"Химический состав клетки"

Автор: Ильенко Светлана Григорьевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 25
Населённый пункт: ст. Анастасиевской Славянского района
Наименование материала: методическая разработка урока 5 класс
Тема: "Химический состав клетки"
Дата публикации: 05.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Дата проведения______________________

Тема: Химический состав клетки

Тип урока:
Урок открытия новых знаний.
Технология построения урока:
развивающее обучение, здоровьесберегающие технологии.
Цель:
изучить химический состав клетки, выявить роль органических и неорганических веществ.
Задачи:
- образовательные: знать о химическом составе клетки, а так же о роли органических веществ в жизнедеятельности клетки. - развивающие: анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи; определять органические веществ в клетках растений с помощью опытов; уметь организовать совместную деятельность на конечный результат; уметь выражать свои мысли. - воспитательные: осознанно достигать поставленной цели; воспитывать положительное отношение к совместному труду.
Планируемые результаты учебного занятия:

Предметные:
- знать химический состав клетки; - рассмотреть многообразие веществ и их роль в клетке; - уметь отличать органические вещества от неорганических.
Метапредметные:
- регулятивные: - самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели; - участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое; - коммуникативные: - обсуждать в рабочей группе информацию; - слушать товарища и обосновывать свое мнение; - выражать свои мысли и идеи. - познавательные: - работать с учебником; - находить отличия; - составлять схемы-опоры; - работать с информационными текстами; - объяснять значения новых слов; - сравнивать и выделять признаки; - уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.
Личностные:
- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию; - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; - оценивать собственный вклад в работу группы.
Формирование УУД:

Познавательные УУД
1. Продолжить формирование умения работать с учебником. 2. Продолжить формирование умения находить отличия, составлять схемы-опоры, работать с информационными текстами, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки.
3.
Продолжить формирование навыков использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.
Коммуникативные УУД
1. Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре). 2. Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.
3.
Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.
Регулятивные УУД

1.
Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.
2.
Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.
3.
Продолжить формирование умения определять критерии изучения химического состава клетки.
4.
Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
5.
Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
6.
Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.
Личностные УУД
1. Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию. 2. Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию 3. Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

4.
Оценивать собственный вклад в работу группы.
Формы работы:
индивидуальная, фронтальная, групповая.
Методы:
частично-поисковый.
Информационно-технологические ресурсы:
учебник, рабочая тетрадь, плакат «Строение клетки», уксус, семена огурца и подсолнечника, листья капусты, клубень картофеля, салфетки, кусочек теста, марля, микролаборатория.
Основные термины и понятия:
Химические вещества клетки: неорганические и органические. Минеральные соли. Органические вещества. Белки. Углеводы. Жиры.
Ход урока

I.

Мотивация
Я спешу сказать вам – “Здравствуйте!” Чтоб пожелать здоровья доброго. Я спешу сказать вам – “Благости!” Чтоб пожелать вам счастья нового. Я спешу сказать вам – “ Радости!” Удач, успехов и везенья! Всем в этом кабинете Прекраснейшего настроения. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. Сегодня нам предстоит изучить очень интересную тему из курса биологии. Какую? Вы позже назовете сами. Итак, сейчас я хочу показать Вам пару опытов. Внимание! 1. Раствор марганцовки с уксусом → красное окрашивание; к полученному раствору добавляем соду → зелёное окрашивание. 2. В раствор марганцовки добавить раствор перекиси водорода (р-р гидроперита)→ обесцвечивание раствора. Итак, что же Вы увидели? Что произошло у нас на уроке? (превращение) Действительно, произошло превращение одного цвета в другой, или же превращение одного вещества в другое. А какая наука изучает вещества и их превращения? (химия) Какие Вы молодцы! Все знаете! Ребята, Вы, наверно не раз слышали выражение «Химия вокруг нас». На мой взгляд, это утверждение не совсем точное, поскольку химия не только вокруг нас, но и внутри нас. Теперь ответь еще на один вопрос, который поможет сформулировать тему сегодняшнего урока. Все живые организмы состоят из … (клеток). Правильно. Так какова же тема сегодняшнего урока? (версии детей) Учитель записывает проговоренную тему на доске, а дети в тетрадях. Тема урока
«Химический состав клетки».

II. Актуализация пройденного материала.
Мы уже изучили строение клетки. Рассмотрели, чем отличается растительная клетка от животной. Давайте вспомним и проверим наши знания.
1.
Один ученик работает у доски с
кроссвордом.
Из выделенных букв необходимо составить ключевое слово урока. Отвечает на дополнительные вопросы учащихся.
х
Л
о р о п л а с т ы 1.Какие структуры отсутствуют в клетках кожицы чешуи лука? г у
К
2.Ученый открывший клетку. м и
К
р о с к о п 3. С помощью чего можно рассмотреть клетки живых организмов? ф о т о с и н т
Е
з 4. Процесс преобразования солнечной энергии в химическую. в
А
к у о л ь 5. Полость с клеточным соком, содержащим сахара, другие органические вещества и соли. м и
Т
о х о н д р и я 6.Органоид, который является источником энергии в клетке.
2.
Несколько человек работают по
индивидуальным карточкам.
Учащиеся самостоятельно проверяют ответы, анализируют их.
Карточка 1.

Тестовые задания с выбором одного правильного ответа
1. Растительная клетка отличается от животной наличием органоида: а) рибосома; б) митохондрия; в) хлоропласт; г) лизосома 2. Клеточная стенка имеется у клетки: а) растительной; б) бактериальной; в) животной 3. Органоид, который является источником энергии: а) митохондрия; б) аппарат Гольджи; в) вакуоль; г) ядро 4. Как называется среда клетки внутри которой происходят обменные процессы: а) ядро; б) цитоплазма; в) вода; г) ЭПС 5. Зарисуй схему строения клетки. Подпиши ее части
Карточка 2.

1.Выбери правильный ответ
1.Клеточная оболочка не характерна для: а) растений, б) животных, в) грибов. 2.Растительная клетка отличается от животной наличием: а) рибосом, б) хлоропластов, в) митохондрий.
3. Подпиши название клеток
4Вставь пропущенный слова: 5. Большинство клеток имеет________ главные части: наружную_____________, которая одевает клетку, ___________________ - полужидкую массу и ___________ - небольшое плотное тельце, расположенное в цитоплазме.
III. Актуализация нового материала.
Мы с вами говорили о том, что все живое на Земле имеет клеточное строение, и что их клетки имеют сходное строение.
Оказывается кроме сходства в строении, для всех клеток характерен и сходный химический состав. Вещества, из которых состоят клетки разнообразны. Из 109, имеющихся в природе химических элементов в составе клеток можно найти 80. Но большинство этих элементов встречается в виде химических веществ. Содержание разных элементов в клетке различно. Так углерод, кислород, Азот и водород составляют основу клетки почти 98 % ее содержимого. Ребята, ознакомьтесь с текстом своих учебников на стр. 33 и попробуйте самостоятельно составить схему в тетради на печатной основе «Вещества клетки».
вещества клетки

неорганические вещества органические вещества

вода минеральные соли белки жиры углеводы
Все вещества клетки можно разделить на органические и неорганические?
Неорганические вещества –
это вода и минеральные соли. Вы наверняка слышали, что человек на 80% состоит из воды. В эмали зубов содержится 10 % воды а в костях до 20 %. Клетки мозга человека состоят на 85 %, кровь на 80 % В клетках растений также есть вода в среднем около 60%. Роль воды в клетке: 1. Вода обеспечивает транспорт веществ в клетке. 2. Входит в состав цитоплазмы.
3.
Составляет основу клеточного сока.
Минеральные соли
составляют около 1% массы клетки, но их значение очень велико. Чаще всего в растительных клетках встречаются соединения азота, фосфора, натрия, калия и других элементов. Некоторые растения способны накапливать разные минеральные вещества: - водоросли – йод, поэтому людям испытывающим недостаток этого элемента рекомендуют есть морскую капусту. - лютики – накапливают литий и по их месту произрастания можно судить о химическом составе почвы. - хвощ – растет, там где кислые почвы. Минеральные соли в клетке: 1. Необходимы для нормального обмена веществ между клеткой и средой;
2.
Входят в состав межклеточного вещества.
Органические вещества
- вещества, состоящие из углерода, водорода, кислорода и азота. Эти вещества содержатся или производятся живыми организмами. К этим
веществам относят белки, жиры, углеводы и нуклеиновые кислоты Их насчитывается около 10 миллионов. Как вы думаете каких веществ в клетках больше органических или неорганических? (ОРГАНИЧЕСКИХ) БЕЛКИ- ЭТО ОСНОВНЫЕ ВЕЩЕСТВА КЛЕТКИ. Если из клетки удалить всю воду то 50% ее сухой массы составят белки. Это очень сложные соединения. Белок гемоглобин переносит кислород, именно он придает клетке красный цвет. Ни одно движение связанное с сокращением мышц не осуществляется без сократительных белков. Участвуют белки и в защите организма от инфекций. ВАЖНУЮ роль в организме играют и углеводы. Хорошо известный всех сахар ( который мы кладем в чай каждый день) содержит глюкозу. Основная функция углеводов энергетическая. Сжигая глюкозу организм получает энергию, необходимую для идущих в нем процессов. Живые организмы запасают углеводы в виде крахмала (Растения) и гликогена (Грибы и животные) В клубнях картофеля крахмал составляет до 80 % сухой массы. Дома я предлагаю вам сделать творческое задание в виде
Демонстрационного

опыта, доказывающего наличие углеводов в клетке.
А) На клубень картофеля капните йод. Что наблюдаете? Б) Для этого возьмите стаканчик, налейте в него немного воды, приблизительно треть и опустите туда комочек теста, завернутый в марлю. Поболтайте его в стаканчике. Что вы наблюдаете? (Помутнение воды) Отлейте немного воды в стаканчик и накапайте туда раствор йода. Что наблюдаете? (Раствор посинел) Какой вывод мы можем сделать? (В клетках растений содержится крахмал, который синеет при действии йода)
Демонстрационный опыт, доказывающий наличие жира в клетке.
Возьмите салфетку между листочками положите несколько семечек подсолнечника. Обратной стороной карандаша или ручки раздавите семена. Что наблюдаете? (Появляется жирное пятно на бумаге) Какой можно сделать вывод? (В клетках растений содержится масло-жир) Жиры дают организму до 30 % необходимой энергии. У некоторых животных жиры накапливаются в большом количестве и предохраняют организм от потери тепла. У китов толщина подкожного жирового слоя достигает 1 метр. Большое значение имеют жиры и как внутренний резерв воды. В результате протекающего в клетках распада жиров из 1 кг жира образуется 1.1 кг воды. Это очень важно для животных впадающих в зимнюю спячку: сусликов сурков. Благодаря своим жировым запасам они могут не пить до двух месяцев. Верблюды во время переходов по пустыне обходятся без питья до двух недель – необходимую организму воду они извлекают из своих горбов- вместилищ жира. НУКЛЕИНОВЫЕ КИСЛОТЫ - ответственны за хранение и передачу наследственных признаков. Они входят в состав хромосом – особых структур, расположенных в клеточном ядре.
VI. Закрепление по эталону

Для закрепления изученного материала я предлагаю вам ответить на

следующие вопросы:
 Группа веществ, к которым относятся вода и минеральные соли. (неорганические)  Белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты относятся к какой группе веществ
( органические)  Перечислите химические элементы содержание которых в клетке составляет 98 % . (углерод кислород, азот, водород)  Какова функция воды в живом организме?  Какое вещество используют для определения содержания крахмала. (йод)  КАКИЕ ВЕЩЕСТВА ОТВЕЧАЮТ ЗА ХРАНЕНИЕ и передачу наследственной информации (нуклеиновые кислоты)  Вещество-углевод, можно обнаружить в клубнях картофеля. (крахмал)  Общее название солей, содержащихся в клетке. (минеральные)  Органические вещества, необходимые в клетке для получения энергии. (жиры)  Органические вещества, играющие большую роль во всех жизненных процессах клетки, составляют 50 % от общей массы клетки.(белки)
V. Рефлексия
. 1. Ребята наш урок подошел к концу. Вам понравилось сегодня на уроке? 2. Что нового вы узнали на уроке? 3. Мне на уроке было трудно ….. (выучить составные части микроскопа) 4. Было интересно узнать, что … 5. Урок дал мне для жизни (знания об увеличительных приборах) 6. Мне захотелось…
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ ФИ___________________________________ КЛАСС_________ № ВИД РАБОТЫ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ 1 Работа с кроссвордом 2 Работа по карточкам . За 1 ответ поставьте 1 балл 3 Устные ответы 4 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ ФИ___________________________________ КЛАСС_________ № ВИД РАБОТЫ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ 1 Работа с кроссвордом 2 Работа по карточкам . За 1 ответ поставьте 1 балл 3 Устные ответы 4 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ ФИ___________________________________ КЛАСС_________ № ВИД РАБОТЫ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ 1 Работа с кроссвордом 2 Работа по карточкам . За 1 ответ поставьте 1 балл 3 Устные ответы 4 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ ФИ___________________________________ КЛАСС_________ № ВИД РАБОТЫ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ 1 Работа с кроссвордом 2 Работа по карточкам . За 1 ответ поставьте 1 балл 3 Устные ответы 4 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ ФИ___________________________________ КЛАСС_________ № ВИД РАБОТЫ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ 1 Работа с кроссвордом 2 Работа по карточкам . За 1 ответ поставьте 1 балл 3 Устные ответы 4 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ ФИ___________________________________ КЛАСС_________ № ВИД РАБОТЫ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ 1 Работа с кроссвордом 2 Работа по карточкам . За 1 ответ поставьте 1 балл 3 Устные ответы 4 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ

Домашнее задание:

1.

Демонстрационные опыты, доказывающие наличие углеводов в клетке.

Определение крахмала
А) На клубень картофеля капните йод. Что наблюдаете?_______________________________ Б) Для этого возьмите стаканчик, налейте в него немного воды, приблизительно треть и опустите туда комочек теста, завернутый в марлю. Поболтайте его в стаканчике. Что вы наблюдаете? __________ Отлейте немного воды в стаканчик и накапайте туда раствор йода. Что наблюдаете? ___________________________ Какой вывод мы можем сделать? ______________________________________________________ 2.
Прочтите параграф № 6 стр 33- 38. Устно ответьте на вопросы в конце параграфа.

Домашнее задание:

2.

Демонстрационные опыты, доказывающие наличие углеводов в клетке.

Определение крахмала
А) На клубень картофеля капните йод. Что наблюдаете?_______________________________ Б) Для этого возьмите стаканчик, налейте в него немного воды, приблизительно треть и опустите туда комочек теста, завернутый в марлю. Поболтайте его в стаканчике. Что вы наблюдаете? __________ Отлейте немного воды в стаканчик и накапайте туда раствор йода. Что наблюдаете? ___________________________ Какой вывод мы можем сделать? ______________________________________________________ 2.
Прочтите параграф № 6 стр 33- 38. Устно ответьте на вопросы в конце параграфа.

Домашнее задание:

3.

Демонстрационные опыты, доказывающие наличие углеводов в клетке.

Определение крахмала
А) На клубень картофеля капните йод. Что наблюдаете?_______________________________ Б) Для этого возьмите стаканчик, налейте в него немного воды, приблизительно треть и опустите туда комочек теста, завернутый в марлю. Поболтайте его в стаканчике. Что вы наблюдаете? __________ Отлейте немного воды в стаканчик и накапайте туда раствор йода. Что наблюдаете? ___________________________ Какой вывод мы можем сделать? ______________________________________________________ 2.
Прочтите параграф № 6 стр 33- 38. Устно ответьте на вопросы в конце параграфа.

Домашнее задание:

4.

Демонстрационные опыты, доказывающие наличие углеводов в клетке.

Определение крахмала
А) На клубень картофеля капните йод. Что наблюдаете?_______________________________ Б) Для этого возьмите стаканчик, налейте в него немного воды, приблизительно треть и опустите туда комочек теста, завернутый в марлю. Поболтайте его в стаканчике. Что вы наблюдаете? __________ Отлейте немного воды в стаканчик и накапайте туда раствор йода. Что наблюдаете? ___________________________ Какой вывод мы можем сделать? ______________________________________________________ 2.
Прочтите параграф № 6 стр 33- 38. Устно ответьте на вопросы в конце параграфа.

Домашнее задание:

5.

Демонстрационные опыты, доказывающие наличие углеводов в клетке.

Определение крахмала
А) На клубень картофеля капните йод. Что наблюдаете?_______________________________ Б) Для этого возьмите стаканчик, налейте в него немного воды, приблизительно треть и опустите туда комочек теста, завернутый в марлю. Поболтайте его в стаканчике. Что вы наблюдаете? __________ Отлейте немного воды в стаканчик и накапайте туда раствор йода. Что наблюдаете? ___________________________ Какой вывод мы можем сделать? ______________________________________________________ 2.
Прочтите параграф № 6 стр 33- 38. Устно ответьте на вопросы в конце параграфа.

Из выделенных букв необходимо составить ключевое слово урока. Отвечает на дополнительные вопросы учащихся. Какие структуры отсутствуют в клетках кожицы чешуи лука?
Л
Ученый открывший клетку.
К
С помощью чего можно рассмотреть клетки живых организмов?
К
Процесс преобразования солнечной энергии в химическую.
Е
Полость с клеточным соком, содержащим сахара, другие органические вещества и соли.
А
Органоид, который является источником энергии в клетке.
Т

Карточка 1.

Тестовые задания с выбором одного правильного ответа
1. Растительная клетка отличается от животной наличием органоида: а) рибосома; б) митохондрия; в) хлоропласт; г) лизосома 2. Клеточная стенка имеется у клетки: а) растительной; б) бактериальной; в) животной 3. Органоид, который является источником энергии: а) митохондрия; б) аппарат Гольджи; в) вакуоль; г) ядро 4. Как называется среда клетки внутри которой происходят обменные процессы: а) ядро; б) цитоплазма; в) вода; г) ЭПС 5. Зарисуй схему строения клетки. Подпиши ее части
Карточка 2.

1.Выбери правильный ответ
1.Клеточная оболочка не характерна для: а) растений, б) животных, в) грибов. 2.Растительная клетка отличается от животной наличием: а) рибосом, б) хлоропластов, в) митохондрий.
3. Подпиши название клеток
4Вставь пропущенный слова: 5.Большинство клеток имеет________ главные части: наружную_____________, которая одевает клетку, ___________________ - полужидкую массу и ___________ - небольшое плотное тельце, расположенное в цитоплазме.