"Умники и умницы"

Автор: Палкина Татьяна Валерьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ №16
Населённый пункт: город Асбест, Свердловская область
Наименование материала: Рабочая программа курса внеурочной деятельности 2 класс
Тема: "Умники и умницы"
Дата публикации: 04.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Программа согласована УТВЕРЖДАЮ зам. директора по УВР Директор МАОУ СОШ № 16 ________Е.С.Четверикова ____________Н. А. Каменских «__»_________2015г. приказ № 11 от 10.09.15
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

«Умники и умницы»

2 класс

(срок реализации 1 год)
Разработана в 2015 году Палкиной Т.В., учителем начальных классов 1 кв. категории педагогический стаж 20 лет Рабочая программа принята на педагогическом совете протокол № 10 от 28.08.15

Содержание
1. Пояснительная записка 2. Цель, задачи программы 3. Общая характеристика программы 4. Порядок организации работы 5. Тематический план занятий «Юные грамотеи» 6. Тематический план занятий «Соображалки» 7. Результат обучения 8. Литература
Пояснительная записка

Рабочая программа развития восприятия, памяти, внимания, устной и письменной речи у обучающихся младшего и среднего школьного возраста является дополнением учебного курса общеобразовательной программы начального и среднего обучения. Идея данной программы состоит в том, чтобы организовать в начальных классах регулярные занятия, на которых обучающихся с разной интеллектуальной подготовкой могли бы решать нетиповые поисковые творческие задания, не связанные с учебным материалом. Обучающимся предоставляется возможность стать субъектом умственной деятельности. Через развитие таких умственных операций как: анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстракция. Ребенок, не усвоивший учебный материал, плохо решающий типовые задачи, может почувствовать в этих условиях вкус успеха и обрести уверенность в своих силах, поскольку решение не учебных задач опирается на его поисковую активность и сообразительность. В основе построения спецкурса лежит принцип разнообразия поисковых заданий по содержанию и по сложности. Самостоятельное решение их обучающимся занимает основное время занятия с последующим коллективным или индивидуальным обсуждением решения задач определенного вида. Актуальность выбора определена следующими факторами: У детей с хроническими соматическими заболеваниями, физически ослабленных, длительно и часто выключающихся из возрастной среды общения и деятельности формируется отрицательная самооценка и снижается учебная мотивация. На основе диагностических фактов у учащихся слабо развиты память, устойчивость, концентрация внимания, наблюдательность, воображение, быстрота реакции мышления.
Цель программы
:
Оптимизация образовательной деятельности и социализация учащихся через восстановление и развитие мыслительных процессов, логически связной и богатой синонимами речи у обучающихся младшего и среднего школьного возраста.
Критерии эффективности реализации программы
: 1. Успешность в обучении (качество обучения). 2. Формирование учебной мотивации. 3. Формирование положительной самооценки. 4. Динамика развития познавательных процессов. Факторы риска нарушений логического мышления у детей младшего, среднего школьного возраста: - Интеллектуальная и физическая перегрузка обучающихся, переутомление; - Гиперопека ребенка со стороны родителей ; - Отрицательная самооценка; - Несформированность учебной мотивации;
Основные задачи программы
:  развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;  развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;  развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументированно доказывать свою точку зрения;  формирование навыков творческого мышления и развитие умения выполнять нестандартные задания;  развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;  формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;  формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса

является именно развитие познавательных способностей и

общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких - то

конкретных знаний и умений.

Общая характеристика программы
Данный курс создает условия для развития у детей познавательных интересов, логически связной речи, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство. Учащиеся достигают значительных успехов в своем развитии, они многому научаются и эти умения применяют в учебной работе, что приводит к успехам в школьной деятельности. А это означает, что возникает интерес к учебе. В данном курсе сделана попытка создания системы учебных заданий и задач, направленных на развитие познавательных процессов у младших школьников с целью усиления их математического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их на примерах. В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо - поисковых задач. При этом, основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности заданий. Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому появляются хорошие условия для формирования у детей самостоятельности в действиях, способности управлять собой в сложных ситуациях. На каждом занятии необходимо проводить коллективное обсуждение выполнений заданий определенного вида. Благодаря этому у детей сформируется такое важное качество деятельности и поведения, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при выполнении заданий. В курсе используются задания разной сложности, и слабые дети могут почувствовать уверенность в своих силах, так как для них можно подобрать задания, которые они могут решать успешно. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям деятельности
Порядок организации работы курса «Умники и умницы»:

- группа формируется из детей 8 – 9 лет; - продолжительность обучения составляет 28 недель (октябрь – апрель); - наполняемость группы не более 15 человек; - режим занятий: 1 раз в неделю – 2 занятия по 35 минут с перерывом 10 минут. Занятия проводятся: одна неделя – 2 занятия «Юные грамотеи», другая неделя – 2 занятия «Соображалки»..
Тематический план занятий курса «Соображалки»


28 часов
№ п/п название темы Количество часов 1 Веселый счет. Соображалки. Примеры на сложение и вычитание с переходом через десяток. 1 Угол 1 2 Отгадывание ребусов. Задачи – шутки, смекалки. Составные задачи на нахождение суммы. 1 Прямой угол. Вершина угла. Его стороны. 1 3 Задачи - в стихах. Логические упражнения на простейшие умозаключения из суждений с с отношеними «равно», «больше», «меньше». Игра «Таблицу знаю». 1 Острый угол с вершиной в центре Геоконда. 1 4 Отгадывание ребусов. Логические упражнения на сравнение. 1 Тупой угол с вершиной в центре Геоконда. 1 5 Логические задания. Примеры на сложение и вычитание в пределах 100. 1 Развернутый угол и прямая линия. 1 6 Задача – смекалка. Составные задачи на нахождение уменьшаемого. Загадки. 1 Острый, прямой и тупой углы с вершиной в любой точке на Геоконде. 1 7 Задания на логику. Задачи – шутки. Игра «Телефон». Загадки. 1 Многоугольники. 1 8 Задачи в стихах. Единицы измерения массы, длины. 1 Треугольник. Условия его построения. 1 9 Задачи на вычисление времени. Игра «Волшебный циферблат». Отгадывание загадок по признакам. 1 10 Типы треугольников: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный. 1 11 Задачи - шутки. Задачи на логику. Загадки. 1 Треугольник. Виды треугольников. 1 12 Задачи на смекалку. Математические игры. Примеры в пределах 100. Игра «У кого какая цифра». 1 Четырехугольник. Прямоугольник. Трапеция. 1 13 Отгадывание ребусов. Составные задачи на сравнение. Игра «Испорченный телефон». 1 Четырехугольники. Прямоугольник. 1 14 Логические упражнения, задачи – загадки. Примеры на несколько действий. Закрепление знаний. 1 Равносторонний прямоугольный четырехугольник – квадрат. Ромб. 1
Тематический план занятий курса «Юные грамотеи»


28 часов
№ п/п название темы Количество часов 1 В.Л. Разумнович. Двое в океане. 1 Лексическое значение слова. Слосочетание. 1 2 Л.В. Воронкова. Новые калоши. 1 Порядок слов в словосочетании. 1 3 Немецкая народная сказка. Кукушка. 1 Распространенное и нераспостраненное предложение. Вставь слово… 1 4 Э. Шим. Морозкина руковица. 1 Составление предложений. Продолжи… 1 5 Н. Сладков. Песенка подо льдом. 1 Местоимение. Выбор местоимения. 1 6 Н. Сладков. Пересмешники. А. Усачев. Что такое лето? 1 Термины. Употребление терминов в речи. 1 7 В. Голявкин. Как я встречал Новый год. 1 Антонимы. 1 8 В. Занков. Как встречают Новый год в разных странах. 1 Синонимы. 1 9 В. Голявкин. Удивительное предложение. 1 Фразеологизмы. 1 10 В. Голявкин. Как я встречал Новый год. 1 Ключи. 1 11 В. Бианки. Замечательные дома. 1 Составление плана рассказа. 1 12 В. Бианки. Купание медвежат. И. Соколов – Микитов. Летняя ночь. 1 Разбивка текста на части. 1 13 Э.Шим. Пятерки. Я. Аким. Твой друг. 1 Составление плана рассказа. 1 14 Н. Сладков. Хваленое болото. 1 Работа с деформированным текстом. Нахождение повторяющихся мыслей в тексте. 1

К концу изучения первого курса «Соображалки»

обучающийся должен

●знать:
- что такое угол, виды углов (прямой, острый , тупой) и их отличительные признаки; - что такое треугольник, типы треугольников (прямоугольный, остроугольный, тупоугольный), прямоугольники; - различать простые и составные задачи; - единицы измерения (времени, длины, массы); - порядок выполнения действий в примерах на несколько действий в пределах 100. ●
уметь:
- чертить разные виды улов, треугольники, прямоугольники; - решать простые и составные задачи, задания на смекалку, отгадывать ребусы; - решать задачи на вычисление времени, массы, длины; - решать примеры на одно и два действия в пределах 100; - выслушать мнение своего одноклассника и высказать свое мнение; - работать в паре, в мини – группе.

К концу изучения первого курса «Юные грамотеи»

обучающийся должен

●знать:
- что такое антонимы, синонимы; - что словосочетание, предложение, - что такое распространенное и нераспространенное предложение; - что такое местоимение; - что такое план текста, разбивка его на смысловые части
●уметь:
- употреблять в речи антонимы и синонимы, находить их в тексте; - строить различные виды синтаксических конструкций словосочетаний и предложений; - распространять и сокращать предложения; - делить небольшой текст на части, озаглавливать их; - составлять небольшой рассказ по серии картинок на заданную тему, по наблюдениям; - составлять рассказ по заданному началу, середине, концу; - выслушать мнение своего одноклассника и высказать свое мнение; - работать в паре, в мини – группе.

Литература
1.В.Г. Лысаков. 1000 загадок. М., АСТ, 2010 2.И.В., Т.И. Тарабарина, Ярославль, Академия развития, 2010 3.О.В. Узорова, Е. А. Нефедов Практическое пособие по развитию речи, ЗАО Премьера, ГИППВ, 2005 4.Практическое пособие по развитию речи, ЗАО Премьера, 2005 5.И.Л. Никольская, Л.И. Тигранова. Гимнастика для ума. М.. Экзамен, 2008 6.Р.Н. Сидикова. Опережающее развитие ребенка ( дополнительные занятия) Челябинск, 2012, 7.О.Н. Нефедова. Окружающий мир, Хрестоматия, 2класс, М., Академия, 2008 8.С. Вохринцева. Набор открыток. М., Страна фантазий, 2010 9.Ломоносовская щкола, Изучаем фигуры, 2012 10.Школа Ломоносовская. Математика. Проверяем подготовку к школе, 2012 11.В.А. Кустарева, Н.С. Рождественский. Обучение связной речи учащихся начальной школы, 2010 12. Н.И. Жинкин. Затруднения учеников в процессе творческой работы 13. В.К. Воробьева. Методика развития связной речи с системным недоразвитием речи, 2006 14. Т,Н.Соколова. Школа развития речи,1,2ч., 2 кл. 15. В.В.Занков, Ю.Н. Олиничева. Хрестоматия по лит. чтению, 2 класс