Напоминание

"Использование метода проекта в познавательно-речевом развитии дошкольников"


Автор: Колпакова Ольга Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Грибановский детский сад №1.
Населённый пункт: Воронежская область п.г.т. Грибановский
Наименование материала: статья
Тема: "Использование метода проекта в познавательно-речевом развитии дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Колпакова О.М. МКДОУ Грибановский детский сад №1, воспитатель. Тема: «Использование метода проекта в познавательно-речевом развитии дошкольников». Речь – яркий показатель развития ребенка. Учеными доказано, что речь ребенка, не подготовленного к школе, обычно сохраняет черты речи, свойственные детям более раннего возраста. Чем лучше будет развита речь ребенка в дошкольные годы, тем выше гарантия успешного его обучения в школе. Не умение детей пользоваться речью, как средством общения актуально в настоящее время. Речь возникает и развивается в процессе общения. А в настоящее время дети много времени проводят перед телевизором, компьютером. Происходит это из-за разрыва коммуникативных связей между детьми и взрослыми. Взрослые ограничиваются поверхностным взаимодействием, в виде замечаний, указаний, отмахиваются от детских вопросов, редко выслушивают детей. Воспитатели, наоборот, всегда стремятся к развитию осознанной и активной речи детей. Именно речевая активность, ее объем и характер становятся главными показателями успешности учебно-познавательной, игровой, коммуникативной деятельности. Все достижения ребенка не будут заметны, если они не выражаются в его активной речи. Учеными было доказано, что полноценное речевое развитие ребенка осуществляется только в непосредственном общении со взрослым. Речь связана с познанием окружающего мира, развитием сознания и личности. Желание дошкольника познать и освоить все новое — основа формирования интегративных качеств дошкольников. С рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем мира, который его окружает. Познавательная активность детей высокая, но самостоятельно они еще не могут найти ответы на свои вопросы. Им в этом должны помогать педагоги. Для решения этих задач мы в своей работе используем метод проектной деятельности. Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. М е т од п р о е к т а , к а к од н а и з л и ч н о с т н о -
ориентированных технологий, позволяет р а з в и в ат ь коммуникативные навыки и нравственные качества личности дошкольника. Использование этого метода позволяет развивать речь, познавательный интерес к различным областям знаний, ф о р м и р у е т н а в ы к и с о т р у д н и ч е с т в а , повышает самостоятельность, развивает творческое мышление, умение детей находить информацию о предмете или явлении разными способами. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей. Суть взаимодействия семьи и детского сада заключается в заинтересованности обеих сторон в развитии всесторонне развитой личности. Организованная по проектной деятельности жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка. Именно поэтому проектная деятельность в нашем ДОУ стала приоритетной. Как показала практика, дети с большим удовольствием откликаются на все новое и необычное, ведь проект – это «игра всерьез», результаты ее значимы для детей и взрослых. В настоящее время мы столкнулись с такой проблемой, что к нам в группу приняли детей с задержкой речевого развития и ребенка с зпр. Эти дети привыкли к общению с родителями с помощью условных звуков или жестов. Они не имеют опыта установления социальных контактов. С позиции неискушенного наблюдателя эти дети не так уж отличаются от сверстников. Родители нередко не придают значения тому, что их ребенок чуть позднее начал ходить самостоятельно, действовать с предметами, что задерживается его речевое развитие. Поработав некоторое время с этими детьми, мы увидели, что в игровой деятельности они не могут б е з н а ш е й помощи развернуть совместную игру в соответствии с общим замыслом. Они не могут контролировать свое поведение. Дети испытывают трудности, связанные с установлением коммуникативных контактов и осуществлением сотрудничества со сверстниками и окружающими. Исходя из этого, одной из важных задач для нас, стало вовлечение детей в социально-значимую деятельность, которая активизировала бы у них процесс познания, стимулировала бы
инициативу каждого ребенка, повышая тем самым его социальный статус, а также содействовала бы развитию его коммуникативных навыков. Метод проектной деятельности, по нашему мнению, является наиболее подходящим для решения данной задачи. Кроме того, он позволяет широко привлекать родителей. Тем самым мы хотим дать возможность родителям не только стать источником информации для своего ребенка, не только оказать помощь и поддержку ему, но и самим стать участниками образовательного процесса. Мы хотели, чтобы участие в проекте помогло родителям обогатить свой педагогический опыт и испытать чувство сопричастности от успехов своего ребенка. Но, отсутствие необходимой материально-технической базы, специальных программ, методик, специалистов, имеющих соответствующую квалификацию создали трудности в нашей работе. Мы стараемся изучить эти вопросы, найти необходимую информацию. Введение инклюзивного образования процесс не однодневный, к нему нужно подготавливать и родителей, и педагогов и сами образовательные учреждения. И достижение определённых результатов будет делом нелёгким и не сиюминутным. Мы делаем только первые шаги в этом направлении.


В раздел образования