"Человек и его деятельность"

Автор: Басырова Ирина Николаевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МКОУ СОШ №14
Населённый пункт: город Верхняя Тура, Свердловская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Человек и его деятельность"
Дата публикации: 07.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Уроки

5–6

Тема урока

ЧЕЛОВЕК И ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Дата урока

Тип урока
Ознакомление с новым материалом
Цель урока
Способствовать формированию представлений о деятельности как о типе поведения, свойственном только человеку, и его отличительных особенностях
Образовательные

ресурсы
 Презентация «Человек и его деятельность» [Электронный ресурс].
План урока
1. «Птицу узнают по полету, а человека – по работе». 2. «Пчела мала, да и та работает». 3. Жизнь человека многогранна (основные формы деятельности человека)
Личностно значимая

проблема
Человек на протяжении всей жизни совершает определенные действия, поступки по отношению к окружающему миру, и прежде всего по отношению к людям, в поведении проявляются особенности его характера и темперамента, уровень его воспитанности
Методы и формы

обучения
Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля. Формы: индивидуальная, фронтальная
Основные понятия
Человек, деятельность, творчество, потребность, труд, знания, поведение, поступки
Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД
Научатся: формировать представление о деятельности человека. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения
Познавательные:
самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы.
Коммуникативные:
участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера.
Регулятивные:
принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план и последовательность действий Применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания
Продолжение табл. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА Этапы урока Вре мя (ми н) Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Деятельность учащихся Формы организац ии совзаимо действия на уроке Универсальные учебные действия (УУД) Формы контроля 1 2 3 4 5 6 7 8
I.

Мотив

ация

к учеб-

ной

деятел

ьности
2 Эмоциональна я, психоло- гическая и мотивационна я подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися. Притча "Зарытый талант" В чем смысл притчи? Что значит выражение "Зарыть свой талант в землю?" Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельн о их формулировать Фронтал ьная работа
Личностные:
стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.
Регулятивные:
самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения
II.

Акту-

ализац

ия

знаний
7 Беседа «Что такое труд?» Введение в новый материал. Организует беседу по вопросам : –Что объединяет поговорки? * Смотри дерево в плодах, человека - в делах. *Больше дела - меньше слов. *Всякая работа мастера хвалит. *Без труда нет плода.Глаза боятся, а руки делают. Нормальное состояние человека, если только он не спит, -активное и деятельное. Пока человек живет, он действует - что - то делает, чем - то занят: трудится, учится, занимается спортом, играет, общается с людьми. Давайте проведем небольшой эксперимент. Вы Аргументирова нно отвечают на вопросы, высказывают собственные выводы. Ответы Фронтал ьная работа
Познавательные:
осуществляют поиск нужной информации.
Коммуникативные:
высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания
Регулятивные:
совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему; самостоятельно определяют промежуточные цели Устные ответы
неподвижно сидите. Означает ли это, что вы бездельничаете? Человек постоянно проявляет как внешнюю активность ( движения, операцию, мышечную активность), так и внутреннюю ( размышляет, читает, припоминает). Побробуйте сформулировать тему урока. Предположите , о чем мы будем говорить. На какие вопросы нам предстоит ответить? Ответьте на вопросы рубрики "Вспомни" с. учебника учеников Формулируют тему урока. Отвечают на воросы урока.
III.

Изучен

ие

нового

матери

ала
17 1. Презентация «Человек и его деятельность» . 1. Показывает слайды презентации, комментирует новую информацию. План урока 1. "Птицу узнают по полету, а человека по работе" 2. "Пчела мала, да и та работает". 3.Жизнь человека многогранна ( основные формы деятельности человека). Проблемные вопросы урока 1. Почему важно найти себе дело по душе 2. Народная мудрость гласит:" Смотри дерево в плодах, а человека в делах". Насколько справедливы данные слова. Назовите свои ассоциации при слове "деятельность". Составьте кластер. 1. Знакомятся с новой информацией, задают уточняющие вопросы, обсуждают увиденное. Составляют кластер. 1. Индивид уальная работа.
Личностные:
оценивают жизненные ситуации. - Самосто ятельная письмен ная работа в тетрадях .
1 2 3 4 5 6 7 8 2. Работа с учебником, п.3, п.1 3. Работа спо вопросам. 4. Презентация. . 5. Работа с дополнительн ым материалом (Приложение 2). Прочитайте название
п.1,пар.3 "Птицу узнают по полету, а

человека - по работе
- Как вы поняли смысл этой пословицы? Итак, именно трудовая деятельность человека являетсяего отличием от животных. Ответьте на следующие вопросы: - Как вы считаете, легко ли человеку дается трудовая деятельность? - Какие трудности приходится преодолевать человеку во время трудовой деятельности? - Что обязательно должен включать человек во время трудовой деятельности? Учитель формулирует определение трудовой деятельности. - Как вы понимаете смысл выражения древнегреческого философа Демокрита:" Хорошими людьми становится большеот упражнений, чем от природы?" Действительно, человек не появляется на свет с готовыми чертами характера, он приобретает их в течении всей жизни. 5. Формулирует задание, организует самостоятельное прочтение текста и его последующее обсуждение по вопросам : – Какое значение в жизни Ал.Маресьева имела его активная деятельность? - Почему его назвали настоящим человеком? - Можно ли сказать, что своими делами он изменил себя и свою судьбу? 2. Отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают собственную точку зрения. 3. Высказывают собственное мнение, делают выводы. 5. Знакомятся с дополнительно й информацией, анализируют ее; принимают 2. Фронтал ьная работа. 3. Фронтал ьная работа. 4. Индивид уальная работа. 5. Фронтал ьная работа.
Познавательные:
извлекают необходимую информацию из учебника; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о своих предках, о связи между поколениями; ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи; отбирают необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем.
Коммуникативные:
читают вслух и про себя тексты учебника и при этом ведут «диалог с автором» (прогнозируют будущее чтение; ставят вопросы к тексту и ищут ответы; проверяют себя); отделяют новое от известного; выделяют главное; составляют план 2. Уст- ные ответы. 3. Уст- ные ответы. 5. Уст- ные ответы.
участие в обсуждении вопросов, высказывают собственную 1 2 3 4 5 6 7 8 6.Работа с учебником, п.2. параг.3 7. Знакомство с понятием "мотив" -
Внимательно прочитайте название п.2,

пар.3.

- Как вы поняли смысл пословицы "Пчела

мала, да и та работает.
Прочитайте 1 обзац статьи на с. 49 и ответьте на вопросы: - Занимаются ли животные трудовой деятельностью? -Что лежит в основе их поступков? - Чем их поведение отличается от трудовой деятельности человека? Что заставляет человека заниматься деятельностью? - Все, что вы сейчас назвали- это "мотив". - Попробуйте самостоятельно сформулировать это определение. Побудительная причина человеческой деятельности. точку зрения, выслушивают точку зрения однокласснико в, приходят к единому выводу. 6. Самостоятельн о знакомятся с материалами, анализируют их, отвечают на вопросы, делают самостоятельн о выводы Отвечают на вопрос. Дают определение понятия "мотив" 6. Индивид уальная и фронтал ьная работа 7. Индивид уальная и фронтал ьная работа.
Познавательные:
самостоятельно осуществляют поиск нужной информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).
Регулятивные:
ориентируются в учебнике и рабочей тетради. 6. Уст- ные ответы. 7.Устные ответы
Прочитайте текст (Приложение 3) и покажите, как одна и та же деятельность может быть вызвана различными мотивами. - Кто и почему принимает участие в игре? - О чем этот рассказ и какое отношение он имеет к теме урока? - Почему очень важно определить, что побуждает человека к деятельности? Действительно, человек всегда должен осмысливать свои поступки, предвидеть их последствия, знать, что получится в результате - добро или зло. Итак, мы с вами косвенно назвали все компоненты деятельности. - Попробуйте самостоятельно выделить из каких компонентов складывается деятельность и составить логическую цепочку в тетради. 6. Предлагает рассмотреть картину В. Г. Перова «Тройка» (1866) и ответить на вопросы : – Что можно сказать о занятии этих детей? – Каково ваше мнение: своим ли делом они Называют компоненты и составляют цепочку в тетради. Письмен ная самостоя тельная работа в тетради.
заняты? – Какие чувства вызвала эта картина у вас и почему? 7. Организует самостоятельную работу учащихся с материалами учебника
IV.

Перви

чное

осмыс

ление

и

закреп

ление

изучен

ного
7 Задания в рабочей тетради, № 3, 6–8, с. 15–17 Нацеливает учащихся на самостоятельную работу, поясняет задания, организует выборочный контроль Выполнение заданий в рабочей тетради Индивид уальная работа Проверк а выполне ния заданий в рабочей тетради
Окончание табл. 1 2 3 4 5 6 7 8
V.

Итоги

урока.

Рефле

ксия
5 Обобщение полученных на уроке сведений Проводит беседу по вопросам : – Как вы понимаете значение слова «деятельность»? – Почему считают, что только человек занимается деятельностью? – Какие виды деятельности называют основными? Почему? Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состо-яние на уроке Фронтал ьная работа
Личностные:
понимают значение знаний для человека и принимают его.
Регулятивные:
прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала Оценива ние учащихс я за работу на уроке
Домаш

нее за-

дание
2 § 3. Задания рубрики «В классе и дома», с. 31– 32 Конкретизирует домашнее задание Записывают домашнее задание Индивид уальная работа
Форма деятельност и Характеристика Труд Основной вид деятельности, имеет результатом создание об - щественно полезного продукта. Любой вид труда, в котором проявляется что-то новое, усовершенствованное, приобре тает творческий характер. Мотивом труда является осознание общественного долга. Труд осуществляется в специально организованной форме, в определенное время и в определенном месте. Для взрослого труд — основная деятельность, но свободное время он может посвящать учебе, различным играм Учение Подготовительный этап к будущей трудовой деятельности, дает полезный продукт лишь на определенной стадии обуче - ния профессии. Мотивом учения является осознание общественного долга. Учение осуществляется в специально организованной фор ме, в определенное время и в определенном месте. Для школьника труд — основной вид деятельности, но и труд занимает в его жизни известное место, а в свобод ное время он охотно играет Игра Не дает общественно значимого продукта, мотивирована | интересом, связана со свободной организацией — ребенок играет в отведенное для этого время, но в пределах этого времени — как хочет, когда хочет и сколько хочет. Для дошкольника игра - основной вид деятельности, хотя в детском саду он и немного учится и трудится по силам

Приложение 1.

Зарытый талант
Библейская притча Человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение своё. И одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился. Получивший пять талантов пошёл, употребил их в дело и приобрёл другие пять талантов. Точно так же и получивший два таланта приобрёл другие два. Получивший же один талант пошёл и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего. По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчёта. И, подойдя, получивший пять талантов принёс другие пять талантов и говорит: — Господин! Пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрёл на них. Господин его сказал ему: — Хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Подошёл также и получивший два таланта и сказал: — Господин! Два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрёл на них. Господин его сказал ему: — Хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Подошёл и получивший один талант и сказал: — Господин! Я знал тебя, что ты человек жестокий, жнёшь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошёл и скрыл талант твой в земле; вот тебе твоё. Господин же его сказал ему в ответ:
— Лукавый раб и ленивый! Ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро моё торгующим, и я, придя, получил бы моё с прибылью. Итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у не имеющего отнимется и то, что имеет. А негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. (Матф.25:14-30)

Приложение 2

Алексей Маресьев, или Повесть о настоящем человек
Книга Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке» рассказывает о судьбе советского летчика-истребителя Алексея Петровича Маресьева, который во время Великой Отечественной войны не только героически сра - жался за свободу своей Родины, но и явил собой пример мужества и стой - кости духа. Когда его самолет сбили за линией фронта, он 18 суток ползком пробирался к своим и обморозил ноги. И потом началась страшная полоса в его жизни: летчик, который постоянно мечтал о небе, лишился ног... Однако Маресьев решил не сдаваться. Когда ему сделали протезы, он долго и упорно тренировался и добился разрешения вернуться в строй. Заново учился летать в 11-й запасной авиационной бригаде в городе Иваново. В июне 1943 г. А.П. Маресьев вернулся на фронт. Воевал на Курской дуге в составе 63-го гвардейского истребительного авиационного полка, был заместителем командира эскадрильи. В августе 1943 г. во время од ного боя сбил сразу три вражеских истребителя FW-190. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 августа 1943 г, гвардии старшему лейтенанту Маресьеву Алексею Петровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Позже отважный летчик воевал в Прибалтике, стал штурманом полка. Всего совершил 86 боевых вылетов, сбил 11 самолетов противника: 4 — до ранения и 7 — с ампутированными ногами.

Приложение 3
Папы, мамы и тети Нади нет дома…В ожидании их возвращения Гриша, Аня, Алеша, Соня и кухаркин сын Андрей сидят в столовой за обеденным столом и играют в лото. Играют дети на деньги. Ставка - копейка… Играют с азартом. Самый большой азарт написан на лице у Гриши. Играет он исключительно из-за денег. Не будь на блюдечке копеек, он давно бы уже спал… Страх, что он может не выиграть, зависть и финансовые соображения, наполняющие его стриженую голову, не дают ему сидеть покойно, сосредоточиться… Сестра его Аня, девочка лет восьми… тоже боится, чтобы кто-нибудь не выиграл… Копейки ее не интересуют. Счастье в игре для нее вопрос самолюбия. Другая сестра - Соня… играет в лото ради процесса игры… Кто бы ни выиграл, она одинаково хохочет и хлопает в ладоши. Алеша… У него ни корыстолюбия, ни самолюбия. Не гонят из-за стола, не укладывают спать - и на том спасибо. Пятый партнер… К выигрышу и к чужим успехам он относится безучастно, потому что весь погружен в арифметику игры, в ее несложную философию: сколько на этом свете разных цифр, и как это они не перепутаются!

Приложение 4.

Виды деятельности человека
Труд — основной вид деятельности, в результате которой создается общественно полезный продукт. Любой вид труда, в котором проявляется что-то новое, приобретает творческий характер, т. е. творчество - это деятельность, в результате которой рождается нечто новое (например, техническое изобретение, создание художественного, музыкального, литературного произведения, разработка нового метода хирургической операции или новых методов обучения и воспитания и т. д.). Человек, который изобрел колесо, был, безусловно, гением. Но ведь людям нужно не одно колесо, и теперь надо воспроизводить его в массовом масштабе. Это тоже деятельность, но ее, строго говоря, нельзя назвать творчеством. При чтении строк из стихотворения М.Ю. Лермонтова: «И звезда с звездою говорит...» - возникает образ бесконечного космического пространства. У Лермонтова это не только описание небесной дали, но и определенное настроение. Ваша душа как бы соприкасается с пере кличкой звезд. Рождается настроение печали, смиренности духа, ощуще ние одиночества. И все это в одной строке. Литература подарила людям множество поэтических открытий. Мы были бы безмерно беднее, не будь с нами творчества Гомера, Данте, Байрона, Пушкина, Гете и т. д. Творческая деятельность требует способностей, знаний, страстно го интереса к делу и развитого воображения. Ошибочно считать, что талантливому человеку все дается легко, без труда. Наоборот, многие талантливые люди подчеркивали, что дело не столько в способностях, сколько в труде. «Талант — это терпение», «Талант — это склонность к бесконечному труду», — говорили они. Л.Н. Толстой называл труд пи сателя «страшной работой». Учение — подготовительный этап к будущей трудовой деятельности, оно дает полезный продукт лишь на определенной стадии обучения про -
фессии. Игра не дает общественно значимого продукта. Мотивом труда и учения является, прежде всего, осознание об - щественного долга, игра мотивирована интересом. Труд и учение, как правило, осуществляются в специально организованной форме, в опре - деленное время и в определенном месте. Игра связана со свободной организацией — ребенок обычно играет в отведенное для этого время, но в пределах этого времени — как хочет, когда хочет и сколько хочет. Человеку почти в любом возрасте свойственны все три вида дея - тельности, но в разные периоды жизни они имеют различное значение. У ребенка до поступления в школу основной вид деятельности — игра, хотя в детском саду он и немного учится и трудится по силам. Основной вид деятельности школьника — учение, но и труд занимает в его жизни известное место, а в свободное время он охотно играет. Для взрослого т руд — основная деятельность, но вечерами он может учиться (само стоятельно или в вечерней школе, на вечернем факультете института), свободное время посвящать играм (спортивным, интеллектуальным).

Приложение 5
Необходимо помнить, что деятельность не только благо. Она может обернуться и злом. Весь вопрос в том, каковы ее направ ленность, смысл и цели. В древнекитайской философии суще ствовало понятие «дао». Так называется основной закон, кото рый не зависит ни от богов, ни от людей, следовательно, человек должен подчиняться естественному ходу событий. Привержен цы дао учили: человек при рождении покоен. Это его природное свойство. Потом он начинает чувствовать и действовать и тем наносит вред своей природе. О чем тут говорится? Об осторож ности в преобразовательной активности: «Природу вещей нельзя менять, место обитания нельзя переносить». Люди всегда ощущали эту проблему, но только во второй по ловине XX в. они начали задумываться над характером своей дея тельности, над тем, какими могут быть ее результаты. Пожалуй, самый яркий пример деятельности, которая обернулась злом, — создание оружия массового поражения. Многие достижения человека вырваны у природы. Но приро да не покорилась человеку. На Земле существовала цивилизация майя (на территории части Северной и Южной Америки). В от личие от дамб и дренажей Египта, которые человек до сих пор поддерживает в рабочем состоянии, плоды неустанных трудов майя практически пропали. Единственными уцелевшими памят никами былой цивилизации являются руины некогда грандиоз ных, великолепно украшенных общественных зданий. Теперь они оказались вдали от мест обитания человека и прячутся в глубинах тропического леса, который поглотил их. Шедевры архитектуры майя, эти свидетельства человеческих возможностей, знамено вали победу человека над природой. Триумф человека казался вечным и непоколебимым. Однако человек не смог предотвратить возвращение леса, который поглотил возделанные поля, площади дома, а затем добрался до дворцов и храмов.
Человеку предстоит осмыслить границы и последствия сво ей преобразовательной деятельности. Ее воздействие на природу может оказаться пагубным. Люди должны реализовать свою ак тивность целесообразно, осмысленно. Если не обдумывать цели деятельности, ее направленность и смысл, она может обернуться ЗЛOM.