Вы н

Духовно-нравственное воспитание школьников.

 

  

 

 

Пояснительная записка

            В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года сформулированы важнейшие задачи воспитания школьников: формирование гражданской ответственности, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе. 

            Базовое звено образования - общеобразовательная школа. Именно средние учреждения  активно включились в реформирование образования, которое происходит в сложное время, когда наряду с экономической нестабильностью одной из глобальных проблем современности остается духовный кризис нашего общества, когда теряются связи с вековыми традициями, смешиваются представления о добре и зле, утрачиваются многие духовные ценности.

            К сожалению, сегодня дети и в своем Отечестве, и в русских храмах, и в музеях, и в библиотеках чувствуют себя иностранцами. Кризис духовности обнажает глубинные вопросы человеческого существования, смысла жизни живущих и будущих поколений. Педагогика призвана отвечать на запросы времени, определяя такие системы, методы и формы воспитания, которые конструктивно влияли бы на молодых людей.

В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость; ее, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ.  И возрождение России, поддержание ее статуса как великой державы сегодня связано не только с решением политических, экономических, социальных проблем, но, прежде всего, с воспитанием Человека в человеке, формированием у него духовности, нравственности, исторически сложившейся российской ментальности.

Об актуальности духовно- нравственного воспитания  в школе свидетельствуют многие кризисные явления современной жизни: наркомания, криминализация детской среды, низкий уровень общественной морали, утрата семейных ценностей, упадок патриотического воспитания и др.  Из этого вытекает необходимость выделения духовно- нравственного воспитания в особую воспитательную область, обладающую своими методологическими доминантами, структурой, целями и способами реализации.

Назначение программы:

  • обеспечить благоприятные условия для разработки и реализации системы
  • мероприятий, способствующих духовно- нравственному воспитанию школьников

Порядок мониторинга процесса и результатов реализации Программы:

  • обсуждение хода реализации Программы на педагогических советах школы,

совещаниях при управлении образования с предоставлением аналитического материала промежуточных и итоговых результатов воспитательного процесса;

  • публикация в средствах массовой информации муниципального и регионального уровней;
  • психолого-педагогическая диагностика дошкольников и анкетирование родительской общественности.

Нормативно-правовое обеспечение программы:

  •     Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г.
  •      Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3266- 1 (с последующими изменениями и дополнениями)
  •      Всеобщая декларация прав человека от 10.12.1948 г.
  •     Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16.12.1966 г.
  •     Конвенция о правах ребенка (Нью- Йорк, 20.11.1989 г.)
  •       «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» от 29.12.2001 г. № 1756- р.

Цель духовно-нравственного воспитания в школе - создание условий для становления духовно- нравственной культуры у школьников.

 

 

  •  
    1. духовно-нравственными  (модуль 1)
    2. социально-личностными  (модуль 2)
    3. культурными  (модуль 3)
    • Повышение человеческого в человеке (В.И. Мурашов);
    • Воспитание человека, понимающего обязанности нравственного выбора (Л. Е. Плескач);
    • Процесс становления нравственного сознания, которое характеризуется накоплением человеком нравственных представлений и понятий, опирающихся на личный опыт переживания нравственных чувств (К.Д.Ушинский).
    • Гармоничное духовное развитие личности, привитие ей основополагающих принципов нравственности: доброты, честности, желания заботиться о ближнем, укрепления семейных уз, любви к детям, уважения к старшим.
    • Усвоение лучших моральных и нравственных принципов, выработанных человечеством на протяжении своей истории, сохранение исторической преемственности поколений; воспитание патриотов России.
    • Сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества; развитие национальной культуры; воспитание граждан демократического государства, уважающих права и свободы личности; объединение усилий семьи, ОУ в воспитании детей.
    • Факультативные, индивидуально-групповые занятия, беседы, игры нравственного и духовного содержания;
    • Лекции, семинары, практикумы (в старших классах);
    • Творческая художественная деятельность детей: рукоделие, рисование, создание предметов декоративно-прикладного творчества, развитие способностей сольного и хорового пения;
    • Проведение праздников и мероприятий;
    • Использование мультимедийных технологий (заочные экскурсии, виртуальный музей, создание презентаций);
    • Исследовательская деятельность учащихся;
    • Экскурсии;
    • Организация выставок;
    • Тематические и творческие вечера;
    • Участие в смотрах-конкурсах, фестивалях, концертах.
    • Родительские собрания на духовно-нравственные темы;
    • Лекторий для родителей;
    • Вечера вопросов и ответов;
    • Выставки, конкурсы;
    • Анкетирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;
    • Информационные стенды для родителей, выставки детских работ;
    • Совместно организованные с родителями праздники.

 

Духовно- нравственное воспитание

 содействует формированию у человека:

 

 

 

Понятийный аппарат

           Слово «духовность» употребляются в обиходе наших выражений очень широко. И только в силу незнания его значения люди иногда относят его лишь к одной человеческой деятельности - религиозной. Религиозность - это лишь определенное убеждение. А вот исполнение высокодуховных истин: умение быть добрым, милосердным, нравственно уравновешенным, культурным, умение прощать и др.- это и есть духовность. Это качество всей человеческой деятельности, все то, что может нас возвысить над нашими вчерашними достижениями.

Духовность - это «устремление человека к тем или иным высшим ценностям и смыслу, идеалу, стремление человека переделать себя, приблизить свою жизнь к этому идеалу и внутренне освободиться от обыденности» (В. И. Даль).

Духовность проявляется в стремлении человека строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, истины, красоты, строить свою жизнь на основе гармонии с окружающим миром. Одним из сильнейших источников духовности является совесть, а проявлением духовности - любовь.

Нравственность - это компонент культуры, содержанием которого выступают этические ценности, составляющие основу сознания. Нравственность- это способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом, это способы и приемы передачи вовне своего внутреннего духовного мира.

Можно привести несколько формулировок духовно- нравственного воспитания:

Таким образом, духовно- нравственное воспитание- это создание условий для воспитания человека, который старается жить в согласии со своей совестью.

«Безнравственный человек – значит бессовестный» (К.Д.Ушинский).

Духовность и нравственность - понятия, существующие в неразрывном единстве. При их отсутствии начинается распад личности и культуры.

 

Задачи духовно-нравственного воспитания

 

 

Принципы духовно-нравственного воспитания

 

 

 

Формы работы с учащимися

Формы работы с родителями

Основные направления работы

Блоки

Воспитательные задачи

Я и Я

1) Формирование духовно-нравственных ориентиров.
2) Формирование гражданского отношения к себе.
3) Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности.
4) Формирование потребности самообразования, самовоспитания своих морально-волевых качеств.

Я и Отечество

1) Воспитание понимания Отечества как непреходящей ценности, связи с предыдущими поколениями. Раскрытие культурообразующей роли Православия для России.
2) Формирование гражданского отношения к Отечеству.
3) Воспитание верности духовным традициям России.
4) Развитие общественной активности, воспитание сознательного отношения к народному достоянию, уважения к национальным традициям.

Я – защитник Отечества

 Воспитание чувства патриотизма, сопричастности к героической истории Российского государства, формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности служению Отечеству и его вооруженной защите.

Я и здоровье

1) Создание условий для сохранения физического, психического, духовного и нравственного здоровья учащихся.
2) Воспитание негативного отношения к вредным привычкам.
3) Пропаганда физической культуры и здорового образа жизни

Я и культура

1) Раскрытие духовных основ отечественной культуры.
2) Воспитание у школьников чувства прекрасного, развитие творческого мышления, художественных способностей, формирование эстетических вкусов, идеалов.
3) Формирование понимания значимости искусства в жизни каждого гражданина.

Я и семья

1) Формирование представлений о семейных ценностях.
2) Формирование уважения к членам семьи, воспитание семьянина, любящего своих родителей.
3) Формирование у учащихся понимания сущности основных социальных ролей сына – мужа, дочери - матери

Я и школа

1) Формирование у учащихся осознания принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе.
2) Воспитание сознательного отношения к учебе, развитие познавательной активности, формирование готовности школьников к сознательному выбору профессии.

Я и планета

1) Воспитание понимания взаимосвязей между человеком, обществом, природой.
2) Воспитание гуманистического отношения к людям.
3) Формирование эстетического отношения учащихся к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей.

 

 

Прогнозируемые результаты реализации программы

         В ходе освоения программы «Духовно-нравственное воспитание школьников» ученик должен обладать следующими компетенциями:

 

 

Важно помнить, что воспитательный процесс - целостная динамическая система, основным фактором которой является ЛИЧНОСТЬ.

Результат воспитания –

ВОСПИТАННАЯ ЛИЧНОСТЬ.

Главная цель духовно- нравственного воспитания - формирование человека, способного к принятию  ответственных решений, к проявлению нравственного поведения в любой жизненной ситуации.

 

Содержание программы

7 класс

Задачи:

  • развитие нравственных и духовных ценностей; познавательного интереса, способствующего развитию личности;
  • целенаправленное воспитание коллективной и групповой деятельности;
  • приобщение учащихся к духовной культуре, отечественным традициям.

Модуль 1

Месяц

Воспитательные

 мероприятия

Воспитывающие

мероприятия

Работа

с родителями

Сентябрь

Классный час «Мои интересы, мои увлечения»

Акция  «Дело, посаженное тобой» - «Человек в тебе»

Выпуск бюллетеня «Школа для родителей»

Октябрь

Диспут «Разумное и нравственное всегда совпадают»

Ролевые игры с использованием нравственных  ситуаций «Театр- экспромт»;

Выпуск классной газеты «Веселые путешественники»

Выставка «Моя семья»

Ноябрь

Беседа «Протянем руку помощи»

Практикум «Как  помочь товарищу, если он попал в беду»

Родительское собрание с учащимися класса «День благодарения"

Декабрь

«Пестрое дело» « Свободный разговор»

Литературно- музыкальная гостиная «В мире духовности»

Выпуск бюллетеня «Школа для родителей»

Январь

Классный час «Мой дом- моя семья»

Конкурс сочинений «Самый дорогой человек»

Родительское собрание «Друзья моего ребенка. Кто они?»

Февраль

Классный час «Милосердие в наши дни»

Участие в акции «Малышок»

Беседа «Спешите делать добро»

Март

Диспут «Надо ли любить всех?»

Литературно- музыкальная гостиная «Целую руки матери моей»

 

Апрель

Беседа «Кому легче жить_ культурному или некультурному человеку?»

Конкурсно - игровая программа «Дело в шляпе, или Еще раз о дружбе»

 

Родительское собрание «Внимание: семиклассник»

май

Диспут «Сеющий неправду пожнет беду»

Практикум «Лукошко добрых дел»

Выпуск бюллетеня «Школа для родителей»

 

Модуль 2

Месяц

Воспитательные

 мероприятия

Воспитывающие

мероприятия

Работа

с родителями

Сентябрь

Презентация «Здравствуй, малая родина!»

Участие в акции «Дети Кубани против наркотиков»

Беседа «Обычаи и традиции Кубани»

Октябрь

Диспут «Если твоя ложь несет благо…»

Игровая программа «Слабое звено»

Консультация «Самый-самый»

Ноябрь

Классный вечер «Как повысить культуру речи?»

Практикум «Давайте говорить друг другу комплименты!»

Родительское собрание «Роль общения в жизни школьника»

Декабрь

Этическая беседа «Что такое вежливость?»

КТД «Рождественские посиделки»

Выпуск бюллетеня «Школа для родителей»

Январь

Классный час

«Страна, в которой мне хотелось бы жить»

Конкурс сочинений «Кто счастливее - здоровый нищий или больной король?»

Родительское собрание «Увлечения и интересы семиклассников»

Февраль

Диспут «Можно ли стать красивым?»

Практикум «Портрет моего современника»;

Выпуск классной газеты «Веселые путешественники»

 

Март

Беседа «Если твоя правота несет зло…»

Интерактивная игра «Иметь свое мнение - э то важно?»

Беседа «Родительский дом- надежный причал»

Апрель

Встреча с представителями правовых структур

«Проблемы и аргументы»

Вечер вопросов и ответов «Духовный мир человека»

Акция «Спешу делать добро!»

Выпуск бюллетеня «Школа для родителей»

май

Экологическая экспедиция «Чистая река - чистая совесть»

Поход в лес

«Полная корзина»

Родительское

собрание «Здоровая семья: духовно- нравственные аспекты»

 

Модуль 3

Месяц

Воспитательные

 мероприятия

Воспитывающие

мероприятия

Работа

с родителями

Сентябрь

Дискуссионные качели

«Я гражданин?»

Игра «Мои гражданские права и обязанности»

Родительское собрание «Семейный климат. Семейные традиции»

Октябрь

Беседа «Вверх по лестнице жизни»

Практикум «День добрых сюрпризов»

Выпуск бюллетеня «Школа для родителей»

Ноябрь

Встреча с интересными людьми города «Колесо»

Презентация «Наш мир»

Родительское собрание «Памятные даты моей семьи»

Декабрь

Беседа «Роль книги в жизни человека»

Игра «Тайны вокруг нас»

 

Январь

Устный журнал «Память, за собою позови!»

Операция «Салют ветеранам»,

 

Беседа с родителями на тему: «Культурные ценности семьи и их значение для ребенка»

Февраль

Классный час «Преданья старины далекой»

Огонек «Искусство моего края»

 

 

Март

Калейдоскоп «Народные праздники»

Музыкально- игровой вечер «Русским чаем угощаем»

Родительское собрание «Роль отца и матери в семье»

Апрель

Экскурсия в библиотеку «В мире интересного»

Конкурс сочинений «Береги честь смолоду»

Выпуск бюллетеня «Школа для родителей»

май

Встреча с ветеранами «Память сердца»

Выпуск классной газеты «Веселые путешественники», литературно- художественного альманаха «Факел»

Родительское собрание «Возьмемся за руки, друзья!»

 

 

 

Содержание программы

8 класс

Задачи:

  • воспитать уважительное отношение друг к другу, демонстрируя положительные примеры прошлого и современности, реальные взаимоотношения людей;
  • развивать значение понятий «истинное» и «ложное», научить отвечать за последствия своих поступков, принимать верные решения;
  • создавать  ситуации практического применения  духовно- нравственных категорий в реальной ситуации.

Модуль 1

Месяц

Воспитательные

 мероприятия

Воспитывающие

мероприятия

Работа

с родителями

Сентябрь

Диспут «Что такое духовность человека?»

Практикум «Что такое «красивый поступок»?»

Выставка «Высшая ценность на Земле»

Октябрь

Беседа- диалог «Так ли безобидны современные молодежные течения и увлечения?»

Час вежливости;

Тренинг «Мои добрые дела»;

Выпуск классной газеты «Веселые путешественники»

Консультация «Хорошо - плохо»

Ноябрь

Этическая беседа «Умение прощать»

Ситуативный практикум «Правила, обязательные для всех»

Выпуск бюллетеня «Школа для родителей»

Декабрь

Диспут «Азбука нравственности»

Игра- путешествие по городу Вежливости.

 

Январь

Беседа «Еще раз о товариществе и дружбе»

Практикум «Чтобы иметь друга, надо быть им»

Беседа с родителями «Этика и этикет»

Февраль

Классный час «Будьте добрыми и человечными»

Турнир «Знатоки этикета»

Беседа «Уроки школьной дружбы»

Март

Вечер вопросов и ответов «Девичья честь»

Развлекательная программа «Веселый девичник»

 

Апрель

Беседа «Нравственные истины»

Вечер вопросов и ответов «Моральный долг и совесть человека»

Родительское собрание «Первые чувства вашего ребенка»

май

Диспут «Истоки милосердия»

Практикум «Вежливые слова»

Выпуск бюллетеня «Школа для родителей»

 

Модуль 2

Месяц

Воспитательные

 мероприятия

Воспитывающие

мероприятия

Работа

с родителями

Сентябрь

Мультимедийный салон «Люблю тебя, мой Армавир!»

Акция «С любовью к городу»

Родительское собрание «Возможные нарушения развития личности в подростковом возрасте»

Октябрь

Викторина «Классики литературы о добре и зле»

Практикум «Не позволяй душе лениться!»

 

Ноябрь

Классный час «Долг человека по отношению к обществу»

Тренинг «Нравственный аукцион»

Беседа «Честь и честность»

Декабрь

Час общения «Как научиться жить без конфликтов!»

Ситуативный практикум «Я- в общественном месте»

Выпуск бюллетеня «Школа для родителей»

Январь

Беседа «Физкультура и спорт в жизни школьника»;

Вер вопросов и ответов Должен ли быть человек толерантным?»

Выпуск классной газеты «Веселые путешественники», литературно- художественного альманаха «Факел»

Родительское собрание « Мы за здоровое будущее!»

Февраль

Диспут «Моральный долг и совесть человека. В чем они проявляются?»

Правовая игра «Суд над хулиганством»

Выпуск бюллетеня «Школа для родителей»

Март

Беседа «Вредные привычки. Как от них избавиться?»

Акция «Я- за здоровье!»

Семейный праздник «Нам вместе весело!»

Апрель

Классный час «Ложь на скамье подсудимых»

Практикум «Можно, нельзя, нужно»

 

май

Устный журнал  «Кто такой друг»

Этический тренинг «Маски»

Творческий вечер «Семейные династии»

 

Модуль 3

Месяц

Воспитательные

 мероприятия

Воспитывающие

мероприятия

Работа

с родителями

Сентябрь

Классный час «Земля- наш общий дом»

Экскурсия «Улицы, от названия которых становится теплей»

Выставка «Души моей сокровище»

Октябрь

Дискуссия «Я имею право на…»

Игра «По каким правилам мы живем?»

Выпуск бюллетеня «Школа для родителей»

Ноябрь

Выставка рисунков «Родная школа в лицах»

Игровая программа о вредных привычках «Страшный сон»

 

Декабрь

Викторина «Своя игра»

Ролевая игра «Я культурный человек»

Родительское собрание «Культура поведения в семье»

Январь

Устный журнал «Письмо неизвестному солдату»

Акция «Посылка солдату»

 

Февраль

Беседа «Человек- мыслитель и творец»

КТД «Барыня- боярыня Масленица»

Выставка фотографий «Наши семейные традиции и реликвии»

Март

Круглый стол «Этическое в поведении человека»

Акция «Место встречи - театр!»

Вечер «Да святится имя твое, МАМА!»

Апрель

Диспут «Государство- это мы!»

Практикум «Человек и закон»

Выпуск бюллетеня «Школа для родителей»

май

Встреча с интересными людьми города

Вечер «Орден твоего деда»;

выпуск классной газеты «Веселые путешественники»

Заочная экскурсия «Военная летопись моей семьи»

 

 

Содержание программы

9класс

Задачи:

  • воспитание чувства ответственности за сохранение нравственных отношений в коллективе, в семье;
  • дать учащимся возможность проявить свои нравственно- духовные ценности на практике;
  • создание условий для нравственного самовоспитания учащихся

Модуль 1

Месяц

Воспитательные

 мероприятия

Воспитывающие

мероприятия

Работа

с родителями

Сентябрь

Классный час «Идет ДОБРОТА по Земле»

Тренинг «Уроки доброты»

Выпуск бюллетеня «Школа для родителей»

Октябрь

Круглый стол  «Что значит быть хорошим сыном или дочерью?»

Ролевая игра «В гостях и дома…»;

Выпуск классной газеты «Веселые путешественники»

Беседа «Национальные традиции в моей семье»

Ноябрь

Классный час «Простые истории человеческой дружбы»

Тренинг «Идеалы и

 антиидеалы»

 

Декабрь

Этическая беседа «Не бойся доброты, не бойся…»

Турнир «Знатоки этикета»

Родительское собрание «Эмоции и чувства в разговоре с подростком»

Январь

Беседа «В дружбе - сила»

Практикум «Если друг оказался вдруг…»;

Операция «Праздничный сюрприз»

 

Февраль

Беседа «О вкусах не спорят, о манерах надо знать»

Практикум «Беды невежества»

Выпуск бюллетеня «Школа для родителей»

Март

Диспут «Современно ли чувство «любовь»?»

Игровая программа «Признание в любви»

Родительское собрание «В семье - выпускник»

Апрель

Классный час «Профессии милосердия и добра»

Литературно- музыкальный праздник «Всему начало- любовь…»

 

май

Презентация «Фильм о моем классе»

Заочная экскурсия «Я через пять лет»

Выпуск бюллетеня «Школа для родителей»

 

Модуль 2

Месяц

Воспитательные

 мероприятия

Воспитывающие

мероприятия

Работа

с родителями

Сентябрь

Гостиная «Пейзажи России»

Участие в акции «Молодежи - здоровый образ жизни!»

 

Октябрь

Круглый стол «Три ступени, ведущие вниз»

Выпуск литературно- художественного альманаха «Факел»

Беседа- диалог «Правовые основы семейных отношений»

Ноябрь

Беседа «Сколько стоит твое здоровье»

Игра- доказательство «Суд над пороками людей»

Выпуск бюллетеня «Школа для родителей»

Декабрь

Диспут «Конверт дружеских вопросов»

Ролевая игра «Добро пожаловать!»

Вечер вопросов и ответов «Закон и ответственность»

Январь

Классный час «Наркотики- свобода или зависимость, полет или падение?»

Практикум «Мне это выгодно?»;

выпуск классной газеты «Веселые путешественники»

Консультация «За гранью дозволенного»

Февраль

Беседа «Как стать мужественным юношей»

Вечеров вопросов и ответов «Мужское достоинство»

 

Март

Классный час «Наша страна- Россия»

Творческий проект «Школа, которую мы строим»

Родительский ринг «Семейные проблемы. Как их решать?»

Апрель

Беседа- размышление «Молодежный сленг: «за» и «против»»

Тренинг «Разброс мнений»

Выпуск бюллетеня «Школа для родителей»

май

Классный час «Мое место в жизни»

Вечер вопросов и ответов «Что такое самовоспитание? Как ты его понимаешь?»

Практикум «В минуту трудности»

Родительское  собрание «И милость падшим подавать?»

 

Модуль 3

Месяц

Воспитательные

 мероприятия

Воспитывающие

мероприятия

Работа

с родителями

Сентябрь

Беседа «Моя «малая родина»»

Практикум «Памятные даты моей страны»

Выпуск бюллетеня «Школа для родителей»

Октябрь

Классный час «Фольклорные традиции и праздники россиян»

Вечер «Кубань родная»

Консультация «Что для детей «малая родина»?»

Ноябрь

Вечер вопросов и ответов

«Классики литературы о добре и зле»

Практикум «В мире мудрых мыслей и изречений»;

Тренинг «Семейный альбом»

Декабрь

Беседа- диалог «Современные тоталитарные и экстремистские секты и организации религиозной направленности»

Акция «Мой выбор»

Практикум «Родительский дом –

надежный причал»

Январь

Встреча с интересными людьми города

«История глазами интересного человека»

Лингвистический марафон

«Когда говорят предметы»

 

Февраль

Классный час «Город помнит своих освободителей»

Операция «Ветеран»

Родительское собрание «История глазами моих родственников»

Март

«Диалог с веком» «Гений и злодейство - вещи совместимые?»

«Приглашаем всех в

театр!»;

выпуск классной газеты «Веселые путешественники»

Выпуск бюллетеня «Школа для родителей»

Апрель

Беседа «Кем быть и каким быть?»

 

Конкурс сочинений «Что значит быть человеком?»

Консультация «Воспитание словом и делом»

май

Урок мужества «Прикоснись к подвигу сердцем!»

Деловая игра «Люди, на которых хотим быть похожими»;

Операция «Подарок моим друзьям»

Родительское собрание «Впереди - взрослая жизнь!»

 

Литература

 

  • Кочетов А. И. и др. Эксперимент по программе воспитания в школе. Ярославль, 1994 г.
  • Петрусинский В. В. Игры: обучение, тренинг, досуг. М., Новая школа, 1994.
  • Титова Е. В. Если знать, как действовать. М., Просвещение, 1993 .
  • Шмаков С., Безбородная Н. От игры к самовоспитанию. М., Новая школа, 1993.
  • Щуркова Н. Е. Программа воспитания школьника. Белгород, 1994.
  • Щуркова Н. Е. Собранье пёстрых дел. Владимир, 1993.