"Методы и приемы стимулирования познавательного интереса учащихся в процессе обучения математики"

Автор: Шпаде Алеся Валерьевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МАОУ Школа №38 г.Уфа
Населённый пункт: г.Уфа
Наименование материала: Статья
Тема: "Методы и приемы стимулирования познавательного интереса учащихся в процессе обучения математики"
Дата публикации: 19.10.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

«Педагогические традиции и инновационная образовательная среда – залог совершенствования системы образования» Методы и приемы стимулирования познавательного интереса учащихся в процессе обучения математики Шпаде Алеся Валерьевна, учитель математики МАОУ Школа №38 г. Уфа, sgv100@mail В чем же особенность инновационного обучения? Инновационное обучение прежде всего направлено на развитие способности ученика к самосовершенствованию, самостоятельному поиску решений, к совместной деятельности в новой учебной ситуации. Инновационные подходы к преподаванию математики связаны прежде всего с изменением роли учителя. В современных условиях очень важно, чтобы учитель не давал ученикам готовых знаний, а указывал путь к приобретению знаний, учил добывать знания, направлял их. Практика современной школы убедительно показывает, что без развития познавательной активности, тесно связанной с самостоятельностью учащихся, не может быть хороших результатов. Следовательно, в основе инновационного обучения лежат технологии развивающего, проблемного обучения, дифференцированного подхода к обучению. Содержание школьного предмета математики, интересно и увлекательно, увы, не для всех учащихся, для многих математика кажется сухой наукой. На протяжении своей педагогической работы, замечала, что немало школьников считают математику скучным предметом. А слабый интерес (а иногда и отсутствие всякого интереса) - одна из основных причин плохой успеваемости. Свою главную задачу, видела, в том, чтобы с первого урока пробудить и поддержать интерес к предмету. Ведь умение увлечь учеников, и есть, по моему мнению, педагогическое мастерство, к которому я стремлюсь. В связи с этим вела поиск эффективных форм и методов обучения математики, которые способствовали бы активизации учебной деятельности, формированию познавательного интереса. Для этого я занялась проблемой, «развитие познавательного интереса учащихся при обучении математике». Изучила подходы к решению данного вопроса в психолого- педагогической и методологической литературе, проанализировала опыт учителей, успешно работающих в данном направлении, наметила пути внедрения полученных материалов в собственную деятельность. Особенно эффективны методы развития познавательного интереса, опирающиеся на неожиданность, занимательность, создание ситуации новизны, успеха, парадоксальности, организации познавательных игр. Для развитие познавательного интереса, на своих уроках, широко использую Информационно Коммуникативные Технологии. Компьютерные программы, использую на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при этом происходит развитие познавательного интереса школьников. Использование литературных цитат, подходящих стихов, метафор воздействует на познавательный интерес к предмету и является пусть скромным, но вкладом в формирование межпредметных связей, в гуманитаризацию школьного математического образования, в повышение общей культуры учащихся. Подчеркивание связей математики с другими отраслями знаний, проявление математики как составной части общей человеческой культуры делает математику ближе и привлекательней для ученика.
Стишки, которые позволяют запомнить некоторые понятия, различные определения, также вызывают интерес учащихся. Рассказы об ученых-математиках интересны и поучительны, как и рассказы о происхождении, открытии различных сведений. Материал по истории математики можно найти в работах Андронова И.К., Глейзера Г.И., Выготского М.Я., Гнеденко Б.Б., Депмана И.Я., Молодшего В.Н., Чистякова В.Д., Цейтена Г.Г., в журналах «Математика в школе» и «Квант» и т. д. Перевод математических терминов на русский язык и рассказы об их происхождении (Д. Икрамов) также «очеловечивают» школьную математику. Всегда имею под рукой, при проведении урока, словарь наиболее часто используемых терминов. Решение занимательных, логических задач, не требующих глубокого знания школьного курса математики, также является средством стимулирования познавательного интереса. Существует множество пособий, содержащих занимательные задачи. Среди авторов: Перельман И.Я., Игнатьев Е.И., Кордемский Б.А. и многие современные авторы. На своих уроках использую задания из игры-конкурса «Кенгуру», кубка «Гагарина». Однако занимательность не должна быть помехой в формировании устойчивого познавательного интереса, не должна уводить от основной познавательной задачи, а, наоборот, раскрывать суть познаваемого, запечатлевать познаваемое в эмоциональной форме. Одним из способов повышения интереса к математике является усиление ее практической направленности. На примере задач прикладного содержания учащиеся будут убеждаться в значении математики для различных сфер деятельности человека, увидят широту возможных приложений, поймут ее роль в современной культуре. Существующие системы задач являются оторванными от жизни, рафинированными, а в дидактическом плане плохо справляются с важной задачей - реализацией прикладной направленности. Важная роль в формировании познавательных интересов учащихся принадлежит не только процессу обучения, но и зависит от соответствующей организации воспитательного процесса. Современный подход к педагогическому процессу предполагает, что педагог не только воспитывает и учит, но и актуализирует, стимулирует стремление учащегося к саморазвитию и самовоспитанию, создает ему условия для самосовершенствования. Таким образом, процесс педагогического стимулирования познавательных интересов приобретает важное значение в практике учителя. Одним из действенных приёмов стимулирования интереса к учению является создание в учебном процессе ситуации успеха у школьников, испытывающих определенные затруднения в учёбе. Известно, что без переживания радости успеха невозможно по- настоящему рассчитывать на дальнейшие успехи в преодолении учебных затруднений. Вот почему так важно подбирать для учеников задания, чтобы те из них, которые нуждаются в стимулировании, получили бы на соответствующем этапе доступное для них задание, а затем уже переходили бы к выполнению более сложных задач. Например, с этой целью мною используются специальные сдвоенные задания, одно из которых вполне доступно для ученика и создает базу для последующих усилий по решению более сложной задачи. Ситуации успеха создаются и путем дифференциации помощи школьникам в выполнении учебных заданий одной и той же сложности. Ситуации успеха учитель организует, поощряя промежуточные действия школьников. Для ситуаций успеха необходима благоприятная морально-психологическая атмосфера. Благоприятный микроклимат во время учебы снижает чувство неуверенности, боязни. Состояние тревожности при этом сменяется состоянием уверенности. Ценным методом стимулирования интереса к учению можно назвать метод познавательных игр, который опирается на создание в учебном процессе игровых ситуаций. Игра давно уже используется как средство возбуждения интереса к учению. Игра служит активному обучению, нейтрализует перегрузки, способствует разрядке напряженности, создает благоприятную атмосферу учебной деятельности, повышает эффективность процесса
обучения. Игра может иметь место на различных этапах урока: в его начале - для концентрации внимания, в середине - для небольшой разрядки, в конце - для повторения. Игры могут быть различными как по содержанию предлагаемого материала, так и по форме их проведения: игры-соревнования, игры-математические бои, игры-эстафеты, лото, кроссворды. В своей практике, применяю математические игры, в разных возрастных категориях. В качестве приёма, стимулирующего интерес, выступает также приём удивления. Необычность приводимого факта, парадоксальность опыта, демонстрируемого на уроке, грандиозность цифр, свидетельствующих о небывалом научно-техническом процессе, достигнутом в нашей стране, - всё это при умелом сопоставлении данных, при убедительности этих примеров неизменно вызывает глубокие эмоциональные переживания у учащихся. Для создания эмоциональных ситуаций в ходе уроков большое значение имеет художественность, яркость, эмоциональность речи учителя. Без всего этого речь учителя, конечно, остаётся информативно полезной, но она не реализует в должной мере функцию стимулирования учебно-познавательной деятельности учеников. В этом ещё раз проявляется отличие методов организации познавательной деятельности от методов её стимулирования. Приведённые выше примеры показывают, как входящие в методы формирования интереса приёмы художественности, образности, яркости, занимательности, удивления, нравственного переживания вызывают положительное отношение к учебной деятельности и служат первым шагом на пути к формированию познавательного интереса. Именно интерес является основным стимулом деятельности ребёнка, его развития, обучения. Были времена, когда познавательный интерес пытались изгнать из школы как несерьезное, развлекательное начало учебного процесса. Его подменяли такими понятиями как долг, обязанность, прилежание. Несомненно, это очень важные стимулы обучения, но ведь заинтересованность предметом не противоречит им, а, наоборот, помогает привести ученика к успеху. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования. Таким образом, инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру
.
Свою, работу учителя в классе вижу в том, чтобы развить и сформировать у учащихся устойчивый познавательный интерес. Чтобы заинтересовать как можно больше учащихся математикой, мне нужно было использовать в обучении математике различные формы, знать основные пути формирования познавательного интереса. В ходе работы над данной проблемой, мною накоплен большой методический материал, который используется на уроках, в зависимости от возраста учащихся, особенности класса. Часть этих материалов заимствованы из опыта работы других учителей, часть - из книг, методических пособий, словарей, часть придумано мною. Но все они прошли проверкой времени, нравятся ребятам и мне как учителю. И показали, действительную эффективность что, таким образом, повышается качество обучения.