"Ценности рода и семьи"

Автор: Никитина Ирина Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОБУ СОШ №11
Населённый пункт: город Нефтекамск, республика Башкортостан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Ценности рода и семьи"
Дата публикации: 08.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Тема : Ценности рода и семьи.

Цели урока:
сформировать осознанное отношение к семье, как одной из важнейших ценностей бытия человека, через знакомство с семейными традициями, показать значение семьи в жизни каждого гражданина, довести до сознания детей, что семья – это самое дорогое, самое близкое, что есть у человека.
Задачи
: – Раскрыть понятие “семья”, “род”, “любовь”, “семейные традиции”, закрепить знания учащихся о семейных традициях, праздниках. – Развивать речь, внимание, мышление, память, формировать уважительное отношение к родителям, окружающим, способствовать формированию понимания значимости семейного воспитания для становления личности, способствовать развитию позитивного отношения к жизни, к окружающей действительности, к своей семье. – Воспитывать любовь и уважение к своей семье, воспитывать доброе, внимательное, неравнодушное отношение к окружающему миру, формировать у учащихся стремления помогать семье во всем; пробуждать в ребенке чувства ответственности и заботы за семью.
Оборудование
: мультимедийная доска, компьютер, учебник Р. Н. Бунеев, Д. Д. Данилов, И. И. Кремлёва «Основы духовно – нравственной культуры народов России». Светская этика. 4 класс, карточки с заданием для работы в группах.
Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

I. Создание

проблемной

ситуации,

формулирован

ие проблемы.
Здравствуйте. Мы начинаем наш урок. Давайте поприветствуем улыбкой гостей и друг друга. Сегодня наш урок я предлагаю начать с песни известного певца Л.Лещенко «Родительский дом».
Слайд 1
Без чего на белом свете Взрослым не прожить и детям Кто поддержит вас, друзья? Ваша дружная ...( семья)
Слайд 2
Дети читает загадки и отгадывают их:
Познавательные УУД

1.
смысловое чтение, поиск, анализ и выделение необходимой информации, установление причинно- следственных связей, аргументированное высказывание мыслей
1.Кто милее всех на свете? Кого очень любят дети? На вопрос отвечу прямо: - Всех милее наша … (мама)
Слайд 3
2.Кто же трудную работу Может делать по субботам? С топором, пилой, лопатой Строит, трудится наш ...(папа
) Слайд 4
3. Кто любить не устаёт, Пироги для нас печёт, Вкусные оладушки? Это наша … (бабушка) 4. Кто всю жизнь работал, Окружал заботой Внуков, бабушку, детей, Уважал простых людей? На пенсии уж много лет Нестареющий наш. ..(дед)С
лайд 5
– Разгадайте ребус и попробуйте догадаться, о чём мы будем говорить на уроке.
Слайд 6
-Все ли семьи одинаковые? А чем они отличаются? Конечно своими привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями. Традициями, которые передаются из поколения в поколение. Человек рождается на свет, растёт, задумывается: Кто я? Откуда я? Откуда мои корни? Замечательная русская пословица гласит: "Ищи добра на стороне, а дом люби по старине". -- Откройте учебник на с. 42 и прочитайте тему урока. – Почему это ценность, как вы думаете? -Послушайте китайскую притчу.
2.
Делать выводы на основе анализа объектов.
3.
Осуществлять синтез, составлять целое из частей. .
Регулятивные УУД

1
целеполагание, планирование
2

.
Принимать и сохранять учебную задачу.
3
.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные

УУД

1.
Умение работать в группе, умение принимать чужую точку зрения
2.
Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3.
Оформлять свои мысли в устной форме.
4.
Договариваться о правилах общения и

Приложение 1. Слайд7
-Ответьте теперь на мой вопрос. – Рассмотрите иллюстрацию на с. 42.
Слайд 8
– Как можно одним словом назвать людей на картинке? – Какое событие здесь показано? Как вы думаете, зачем дарят цветы, подарки? – Как вы считаете, нужны ли людям традиции? А вот что думают по этому поводу Оля и Игорь? Давайте прочитаем текст на с. 42. (Анализ прочитанного) поведения.
Личностные

результаты

1
смысловая ориентация, мотивация на процесс деятельности .
.
.
2.
Ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков.
II. Решение

проблемы,

открытие

новых знаний.

Работа с текстом «Как появилась семья?» стр.43
– Что общего у рода и у семьи?
Слайд 9-10
– Что позволило людям жить не одним большим родом, а небольшими группами? – Были ли традиции у людей, которые жили родами? – А может быть, в традициях нет необходимости и семья может жить и без них? В каждой семье есть свои традиции. Приведите мне примеры ваших семейных традиций. -Ребята ,а как важно знать свой род? -Посмотрите на слайд. Что видите? (Дерево).В жизни каждого человека есть свое дерево. Оно называется
«
родословным деревом» или, еще торжественнее, «древом». Родословное древо — что это значит? - Вдумаемся в это словосочетание: древо, несущее слово о роде, т. е. рассказывающее об истории рода, семьи. - Как называются люди, объединенные одной семьей? (Родственники, родные.) Родственники бывают ближние и дальние. - Давайте поговорим о ближних. Рассмотрите иллюстрацию «Родословная Пушкина».
Слайд 11
Сколько поколений можно насчитать в родословной? А какие записи вносят в
окошки? (Фамилии, имена, отчества, даты жизни, степень родства, кем были при жизни, фотографии). Поговорим об этих данных.Что вы знаете о происхождении вашего имени? Что оно означает? Человек рождается, получает имя. Еще одной из традиций в России является присвоение отчества ребенку. А вы, ребята, знаете, что такое отчество?
Работа со словарем.
Давайте попробуем составить «генеалогическое древо»
Слайд 12
- Вернемся к семейным традициям. Дети читают текст на стр. 44. Итак, традиции – это мысли, обычаи, образ действий, унаследованные от предков. – Можно ли предположить, какие традиции в семьях, которые нарисовал художник
? Слайд 13

Работа со схемой «Что даёт человеку семья?» Слайд14
– По схеме на с. 45 расскажите, что даёт человеку семья.
III.

Выражение

решения

проблемы.
– Вспомните проблемный вопрос урока. Почему семья ценность?
Слайд 15
Семья – это союз близких родственников, которые живут вместе, дарят друг другу свою любовь и заботу и через семейные традиции воспитывают в детях лучшие человеческие качества.
IV.

Выполнение

продуктивных

заданий по

теме.
Группова работа учащихся (дети на карточках составляют пословицы
). Слайд 16

Приложение2,3
Ученики по очереди читают пословицы и объясняют их смысл.

V. Итог урока.

Рефлексия.
Игра «Свеча любви
» Слайд 17
Давайте поиграем в игру, которая называется «Свеча любви» Конечно же, каждый из вас любит свою семью, какой бы она ни была - большой или маленькой, полной или не полной. Но наверняка вы редко задумываетесь о своих чувствах к членам семьи. Просто любите их - и все. Сейчас же я предлагаю вам задуматься именно об этом - о том, как дороги вам ваши близкие. Описание игры. Дети становятся в круг. Каждый получает маленькую сувенирную свечку. Учитель зажигает свечу одного из учащихся и просит всех подумать о своей семье, вспомнить какие-либо волнующие моменты из истории семьи, а затем предлагает ученику, чья свеча уже зажжена, сказать, глядя на пламя, слова благодарности конкретному лицу (маме, папе, бабушке, сестренке и т. д.) и пояснить, за что он его (их) благодарит. После этого ученик зажигает своей свечой свечу соседа. Игра продолжается, пока в кругу не зажгутся все свечи. Затем учитель предлагает детям повторить три раза слова «Мир дому моему», глядя на свечу любви, после чего свечи одновременно тушатся – Что вы сегодня повторили из того, что уже знали? – Ответили ли мы на главный вопрос урока?
VI. Домашнее

задание.
1. Составить генеалогическое древо своей семьи. 2. Придумать и нарисовать герб своей семьи.