТ.
Направленность
программы «Волшебный мир мастеров» социально-педагогическая.
Актуальность программы:
определяется тем, что в последние годы у учащихся повышается интерес к различным народным промыслам, к различным видам декоративно- прикладного творчества. Работа по данной программе предоставляет возможность детям в условиях детского объединения дополнительного образования в полной мере реализовать все свои творческие способности и в дальнейшем их использовать в повседневной жизни
Отличительные особенности программы
: изучение программ проводилось с целью анализа современных технологий и техник декоративно-прикладного творчества, используемых в дополнительном образовании детей. В данной программе предложен авторский набор тематических разделов, выстроенных по принципу «от простого к сложному»: от квиллинга, мозаики из соломки и т.д., до сложного ажурного вырезания из бумаги, объемной работы из соломки, батика. Кроме того, среди особенностей программы можно выделить: комплексность – сочетание нескольких тематических блоков, освоение каждого из которых предполагает работу с конкретным видом материалов (природных, пластиковых, текстильных и др.); преемственность – взаимодополняемость используемых техник и технологий применения различных материалов, предполагающая их сочетание и совместное применение; «не подражание, а творчество» – овладение приемами и техниками декоративно-прикладного творчества не на уровне повтора и создания копии, а на уровне творческого подхода и авторского замысла учащихся.
Адресат программы:
Возраст детей участвующих в реализации данной программы составляет от 10 до 15 лет. Комплектуется из учащихся 5-10 классов. На занятия по данной программе принимаются дети, проявляющие интерес в данном направлении.
Объём и срок освоения программы:
Программа «Волшебный мир мастеров» разработана на 72 часа, срок реализации программы 1 год.
Форма обучения:
очная
Особенности организации образовательного процесса:
программа т.о. основана на принципах природосообразности, последовательности, наглядности, целесообразности, доступности и тесной связи с жизнью.
Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия, т.е. теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни. Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности.
Режим занятий, периодичночность и продолжительность занятий:
количество часов в год – 72 часа, количество часов в неделю – 2 часа; периодичность – 1 раз в неделю, продолжительность одного занятия 45 минут.
Цель программы:
создание условий для развития личности, способной к художественному творчеству и самореализации личности ребенка через творческое воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности.
Задачи программы:

Предметные:
- закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства, математики, литературы и способствовать их систематизации; - знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно – прикладного искусства; - раскрыть истоки народного творчества; - формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм; - совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов; - формировать навыки учебно-исследовательской работы.
Метапредметные:
- пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры; - развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера; - формировать творческие способности, духовную культуру; - развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях; - развивать способность к синтезу и анализу, гибкость и мобильность в поисках решений и генерирования идей.
Личностные:
- осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников; - воспитывать в детях любовь к своей Родине, к традиционному народному искусству; - формировать максимальную самостоятельность детского творчества.

Содержание программы

Учебный план

1 года обучения



п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы контроля

Часы

Теория

Практика

1

Раздел 1.

Работа с бумагой.

Торцевание.

13

1

12

Тест
1.1. ТБ на занятиях. Работа с бумагой 1 1 1.2. Изготовление основных видов закрутки. Изготовление открытки ко Дню матери. 5 5 1.3. Знакомство с техникой торцевание. 2 2 1.4. Изготовление панно в технике торцевания 5 5
Стартовая диагностика

1

1

Тест
2
Раздел 2. Работа с бисером

10

1

9

Выставка
2.1. Работа с бисером 1 1 2.2. Изготовление браслетов – фенечек. 4 4 2.3. Изготовление денежного дерева из бисера. 5 5
3

Раздел 3. Работа с лентами

10

1

9
Б
еседа
3.1. Работа с лентами. История возникновения лент. 1 1 3.2. Изготовление заколок в стиле канзаши. 5 5 3.3. Изготовление открытки в смешанных стилях. 4 4
4

Раздел 4. Изготовление топиарии

13

1

12

Выставка
4.1. Изготовления топиария из кофе. 7 1 6 4.2. Изготовление топиария в технике торцевания. 6 6
5

Раздел 5. Модульное оригами

11

1

10

Беседа
5.1. Знакомство с техникой модульное оригами. 2 1 1
5.2. Изготовление лебедя в технике модульное оригами. 6 6 5.3. Изготовление вазы 3 3
Промежуточная диагностика.

1

1

Тест

6

Раздел 6. Техника декупаж

10

1

9

Выставка
6.1. История техники декупаж 1 1 6.2. Изготовление подарка в технике декупаж. 5 5 6.3. Изготовление рамки в дехнике декупаж 4 4
Итоговая диагностика.

1

1

Тест

7

Раздел 7. Подведение итогов

2

2

Индивидуальный

опрос

Итого:

72

6

66

Содержание учебного плана

1 года обучения

Раздел 1. Работа с бумагой. Торцевание.
Теория. Беседа по ознакомлению детей с особенностей кружка. Правила Тб на занятиях. Требования к поведению учащихся во время занятий. Соблюдение порядка на рабочем месте. Знакомство с историей и техникой квиллинга..Изготовление открытки. Знакомство с техникой торцевание, изготовление панно. Практика. Изучение основных видов закрутки. Изготовление панно.
Стартовая диагностика.
Практика: Проверка знаний учащихся .
Раздел 2. Работа с бисером.
Теория. Знакомство с историей и видами бисера, изучение цвнтовой гаммы. Запись основных схем плетения. Практика. Плетение основных схем. Изготовление браслетов.
Раздел 3. Работа с лентами.
Теория. История возникновения лент,история канзанши.Основные виды уголков,разработка модели. Практика. Изготовление уголков из лент. Сборка открытки. Изготовление основы. Оклеивание в стиле торцевания.
Раздел 4. Изготовление топиарии.
Теория. История возникновения топиарии. Практика. Изготовление основы. Оклеивание зернами кофе. Сборка.Изготовление основы. Заготовка листочков.Оклеивание в стиле торцевание.
Промежуточная диагностика.
Практика: Проверка знаний обучающихся по изученному материалу.
Раздел 5. Модульное оригами
Теория. История техники модульное оригами, изготовление модуля.
Практика. Изготовление лебедя в технике модульное оригами. Изготовление вазы.
Раздел 6. Техника декупаж.
Теория. История возникновения декупаж. Практика. Иготовление подарка. Подготовка основы, салфетки. Оклеивание. Лакирование.
Итоговая диагностика.
Итоговая проверка знаний обучающихся.
Раздел 7. Подведение итогов.
Практика: Организация выставки лучших работ учащихся. Обсуждение результатов выставки, подведение итогов, награждения детей.
Планируемы результаты

К концу первого года обучения учащиеся будут знать и понимать:
 о материалах, инструментах; о правилах безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;  о месте и роли декоративно-прикладного искусства в жизни человека;  о видах декоративно – прикладного искусства в области композиции, формообразовании, цветоведения;  о способах аппликации в народном искусстве (ткань, бумага, кожа), сочетание аппликации с вышивкой.  о квиллинге;  о вышивке лентами;  о проектной деятельности.
К концу первого года обучения учащиеся будут уметь:
 работать нужными инструментами и приспособлениями;  последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала);  работать в стиле квиллинга;  работать соломкой;  создавать законченное произведение декаративно-прикладного искусства, отвечающее эстетическим и художественным требованиям:вышивать лентами, добавляя бисер, мулине, декоративную тесьму;  вести исследовательскую деятельность в рамках разработки творческих проектов.
Условия реализации программы:

Материально-техническое обеспечение:
 наличие учебного класса со столами, стульями, доской, специальным техническим оборудованием для демонстрации видеоматериалов;  наглядный и дидактический материал (схемы, плакаты, муляжи и т.д);  инструменты и принадлежности для практических и лабораторных работ;  раздаточный материал для творческой работы учащихся (листы бумаги, карандаши, фломастеры и др.);  наличие компьютерного класса с возможностью выхода в Интернет. Оборудование для учащихся: Комплект инструментов и приспособлений для плетения. Цветная двухсторонняя бумага Гофрированная бумага Нитки, иголка Ножницы Проволока различной толщины Леска различной толщины Клей ПВА Кисточки мелкие камни ракушки
Декоративные элементы (бусы, пуговицы, стразы) Бисер, стеклярус, бусинки разной величины. Схемы с условными обозначениями и различными рисунками. Линейки Картон Фломастеры Бумага в клетку Замочки крючки Папки с иллюстрациями.
Формы аттестации:

Формы отслеживания и фиксации образовательны

х результатов:
видеозапись, грамота, готовая работа, диплом, журнал посещаемости, маршрутный лист, материал анкетирования и тестирования, методическая разработка, фото, свидетельство (сертификат).
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
формы организации учебного занятия - выставка, конкурс, мастер-класс, наблюдение, посиделки, поход, праздник, практическое занятие, представление, презентация, творческая мастерская. Во время реализации образовательной программы большое внимание уделяется диагностике наращивания творческого потенциала детей: на вводных, заключительных занятиях и во время промежуточной аттестации с целью определения интересов ребенка, мотивации к занятиям в данном объединении, уровня развития знаний, умений и навыков.
Оценочные материалы:
1. Тест «Бисероплетение» (Приложение 1), 2. Тест по теме «Декупаж» (Приложение 2) 3. Викторина «Что ты знаешь об оригами» (Приложение 3) 4. Диагностики (стартовая, промежуточная, итоговая) (Приложение 4)
Методические материалы:
Особенности организации образовательного процесса
:
очная. Методы обучения: словесный, наглядный практический; объяснительно-иллюстративный, репродуктивный; частично-поисковый, исследовательский проблемный, игровой, дискуссионый, проектный и др.) и Методы воспитания: мотивация, убеждение. Формы организации образовательного процесса: индивидуальная, индивидуально-групповая и групповая Формы организации учебного занятия
:
беседа, игра, концерт, КВН, конкурс, конференция, праздник, практическое занятие, представление, презентация, тунир. Педагогические технологии : технология индивидуализации обучения, технология группового обучения, технология коллективного взаимообучения, обучения, технология, , технология развивающего обучения, технология проблемного обучения, технология исследовательской деятельности, технология проектной деятельности, технология игровой деятельности. Дидактические материалы: комплект инструментов и приспособлений для плетения, Цветная двухсторонняя бумага, гофрированная бумага, нитки, иголка , Ножницы , проволока различной толщины ,леска различной толщины , клей ПВА , кисточки мелкие камни ракушки,декоративные элементы (бусы, пуговицы, стразы) , бисер, стеклярус, бусинки разной велечины. , схемы с условными обозначениями и различными рисунками.

Список литературы
1. Астраханцева, С. В. Методические основы преподавания декоративно – прикладного творчества: учебно – методическое пособие/С. В. Астраханцева, В. Ю. Рукавица, А. В. Шушпанова; Под науч. ред. С. В. Астраханцевой. – Ростов р/Д: Феникс, 2006. – 347 с.: ил. – (Высшее образование). 2. Блонский, П.П. Психология младшего школьника. / П. П. Блонский., Воронеж: НПО «Модек», 1997. 3. Григорьев, Е. И. «Современные технологии социально - культурной деятельности» / Е. И. Григорьев, Тамбов, 2004. 4. Ерошенков, И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условия / И. Н. Ерошенков - М.: НГИК, 1994.-32с. 5. Иванченко В. Н. Занятия в системе дополнительного образования детей. Учебно – методическое пособие для руководителей ОУДОД, методистов, педагогов – организаторов, специалистов по дополнительному образованию детей, руководителей образовательных учреждений, учителей, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. Ростов н/Д: Из-во «Учитель», 2007. -288с. 6.. Каргина, З. А. Технология разработки образовательной программы дополнительного образования детей / З. А. Каргина // Внешкольник. – 2006. - № 5. – С. 11-15. 7. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации / Сост. Н. К. Беспятова. – М.: Айрис – пресс, 2003. – 176с. – (Методика).
Приложение № 1


Тесты по теме «Бисероплетение»

Тест 1

1. Стеклянные бусинки очень маленького размера это...?
 стеклярус;  бисер;  бусинка;
2. К началу какого века в России начался настоящий бисерный бум?
 15;  17;  19;  20;
3. России наибольшее развитие бисероплетение получило в...?
 18 веке;  13 веке;  14 веке;  16 веке;
4. Откуда привозили бисер в Россию?
 из Ливии;  из Египта;  из Венеции и Богемии;  из Англии;
5. Производство бисера в нашей стране пытался осуществить...?
 Ломоносов;  Менделеев;  Толстой;  Мессинг;
6. В каком году М.В.Ломоносов создал первую фабрику по производству стекляруса,

бисера и мозаичного стекла?
 в 1700;  в 1674;  в 1854;  в 1754;
7. Стеклянные цилиндрики удлинённой формы с продольным отверстием для нити

это...?
 бусины;  бисер;  стеклярус;
8. Бисер впервые в современном его виде стали изготовлять в Венеции в стекольных

мастерских на острове Мурано в середине...?
 15 века;  16 века;  17 века;  18 века;
9. Самый необходимый материал для плетения бисером...?
 игла;  схема;  нить;  бисер; Тест 2

Задание: Прочитайте и выбери и подчеркните правильный ответ!

1: Из чего изготавливают бисер?
- Бумага; - Дерево; - Стекло; - Железо; - Пластмасса; - Пластилин; - Керамические материалы; - Ягода
2: Какого вида бисера НЕ существует?
- Рубка (рубленный бисер); - Резка (резанный бисер); - Стеклярус
3: Материал для нанизывания бисера, придающий изделию любую форму:
- Швейные нитки; - Нитки мулине; - Проволока
4: Форма стекляруса:
- Круг; - Трубочка; - Звездочка
5: Что еще используют для плетения бисером вместо проволоки?
- Трос; - Леску; - Провод
6: Бисер применяют для:
- Украшения одежды; - Игры маленьких детей Тест 3

«История бисероплетения»

Задание: Прочитайте и подчеркните правильный ответ!

1.Чем украшали себя люди в глубокой древности?
(кости и зубы животных; семена растений, камни)
2.Из какого материала изготавливают бисер?
(стекло, камень)
3.От какого слова появилось название бисер?
(бусра или бусера – фальшивый жемчуг по-арабски)
4.Что везли финикийские купцы из Африки?
(природную соду, песок)
5.Что обнаружили на пляже поутру, разгребая золу, финикийские купцы?
(стекло, золото)
6. Назовите родину бисера
( По одной версии родиной бисера является древний Египет, по другой – Сирия).
7. Назовите техники работы на проволоке
(«Параллельное плетение», «игольчатая» техника, «петельная» техника).
Приложение № 2


Тест по декоративно-прикладному творчеству: декупаж
Ф.И.__________________________________________________ 1. С какими видами творчества вы познакомились в этом году? ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ 2. Продолжите «Декупаж» - это  Вид творчества с использованием канвы, мулине и иголки;  Вид творчества с использованием спиц и крючка;  Вид творчества, с помощью которого можно создать иллюзию изысканной росписи красками, салфетками, декупажными картами. 3. «Декупаж» в переводе с французского языка означает…..  Разрезать;  Плести;  Рисовать;  Вязать. 4. Материал, который наклеивается при выполнении техники «Декупаж».  Обои;  Салфетка;  Пленка. 5. Какая краска используется для техники «Декупаж»:  Эмаль;  Акриловая краска;  Акварельная;  Гуашь. 6. Для чего применяют декупаж:  Украшения одежды;  Игры маленьких детей;  Для декора любых поверхностей.
Критерии оценки
 Максимальное количество баллов по вопросам – 3 балла  6 -5 вопросов - 3 балла;  4- 3 вопроса - 2 балла;  2-1 вопроса – 1 балл.
Приложение № 3

Викторина «Что ты знаешь об оригами?» ВЫБИРАЙ ОДИН ИЗ ПРЕДЛОЖЕННЫХ ВАРИАНТОВ ОТВЕТА 1.Как переводится слово «оригами»? o бумажные изделия o сложенная бумага o бумажные фигурки 2. В какой стране искусство ОРИГАМИ достигло наибольшего развития? o Россия o Китай o Япония 3. Как давно возникло искусство ОРИГАМИ? o 100 лет назад o более 8 веков назад o менее 100 лет назад 4. Какой материал используется в ОРИГАМИ? o бумага o картон o ткань 5. Листы какой формы чаще всего используются в ОРИГАМИ? o круг o треугольник o квадрат 6. Какие ещё формы листов используются в ОРИГАМИ? (Выбери все возможные варианты.) o правильный треугольник o правильный пятиугольник o правильный шестиугольник o правильный восьмиугольник o круг o прямоугольник 7. Когда искусство ОРИГАМИ стало популярным в России и других странах? o в 18 веке o в 19 веке o во второй половине 20 века 8.Благодаря изобретению Акиры Йошизавы ОРИГАМИ становится популярным во многих странах мира. Что он изобрел? o условные знаки o базовые формы o паттерны

Приложение 4
Формы аттестации, контроля Текущий контроль проводится в конце изучения каждой темы - тесты, викторины, творческие задания, контрольные и проверочные работы. Промежуточная аттестация диагностика уровня ключевых, метапредметных и предметных компетенций учащихся – вводная - сентябрь, итоговая - май; Итоговая аттестация оценка качества обученности учащихся по завершению обучения по образовательной программе) - Творческая работа (создание медиапродукта), наградные документы за участие в конкурсах различного уровня по профилю, портфолио.