"Игра-путешествие "В поисках времени перемен"

Автор: Немкова Надежда Арсентьевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МКОУ Новотрёминская СОШ
Населённый пункт: поселок Новотрёмино, Иркутская область
Наименование материала: конспект урока по психологии
Тема: "Игра-путешествие "В поисках времени перемен"
Дата публикации: 04.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Конспект урока по психологии

Тема занятия: Игра-путешествие«В поисках времени перемен»

(«Введение в образовательную программу «Время перемен»)

Автор: Немкова Надежда Арсентьевна
.
Должность:
педагог-психолог.
Место работы:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Новотрёминская СОШ
Класс:
5.
Продолжительность занятия:
40 минут.
Форма:
игра-путешествие.
Цель:
пробудить интерес к предмету психологии у младших подростков через знакомство с основными направлениями по программе «Время перемен».
Задачи:
- познакомить с направлениями работы по программе «Время перемен»; - создать условия для формирования у подростков представлений о том, что такое психика; - создать условия для формирования навыков совместной работы; - создать условия для самовыражения личности.

Ход урока
:
Основные этапы занятия

Краткое содержание

Организационная часть
1. Представление педагога. 2. Знакомство с детьми (игра «Предмет, похожий на меня»). 3. Мотивационный блок.
Основная часть
4. Знакомство с направлениями психологии через игру-путешествие. 5. Знакомство с предметом психологии. 6. Контроль.
Заключительная
7. Подведение итогов. 8. Рефлексия. Ход занятия:
Содержание слайдов

Действия педагога

Действия обучающихся

Материально-техническая база

1 слайд:

Педагог:
добрый день, дорогие ребята! Позвольте представиться: я Антюфеева Екатерина Викторовна. Чтобы начать наше знакомство: напишите свои имена на этих табличках (КРУПНО и РАЗБОРЧИВО). Пишут имена на бэйджиках. 1. бэйджики с названием групп: секунды, минуты, часы, сутки (по количеству участников), 2. фломастеры, 3. презентация на тему: «В поисках времени перемен».
Педагог:
вы учитесь в школе, у вас много уроков по самым разным предметам. Но в вашем расписании еще возможно
никогда не было предмета, на котором вы смогли бы лучше узнать и понять как самого себя, так и окружающих вас людей.Это новый, очень необычный и интересный предмет ПСИХОЛОГИЯ. На наших занятиях вы будете изучать самих себя – все то, что делает вас единственными и неповторимыми. Сегодня Вы вступаете в увлекательный мир путешествия под названием «Время перемен».
Педагог:
как вы думаете, ребята, какие перемены имеются в виду? (ответы детей).
Педагог:
перерывы между уроками или изменения в жизни? Конечно, изменения в жизни. Они необходимы, потому что люди непрерывно взрослеют, а Отвечают на вопрос педагога. Отвечают на вопрос педагога.
значит, меняются.
2 слайд:

Педагог:
понять, наступило ли время перемен, мы сможем, взглянув на часы. Ребята, случилось непредвиденное: время перемен ещё не наступило. Нам обязательно нужно запустить механизм магических часов, иначе мы навсегда останемся в том возрасте, в котором находимся сейчас. Представляете картину: прошло 30 или 50 лет, а в вашем кабинете за партами по- прежнему сидят пятиклассники, бегают на переменах, переписываются с помощью записочек, кричат и визжат, но у них уже седые волосы и усы с бородами. По-моему, нелепая картина! Надеюсь, что убедила вас в 1. Чемодан. 2. Табличка на чемодан с надписью «Чемодан путешественника».
необходимости путешествия?
Педагог:
нам понадобится чемодан путешественника. Туда мы будем складывать всё, что может понадобиться в пути.
3 слайд:

Педагог:
нам предстоит нелёгкое дело, мы должны узнать друг друга получше, ведь, путешествуя, мы должны быть уверены в своей команде. Любое дело перестаёт быть опасным, если рядом надёжные товарищи. Предлагаю сыграть в игру «Предмет, похожий на меня». Вам предстоит выбрать определенный предмет, который одним определённым качеством будет похож на вас. И представить себя от имени этого 1. 15 разных предметов.
Игра закончена. Что мы положим в чемодан путешествий?
Педагог:
мы разные, но нужно учитывать особенности друг друга и работать вместе. предмета. Например: канцелярская скрепка – меня зовут Света, я выбрала этот предмет, так как люблю порядок; я Рома и выбрал батарейку, так как я очень энергичный и активный человек и т. д. Отвечают на вопрос педагога.
4 слайд:

Педагог:
ну что ж, мы отправляемся в путь, для того чтобы ВРЕМЯ ПЕРЕМЕН наступило. Сначала мы найдём то место, в котором находятся остановившиеся ЧАСЫ. Первое странствие поможет понять каждому из вас, что мир начинается именно с него. Знакомятся с планом работы.
5 слайд:

Педагог:
второе путешествие мы Знакомятся с планом работы.
совершим по замку. В темных зеркалах мы увидим тех, кто нас окружает, рассмотрим, кто друг, а кто кажется им.
6 слайд:

Педагог:
не менее увлекательным окажется третье путешествие – мы выполним задания, которые предложит нам Хозяин Времени. Разгадывать головоломки, обнаруживать скрытые ловушки – непросто, но рядом команда. Вместе вы преодолеете трудности пути. И тогда вас ждёт невероятное, фантастическое путешествие вслед за минутной стрелкой – это путешествие в собственный внутренний мир. Ваши чувства и желания станут объектом пристального изучения и наблюдения. Знакомятся с планом работы.
7 слайд:

Педагог:
нам предстоит долгое совместное приключение. 1. карточки с законами, песочные часы,
Предлагаю принять законы, без которых нам придётся в пути трудно. Вам предлагается такое задание. Объединившись в группы, название групп у вас написано на бэйджиках ( секунды, минуты, часы, сутки – вы заметили, что все названия имеют прямое отношение ко ВРЕМЕНИ). Каждая группа представляет свой закон, пытаясь доказать, что без него в совместном деле не обойтись. Найдите аргументы, приведите примеры. А время будут отсчитывать песочные часы. 1.Закон активности. Стремиться быть активным участником того, что происходит. 2.Закон искренности. По возможности, быть искренним, 2. фломастеры, 3. рабочие листы.
Задание выполнено. Что на этот раз мы положим в чемодан путешествий?
Педагог:
конечно, наш свод сообщать достоверные сведения. 3.Закон уважения. Всем предоставляются равные права и возможности. 4.Закон дружелюбия. Обращение друг к другу по имени. После выступления каждой из групп все голосуют за принятие каждого закона. Отвечают на вопрос педагога.
законов.
8 слайд:

Педагог:
двигаться нам поможет карта. Именно по ней мы будем искать дорогу в течение первого года обучения по программе «Ветер перемен». Карта необычная, поэтому нам зачастую придётся догадываться, куда идти дальше. На этом занятии наша задача только подготовить маршрут, а двигаться по нему мы будем в течение года. Если готовы, то в путь! Просмотр презентации. 1. презентация на тему: «В поисках времени перемен».
8 слайд (1 щелчок):

Педагог:
первый пункт назначения мы узнаем, отгадав загадку: 1. Это сооружение состоит из запутанных путей, поэтому из него трудно найти выход. 2. В нём обитал ужасный Минотавр, побеждённый Тесеем.
3. Его можно пройти, если касаться рукой только одного из краёв стены.
Педагог:
Догадались? Отгадывают загадку.
8 слайд (2 щелчок):

Педагог:
это лабиринт. Его стены украшены бесчисленными зеркалами. Куда не посмотришь, везде ты! Не удивляйся, ведь мир начинается с тебя. Именно здесь у вас будет возможность познакомиться с самими собой поближе. Научиться видеть свои недостатки и достоинства. Волшебные зеркала помогут вам различать внутри себя и других чувства, мысли, мотивы поведения.
Педагог:
итак, предлагаю положить в чемодан путешествий такое качество, как САМОПОЗНАНИЕ. 1. табличка с надписью «Самопознание».

Педагог:
как вы думаете, зачем человеку познавать себя? Как вы думаете, почему самопознание на карте обозначено, как лабиринт? Отвечают на вопрос педагога.
9 слайд (один щелчок):

Педагог:
обратимся к карте. Куда мы пойдём дальше? Ответ узнаем, собрав из букв слово. Собирают слово. 1. презентация на тему: «В поисках времени перемен».
9 слайд (второй щелчок):

Педагог:

ПЕЩЕРА.
Щель в горе, может быть очень глубокой. Прекрасное убежище. Именно так: глубоко, как можно дальше от чужих глаз – люди прячут свои чувства. Давайте спустимся туда. 1. презентация на тему: «В поисках времени перемен».
12 слайд

Педагог:
винтовая лестница из замшелого камня ведёт вниз. Гулкое эхо провожает нас под низкими дугообразными сводами и вторит каждому шагу и
каждому звуку.
13 слайд

Педагог:
в темном зале на полках мерцают склянки. В каждой таинственно переливается вязкое зелье.
14 слайд

Педагог:
вот в этих пузатых пузырьках можно найти обиду – она зеленоватая;
15 слайд:

Педагог:
и ярко-красную злость;
16 слайд:

Педагог:
а вот здесь склянки с синим спокойствием,
17 слайд:

Педагог:
с золотистой радостью.
Педагог:
покидая подземелье, мы будем уметь справляться с самыми разными эмоциями.
Педагог:
кто готовит эти отвары? Мы сами, когда испытываем 1.нарисованные колбы с надписями эмоций: зависть, любопытство, жалость, гордость.
какие-то чувства и эмоции. Хорошо, если вы умеете управлять ими. Тогда, смешивая чудесное зелье в разных пропорциях, вы будете получать яркую разноцветную жизнь.
Педагог:
сейчас предлагаю каждой группе определить, какого цвета зелье в колбе (колбы нарисованы и вырезаны, в них написаны разные эмоции: зависть, любопытство, жалость, гордость. Колбы складываются в чемодан путешествий.
18 слайд:

Педагог:
следующий пункт на карте виден четко – это оружейный склад. Здесь хранится 1.карточки с надписями: убежишь с уроков; никому ничего не расскажешь – как-нибудь само
оружие, которым на протяжении многих веков люди защищались от разрушительного Стресса. Но шпаги, острые мечи и тяжелые доспехи нам не помогут. Бороться со Стрессом нужно по- другому. Присмотритесь к нему: он может быть страшным, апатичным, плаксивым! Если не бояться, то можно не только изучить его стадии, но и научиться бороться с ним.
Педагог:
кстати, я уверена, что у вас есть собственные рецепты, как победить стресс: представьте ситуацию: пропала ваша тетрадь для контрольных работ. Вам грозит «двойка» за решённую контрольную. Вы ужасно расстроены. Что вы предпримете: (показываешь карточки) убежишь с уроков; никому ничего не расскажешь – как-нибудь само наладится; посоветуешься с кем- то из взрослых (мамой, классным руководителем, учителем).
наладится; посоветуешься с кем- то из взрослых (мамой, классным руководителем, учителем). Выбранную карточку кладём в чемодан. Отвечают на вопросы.
19 слайд:

Педагог:
Чтобы догадаться, каков будет последний пункт нашего пути, каждая группа должна дать свой ответ. Если ответы совпадут, мы узнаем наш маршрут Обучающиеся дают ответы с места. Гр. Секунды: Карточка – он бывает берёзовый и еловый Гр. Минуты: Карточка – У него есть синонимы: бор, роща, чаща Гр. Часы: Карточка – он бывает дремучим, в нём можно заблудится, в нём живут дикие звери, там собирают ягоды и грибы. Гр. Сутки: Карточка – в сказках его населяют лешие, Баба 1.карточки с заданиями.
Яга, Морозко, Хитрая Лиса и добрый Медведь.
20 слайд:

Педагог:
лес с величественными соснами, богатырскими дубами и красавицами-берёзками нам обязательно нужно посетить, ведь тут мы научимся вести себя уверенно. Здесь мы задержимся дольше, чем обычно. Ведь нам нужно научиться отстаивать своё мнение, узнать, что у любого человека есть права и потренироваться говорить магическое слово: «НЕТ»!
Педагог:
Отсюда хорошо виден замок, где хранятся часы, отсчитывающие ВРЕМЯ ПЕРЕМЕН. Что хранят мощные стены? Это вы узнаете только в шестом классе…
21 слайд:

Педагог:
говорят, что стоит передвинуть стрелки на Часах, ВРЕМЯ ПЕРЕМЕН наступит.
Любой, кто это сделает, достигнет мечты, даже самой сокровенной! Чтобы ваши мечты исполнились, я позвала вас в путешествие. Давайте посмотрим, что будет помогать нам в пути, ради чего мы затеяли путешествие. Из чемодана достаются карточки и зачитываются группе.
24 слайд:

Педагог:
ребята, практически всё, что мы сложили в этот чемодан, имеет отношение к науке, которую мы начинаем сегодня изучать - к психологии.
25 слайд:

Педагог:
как выглядит чемодан путешественника? Он весь обклеен марками. Предлагаю и наш чемодан для путешествия по воображаемой стране Психологии обклеить марками. Но на них будут изображены не 1. стикеры двух цветов к упражнению «Марки».
города. На каждой марке предлагаю написать, чем, по- вашему, занимается психология? Педагог н аклеивает марки и комментирует. Работа в группах (3 мин).
26 слайд:

Педагог:
термин «психология» происходит от слова «психика». Это слово переводится с греческого, как внутренний мир человека. Его невозможно потрогать руками и взвесить на весах
27 слайд:

Педагог:
с древних времен человек проявлял интерес к психике окружающих его людей и своей собственной. Практически все древние философы задавались вопросом, что такое душа, по-разному подходили к пониманию того, что она составляет главную сущность человеческой жизни. И сейчас в обыденной речи присутствуют
такие выражения, как «болит душа», «отдохнул душой», «душевный покой» и т. д. Вопрос о том, где же находиться душа, долгое время привлекала внимание ученых. Древнегреческий врач Алкмеон утверждал, что органом психики является мозг. Аристотель же отстаивал мнение, будто главным органом психики - где обитает душа, - является сердце. Другой древнегреческий философ – Платон считал, что душа существует наряду с телом и независима от него.
28 слайд:

Педагог:
возможно, вы подумаете, что психология занимается несерьёзными вещами и наукой считаться не может. Это не так. Психология имеет много общего с такими 1. карточки с надписями наук: математика, биология, литература, обществознание.
серьёзными науками, как математика, биология, литература и обществознание. Каждой группе даётся задание объяснить, в чем сходство с одной из наук? (подсказки для групп, о которых они должны догадаться самостоятельно, какая подсказка для неё: 1. психолог проводит тестирование и подсчитывает результаты; 2. психические процессы связаны со строением тела человека; 3. человек описывает поведение и чувства своих героев; 4. по законам психологии действуют группы людей, даже целые государства.
29 слайд:
Педагог: Вот какую интересную и нужную науку нам предстоит изучать. Напомню: мы в течение года будем двигаться по карте,
которую расшифровали сегодня. Я точно знаю, карта поможет нам отыскать огромные сокровища, но не в виде драгоценностей в обычном понимании. Отвечают на вопросы: Обсуждение: 1. Как вы думаете, ребята из группы Секунды, обладателями каких сокровищ вы станете, когда путешествие к замку закончится? 2. А теперь отвечает группа Минуты: Почему эти умения можно назвать сокровищами? 3. Группа Часы попытается выразить общее мнение и ответить на вопрос: Что помогало сегодня в работе. А что мешало? 4. А теперь слово группе Сутки: почему необходимо заниматься психологией?

Педагог:
ну что ж, ВРЕМЯ ПЕРЕМЕН обязательно наступит! Возможно, кто-то из вас скажет, что не верит в сказки… Не спорю, но твёрдо знаю: если вы будете дружить с миром психологии и познавать себя и других – то превращения с вами произойдут вполне реальные. А законы, которые мы сегодня приняли, помогут не только на занятии. Если вы будете использовать их в жизни, то время позитивных перемен будет с вами! Возникло ли у вас такое желание?
Педагог:
я благодарю вас за работу и прошу, чтобы вы, уходя, приклеили стикер на песочные Рефлеския. 1. нарисованные песочные часы, 2. стикеры 2-х цветов.
часы. Если вам сегодняшнее занятие понравилось, вы узнали что-то новое, вам было интересно выполнять задания, то воспользуйтесь стикером красного цвета. Если же было некомфортно, скучно, то приклейте голубой стикер. Успехов! До свидания!
Технические средства обучения:
проектор, экран.
Оборудование:
кабинет со стульями, стоящими в кругу.
Материалы:
- песочные часы, - 15 разнообразных предметов, - фломастеры, - стикеры двух цветов к упражнению «Марки», - чемодан.
Методическое обеспечение:
- презентация на тему: «В поисках времени перемен»,
- бэйджики с названием групп и строчкой для имени, - табличка на чемодан с надписью «Чемодан путешественника», - табличка с надписью «Команда», - карточки с законами по группам (рабочие листы), - карточки с заданиями по группам («Загадки»), - табличка с надписью «Самопознание», - нарисованные колбы с надписями эмоций: зависть, любопытство, жалость, гордость, - карточки с надписями: убежишь с уроков; никому ничего не расскажешь – как-нибудь само наладится; посоветуешься с кем-то из взрослых (мамой, классным руководителем, учителем). - карточки с надписями наук: математика, биология, литература, обществознание, - плакат для рефлексии «Песочные часы».
Список литературы:
1. А. Грецов Тренинг общения для подростков, Москва, 2006 г. 2. Л.Г. Федоренко Психология для школьников, СПб., 2003.