"ИГРОВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ЭЛЕМЕНТАМ МАТЕМАТИКИ"

Автор: Алленова Татьяна Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №41 комбинированного вида"
Населённый пункт: г.Орел
Наименование материала: статья
Тема: "ИГРОВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ЭЛЕМЕНТАМ МАТЕМАТИКИ"
Дата публикации: 18.10.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


ИГРОВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА В

ПРОЦЕССЕ ОУЧЕНИЯ ЭЛЕМЕНТАМ МАТЕМАТИКИ
. Ранний возраст – важнейший стартовый период жизни человека. Это период сензитивного развития, когда у ребенка закладываются основы интеллекта и мышления, высокой умственной активности во взрослом состоянии. Математика должна занимать особое место в интеллектуальном развитии детей, должный уровень которого определяется качественными особенностями усвоения детьми таких исходных понятий, как количество, величина, форма, пространственные отношения. Отсюда очевидно, что в повседневной жизни вся образовательная деятельность с детьми должна быть наполнена разными формами развивающего взаимодействия, направленных на развитие элементов логики и математического мышления.
Задачи по формированию элементарных математических

представлений
1. -Научить выполнять разнообразные ручные прямые и обратные действия (открывать и закрывать, класть и вынимать, разворачивать и складывать и т. д.); - выполнять различные ручные действия в соответствии с устройством предмета (извлекать звуки из озвученных игрушек, пользоваться движущимися игрушками и т. д.); -соотносить и подбирать предметы по форме, цвету, размеру; -понимать простейшие слова, характеризующие количество: много - мало, пустой - полный, а также обобщенную характеристику размера большой - маленький; -различать один и два предмета. 2. Предоставить детям возможность в самостоятельной деятельности осваивать операцию сериации на уровне предметного действия в ходе игр с дидактическими игрушками - пирамидками, матрешками, формами-вкладышами. 3. Учить показывать и называть простейшие геометрические формы - круг, треугольник, шар, куб; основные цвета - красный, синий, желтый, зеленый. 4.Создавать предпосылки для формирования представления об упорядоченной последовательности, знакомя детей со сказками, песенками и потешками с циклическим сюжетом. 6. Знакомить детей с понятиями такой же, одинаковые, столько же, другой, несколько, еще. 7.Создавать условия для сохранения познавательной мотивации у каждого ребенка.
Целевые ориентиры формирования элементарных математических

представлений у детей раннего возраста.
- ребёнок раннего возраста может образовывать группы из однородных предметов; - различает один и много предметов; - различает большие и маленькие предметы, называет их размер; -различает форму предметов, называет круг, квадрат, треугольник, прямоугольник; - умеет по словесному указанию находить предметы по названию, цвету, размеру;
- ориентируется в помещениях группы и на участке детского сада, ориентируется в частях собственного тела (голова, руки, ноги); называет их . Формирование математических представлений в раннем возрасте тесно связано с развитием сенсорного опыта ребенка. Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве. С детьми 2-3 лет я провожу игры, в которых усвоение какого-либо материала протекает незаметно для малышей, в практической деятельности. Особое внимание я уделяю обогащению чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов. Наиболее подходящей формой обучения считаю дидактическую игру. Главная особенность дидактической игры, состоит в том, что задания даются в игровой форме. Ребенок играя, не подозревает, что осваивает знания, овладевает навыками действий с определенными предметами. С целью развития представлений о величине и форме предметов с детьми провожу разнообразные манипулятивные действия с предметами: собирание шариков и кубиков, разбирание и собирание игрушек-вкладышей – матрешки, грибочки, собирание пирамидки, соотнесение предметов с фигурными отверстиями дидактических столиков, составление разрезных картинок из двух частей. Обращаю внимание на размер предметов. Например, показываю большую матрешку и, передав ее в руки ребенка, говорю: «Матрешка большая». После того как ребенок исследовал большую матрешку, передаю ему маленькую матрешку и комментирую: «Это маленькая». Можно поставить две матрешки на стол и сравнить, а затем попросить ребенка показать, где большая или маленькая матрешка. Можно предложить 2 предмета, резко отличающиеся друг от друга по длине, ширине, высоте и дать задания ребенку: а. Покажи короткую ленточку и назови какого она цвета. Желтая ленточка короткая, а синяя…(длинная). б. Покажи широкую дорожку и назови ее цвет. Синяя дорожка широкая, а красная…(узкая). в. Покажи высокую елочку. Найди две одинаковые елочки ( из трех предложенных). Для знакомства с формой предметов использую игрушки, имеющие ярко выраженную форму сенсорных эталонов. Чтобы дети научились различать и называть предметы по форме, например, шарик и кубик, учу их сравнивать. Показываю, что шарик катится с горки, а кубик нет, потому что мешают уголки. Из шариков нельзя построить башенку, прикладываю шарик на шарик, а из кубиков можно. Прошу ребенка самому попытаться построить башню вначале из шариков, а
потом из кубиков. Н всех этапах обучения действиям по обследованию формы использую прием обведения контура предмета пальцем ребенка. Например: а. Покажи красный круг, зеленый квадрат, синий треугольник, желтый квадрат. б. Предлагаются разложенные на столе по две одинаковые геометрические фигуры разного цвета. Найди пару: красный квадрат, желтый круг, синий треугольник, зеленый квадрат. Такие игры способствуют развитию мелкой моторики руки, координации движения глаз и рук, расширению словарного запаса. Для ознакомления с простейшими знаниями о количестве на начальном этапе привлекаю внимание к группам однородных игрушек, побуждаю рассмотреть их, уточняю название. Например, рассматривая мячи, я задаю вопросы: «Что это?». После этого перехожу к понятию количества, сказав: «Как много у нас мячей!». В следующий раз привлекаю детей к активному участию в создании группы из однородных предметов. Важно, чтобы группы предметов создавались из однородных игрушек одинаковых по всем признакам: цвета, формы, величины и материала. По мере того как дети овладеют умением образовывать группы однородных предметов, понимать и отвечать на вопрос со значением «Сколько?», ставлю следующие задачи: различать и называть неравные по количеству группы, обозначая их словами: много – один. Для этого детям даются двухполосные карточки: верхняя полоса – желтого цвета, нижняя – синего . а. Положи на желтую полоску 1 матрешку, а на синюю - много грибов. б. Положи на синюю полоску столько грибов, сколько я положила на желтую полоску матрешек. С целью закреплений понятий «один, много», использую народные игрушки (матрешки, деревянные ложки), пальчиковые игры, подвижные игры, рассматривание картин и иллюстраций. Обращаю внимание, чтобы дети не только показывали предметы, но и называли их в речи. Познание мира малышом начинается с восприятия цветных предметов. Цвет является значимым свойством объектов окружающего мира. Цвет нельзя выделить практическим путем, в ходе действий с предметами, как, например, форму или величину. К тому же цвет не всегда влияет на сущность предметов, их функцию. Тем не менее, это то свойство, которое первым обращает на себя внимание, позволяет выделить объект среди других и запомнить его. Знакомство малышей с цветом начинаю с четырех основных цветов: красного, желтого, зеленого и синего Покажи предметы красного, синего, желтого, зеленого цвета. Развитие ориентировки в пространстве является важным условием общего развития ребенка, поэтому в раннем возрасте, у ребенка необходимо накапливать опыт восприятия ближайшего пространственного окружения. В этом плане развиваю у детей ориентировку в частях собственного тела, учу показывать на себе где голова, руки, спина и т.д. Также обращаю внимание детей на то, что их окружает в детском саду, на участке детского сада. Знакомлю детей, где находится
спальная комната, игровая, туалетная комнаты. Развитию пространственных ориентировок способствуют игры с имитацией различных направлений движения объектов в пространстве. Например, прошу показать, где сидит птичка, куда побежала собачка , Покажи правую руку, левое ухо, Подними флажок вверх, опусти вниз, вытяни руки вперед, спрячь их назад. Элементарные знания о величине, форме, количестве уточняются, закрепляются и в повседневной жизни детей. Например, во время сборов на прогулку можно спросить, все ли пуговицы застегнуты, сколько петель, сколько пуговиц, какой они формы. Формирование элементарных математических представлений у детей в раннем возрасте является важным условием полноценного познавательного развития ребенка. Они поддерживают познавательную мотивацию и подготавливают детей к последующему обучению математике.