"Роль приставок в образовании слов. Маркировка приставки. Орфограммы корня"

Автор: Хахелева Татьяна Игорьевна
Должность: учитель начальных классоа
Учебное заведение: МБОУ СОШ №49 с УИОП
Населённый пункт: г. Белгород, Белгородская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Роль приставок в образовании слов. Маркировка приставки. Орфограммы корня"
Дата публикации: 08.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Хахелева татьяна Игорьевна Учитель начальных классов МБОУ СОШ № 49 с УИОП г. Белгород Класс: 2 Конспект урока русского языка. Тема: «Роль приставок в образовании слов. Маркировка приставки. Орфограммы корня.» Цели:
Предметные:
ознакомиться с ролью приставки в образовании слов. Объяснять роль приставки в различении лексического значения слова. Ознакомиться со школьным словообразовательным словарем русского языка. Уметь анализировать лингвистический текст – определение. Находить и выделять в родственных словах корень, приставку, орфограммы в корне, подбирать проверочные слова.
Личностные:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе; – интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях; – ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей; – понимание причин успехов в учебе;
Регулятивные:
– принимать и сохранять учебную задачу; – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; – принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения; – в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
Познавательные:
– пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе; – строить сообщение в устной форме; – находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос; – ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; – анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; – воспринимать смысл предъявляемого текста; – анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности); 1

Коммуникативные:
– выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; – воспринимать другое мнение и позицию; – формулировать собственное мнение и позицию; – договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя); – строить понятные для партнера высказывания; – задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения. – строить монологическое высказывание; – ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; – учитывать другое мнение и позицию; – договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре); – контролировать действия партнера: оценивать качество, последовательность действий, выполняемых партнером, производить сравнение данных операций с тем, как бы их выполнил «я сам»; – адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач; – осуществлять действие взаимоконтроля.
Предметные результаты:

Развитие речи
– использовать средства устного общения (голос, темп речи, мимику, жесты, движения) в соответствии с конкретной ситуацией общения (с какой целью, с кем и где происходит общение); – осознавать собственную устную речь: с какой целью, с кем и где происходит общение; – понимать особенности диалогической формы речи; – первичному умению выражать собственное мнение, обосновывать его; – первичному умению строить устное монологическое высказывание на определенную тему, делать словесный отчет о выполненной работе;
Тип урока:
открытия нового знания
Ход урока

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Подготовка учащихся к работе на уроке: создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»); - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»); - установить тематические рамки учебной деятельности («могу»).
Положительный настрой.
Ты улыбкой, как солнышком, брызни,
(Слайд 1)
2
Выходя поутру из ворот. Понимаешь, у каждого в жизни Предостаточно бед и забот. Разве любы нам хмурые лица Или чья-то сердитая речь? Ты улыбкой сумей поделиться И ответную искру зажечь. Подарите улыбки друг другу. Приятного всем нам урока.
2. Актуализация знаний. Повторение изученного материала
Итак, ребята, мы продолжаем поход за новыми знаниями. А чтобы получить новые знания, вы должны вспомнить и рассказать, что вы уже усвоили.
Работа над пословицей. (Слайд 2)
Перед вами пословица: Слово слово родит, третье само бежит. -Объясните смысл данной пословицы. - О каких словах идет речь? - Какие слова называются однокоренными (или родственными)? Приведите пример. - Из каких частей может состоять слово? -Ребята, может кто-нибудь из вас знает, как называется раздел русского языка, изучающий состав и словообразование? А хотите узнать? В 5 классе вы будете говорить о том, что словообразование изучается в разделе морфемика (от греч. morphe — форма) — это раздел науки о языке, в котором изучается состав (строение) слова.
(Памятка на доске)
- В какой части слова содержится основное значение слова? - Что называется корнем слова?
3. Подготовка учащихся к работе на основном этапе. Определение

темы урока.

Постановка учебной задачи.
- формулирование темы учебного занятия вместе с учащимися; -формулирование целей урока вместе с учащимися; Как вы думаете, может ли быть слово без корня? - Прочитай слова. Выделите устно корни в данных словах.
-Что заметили?
(чередование согласного в корне) (
Слайд 1) 2
море – приморский, дорога - придорожный, школа - пришкольный, берег - прибрежный, город – пригородный - Что обозначают вторые слова в парах? (называют признак предмета) На какой вопрос отвечают? (какой?) 3
Можно ли сказать, что вторые слова в парах имеют общее значение «находящийся рядом, около»? Выделите устно ту часть слова, которая образовала это новое значение.
(Слайд 2)

Работа в парах. (На карточках) (картинка работы в парах)
- Далее вы работаете в парах. Задание на карточках. Прочитайте задание. Кому непонятно? Ребята, обращаю ваше внимание на подсказку. Допиши недостающую по смыслу часть слова. Воспользуйся подсказкой. …бежал за угол; …бежал из дома; … бежал первым; …бежал через дорогу; …бежал от края Подсказка за -, вы -, при, пере-, от- Проверка.
( Слайд 3)
Вопрос на обобщение наблюдений: можно ли сказать, что слова забежал, выбежал, прибежал, перебежал, отбежал – это разные формы одного слова? (Нет, так как у этих слов разное значение, они называют разное направление движения.) - Как называется часть слова, с помощью которой мы образовали эти слова? (приставка) - Сформулируйте тему урока. Роль приставок в образовании слов. Маркировка приставки.
(Слайд 4)
- Что бы вы хотели узнать на уроке? -Что такое приставка? - Где стоит приставка? - Для чего служит приставка? - Много ли приставок в русском языке? - Как обозначают приставки? - Почему приставка называется «приставкой»?
4.Этап усвоения новых знаний и способов действий.

«Открытие нового знания» (построение проекта выхода из

затруднения).
Этап изучения новых знаний и способов действий А есть ли необходимость в изучении данной темы? Ваши предположения.
Работа над правилом.
- Откройте учебники на с.50 Знакомство с правилом Вопросы после прочтения правила. - Что такое приставка? - Где она стоит? - Для чего служит? - Как маркируют – выделяют? (значок на доску) 4

Приставка -
это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов: Думал - выдумал, придумал, задумал, обдумал… Присоединение приставок к основам разных слов не меняет коренным образом их значения. Приставки придают этому значению новые смысловые оттенки. Приставки показывают лишь разное направление этого действия. Приставок в русском языке насчитывается несколько десятков. Большая часть приставок в русском языке имеет значения, подобные тем, о которых говорилось. Поэтому приставки присоединяются преимущественно к словам, обозначающим действия (глаголы) и признаки (прилагательные).
Алгоритм нахождения приставки в слове (Слайд 5)
1.Подбери однокоренные слова 2.Обозначь корень 3.Найди часть слова перед корнем, которой слова различаются. Это приставка. 4. Назови приставку. - А на вопрос, почему приставка называется «приставкой» нам подготовит ответ Ангелина, поработав с электронным словарём.
5. Этап первичной проверки понимания изученного.

Самостоятельное исследование.
Работа по учебнику с.50, упр. 98 - Откройте тетради, запишите число, классная работа.
98.
Прочитай задание. Запиши слова. К каким временам года ты их отнесёшь? Почему? Цветёт, расцветает, отцветает, зацветает - цвет Выдели корень и приставку. Отметь орфограмму в корне. Напиши проверочное слово. Проверка фронтально.
Физминутка
А сейчас мы предлагаем вашему вниманию грамматическую сказку. Новые друзья корней Долгое время на волшебной поляне корни жили од ни. Но однажды произошло событие, которое многое изменило. Со вершенно случайно зашли на поляну приставки. Это были удиви тельные девицы. Они так громко разговаривали, что корни вышли посмотреть, что же случилось. Приставкам корни очень понравились, и захотели они вместе с ними дружить. А так как корни были очень добрыми, то разрешили приставкам остаться. И не просто остаться, а еще и построили им домики перед своими в знак уважения к женщинам. (Ведь пристав ки женского рода.) Вот так выглядели эти домики:
(Слайд 6)
Вместе с корнями приставки стали работать в слове. Они выполняли важную работу по образованию новых слов: 5
например, морской — приморский — заморский. А чтобы легче было запомнить правило о приставках, я дарю каждому из вас это стихотворение. Перед корнем есть приставка, Слитно пишется она. А при помощи приставки Образуются слова. Что же касается правописания ПРИСТАВОК, то тут уж ничего не поделаешь: их приходится просто запоминать, благо не так уж их и много. Предлагаем вам запомнить наиболее употребляемые приставки с вариациями: без-бес, вз-(взо, вс-), воз-(вое-), вы-, до-, за-, из-, (изо-, ис-), на-, над-(надо-), не-, недо-, низ-(нис-), о-, об-(обо-), от-(ото), пере-, по-, под-(подо-), пра-, пре-, пред-(предо-), при-, про-, раз-(разо-), рас-, роз- (рос-), с-(со-), су-, у-, через-(чрез-, че- рес-).
(таблица на доске)
- А теперь ответ на вопрос: Почему приставка называется приставкой определим лексическое значение этого слова.
Физминутка для глаз (по Базарнову)

6.Этап применения знаний и способов действий

Цель:
проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала. Вместе работать всегда интереснее и веселее.
Работа в группах.
Следующий этап урока – работа в группах. (Картинка работы в группах на доске) - О чём мы должны помнить, работая в группах? (Правила работы в группе) «Вместе не трудно, вместе не тесно, вместе легко и всегда интересно!» Группа – это значит вместе, Группа – все за одного. Здесь всё по совести и чести, Здесь не обидят никого. Группа нас объединяет Не испугаемся преград, Здесь каждый свое дело знает, Работает на результат. А если возникают споры, Они решаются тотчас, И никакие разговоры 6
Не отвлекут от дела нас. В своей группе нам уютно Мы оказались в ней не вдруг, Когда кому-то станет трудно, Свое плечо подставит друг. Перед вами трёхцветная карточка. Самое сложное задание – красного цвета, самое лёгкое – зелёного, а синее средней трудности. В группе установите цвет вылняемого задания и приступайте к работе. На выполнение этого задания 1,5 минуты. Проверять правильность выполненного задания вы будете самостоятельно.
Самопроверка (Слайд 7)
Зелёная карточка
Вставьте

приставку
…лить …лить …лить …лить Подсказка На-, пере-, по -, вы- Синяя карточка
Вставьте

приставку и

выделите её
...писал письмо … писал рассказ …писал в тетрадь …писал красиво …писал из словаря Подсказка: На - до - за - пере - вы - Красная карточка
Вставьте подходящую по

смыслу приставку

и выделите её
…лить чай в чашку …лить цветы …лить воду из ведра …лить сок из банки в кувшин Подсказка На-, пере-, по -, вы-
7.Этап обобщения и систематизации знаний

Самостоятельная работа
Коль вы справились с заданием в группе, то надеюсь, что самостоятельную работу вы выполните также успешно. Но задание не из простых. Кому нужна моя помощь вы поднимите руку, а может кто-то из вас обратится за помощью к товарищу.
99.
Выпишите только слова с приставкой. Выделите эту часть слова. Засолить, завалить, забор, закопать, забота, зашуметь, заморозить, замазать, запрет, загрузка, закон.
Взаимопроверка

8. Этап подведения итогов занятия
- четкость и краткость этапа; - Что нового вы узнали сегодня на уроке?
-Что такое приставка?

- Где стоит приставка?
7

- Для чего служит приставка?

- Как обозначают приставки?
Как вы считаете, урок достиг цели? - Каким способом? (объяснение учителя, работа в группах, в парах, работа по учебнику, помощь одноклассников, работа со словарём) - Чтобы проверить, насколько каждый из вас усвоил новый материал, я предлагаю вам выполнить тест. 1. Приставка – это часть слова, которая находится … А) в начале слова Б) середине слова В) после корня 2. Приставка пишется со словом … А) раздельно Б) слитно В) через чёрточку 3. Приставка служит для … А) составления новых предложений Б) определения состава слова В) образования новых слов 4. Чтобы найти приставку, нужно… А) подобрать однокоренное слово Б) подобрать проверочное слово В) поставить ударение Г) подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой 5. Укажи слово с приставкой. А) ходит Б) заячий В) закон Д) забегать Е) за домом - Молодцы, ребята! Вы сегодня очень хорошо работали.
9. Этап рефлексии
-открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке; -прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества. «Я» (как чувствовал себя, с каким настроением работал, доволен ли собой), «Мы» (комфортно ли было работать в малой группе, какие затруднения были в общении), «Дело» (достиг ли цели учения, какие затруднения возникли, как преодолеть свои учебные проблемы)
10. Домашнее задание
8

по выбору
1.карточка; 2. тетрадь №2, упр.14
творческое задание по желанию
1.сочинить рассказ о приставках
Вставьте

приставку и

выдели ее

…лить

…лить

…лить

…лить

ПодсказкаНа-,

пере-, по -, вы-

Вставьте приставку

и выделите её

...писал письмо

… писал рассказ

…писал в тетрадь

…писал красиво

…писал из словаря

Подсказка:

На - ,до -, за -пере -

вы -

Вставьте подходящую по

смыслу приставку

и выделите её

…лить чай в чашку

…лить цветы

…лить воду из ведра

…лить сок из банки в

кувшин

Подсказка

На-, пере-, по -, вы-
9

Вставьте приставку

и выдели ее

…лить

…лить

…лить

…лить

Подсказка

На-, пере-, по -, вы-

Вставьте приставку и

выделите её

...писал письмо

… писал рассказ

…писал в тетрадь

…писал красиво

…писал из словаря

Подсказка:

На - до - за - пере -

вы -

Вставьте подходящую по

смыслу приставку

и выделите её

…лить чай в чашку

…лить цветы

…лить воду из ведра

…лить сок из банки в

кувшин

Подсказка

На-, пере-, по -, вы-

Вставьте приставку

и выдели ее

…лить

…лить

…лить

…лить

Подсказка

На-, пере-, по -, вы-

Вставьте приставку и

выделите её

...писал письмо

… писал рассказ

…писал в тетрадь

…писал красиво

…писал из словаря

Подсказка:

На - до - за - пере -

вы -

Вставьте подходящую по

смыслу приставку

и выделите её

…лить чай в чашку

…лить цветы

…лить воду из ведра

…лить сок из банки в

кувшин

Подсказка

На-, пере-, по -, вы-
10