Вы н
Пояснительная записка
В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года сформулированы важнейшие задачи воспитания школьников: формирование гражданской ответственности, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.
Базовое звено образования - общеобразовательная школа. Именно средние учреждения активно включились в реформирование образования, которое происходит в сложное время, когда наряду с экономической нестабильностью одной из глобальных проблем современности остается духовный кризис нашего общества, когда теряются связи с вековыми традициями, смешиваются представления о добре и зле, утрачиваются многие духовные ценности.
К сожалению, сегодня дети и в своем Отечестве, и в русских храмах, и в музеях, и в библиотеках чувствуют себя иностранцами. Кризис духовности обнажает глубинные вопросы человеческого существования, смысла жизни живущих и будущих поколений. Педагогика призвана отвечать на запросы времени, определяя такие системы, методы и формы воспитания, которые конструктивно влияли бы на молодых людей.
В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость; ее, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ. И возрождение России, поддержание ее статуса как великой державы сегодня связано не только с решением политических, экономических, социальных проблем, но, прежде всего, с воспитанием Человека в человеке, формированием у него духовности, нравственности, исторически сложившейся российской ментальности.
Об актуальности духовно- нравственного воспитания в школе свидетельствуют многие кризисные явления современной жизни: наркомания, криминализация детской среды, низкий уровень общественной морали, утрата семейных ценностей, упадок патриотического воспитания и др. Из этого вытекает необходимость выделения духовно- нравственного воспитания в особую воспитательную область, обладающую своими методологическими доминантами, структурой, целями и способами реализации.
Назначение программы:
Порядок мониторинга процесса и результатов реализации Программы:
совещаниях при управлении образования с предоставлением аналитического материала промежуточных и итоговых результатов воспитательного процесса;
Нормативно-правовое обеспечение программы:
Цель духовно-нравственного воспитания в школе - создание условий для
становления духовно- нравственной культуры у школьников.
Духовно- нравственное воспитание
содействует формированию у человека:
Понятийный аппарат
Слово «духовность» употребляются в обиходе наших выражений очень широко. И только в силу незнания его значения люди иногда относят его лишь к одной человеческой деятельности - религиозной. Религиозность - это лишь определенное убеждение. А вот исполнение высокодуховных истин: умение быть добрым, милосердным, нравственно уравновешенным, культурным, умение прощать и др.- это и есть духовность. Это качество всей человеческой деятельности, все то, что может нас возвысить над нашими вчерашними достижениями.
Духовность - это «устремление человека к тем или иным высшим ценностям и смыслу, идеалу, стремление человека переделать себя, приблизить свою жизнь к этому идеалу и внутренне освободиться от обыденности» (В. И. Даль).
Духовность проявляется в стремлении человека строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, истины, красоты, строить свою жизнь на основе гармонии с окружающим миром. Одним из сильнейших источников духовности является совесть, а проявлением духовности - любовь.
Нравственность - это компонент культуры, содержанием которого выступают этические ценности, составляющие основу сознания. Нравственность- это способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом, это способы и приемы передачи вовне своего внутреннего духовного мира.
Можно привести несколько формулировок духовно- нравственного воспитания:
Таким образом, духовно- нравственное воспитание- это создание условий для воспитания человека, который старается жить в согласии со своей совестью.
«Безнравственный человек – значит бессовестный» (К.Д.Ушинский).
Духовность и нравственность - понятия, существующие в неразрывном единстве. При их отсутствии начинается распад личности и культуры.
Задачи духовно-нравственного воспитания
Принципы духовно-нравственного воспитания
Формы работы с учащимися
Формы работы с родителями
Основные направления работы
Блоки |
Воспитательные задачи |
Я и Я |
1) Формирование духовно-нравственных ориентиров. |
Я и Отечество |
1) Воспитание понимания Отечества как непреходящей ценности, связи с
предыдущими поколениями. Раскрытие культурообразующей роли Православия для России. |
Я – защитник Отечества |
Воспитание чувства патриотизма, сопричастности к героической истории Российского государства, формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности служению Отечеству и его вооруженной защите. |
Я и здоровье |
1) Создание условий для сохранения физического, психического, духовного и
нравственного здоровья учащихся. |
Я и культура |
1) Раскрытие духовных основ отечественной культуры. |
Я и семья |
1) Формирование представлений о семейных ценностях. |
Я и школа |
1) Формирование у учащихся осознания принадлежности к школьному
коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к
созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе. |
Я и планета |
1) Воспитание понимания взаимосвязей между человеком, обществом, природой. |
Прогнозируемые результаты реализации программы
В ходе освоения программы «Духовно-нравственное воспитание школьников» ученик должен обладать следующими компетенциями:
Важно помнить, что воспитательный процесс - целостная динамическая система, основным фактором которой является ЛИЧНОСТЬ.
Результат воспитания –
ВОСПИТАННАЯ ЛИЧНОСТЬ.
Главная цель духовно- нравственного воспитания - формирование человека, способного к принятию ответственных решений, к проявлению нравственного поведения в любой жизненной ситуации.
Содержание программы
7 класс
Задачи:
Модуль 1
Месяц |
Воспитательные мероприятия |
Воспитывающие мероприятия |
Работа с родителями |
Сентябрь |
Классный час «Мои интересы, мои увлечения» |
Акция «Дело, посаженное тобой» - «Человек в тебе» |
Выпуск бюллетеня «Школа для родителей» |
Октябрь |
Диспут «Разумное и нравственное всегда совпадают» |
Ролевые игры с использованием нравственных ситуаций «Театр- экспромт»; Выпуск классной газеты «Веселые путешественники» |
Выставка «Моя семья» |
Ноябрь |
Беседа «Протянем руку помощи» |
Практикум «Как помочь товарищу, если он попал в беду» |
Родительское собрание с учащимися класса «День благодарения" |
Декабрь |
«Пестрое дело» « Свободный разговор» |
Литературно- музыкальная гостиная «В мире духовности» |
Выпуск бюллетеня «Школа для родителей» |
Январь |
Классный час «Мой дом- моя семья» |
Конкурс сочинений «Самый дорогой человек» |
Родительское собрание «Друзья моего ребенка. Кто они?» |
Февраль |
Классный час «Милосердие в наши дни» |
Участие в акции «Малышок» |
Беседа «Спешите делать добро» |
Март |
Диспут «Надо ли любить всех?» |
Литературно- музыкальная гостиная «Целую руки матери моей» |
|
Апрель |
Беседа «Кому легче жить_ культурному или некультурному человеку?» |
Конкурсно - игровая программа «Дело в шляпе, или Еще раз о дружбе»
|
Родительское собрание «Внимание: семиклассник» |
май |
Диспут «Сеющий неправду пожнет беду» |
Практикум «Лукошко добрых дел» |
Выпуск бюллетеня «Школа для родителей» |
Модуль 2
Месяц |
Воспитательные мероприятия |
Воспитывающие мероприятия |
Работа с родителями |
Сентябрь |
Презентация «Здравствуй, малая родина!» |
Участие в акции «Дети Кубани против наркотиков» |
Беседа «Обычаи и традиции Кубани» |
Октябрь |
Диспут «Если твоя ложь несет благо…» |
Игровая программа «Слабое звено» |
Консультация «Самый-самый» |
Ноябрь |
Классный вечер «Как повысить культуру речи?» |
Практикум «Давайте говорить друг другу комплименты!» |
Родительское собрание «Роль общения в жизни школьника» |
Декабрь |
Этическая беседа «Что такое вежливость?» |
КТД «Рождественские посиделки» |
Выпуск бюллетеня «Школа для родителей» |
Январь |
Классный час «Страна, в которой мне хотелось бы жить» |
Конкурс сочинений «Кто счастливее - здоровый нищий или больной король?» |
Родительское собрание «Увлечения и интересы семиклассников» |
Февраль |
Диспут «Можно ли стать красивым?» |
Практикум «Портрет моего современника»; Выпуск классной газеты «Веселые путешественники» |
|
Март |
Беседа «Если твоя правота несет зло…» |
Интерактивная игра «Иметь свое мнение - э то важно?» |
Беседа «Родительский дом- надежный причал» |
Апрель |
Встреча с представителями правовых структур «Проблемы и аргументы» |
Вечер вопросов и ответов «Духовный мир человека» Акция «Спешу делать добро!» |
Выпуск бюллетеня «Школа для родителей» |
май |
Экологическая экспедиция «Чистая река - чистая совесть» |
Поход в лес «Полная корзина» |
Родительское собрание «Здоровая семья: духовно- нравственные аспекты» |
Модуль 3
Месяц |
Воспитательные мероприятия |
Воспитывающие мероприятия |
Работа с родителями |
Сентябрь |
Дискуссионные качели «Я гражданин?» |
Игра «Мои гражданские права и обязанности» |
Родительское собрание «Семейный климат. Семейные традиции» |
Октябрь |
Беседа «Вверх по лестнице жизни» |
Практикум «День добрых сюрпризов» |
Выпуск бюллетеня «Школа для родителей» |
Ноябрь |
Встреча с интересными людьми города «Колесо» |
Презентация «Наш мир» |
Родительское собрание «Памятные даты моей семьи» |
Декабрь |
Беседа «Роль книги в жизни человека» |
Игра «Тайны вокруг нас» |
|
Январь |
Устный журнал «Память, за собою позови!» |
Операция «Салют ветеранам»,
|
Беседа с родителями на тему: «Культурные ценности семьи и их значение для ребенка» |
Февраль |
Классный час «Преданья старины далекой» |
Огонек «Искусство моего края»
|
|
Март |
Калейдоскоп «Народные праздники» |
Музыкально- игровой вечер «Русским чаем угощаем» |
Родительское собрание «Роль отца и матери в семье» |
Апрель |
Экскурсия в библиотеку «В мире интересного» |
Конкурс сочинений «Береги честь смолоду» |
Выпуск бюллетеня «Школа для родителей» |
май |
Встреча с ветеранами «Память сердца» |
Выпуск классной газеты «Веселые путешественники», литературно- художественного альманаха «Факел» |
Родительское собрание «Возьмемся за руки, друзья!» |
Содержание программы
8 класс
Задачи:
Модуль 1
Месяц |
Воспитательные мероприятия |
Воспитывающие мероприятия |
Работа с родителями |
Сентябрь |
Диспут «Что такое духовность человека?» |
Практикум «Что такое «красивый поступок»?» |
Выставка «Высшая ценность на Земле» |
Октябрь |
Беседа- диалог «Так ли безобидны современные молодежные течения и увлечения?» |
Час вежливости; Тренинг «Мои добрые дела»; Выпуск классной газеты «Веселые путешественники» |
Консультация «Хорошо - плохо» |
Ноябрь |
Этическая беседа «Умение прощать» |
Ситуативный практикум «Правила, обязательные для всех» |
Выпуск бюллетеня «Школа для родителей» |
Декабрь |
Диспут «Азбука нравственности» |
Игра- путешествие по городу Вежливости. |
|
Январь |
Беседа «Еще раз о товариществе и дружбе» |
Практикум «Чтобы иметь друга, надо быть им» |
Беседа с родителями «Этика и этикет» |
Февраль |
Классный час «Будьте добрыми и человечными» |
Турнир «Знатоки этикета» |
Беседа «Уроки школьной дружбы» |
Март |
Вечер вопросов и ответов «Девичья честь» |
Развлекательная программа «Веселый девичник» |
|
Апрель |
Беседа «Нравственные истины» |
Вечер вопросов и ответов «Моральный долг и совесть человека» |
Родительское собрание «Первые чувства вашего ребенка» |
май |
Диспут «Истоки милосердия» |
Практикум «Вежливые слова» |
Выпуск бюллетеня «Школа для родителей» |
Модуль 2
Месяц |
Воспитательные мероприятия |
Воспитывающие мероприятия |
Работа с родителями |
Сентябрь |
Мультимедийный салон «Люблю тебя, мой Армавир!» |
Акция «С любовью к городу» |
Родительское собрание «Возможные нарушения развития личности в подростковом возрасте» |
Октябрь |
Викторина «Классики литературы о добре и зле» |
Практикум «Не позволяй душе лениться!» |
|
Ноябрь |
Классный час «Долг человека по отношению к обществу» |
Тренинг «Нравственный аукцион» |
Беседа «Честь и честность» |
Декабрь |
Час общения «Как научиться жить без конфликтов!» |
Ситуативный практикум «Я- в общественном месте» |
Выпуск бюллетеня «Школа для родителей» |
Январь |
Беседа «Физкультура и спорт в жизни школьника»; Вер вопросов и ответов Должен ли быть человек толерантным?» |
Выпуск классной газеты «Веселые путешественники», литературно- художественного альманаха «Факел» |
Родительское собрание « Мы за здоровое будущее!» |
Февраль |
Диспут «Моральный долг и совесть человека. В чем они проявляются?» |
Правовая игра «Суд над хулиганством» |
Выпуск бюллетеня «Школа для родителей» |
Март |
Беседа «Вредные привычки. Как от них избавиться?» |
Акция «Я- за здоровье!» |
Семейный праздник «Нам вместе весело!» |
Апрель |
Классный час «Ложь на скамье подсудимых» |
Практикум «Можно, нельзя, нужно» |
|
май |
Устный журнал «Кто такой друг» |
Этический тренинг «Маски» |
Творческий вечер «Семейные династии» |
Модуль 3
Месяц |
Воспитательные мероприятия |
Воспитывающие мероприятия |
Работа с родителями |
Сентябрь |
Классный час «Земля- наш общий дом» |
Экскурсия «Улицы, от названия которых становится теплей» |
Выставка «Души моей сокровище» |
Октябрь |
Дискуссия «Я имею право на…» |
Игра «По каким правилам мы живем?» |
Выпуск бюллетеня «Школа для родителей» |
Ноябрь |
Выставка рисунков «Родная школа в лицах» |
Игровая программа о вредных привычках «Страшный сон» |
|
Декабрь |
Викторина «Своя игра» |
Ролевая игра «Я культурный человек» |
Родительское собрание «Культура поведения в семье» |
Январь |
Устный журнал «Письмо неизвестному солдату» |
Акция «Посылка солдату» |
|
Февраль |
Беседа «Человек- мыслитель и творец» |
КТД «Барыня- боярыня Масленица» |
Выставка фотографий «Наши семейные традиции и реликвии» |
Март |
Круглый стол «Этическое в поведении человека» |
Акция «Место встречи - театр!» |
Вечер «Да святится имя твое, МАМА!» |
Апрель |
Диспут «Государство- это мы!» |
Практикум «Человек и закон» |
Выпуск бюллетеня «Школа для родителей» |
май |
Встреча с интересными людьми города |
Вечер «Орден твоего деда»; выпуск классной газеты «Веселые путешественники» |
Заочная экскурсия «Военная летопись моей семьи»
|
Содержание программы
9класс
Задачи:
Модуль 1
Месяц |
Воспитательные мероприятия |
Воспитывающие мероприятия |
Работа с родителями |
Сентябрь |
Классный час «Идет ДОБРОТА по Земле» |
Тренинг «Уроки доброты» |
Выпуск бюллетеня «Школа для родителей» |
Октябрь |
Круглый стол «Что значит быть хорошим сыном или дочерью?» |
Ролевая игра «В гостях и дома…»; Выпуск классной газеты «Веселые путешественники» |
Беседа «Национальные традиции в моей семье» |
Ноябрь |
Классный час «Простые истории человеческой дружбы» |
Тренинг «Идеалы и антиидеалы» |
|
Декабрь |
Этическая беседа «Не бойся доброты, не бойся…» |
Турнир «Знатоки этикета» |
Родительское собрание «Эмоции и чувства в разговоре с подростком» |
Январь |
Беседа «В дружбе - сила» |
Практикум «Если друг оказался вдруг…»; Операция «Праздничный сюрприз» |
|
Февраль |
Беседа «О вкусах не спорят, о манерах надо знать» |
Практикум «Беды невежества» |
Выпуск бюллетеня «Школа для родителей» |
Март |
Диспут «Современно ли чувство «любовь»?» |
Игровая программа «Признание в любви» |
Родительское собрание «В семье - выпускник» |
Апрель |
Классный час «Профессии милосердия и добра» |
Литературно- музыкальный праздник «Всему начало- любовь…» |
|
май |
Презентация «Фильм о моем классе» |
Заочная экскурсия «Я через пять лет» |
Выпуск бюллетеня «Школа для родителей» |
Модуль 2
Месяц |
Воспитательные мероприятия |
Воспитывающие мероприятия |
Работа с родителями |
Сентябрь |
Гостиная «Пейзажи России» |
Участие в акции «Молодежи - здоровый образ жизни!» |
|
Октябрь |
Круглый стол «Три ступени, ведущие вниз» |
Выпуск литературно- художественного альманаха «Факел» |
Беседа- диалог «Правовые основы семейных отношений» |
Ноябрь |
Беседа «Сколько стоит твое здоровье» |
Игра- доказательство «Суд над пороками людей» |
Выпуск бюллетеня «Школа для родителей» |
Декабрь |
Диспут «Конверт дружеских вопросов» |
Ролевая игра «Добро пожаловать!» |
Вечер вопросов и ответов «Закон и ответственность» |
Январь |
Классный час «Наркотики- свобода или зависимость, полет или падение?» |
Практикум «Мне это выгодно?»; выпуск классной газеты «Веселые путешественники» |
Консультация «За гранью дозволенного» |
Февраль |
Беседа «Как стать мужественным юношей» |
Вечеров вопросов и ответов «Мужское достоинство» |
|
Март |
Классный час «Наша страна- Россия» |
Творческий проект «Школа, которую мы строим» |
Родительский ринг «Семейные проблемы. Как их решать?» |
Апрель |
Беседа- размышление «Молодежный сленг: «за» и «против»» |
Тренинг «Разброс мнений» |
Выпуск бюллетеня «Школа для родителей» |
май |
Классный час «Мое место в жизни» Вечер вопросов и ответов «Что такое самовоспитание? Как ты его понимаешь?» |
Практикум «В минуту трудности» |
Родительское собрание «И милость падшим подавать?» |
Модуль 3
Месяц |
Воспитательные мероприятия |
Воспитывающие мероприятия |
Работа с родителями |
Сентябрь |
Беседа «Моя «малая родина»» |
Практикум «Памятные даты моей страны» |
Выпуск бюллетеня «Школа для родителей» |
Октябрь |
Классный час «Фольклорные традиции и праздники россиян» |
Вечер «Кубань родная» |
Консультация «Что для детей «малая родина»?» |
Ноябрь |
Вечер вопросов и ответов «Классики литературы о добре и зле» |
Практикум «В мире мудрых мыслей и изречений»; |
Тренинг «Семейный альбом» |
Декабрь |
Беседа- диалог «Современные тоталитарные и экстремистские секты и организации религиозной направленности» |
Акция «Мой выбор» |
Практикум «Родительский дом – надежный причал» |
Январь |
Встреча с интересными людьми города «История глазами интересного человека» |
Лингвистический марафон «Когда говорят предметы» |
|
Февраль |
Классный час «Город помнит своих освободителей» |
Операция «Ветеран» |
Родительское собрание «История глазами моих родственников» |
Март |
«Диалог с веком» «Гений и злодейство - вещи совместимые?» |
«Приглашаем всех в театр!»; выпуск классной газеты «Веселые путешественники» |
Выпуск бюллетеня «Школа для родителей» |
Апрель |
Беседа «Кем быть и каким быть?»
|
Конкурс сочинений «Что значит быть человеком?» |
Консультация «Воспитание словом и делом» |
май |
Урок мужества «Прикоснись к подвигу сердцем!» |
Деловая игра «Люди, на которых хотим быть похожими»; Операция «Подарок моим друзьям» |
Родительское собрание «Впереди - взрослая жизнь!» |
Литература