"Сдаём ОГЭ на "ОТЛИЧНО"

Автор: Путинцева Юлия Борисовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ Кадетская школа им. Героя Советского Союза Н.В.Старшинова
Населённый пункт: г-к Анапа, Краснодарского края, РФ
Наименование материала: Методическая разработка факультативного курса по русскому языку
Тема: "Сдаём ОГЭ на "ОТЛИЧНО"
Дата публикации: 07.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное образование город-курорт Анапа Краснодарского края Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Кадетская школа имени Героя Советского Союза Н.В.Старшинова УТВЕРЖДЕНО решением педагогического совета от _________ 2014 г протокол №1 Председатель___________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса подготовки к ОГЭ по русскому языку на 2014 – 2016 учебный
Сдаёшь ОГЭ на «ОТЛИЧНО»!
Уровень образования - основное общее образование Класс 8-9 Количество часов 34 (0,5 часа в неделю) Учитель Путинцева Юлия Борисовна Рабочая программа электива по русскому языку для 8-9 классов составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта общего образования и программы «Русский язык 5-9 классы»./ Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский и др.









Структура рабочей программы
I Раздел «Пояснительная записка» II Раздел «Общая характеристика учебного курса» III Раздел «Место учебного предмета в учебном плане» IV Раздел «Содержание учебного предмета» V Раздел «Тематическое планирование» VI Раздел «Календарно-тематическое планирование» VII Раздел «Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса» VIII Раздел «Результаты освоения элективного курса подготовки к ОГЭ по русскому языку для 8-9 классов «Сдаёшь ОГЭ на «ОТЛИЧНО» и система его оценки».
I Раздел «Пояснительная записка»
Рабочая программа элективного курса «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» для 8-9 классов составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта общего образования и программы «Русский язык 5-9 классы»./ Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский и др. и нормативно-правовых документов:
Законы:
 Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 № 273-ФЗ);  Федеральный закон от 01.12.2007 № 309 (ред. от 23.07.2013) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта».  Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р.
Программы:
 Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы (принята 11 октября 2012 года на заседании Правительства Российской Федерации);
Постановления:
 постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы»;  постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
Приказы:
 приказ Минобразования России от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;  приказ Минобразования России от 09.03.2004 №1312 «Об утверждении федерального базисного плана и примерных учебных планов для образовательных учрежденийРоссийской Федерации, реализующих программы общего образования»;
 приказ Минобрнауки России от 20.08.2008 №241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учрежденийРоссийской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказомМинистерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 №1312«Об утверждении федерального базисного плана и примерных учебных планов для образовательных учрежденийРоссийской Федерации, реализующих программы общего образования»; - приказ Минобрнауки России от 10.11.2011 №2643 «О внесении изменений в Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089»; - приказ Минобрнауки России от 31.01.2012 № 69 «О внесении изменений в Федеральный компонентгосударственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089»; - приказ Минобрнауки России от 19.12.2012 № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013-2014 учебный год»;  приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;  приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;  приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 января 2014 г. № 2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
Распоряжения:
 распоряжение Правительства Российской Федерации от 07.09.2010 № 1507-р «План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы»;  распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.12.2012 № 2620-р об утверждении плана мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки». -Конвенция о правах ребенка -Основная образовательная программа МАОУ КШ. -Положение образовательного учреждения МАОУ КШ «О рабочей программе».
II Раздел «Общая характеристика учебного курса»
В современный образовательный процесс всё больше входят тестовые технологии. В 9 классе это один из видов работы на государственной итоговой аттестации. В то же время возрастают требования к развитию речи учащихся: комплексному анализу текста, написанию изложения и сочинения. Учебники, по которым работает класс, включают очень мало заданий, аналогичных тем, которые встречаются в ГИА, в них недостаточно заданий, которые помогли бы успешно справиться с кратким изложением и сочинением по тексту. Причём в программе по русскому языку для 9-го класса изучается объёмный и
сложный материал. И на ученика приходится большая нагрузка. Поэтому возникла идея: начинать подготовку к ОГЭ с 8-го класса. Так появился элективный курс, который рассчитан на 34 часа: в 8 классе -17 часов, 9 классе- 17 часов. Он предполагает обобщение, систематизацию и углубление материала по основным разделам курса русского языка в 8 классе с использованием заданий, аналогичных тем, которые встречаются в образцах экзаменационных работ. Особое внимание уделяется знакомству с основными приемами написания краткого изложения. Следует учить школьников уметь выделять микротемы, знать виды сжатия текста, уметь применять их на практике. Также элективный курс предполагает знакомство с методикой написания части 15.1, 15.2, 15.3 экзаменационной работы. Следует обратить внимание на правильную интерпретацию предложений из текста и уметь объяснять их значение для всего текста в целом, анализировать языковое явление. Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс отвечает важным целям: знакомит с практикой экзамена по русскому языку в новой форме ОГЭ и намечает приоритеты подготовки к ЕГЭ в 11 классе. Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации, где независимо от формы проведения учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи. На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки). Умение отстаивать свои позиции уважительно относиться к себе и своему собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры, рационального сознания вообще. Подлинная рациональность, включающая способность аргументации доказательности своей позиции, вовсе не противоречит уровню развития эмоциональной сферы, эстетического сознания. В этом единстве и заключается такое личностное начало, как ответственность за свои взгляды и позиции. Я уверена: «Элективный курс подготовки к ОГЭ по русскому языку: «Сдаёшь ОГЭ на «ОТЛИЧНО» должен помочь ученикам успешно пройти ГИА».
Цель курса:
создать условия для овладения русским языком как средством общения, подготовить учащихся к итоговой аттестации (обязательному экзамену в форме ОГЭ).
Задачи курса:
1. Познакомить учащихся с заданиями ГИА 2. Учить умению осознанно подходить к поиску верного варианта ответа, используя всю систему знаний, полученных в курсе изучения русского языка. 3. Через систему практических заданий повторить, расширить и углубить знания учащихся по грамматике, орфографии и пунктуации. 4. Развивать речевые возможности учащихся, работать над умением создавать письменные тексты (краткие изложения, сочинения – рассуждения) 5. Подготовить к промежуточной аттестации по русскому языку в 8 классе и итоговой в 9-м. 6. создать условия для формирования умений и навыков вдумчивого, осмысленного чтения, интерпретации текста, 7. совершенствовать навык работы с тестами.

III Раздел «Место учебного предмета в учебном плане»
Содержание и формы учебного процесса определяются Государственными образовательными стандартами, реализующимися в Федеральных примерных программах для образовательных учреждений РФ с учетом федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования и закрепленными в учебном плане образовательного учреждения. На программу изучения факультативного курса в 8-9 классе выделяется из компонента образовательного учреждения МАОУ КШ 0,5 часа в неделю. Всего отводится 34 часа .
IV Раздел «Содержание учебного предмета»

Раздел 1 Сжатое изложение
Первая часть работы ОГЭ в 9 классе – это написание сжатого изложения по тексту публицистического или научного стиля (точнее, научно-популярного подстиля). Сжатое изложение – это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных умений, важнейшими из которых являются следующие: — умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте; — умение адекватно воспринимать авторский замысел; — умение вычленять главное в информации; __умение делить текст на 3 смысловые части; __ умение определять микротему каждой части; — умение сокращать текст разными способами; — умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста; — умение находить и уместно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания. Чтобы хорошо справиться с этим видом работы, ученика необходимо прежде всего научить понимать, что любой текст содержит главную и второстепенную информацию. Главная информация – то, что содержание, без которого будет неясен или искажён авторский замысел. Следовательно, нужно научить воспринимать текст на слух так, чтобы ученик точно понимал его общую тему, проблему, идею, видел авторскую позицию. Учащийся должен также тренироваться в определении микротем, являющихся составной частью общей темы прослушанного текста.
Раздел 2 Задания с кратким открытым ответом
Вторая часть экзаменационной работы включает задания с кратким открытым ответом (2-14). Задания проверяют глубину и точность понимания экзаменуемыми содержания исходного текста, выявляют уровень постижения школьниками его культурно-ценностных категорий; проверяют комплекс умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников. Все задания имеют практическую направленность, так как языковые явления, проверяемые ими, составляют необходимую лингвистическую базу владения орфографическими и речевыми нормами.
Раздел 3 Сочинение
Третья часть работы ОГЭ содержит три альтернативных творческих задания (15.1, 15.2, 15.3), из которых ученик должен выбрать только одно. Эти задания проверяют коммуникативную компетенцию школьников. В частности умение строить собственное
высказывание в соответствии с типом речи рассуждение. При этом не случайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения творческой работы, используя прочитанный текст. Именно это общеучебное умение необходимо школьникам в дальнейшей образовательной, а часто и в профессиональной деятельности.
V Раздел «Тематическое планирование»

8 класс



Тематическое

планирование

Характеристика основных видов деятельности учащихся (на

уровне учебных действий)

Раздел 1 Анализ

текста (3часа)
Обучение анализу содержания текста, умению понимать его. Знакомство с понятием микротема, выработка умения определять микротему. Знакомство со средствами выразительности речи, выработка умения использовать их в письменной речи. Практическая работа. Отработка навыков определения микротемы (1 час).
Раздел 2
)
Лексика

(1час)
Отработка понятия «лексическое значение слова». Расширение лексикона школьника. Практическая работа. Отработка навыков работы со словарями.
Раздел 3

Орфография (3часа)
Разграничение орфограмм в корнях, в приставках, в суффиксах. Умение подбирать алгоритм действий по определению правописания. . Практическая работа. Отработка навыков правописания (1 час).
Раздел 4 Синтаксис и

пунктуация (5 часов)
Практическая работа. Отработка навыков постановки знаков препинания. Умение определять способы связи слов в словосочетании; выделять грамматическую основу предложения, находить однородные члены предложения и вводные слова, обособ- ленные члены предложения; выделять простые предложения в составе сложного.
Раздел 5 Обучение

написанию

изложения и

сочинения(5 часов)
Основные законы предложения. Знакомство с различными приемами сжатия предложения. Выработка умения сокращать текст, сохраняя главную мысль. Написание сжатого изложения. Знакомство с разными видами сочинения: сочинением на лингвистическую тему и сочинением по тексту.
«Тематическое планирование»


9 класс

Тематическое планирование

Характеристика основных видов деятельности

учащихся (на уровне учебных действий)

Раздел 1 Сжатое изложение

(4 часа,
из них 1 час - практическая работа) Изучение инструкции по выполнению экзаменационной работы по русскому языку. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий. Работа с бланками ответов, демонстрационным вариантом ОГЭ. Работа с текстом, границы микротем исходного текста, определение темы, идеи, ключевых (опорных) слов. Знакомство со структурными особенностями сжатого изложения. Знакомство и отработка основных приёмов компрессии исходного текста. Создание собственного текста изложения, оценивание работы. Практическая работа. Отработка навыков написания сжатого изложения (1 час)
Раздел 2 Задания с кратким

открытым ответом 7 часов,
из них 1 час - практическая работа) Работа с тестовыми заданиями, заполнение бланков. Практическая работа. Отработка навыков работы с тестами. (1 час)
Раздел 3 Сочинение (6 часов,
из них 1 час - практическая работа) Знакомство с алгоритмом написания сочинения на лингвистическую тему. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий. Подбор аргументов в сочинении на лингвистическую тему. Написание сочинения на лингвистическую тему. Практическое занятие. Знакомство с алгоритмом написания сочинения- рассуждения по тексту. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий. Подбор аргументов в сочинении-рассуждении по тексту. Написание сочинения-рассуждения по тексту. Практическая работа. Отработка навыков написания сочинения- рассуждения. (1 час)
VI Раздел «Календарно-тематическое планирование элективного

курса подготовки к ОГЭ по русскому языку «Сдаёшь ОГЭ на

«ОТЛИЧНО».


1.
8 класс (17 часов)


п/п

Тема урока

Кол –

во

часов

Сроки

проведения

Примечания

1-3

Анализ текста

3
1 Анализ содержания текста, умение понимать его. 1 2 Знакомство с понятием микротема. 1 3 Средства выразительности речи 1
4

Лексика

1

5 -7

Орфография

3
5 Орфограммы в коне 6 Орфограммы в приставках 7 Орфограммы в суффиксах
8-

12

Синтаксис и пунктуация

5
8 Способы связи слов в словосочетании 9 Грамматическая основа предложения 10 Однородные члены предложения и вводные слова 11 Обособленные члены предложения 12 Сложные предложения
13-

17

Обучение написанию изложения и

сочинения

5
13 Приемы работы над предложением 1 14 Приемы работы над предложением 1 15 Сочинение на лингвистическую тему 1 16 Сочинение по тексту 1 17 Сочинение по тексту 1
Итого
17
«Календарно-тематическое планирование элективного

курса подготовки к ОГЭ по русскому языку «Сдаёшь ОГЭ на

«ОТЛИЧНО».

2.
9 класс (17 часов)
№ Содержание учебного материала Количество часов Дата план Дата факт

Раздел 1 Сжатое изложение

4
1 Знакомство с тестом в формате ОГЭ. Комментарий заданий 1 2 Структура задания 1. Способы сжатия текста 1 3 Способы сжатия текста 1 4 Практическая работа. Отработка навыков написания сжатого изложения 1
Раздел 2 Задания с кратким открытым

ответом

7
5 Тестовые задания. Фонетика и графика. 1 6 Лексика и фразеология. 1 7 Орфография. 1 8 Синтаксис и пунктуация. 1 9 Синтаксис и пунктуация. 1 10 Синтаксис и пунктуация. 1 11 Практическая работа. Отработка навыков работы с тестами. 1
Раздел 3 Сочинение

6
12 Задание 15. Структура сочинения- рассуждения. 1 13 Строим тезис. 1 14 Приводим аргументы. 1 15 Пишем заключение. 1 16 Практическая работа. Отработка навыков написания сочинения-рассуждения. 1 17 Работа с вариантом ОГЭ. 1 Итого 17
II Раздел «Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

образовательного процесса»

Рекомендуемая литература для учителя
1.ГИА 2014. Русский язык: Типовые экзаменационные варианты: 12 вариантов/ под редакцией И.П. Цыбулько - М.: Национальное образование, 2011 2. ГИА 2015. Русский язык: Типовые экзаменационные варианты: 12 вариантов/ И.П. Цыбулько, Е.Н. Зверева. – М.: Эксмо, 2013. 3. Иванова С.Ю. ЕГЭ: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Практикум по выполнению типовых тестовых заданий. 9 класс. М.: "Экзамен". 4. Львова С.И., Замураева Т.И. ГИА 2009: Русский язык: Тренировочные задания: 9 класс (по новой форме). Государственная итоговая аттестация. М.: "Эксмо". 5. Егораева Г.Т. Русский язык. 9 класс. Типовые тестовые задания: Государственная итоговая аттестация (в новой форме). М.: "Экзамен". 6. Материалы сайта ФИПИ 7. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – М., 1968
8.Л.И.Пучкова, В.И.Капинос «Тестовые материалы для оценки качества обучения» Русский язык. 8 класс, М., «Интеллект-центр»,2013 г. 9. Л.И.Пучкова, В.И.Капинос «Тестовые материалы для оценки качества обучения» Русский язык. 9 класс, М., «Интеллект-центр»,2012 г.Д 10 .С.В. Драбкина,Д.И.Субботин ОГЭ Русский язык. Комплекс материалов для подготовки учащихся М. «Интеллект-Центр» 2016 11.ОГЭ под ред. Н.А.Сениной 30 тренировочных вариантов тестов.
Литература для учащихся
Егораева Г.Т. ЕГЭ. 9 класс. Государственная (итоговая) аттестация (в новой форме). Типовые тестовые задания/ М. «Экзамен», 2014, 2016. С.И.Львова «Уроки словесности», «Дрофа», 1996. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. М. Просвещение. 2001 № п/п Вид ресурса Примечания Газета «Русский язык» Электронная версия газеты «Русский язык». Сайт газеты ( ) разделён на две части: архив номеров и копилка педагогических идей «Я иду на урок» - по сути, копилка статей по тому или иному вопросу. 2. Русские словари 3. Программно-педагогические средства  электронный репетитор «Литература»(система обучающих тестов);  репетитор по литературе (Кирилла и Мефодия);  репетитор «Литература» (весь школьный курс);  программа «Домашний репетитор». Электронное приложение, методическая поддержка Демонстрационно-наглядные пособия Таблицы по изучаемым темам Кабинет № 4 Диски с программным обеспечением по русскому языку Библиотечный фонд Компьютерное место учителя Кабинет № 4 Медиа оборудование Кабинет № 4 Интерактивная доска Кабинет № 4

VIII Раздел «Результаты освоения элективного курса подготовки к ОГЭ

по русскому языку для 8-9 классов «Сдаёшь ОГЭ на «ОТЛИЧНО».

и система его оценки»

Личностными результатами
освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются: 1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования; 2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию; 3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами
освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются: I) владение всеми видами речевой деятельности:  адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;  владение разными видами чтения;  способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;  овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования, с помощью технических средств и информационных технологий;  способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;  способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;  умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом; 2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.); 3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами
освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются: 1) представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов России; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования, а также роли русского языка в процессе самообразования; 3) владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение:  адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (цели, темы текста, основной и дополнительной информации);  владение разными видами чтения (поисковым/просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;  владение умениями информационной переработки прочитанного текста (план, тезисы), приёмами работы с книгой, периодическими изданиями;  способность свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;  адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение различными видами аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);  умение сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определённой функциональной разновидности языка и использованных языковых средств; говорение и письмо:  умение воспроизводить в устной и письменной форме прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (пересказ, план, тезисы);  способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;  умение создавать устные и письменные тексты разных типов и стилей речи с учётом замысла, адресата и ситуации общения; создавать тексты различных жанров (рассказ, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление), осуществляя при этом осознанный выбор и организацию языковых средств в соответствии с коммуникативной задачей;  владение различными видами монолога и диалога; выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;  соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка; стилистически корректное использование лексики и фразеологии; соблюдение в практике письма основных правил орфографии и пунктуации;  способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета; уместно пользоваться внеязыковыми средствами общения в различных жизненных ситуациях общения;  осуществление речевого самоконтроля; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления и эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты; 4) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц; 5) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог и диалог; ситуация речевого общения; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи; 6) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа
словосочетания и предложения; анализ текста с точки зрения его содержания, основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка; 7) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Критерии оценивания
Применяются критерии проверки сжатого изложения, сочинения и тестов ОГЭ-2015
Рецензия
на рабочую программу элективного курса подготовки к ОГЭ по русскому языку:«Сдаёшь ОГЭ на «ОТЛИЧНО» в МАОУ КШ г-к Анапа, Краснодарского края, разработанную Путинцевой Юлией Борисовной. Рецензируемая образовательная программа представляет собой авторскую разработку. Рассматриваемая образовательная в ней область – русский язык, Программа будет полезна учителям, работающим в 8-9-х классах средней общеобразовательной школы, готовящим учащихся к сдаче ОГЭ.. Программа является долгосрочной. Срок её реализации – 2 года.
Целью данной программы Юлия Борисовна называет создание условий для овладения русским языком как средством общения, подготовка учащихся к итоговой аттестации (обязательному экзамену в форме ОГЭ). Актуальность данной программы заключается в том, что она знакомит ученика с вариантами экзаменационных заданий ОГЭ, тренирует в подготовке к промежуточной (в 8-м) и итоговой (в 9-м классе) аттестации. Учебники, по которым работает класс, включают очень мало заданий, аналогичных тем, которые встречаются в ГИА, так в них недостаточно заданий, которые помогли бы успешно справиться с кратким изложением и сочинением по тексту. Поэтому приходится приобретать специальные сборники. Причём в программе по русскому языку для 9-го класса изучается объёмный и сложный материал. Времени, выделенного на его изучение, не хватает на подготовку к аттестации. И на ученика приходится большая нагрузка. Поэтому возникла идея: начинать подготовку к ОГЭ с 8-го класса и добавить дополнительных 0,5 часа в неделю.. В про грамме чётко прослеживается наличие межпредметных связей с теорией литературы. В рецензируемой программе присутствуют все структурные компоненты программы. Пояснительная записка знакомит с нормативно-правовыми документами, на основе которых составлена программа. Раздел «Общая характеристика учебного курса» подробно раскрывает обоснование выбора содержания своевременность создания, знакомит с количеством часов ( 34 часа в течение 2-х лет), целью и задачами курса. Далее в программе следует раздел «Место учебного предмета в учебном плане», в котором автор сообщает , что на программу элективного курса из компонента общеобразовательного учреждения выделяется 0,5 часа в неделю, всего 34 учебные недели в году, значит 17 часов, за 2 года – 34 часа. В разделе «Содержание учебного предмета» раскрывается принцип построения программы. Вся программа состоит из 3-х частей, как и вариант демоверсии ОГЭ. Первая часть рассматривает подготовку к сжатому изложению, здесь требуются определённые знания и навыки. Вторая часть состоит из тестового задания с кратким ответом (задания 2-14), здесь автор предлагает тренировать выпускников в заполнении бланков ответов. И, наконец, третья часть, в которой даётся характеристика заданиям 15.1, 15.2, 15.3. В разделе «Тематическое планирование» Юлия Борисовна предлагает планирование по темам в табличной форме сначала для 8-го, затем для 9-го классов. В разделе «Календарно-тематическое планирование» все часы расписаны по темам, здесь же указываются календарные сроки. В разделе «Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса» дан список литературы, рекомендованный для учителя и список литературы, рекомендованный для учеников. В разделе «Результаты освоения элективного курса подготовки к ОГЭ» учитель знакомит нас с личностными, метапредметными и предметными результатами, которые получим, следуя
данной программе. В заключение программы элективного курса автор сообщает , что критерии оценивания работ применяет те же, что и в ГИА Таким образом, учебно-методические материалы полностью соответствуют специфике общеобразовательной системы . Программа является весьма актуальной и составлена в соответствии с государственными требованиями к образовательным программам системы образования. Программа использует богатый учебно-методический комплекс («Русский язык. Подготовка к ОГЭ» под редакцией Н.А.Сениной и др.; ОГЭ Русский язык. С.В. Драбкиной, Д.И.Субботина), который обеспечит её успешную реализацию.. Юлия Борисовна обладает высоким профессионализмом, методическими знаниями, а также аналитическими умениями. Данная программа заслуживает оценки «отлично». Рецензенты: Члены методического экспертного совета Л.В.Крамарь ___________Специалист МБУ ЦРО учитель русского языка и литературы высшей категории Е.С. Андрусова__________Руководитель МО г-к Анапа учитель русского языка и литературы высшей категории