"Формирование ЗОЖ на уроках математики"

Автор: Ворожбитова Ксения Олеговна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 49
Населённый пункт: город Белгород, Белгородская область
Наименование материала: cтатья
Тема: "Формирование ЗОЖ на уроках математики"
Дата публикации: 09.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы… В. А. Сухомлинский В ходе всего образовательного процесса проблема сохранения здоровья ребенка была, есть и будет актуальной во все времена. Современное поколение учеников не отличаются крепким здоровьем уже при поступлении в 1-й класс. Поэтому перед любым педагогом стоит задача сохранить здоровье своих учеников. На состояние здоровья сегодняшних школьников негативно влияют многие социальные и экономические факторы, в том числе и сама школа вносит вклад в ухудшение здоровья детей. В погоне за интеллектуальным развитием, высокой образованностью теряется фундаментальная основа для полноценного и гармоничного развития личности – её физическое и духовное здоровье. В старину говорили: «Здоровье приходит золотниками, а уходит пудами». Это значит, стать здоровым можно постепенно, а потерять здоровье можно сразу, ведь золотник - это примерно вес одной двухкопеечной монеты, а пуд - 16 килограммов. Что же такое здоровье? Что понимают под этим понятием? Здоровье – это состояние полного благополучия, которое включает в себя следующие компоненты: высокая работоспособность и устойчивость к заболеваниям (физиологический компонент); уверенность в себе, основанная на умении управлять своими чувствами и мыслями (психологический компонент); стремление и умение управлять собственным здоровьем (нравственный компонент). Говоря о здоровье детей, Д.А.Медведев отмечал: «Многое, конечно, зависит от условий жизни детей в семье, от их родителей. Но бесконечно «кивать» только в сторону семьи нельзя. Значительную часть дня дети находятся в школе, и, следовательно, заниматься их здоровьем должны не только родители, но и педагоги. Нужно уйти от усредненного подхода в этом вопросе. В организации учебного процесса должен быть применен здоровьесохраняющий и здоровьеформирующий подход, сводящие до минимума риски для здоровья каждого ученика». В основу современного образования положена направленность воспитания на развитие человека, на овладение ценностями культуры, формирование здорового образа жизни. Говоря о здоровом образе жизни, Л.И. Алёшина так определяет это понятие: ЗОЖ – это система индивидуальных проявлений личности (нравственных, духовных, физических) в различных сферах деятельности. Мы остановимся на уроках математики. Как уроки математики могут повлиять на здоровье учеников школы? Математика является сложным предметом для многих учеников уже в начальной школе, поэтому необходимо проводить работу по профилактике и предупреждению стрессов, связанных с заниженной самооценкой из-за отсутствия знаний или недостаточного уровня их усвоения, так же необходимо проводить уроки так, чтобы заинтересовать ребенка уже с первого класса и использовать уроки математики для сбережения здоровья. Для достижения данных целей на уроках математики можно использовать учебный материал (тексты задач) с валеологическим содержанием, т.е путём увязки математических тем с какими-либо сведениями о здоровье, о медицинских приборах, о нормальных показателях здоровья. Задачи, которые содержат сведения о правильном питании, рациональном режиме дня, о качественном и количественном содержании
витаминов в том или ином продукте, и др., можно увязать с многими математическими темами. Таким образом, ученики ненавязчиво узнают или закрепят знания о здоровом образе жизни.