"Рабочая программа по химии"

Автор: Галкина Юлия Николаевна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МБОУ СОШ№ 2 им.Н.И.Бореева города Моршанска
Населённый пункт: город Моршанск, Тамбовская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Рабочая программа по химии"
Дата публикации: 08.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Министерство образования РФ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 имени Героя Советского Союза Н.И.Бореева» Рассмотрена на Согласована Утверждена заседание МО Заместитель директора Директор МБОУ протокол № _____ по УВР________________ СОШ №2________________ М. В. Люманова. Е. С. Парамонова Рабочая программа по химии для 8 класса (Учебник Химия 8класс, О.С. Габриелян, из-во «Дрофа» 2010 год) 70 часов (2 часа в неделю) Учитель: Галкина Юлия Николаевна 2015-2016 учебный год

Пояснительная записка
Рабочая программа по химии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по химии и авторской программы О.С.Габриеляна. Данная программа конкретизирует содержание стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. В программе определён перечень демонстраций, лабораторных опытов, практических занятий и расчётных задач. Цели: 1. Добиться усвоения знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике; 2. Добиться овладения умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчёты на основе химических формул веществ и уравнений реакций; 3. Развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими современными потребностями; 4. Воспитывать отношение к химии как к одному из компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры; 5. Научить применять полученные знания для безопасного использования веществ и материалов в быту, для решения задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде. Задачи: 1. Сформировать знание основных понятий и законов химии. 2. Воспитывать общечеловеческую культуру. 3. Учить наблюдать, применять полученные знания на практике В качестве форм промежуточной аттестации учащихся используются традиционные диагностические и контрольные работы, разноуровневые тесты, в том числе с использованием компьютерных технологий. В соответствии с учебным планом МОУ СОШ №2 на изучение химии в 8 классе отводится 2 часа в неделю, 70 часов в год. Реализация данной программы способствует использованию разнообразных форм организации
учебного процесса, внедрению современных методов обучения и педагогических технологий. Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, лекционные, семинарские занятия, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий. Организация сопровождения учащихся направлена на: - создание оптимальных условий обучения; -исключение психотравмирующих факторов; - сохранение психосоматического состояния здоровья учащихся; - развитие положительной мотивации к освоению гимназической программы; - развитие индивидуальности и одаренности каждого ребенка. Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент); проведение практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описание их результатов; использование для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения в химических лабораториях, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни. Механизмами формирования ключевых компетенций на уроках являются: индивидуальная беседа, уроки - диспуты, уроки - семинары, уроки- практикумы, индивидуальные дифференцированные задания, требующие самостоятельного поиска необходимой информации. Результаты изучения курса «Химия. 8 класс» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Обучение ведётся по учебнику О.С.Габриелян «Химия 8 класс», который составляет единую линию учебников, соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта базового уровня и реализует авторскую программу О.С.Габриеляна. Контроль за уровнем знаний учащихся предусматривает проведение практических, самостоятельных, контрольных работ, итоговых занятий, как в традиционной, так и в тестовой формах. Содержание.
Введение.
Химия как часть естествознания. Химия – наука о веществах, их строении, свойствах и превращениях. Изучение программного материала дает возможность учащимся: Знать / понимать определения:  химии как науки  вещество  простое вещество  сложное вещество  химический элемент  свойства веществ Уметь  отличать простые вещества от сложных  различать понятия: физическое тело и вещество Использовать приобретенные знания для  безопасного обращения с веществами Самостоятельная работа №1 «Знаки химических элементов, расчет относительных молекулярных масс»
Тема 1. Атомы химических элементов.
Атомы и молекулы. Химический элемент. Язык химии . Знаки химических элементов, химические формулы. Закон постоянства состава. Относительные атомная и молекулярная массы. Атомная единица массы. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Группы и периоды периодической системы.
Строение атома. Ядро (протоны, нейтроны) и электроны. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева. Строение молекул. Химическая связь. Типы химических связей: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая. Понятие о валентности и степени окисления. Составление формул соединений по валентности (или степени окисления).
Демонстрации
Модели кристаллических решеток ковалентных и ионных соединений.
Расчетные задачи
Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле. Вычисление массовой доли элемента в химическом соединении. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов. Изучение программного материала дает возможность учащимся: знать / понимать  химическую символику : знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;  важнейшие химические понятия : химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, основные законы химии : сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон; уметь  называть: химические элементы, соединения изученных классов;  объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;  характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ;  определять: состав веществ по их формулам, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях;  составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева;  обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;  вычислять: массовую долю химического элемента по формуле
соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции; Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:  экологически грамотного поведения в окружающей среде;  критической оценки информации о веществах, используемых в быту; Контрольная работа № 1 «Атомы химических элементов».
Тема 2. Простые вещества.
Простые вещества: металлы и неметаллы. Количество вещества, моль. Молярная масса. Молярный объём. Вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии. Кристаллические и аморфные вещества. Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная и металлическая). Ученик должен знать и понимать: - химические понятия: моль, молярная масса, молярный объём; Уметь: - объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения; - вычислять количество вещества, объём или массу по количеству вещества, объёму или массе реагентов или продуктов реакции. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - безопасного обращения с веществами и материалами; -экологически грамотного поведения в окружающей среде; -оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека; -критической оценки информации о веществах, используемых в быту; -приготовления растворов заданной концентрации.
Тема 3. Соединения химических элементов

Основные классы неорганических соединений: кислоты, основания, оксиды, соли. Кристаллические решетки. Чистые вещества и смеси. Массовая и объемная доли компонентов смеси Контрольная работа №2 «Соединения химических элементов» Ученик должен знать и понимать химические понятия: - степень окисления, оксиды, основания, кислоты, соли, чистые вещества и смеси Уметь: - составлять формулы оксидов, оснований, кислот и солей; - называть изученные вещества, определять принадлежность веществ к различным классам соединений; - вычислять массовые и объёмные доли компонентов смеси. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - безопасного обращения с веществами и материалами; -экологически грамотного поведения в окружающей среде; -оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека; -критической оценки информации о веществах, используемых в быту; -приготовления растворов заданной концентрации.
Тема 4. Изменения, происходящие с веществами
. Физические явления в химии. Химическая реакция. Условия и признаки химических реакций. Сохранение массы веществ при химических реакциях. Классификация химических реакций по различным признакам. Контрольная работа № 3 «Изменения, происходящие с веществами». Ученик должен знать и понимать химические понятия: - химические уравнения, реакции разложения, реакции соединения, реакции замещения. Уметь: - выполнять расчёты по химическим уравнениям.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - безопасного обращения с веществами и материалами; -экологически грамотного поведения в окружающей среде; -оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека; -критической оценки информации о веществах, используемых в быту; -приготовления растворов заданной концентрации.
Тема 5. Простейшие операции с веществом
Правила работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности. Разделение смесей. Фильтрование. Взвешивание. Приготовление растворов. Практическая работа №1 «Приемы обращения с лабораторным оборудованием» Практическая работа №2 «Признаки химических реакций» Практическая работа №3 «Приготовление раствора сахара и расчет его массовой доли» Ученик должен знать и понимать: - химические понятия: моль, молярная масса, молярный объём. Уметь: -осуществлять простейшие операции с веществами -рассчитывать массовую долю Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - безопасного обращения с веществами и материалами; -экологически грамотного поведения в окружающей среде; -приготовления растворов заданной концентрации.

Тема 6. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов.

Окислительно-восстановительные реакции.
Растворение. Растворимость веществ. Электролитическая диссоциация веществ в водных растворах. Электролиты и неэлектролиты. Ионы. Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей. Реакции ионного обмена. Основные классы неорганических веществ, их классификация и свойства.Окислительно-восстановительные реакции Ученик должен знать и понимать химические понятия: растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация; основные теории химии: электролитической диссоциации, окислитель и восстановитель; Уметь: -определять характер среды в водных растворах неорганических соединении; называть изученные вещества, определять принадлежность веществ к различным классам соединений; -объяснять сущность реакций ионного обмена; -характеризовать химические свойства изученных веществ; -объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения; выполнять химический эксперимент по распознаванию веществ. -определять окислитель и восстановитель Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - безопасного обращения с веществами и материалами; -экологически грамотного поведения в окружающей среде; -оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека; -критической оценки информации о веществах, используемых в быту; -приготовления растворов заданной концентрации. Практическая работа №4 «Ионные реакции» Практическая работа №5 «Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца» Практическая работа №6 «Решение экспериментальных задач»
Контрольная работа №4 «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов» (Итоговая). В рамках повторения предусмотрена экскурсия в природу на тему «Химические явления в природе»
Учебно-тематический план
№ Тема Количество часов Форма контроля Количество часов 1. Введение 5 самостоятельная работа 2. Атомы химических элементов 10 Контрольная работа №1 1 3. Простые вещества 5 самостоятельная работа 4. Соединения химических элементов 13 Контрольная работа №2 1 5. Изменения, происходящие с веществами 11 Контрольная работа №3 1 6. Простейшие операции с веществами 4 Практические работы №1,№2,№3,№4 4 7. Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена и окислительно- восстановительные реакции. 15 Контрольная работа №4 Практические работы №5,№6 1 2 8. Повторение 7 ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
В результате изучения химии ученик должен

знать / понимать

химическую символику
: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций; 
важнейшие химические понятия
: химический элемент, атом,
молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление; 
основные законы химии
: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
уметь

называть:
химические элементы, соединения изученных классов; 
объяснять:
физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена; 
характеризовать:
химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ; 
определять:
состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена; 
составлять
: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций; 
обращаться
с химической посудой и лабораторным оборудованием; 
распознавать опытным путем:
кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы; 
вычислять:
массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
использовать приобретенные знания и умения в практической

деятельности и повседневной жизни
для:  безопасного обращения с веществами и материалами;  экологически грамотного поведения в окружающей среде;  оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
 критической оценки информации о веществах, используемых в быту;  приготовления растворов заданной концентрации.
Литература и средства обучения

Литература:
1. Габриелян О.С. Химия 8 класс. М.: «Дрофа», 2008 год 2. М.Ю.Горковенко. Поурочные разработки по химии 8 класс. М.: «ВАКО», 2008 год 3. О.С.Габриелян и др. Контрольные и проверочные работы по химии для 8 класса. М.: «Дрофа», 2008 год 4. О.С.Габриелян, Н.П. Воскобойникова. Настольная книга учителя химии 8 класс. . М.: «Дрофа», 2002 год 5. Г. П. Хомченко . Задачи по химии для поступающих в ВУЗы. М.: «Высшая школа», 1999 год.
Средства обучения
:
1.Технические:
компьютер, проектор, аудио и видеодиски ;
2. Иллюстративно-графические
: таблицы
3. Тренировочные
: комплект тестов по химии для 8класса
4. Контрольные:
комплект контрольных работ 4.
Интернет-ресурсы
(презентации и т.д.)