Конспект урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры" для 4 класса. (Бородина А.В.)

Автор: Фоминская Нина Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №2"
Населённый пункт: город Бийск, Алтайский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры" для 4 класса. (Бородина А.В.)
Дата публикации: 08.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Конспект урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» для 4 класса. (Бородина А.В.)
Тема: Почитание святых в православной культуре

Цель:
формировать представление о том, кто такие «святые» и какие бывают лики святости в Православной церкви
Задачи:
1. Создавать условия для формирования представления о понятиях «святые, лики святости», обогащать представления учащихся о культуре русской православной церкви, учить работе в группах по 5-6 человек. 2. Способствовать воспитанию культуры слушателя и выступающего, воспитывать основы толерантности. 3. Развивать устную речь, мышление, произвольное внимание, мелкую моторику.
УУД:

Знать
что такое святость, кого называют святыми, что значит святые местночтимые и общецерковные; наименование ликов святости; имена наиболее почитаемых в православной культуре святых; написание новых слов.
Понимать
и различать лики святости; значение святости в православной культуре; духовную, социальную и культурную ценность православия и важность сохранения религиозных и культурных традиций России.
Уметь
пользоваться логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, выводов, установления причинно-следственных связей, соотносить изучаемое духовное содержание с личным опытом; описывать различные явления религиозных традиций и культур; устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей; излагать всоё мнение по поводу значения религиозной культуры в жизни людей и общества; соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры; приводить примеры-иллюстрации к изучаемому содержанию; грамотно писать и использовать в устной речи новые слова по теме урока; владеть навыками смыслового чтения текстов разных жанров и стилей; владеть навыками осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации.
Компетенция
руководствоваться полученным содержанием в жизни, использовать полученные знания и умения в беседе, при анализе жизненных ситуаций и своего личного поведения, в ответах, в заданиях рабочей тетради, в творческих работах, в проектной деятельности.
Формы:
индивидуальные, групповые, фронтальные.
Методы:
проектирование, моделирование, беседа, наблюдение.
Ключевые понятия:
святые, апостолы, лики святости: великомученики, целители, святители, преподобные, равноапостольные, блаженные…
Средства диагностики:
смысловая рефлексия.

Ход урока:

Этапы занятия и основная деятельность

примечание

I. Организационный момент:
включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
3*

деятельность педагога

деятельность учащихся

сопровожде

ние

Видео
Погружение в тему занятия, вызывающее эмоциональный отклик для выполнения предложенного задания
с

cл.
1 видео Дивеево
II. Погружение в тему занятия, актуализация знаний:
обеспечение готовности учащихся к включению в продуктивную деятельность, повторение известного материала, необходимого для «открытия нового знания».
2* 7*
Как цветут в Дивеево цветы! Флоксы в шапках розового цвета, Пышных мальв высокие кусты Чуть дрожат-колышатся от ветра. Ноготки, петуньи, резеда, Пышные гвоздики в три ряда, Легкий рой ромашек разноцветных, Чуть подальше - лилии вразброс, Горделиво поднятые ветки Держат свертки нежно-желтых роз... Богомольцам просто благодать Выходя из храма, отдыхать. Дети так и бегают по травке Меж цветочных грядок и куртин. А вон там, за мальвами, один Старичок в потертой камилавке, В белом балахончике простом И с большим, поверх него, крестом, С детворой играет в салки, в прятки, Кружит по дорожкам цветника... Детям строить незачем догадки.
Взрослые не видят старика.
 Как вы думаете, почему так происходит: взрослые не видят старичка, видят только дети? Дети его видят, но не боятся.  В Библии говорится, что вместе с нашим Ведение живого диалога: свободно говорят, высказывают свою точку зрения. Проговаривают 2-3 человека.
материальным миром был создан мир невидимый, духовный – мир духов. Светлые ангелы стараются оказывать всем всевозможную помощь при условии, что мы к ним прислушиваемся. Число отпадших ангелов призвано восстановиться из числа людей, ставших святыми.  Кто же такие СВЯТЫЕ? Каких святых вы знаете?  Понятие «святые» - существует во многих религиях. Есть общие святые для всех христиан. 
Нам интересно почитание святых в

нашей православной культуре.
Проявляют готовность включиться в новый познавательный процесс.
сл.
2 Серафим Саровский
III. Постановка учебной задачи:
обсуждение затруднений, проговаривание цели и темы.
4*
 Кто же такие «святые»?  Почему люди становятся святыми?  Как их ещё называют? 
О чём будет наш с вами сегодняшний

разговор? Для чего нам говорить об

этом?

Действительно, тема нашего урока

«Почитание святых в православной

культуре». Мы должны узнать самых

известных в православии и вообще

христианстве святых – их лики

святости.
 Изображение святых мы можем увидеть на иконах: иногда портретные, иногда с описанием их жизни – житием.
Какие святые самые любимые и

почитаемые в народе? За что их любит

народ? Почему просит именно у них

помощи и заступничества?
 Ребята, перед вашей группой круг – нимб, ореол, символ святости - задание: разместите картинку, икону, сюжет из Ведение живого диалога: свободно говорят, высказывают свою точку зрения. Проговаривают2-3 человека О святых, которым люди молятся в храме – надо знать знаменитых и уважаемых людей, не только политиков и писателей. Выявление недостающих для решения задачи знаний, создание проблемной ситуации. 1. Рассмотреть рисунки 2. 3. Выбрать необходимую информацию Сл. 3 презентация
жизни и лик святости. Приготовьтесь рассказать, используя фразы на листочках.  Я желаю и вам поработать в группах дружно и плодотворно, но не долго – за этим последит наша музыкальная пауза – вместе с ней закончится время работы. 4. 5. Вместе собрать общую картину 6. 7. Рассказать о святом …
«Открытие» детьми нового знания
: решение задачи, обсуждение проекта ее решения.
5*
Организация диалога; использование приемов, способствующих активизации мысли учащихся в процессе освоения нового материала. Ведение диалога; групповая работа.
IV.

Первичное закрепление
: проговаривание нового знания, запись в виде опорных сигналов.
12*

КОММЕНТАРИИ
Выступление групп: составление информационных листков православного календаря
Независимая самостоятельная практика учащихся:
каждый для себя должен сделать вывод о том, что умеет.
7*
 Посмотрите, что у нас получилось: святые – имена и истории жизни, имена, которые мы сейчас встречаем в нашей жизни. А откуда берутся наши с вами имена?  Раньше детей называли только по Святцам – где записаны имена святых. Почему люди делали такой выбор? На что они надеялись?  Давайте вспомним самые распространённые современные имена и посмотрим их историю.  Александр, Дмитрий, Анна  игры были тоже особые: так и назывались «потешки» - коротенькие незатейливые стишки с движениями – попробуем вместе? Создание настроения ожидания нового материала, радости открытия неизвестного.
Имена святых –

надеялись на помощь, им

молились и хотели, чтобы

унаследовали от них

добродетели.
Ведение живого диалога: свободно говорят, высказывают свою точку зрения, проявляют готовность включиться в новый познавательный процесс.
ФИЗ. МИН.

Еду-еду
к бабе, к деду – Ладушки,
ладушки,

Сл.
4 мультимена
 Ещё до наших времён дошло много пословиц, связанных с православием и верой в Бога – вы, наверняка, их знаете. Соберите из частей пословицы и приготовьтесь прочитать их. С Богом пойдешь – до блага дойдешь Милостив Бог, а я, по его милости, не убог. Не в силе Бог, а в правде. С Богом хоть за море, а без Бога ни до порога). Кто любит Бога, добра получит много. Бог не дремлет — все слышит. Тот не унывает, кто на Бога уповает. Бог не даст — нигде не возьмешь. Бога не обманешь, хоть и пораньше нашего встанешь. В тревогу - и мы к Богу, а после тревоги - забыли о Боге. Человек предполагает, а Бог располагает Один воин тысячи водит, а Бог и тысячи и воина водит. Кто добро творит, тому Бог отплатит. Не слушай, где куры кудахчут, а слушай, где Богу молятся! С Богом пойдешь – до блага дойдешь Милостив Бог, а я, по его милости, не убог. Не в силе Бог, а в правде. Там пекут оладушки, Там оладушки пекут, За столом всем
раздают
: Папе на плошке –
Потопайте
ножки, Мамочке в корзинке –
Потянули
спинки, В блюдечке Серёже,
Покружитесь
тоже, Котику кусочки – Встаньте
на носочки
, Ну, а Дашеньке в киселе –
Покружились – тихо сели!

Хороши
оладушки У деда да у бабушки! Работы в парах по выполнению продуктивных заданий;
V.

Подведение итогов учебного занятия:
сравнение целей, поставленных в начале работы, с полученным результатом, подведение объективного результата работы.
6*

Послушайте строки стихотворения,

которые, мне кажется, очень

подходят к нашему УРОКУ:
Ангела Бог при Крещенье мне дал. Пусть я его никогда не видал, Знаю и верю, что день изо дня Он от врагов защищает меня!  Действительно, у каждого человека имя святого покровителя и есть свой Ангел- Хранитель. Ребята, у вас дома наверняка хранятся фотографии. Одна из самых Небольшой объем самостоятельной работы; организация самоконтроля.
Сл. 5

главных достопримечательностей любого дома – старинная фотография, а для неё, как известно, необходима рамочка. Я предлагаю вам сделать такую рамочку и на память о нашем уроке оформить в неё фотографию. 
А на следующем уроке рассказать

нам историю имени этого вашего

родственника.
 Раскройте конверт, возьмите детали рамочки и склейте её, приклеивая к открытому конвертику для фотографии.  Вот и закончена наша работа, но не заканчивается история, потому что мы создаём её сами, сами делаем её и живём в ней.  Любая история, как и наша жизнь, любит порядок. Я предлагаю вам разместить всю полученную информацию в соответствии с её назначением для этого нам понадобится ПАПКА (что бы вы хотели вынести полезного с нашего занятия и вам пригодится в жизни), СВИТОК (что для вас было бесполезным и мы поместим в архив) и КНИГА с закладкой (что оказалось интересным и вы вернётесь к этой информации – нужно додумать и доработать). Обсудите в группах предложенные вам фразы и найдите им нужное место. На доске карандашики:  Сначала мы рассуждали так  Потом мы столкнулись с проблемой  Затем мы сравнивали и решали  Мы увидели, что… значит теперь мы будем. Выбирают результат характеристики решаемой проблемы определение перспектив последующей работы.
Сл. 6
– картинка