"Земля наш общий дом"

Автор: Губачёва Галина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКОУ Николаевская школа-интернат VIII вида
Населённый пункт: ст.Николаевская Константиновский район Ростовская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Земля наш общий дом"
Дата публикации: 08.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Тема: «Земля наш общий дом»

Цель: привлечь внимание детей к возможности решения экологических проблем и

помочь в осознании ими необходимости личного посильного вклада каждого

человека в сохранении окружающей среды.

Задачи:
развитие наблюдательности, внимания, мышления, любознательности. Воспитание любви к природе, ответственности за судьбу своего общего дома – планеты Земля. Формирование стремления к активной деятельности по улучшению и сохранению природной среды, нетерпимого отношения действия людей, наносящих вред природе.
Ход мероприятия:
Здравствуйте, дорогие ребята. Я приветствую всех собравшихся в этом зале. Наш вечер необычный – он экологический и посвящен одной из самых актуальных тем – загрязнению планеты Земля. Цель нашего мероприятия: привлечь Ваше внимание к экологическим проблемам и помочь вам понять, что даже небольшой личный посильный вклад каждого человека поможет сохранить окружающую среду. Загрязняются воздух, водоемы, почва. Нас волнует мысль о том, как нам всем жить дальше и не болеть. Земля – всего лишь очень маленькая частица Вселенной, но только на ней, одной из всех обследованных человеком планет, есть жизнь. И сегодня мы с вами отправляемся в уникальное заочное, но очень интересное и познавательное путешествие по экологическим тропинкам нашей планеты. (Показ слайдов). Природа – первооснова красоты и величия. Мы все - дети природы. Мы – её часть и призваны быть не жадными потребителями, а мудрыми друзьями. Все мы обязаны своей жизнью нашей планете – прекрасной и единственной Земле – матери, голубой от океанов, Зеленой от лесов, желтой от песков. ( Остановить показ слайдов). Да, ребята. Ведь все, что мы едим, пьем, даровано нам природой. Вся наша малая и большая техника – от лопаты до космических ракет – из природных материалов. А какой мерой измерить, как оценить красоту природы: синеву морской волны, сияние снежных гор, цветочные узоры весеннего луга?! Какая удивительная планета – Земля! На её поверхности плещутся моря и океаны, текут реки и ручьи, расстилаются широкие равнины, шумят зеленые леса ,поднимаются высокие горы. Земля – это огромный шар. Она вращается вокруг своей оси и одновременно вокруг Солнца – самой близкой к нам звезды.
Стихотворение «Земля».
Есть одна планета-сад В этом космосе холодном. Только здесь леса шумят, Птиц скликая перелётных, Лишь на ней одной цветут Ландыши в траве зелёной, И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо... Береги свою планету - Ведь другой, похожей, нету! Но бережём ли мы эту красоту? (Показ слайдов) При стремительном развитии человечества загрязнение природных ресурсов стало уже очевидным, и человечество осознало свое пагубное влияние на окружающую среду. В 80-е годы начался целенаправленный поиск решений, способных исправить сложившуюся ситуацию. Примерно в то же время образовалась наука, изучающая вопросы, связанные с защитой окружающей природы – экология. Чистые вода и воздух, растительный мир и плодородие почвы, это настоящий клад, который принадлежит человечеству на протяжении существования, не нужно считать, что все эти природные ресурсы безмерны. Промышленные предприятия всего мира выбрасывают в атмосферу огромное количество вредных и ядовитых веществ, что ухудшает экологию земли. В связи с этим становится тоньше защитный озоновый слой. Проблемой загрязнения воздуха можно считать и большое количество транспорта. А массовая вырубка лесов приводит к нарушению кислородного баланса всей планеты. Решать эту проблему нужно глобально, отдельно взятая страна решить проблему не в состоянии . Каждый день на земном шаре исчезает какой-либо вид животных или растений. Экология одной страны влияет на территорию, как соседних стран, так и всей Земли. К примеру, если авария танкера произошла в территориальных водах одного государства, загрязненные воды распространяются на значительные расстояния, нанося окружающему огромный вред. В этом году исполнилось 25 лет событию, серьезно изменившему нашу страну и весь мир. Это Чернобыльская катастрофа, которая произошла 26 апреля 1986 года и привела к ухудшению радиоактивного фона во всем мире. Лес под действием радиации порыжел. Влияние аварии повлияло на жизнь животных и людей. В этом году 11 марта в Японии во время сильнейшего землетрясения случилась Авария на АЭС Фукусима – 1. Также принесшая большой урон экологии. Как это ни прискорбно, но экологически негативных факторов на планете значительно больше, чем комплексов для улучшения такого положения. Что же может сделать человек, чтобы сохранить богатства Земли? (Чтобы помочь ей, нужно научиться любить природу, любить ее с детства . Научиться понимать , как живут все живые существа : птицы , жучки , звери… Этим занимаются люди, которые называются экологами .) Международный день эколога отмечается 5 июня. Каждый человек должен хорошо знать природу и стать немного экологом. Мы должны всегда помнить слова замечательного русского писателя М.М. Пришвина: « Охранять природу – значит охранять Родину». Сегодня вы можете показать свои знания в этой области. Мы с вами отправляемся в дорогу по экологическим тропинкам. В пути вам очень пригодятся знания и смекалка, дружба и находчивость, быстрота и аккуратность выполнения заданий. Действуйте дружно, весело. И вам будет сопутствовать удача. Для начала викторины нам нужно выбрать жюри. Я приглашаю занять свои места жюри и команды: «Экологи» и «Юннаты». 1 тур «Давайте познакомимся!» Команды объявляют – название, показывают свою эмблему и говорят девиз. 1 команда « Экологи» 2 команда «Юннаты»
Соперников наших мы знаем, Мы ждём – не дождемся сраженья Удачи желаем мы им. И баллов тревожный подсчёт. Но твердо жюри объявляем: Не бойтесь, друзья, поражения, В обиду себя не дадим! Нас в бой капитан повезёт. С командами мы познакомились и у нас второй тур. 2 тур «Литературный конкурс». Вы должны составить сказку из предложенных вам фраз, расположив их в логической последовательности, т. е. чтобы получился связный рассказ, а затем вы зачитаете свои творения. Составьте сказку: Филин обиделся и улетел в другой лес. Мыши стали поедать соты и разорили ульи. Пришлось мужику мириться с филином. Не стало пчел – не опыляются травы, и их урожайность понизилась. Худо стало мужику без мёда и молока. Не стало филина – расплодились мыши. Мало стало травы – корова стала давать мало молока. Мужик сказал филину: «Нет от тебя в лесу никакой пользы!» Ответ: 8, 1, 6, 2, 4, 7, 5, 3. А пока команды заняты делом, и чтобы зрители не скучали ребята 4 класса для вас подготовили инсценирование сказки : Давайте посмотрим . 3 тур «Грибная полянка» Продолжим путешествие по лесным тропинкам. Многие из нас любят ходить в лес за грибами. Около 100 тысяч грибов растёт на нашей планете. Размеры грибов также самые различные. Есть грибы – великаны. Диаметр их достигает до 1,5 м, а у грибов – малюток – всего мм. Многие грибы очень «дружат» с определенными деревьями и кустарниками и обычно селятся под ними. Ребята, а как правильно надо собирать грибы? (Не вырывать их вместе с грибницей, не нарушать моховой ковёр под деревьями, аккуратно срезать ножом) Написать названия съедобных грибов. Какая команда больше напишет за 3 минуты. (Ответ: белый гриб, грузди, рыжики, маслята, подосиновики, подберёзовики, волнушки, дубовики, шампиньоны, сморчки, строчки, опята, моховики, козляка, сыроежки, свинушки, зеленушки и др.) Игра со зрителями. «Знатоки загадок» “Ни начала, ни конца. Ни затылка, ни лица. Но знают все, и млад и стар, Что она огромный шар. (Земля) У родителей и деток вся одежда из монеток. (Рыбы)
Летит – воет, сядет – землю роет. (Жук) Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут.(Облака) Не кузнец, а с клещами, С длинными усами. Когда он черен — Куслив и задорен. А лишь покраснеет, Так и присмиреет.(Рак) Серый маленький Денис На веревочке повис.(Паук) Лежит — молчит, Подойдешь — заворчит. Кто к хозяину идет, Она знать дает.(Собака) Лежала под елками Подушечка с иголками. Лежала, лежала Да побежала.(Ёж) Важным событием в деле охраны природы стало создание Красных Книг. Почему книга называется Красная? (ответы детей) Красный цвет сигнал тревоги, запрета понятный людям всего мира. Красная Книга - это книга справочник об исчезающих животных и растениях. В результате варварских способов охоты, в связи с вырубкой лесов и загрязнением, обмелением рек многие животные сильно истреблены и находятся на грани вымирания. Они то и занесены в Красную книгу, люди создают для них заповедники, парки в которых охота на редких животных запрещена. 4 тур. «Заветная шкатулка природы» В этой «Заветной шкатулке» спрятались некоторые из них. По описанию надо назвать животных. 5 тур. Привал. Какой же привал без игр и песен. Давайте сейчас отдохнем и послушаем песню в исполнении « Песенка защитников природы» 1)Если б только-только только Если б только на планете, Если б только все земляне Все живое берегли, То возможно - можно- можно, То наверно – верно-верно, Книги Красной точно-точно
Никогда б не завели! Припев: А- а, здравствуйте, горы вот такой вышины! А-а, здравствуйте, реки вот такой ширины! А-а, крокодилы, бегемоты, А-а, обезьяны, кашалоты, А-а, и зелёный попугай! А-а, и зелёный попугай! 2)И пускай у этой речки, И пускай в зелёной роще, И пускай в лесу тенистом Слышен гомон птичьих стай. И запомни - помни-помни, Что беречь природу надо, Всем на этом белом свете Ты, как можешь, помогай! Мы с вами отдохнули послушали песню и отправляемся дальше.
Чтение стихотворения:

Лес не только для нашей забавы,

Он – богатство нашей страны.

Все деревья в нем, ягоды, травы

Нам на пользу, друзья, взращены.

Луга июльские – чудо простое,

Синее, белое и золотое.

Травы лечебные, травы целебные!

Нет на земле бесполезной травы!

Все растения надо знать,

Их беречь и охранять.

Ведь из трав лесного царства

Люди делают лекарства.
6 тур «Загадки о лекарственных растениях». Был рыжий Ванёк, Кудрявый паренёк, Стал седой, белобрысый, Ветер дунул - глядь, лысый. (Одуванчик) Стоят в поле сестрички - желтый глазок, белые реснички. (Ромашки) Поранил ты в походе ногу, Усталость не даёт идти –
Нагнись: солдатик у дороги Готов помочь тебе в пути. (подорожник) Семена, как коготки, Жёлто-красные цветки. От горла помогают, Кто же их не знает. (Календула). Обожжёт без огня И тебя и меня, А живёт у плетня. (Крапива) Кисть ягоды прекрасная, Жёлтая иль красная, Я достать её боюсь - О шипы уколюсь. (Шиповник). Что же происходит со всем тем мусором, который мы выносим из дома? Большая часть попадает на свалки, но, к сожалению, многое из того, что выбрасывается, может разлагаться годами и даже тысячелетиями. Когда туристы снимаются с привала, нужно все вокруг оставить в первозданном виде, убрать мусор. Из-за битого стекла, непотушенного костра может возникнуть пожар. А мусор загрязняет лес: брошенная бумага разлагается 2 года, консервная банка 7 лет, полиэтиленовый пакет- 100 лет. Мы ответственны за судьбу своего общего дома – планеты Земля. Все мы дети одного корабля по имени Земля. Значит, пересесть из него просто некуда. Если ты взял что-то от земли, отдай ей. Посади дерево, почисти родник, подкорми птиц. Только тогда Земля останется такой как на ваших рисунках. Давайте же стараться жить так, чтобы земля вокруг нас оставалась щедрой, прекрасной, чтобы журчали на ней чистые ручьи, цвели сады, пели птицы. А как можно использовать бросовый материал? ( из коробок, пластиковых бутылок можно сделать кормушки для птиц, поделки, одноразовые стаканчики использовать под рассаду, из вышедших из строя шин вот таких прекрасных лебедей и многое другое). 7 ТУР «Море фантазий» Каждой команде предлогам нарисовать рисунок на тему « Земля наш общий дом». Давайте подведем итог по викторине. Итак, итог викторины. (Награждение команд). Наконец подошло время подвести итог нашего мероприятия. Давайте с вами повторим правила поведения в лесу:
Правила поведения в лесу.

Не рубить живые деревья и кустарники.

Не разводить костры под деревьями.

Не оставлять мусор.

Не рвать цветов.


Не разорять гнёзда птиц.

Не брать домой детёнышей зверей.

Не шуметь, не кричать в лесу.

> Не ломать веток деревьев и кустарников.

Стихотворение

Как яблоко на блюде,

У нас Земля одна,

Не торопитесь люди,

Всё выскрести до дна.

Не мудрено добраться

До скрытых тайников,

Разграбить все богатства

У будущих веков.

Мы общей жизни зёрна,

Одной судьбы родня,

Нам пировать позорно

В счёт будущего дня.

Поймите это, люди,

Как собственный приказ,

Не то Земли не будет

У каждого из нас.

(М. Дудин)

Пора бы человечеству понять,

Богатство у природы отбирая,

Что землю нужно тоже охранять,

Она как мы, такая же живая.
Благодарим за внимание. До новых встреч! Как доказательством моих слов давайте посмотрим с вами фильм о экологи и культуре.