Напоминание

Лирика алтайских поэтов Эзендея Кудачиновича Тоюшева и Байрама Кундулеевича Суркашева в жанровом аспекте изучения


Автор: Чендекова Анжела Борисовна
Должность: учитель алтайского языка и литературы
Учебное заведение: БОУ РА "Республиканская гимназия им. В.К.Плакаса"
Населённый пункт: г. Горно-Алтайска Республики Алтай
Наименование материала: статья
Тема: Лирика алтайских поэтов Эзендея Кудачиновича Тоюшева и Байрама Кундулеевича Суркашева в жанровом аспекте изучения
Раздел: среднее образование





Назад




Чендекова Анжела Борисовна, к.филол.н.,

учитель алтайского языка и литературы

БОУ РА «РГ им. В. К. Плакаса»

г. Горно-Алтайска (Республика Алтай)

Лирика алтайских поэтов Эзендея Кудачиновича Тоюшева и Байрама

Кундулеевича Суркашева в жанровом аспекте изучения

В литературоведении существуют разные мнения по поводу жанров лирики. Жанрами

нередко называют то, что издавна было принято называть «родами» литературы – эпос,

лирику, драму. Но это нарушает давно сложившуюся традицию называть словом «жанр»

не роды литературы, а более частные ее образования. Первым, кто сделал попытку

теоретически различить литературные роды, был древнегреческий философ Аристотель.

В современном же литературоведении такие исследователи, как М. М. Бахтин, С. Н.

Бройтман, Н. Д. Тамарченко, В. И. Тюпа, М. Л. Гаспаров, Л. Я. Гинзбург, Г. И. Ломидзе, У.

Б. Далгат, В. Е. Хализев и др. попытались и разрабатывают вопрос о лирических жанрах.

Они останавливаются на своеобразии каждого из них, рассматривают их в историко-

типологическом аспекте, заостряют внимание на взаимосвязи фольклора и литературы в

плане жанрообразования.

Американские

литературоведы

Р.

Уэллек

и

О.

Уоррен

тоже

отмечают

влияние

фольклора на формирование литературных жанров и указывают, что некоторые из них

«имеют фольклорное происхождение» [3, С. 66].

В работах критиков, Н. Н. Тобурокова, Р. Г. Бикмухаметова, Г. Д. Гачева, П. Н. Беркова,

П. В. Максимовой

и др., по поэтике, стихосложению многонациональной литературы,

можно найти краткие сведения о развитии того или иного жанра.

Хотя

алтайская

лирика

неоднократно

была

объектом

внимания

литературоведов

Горного Алтая, пристальное изучение лирических жанров, особенно на рубеже XX - XXI

веков, еще до конца не осуществилось.

Г. В. Кондаков в своей работе «Магнитное поле поэта» (1976) коротко останавливается

на

жанровом

своеобразии

алтайской

лирики.

Он

отмечает,

что

«развитие

жанров

алтайской лирики идет интенсивно, обогащаются и трансформируются традиционные

виды лирики (песня, шутка, благопожелание), вводятся под благотворным воздействием

русской поэзии новые жанры» [4, С. 126]. Исследователь подразумевает развитие таких

жанров, как романс, элегия, послание, посвящение, пародия и т.д.

в национальной

литературе 60 – 70-х годов XX века.

В работах В. И. Чичинова и С. С. Каташа в основном рассматривалось влияние

фольклора на развитие алтайской лирики.

1

Н. М. Киндикова в своих монографиях, рассматривая эволюцию многих лирических

жанров (песен, гимнов, од и т.д.), отмечает, что их истоком является устное народное

творчество и древнетюркские памятники.

В одной из

работ (1994) наряду с лирикой других поэтов исследователь коротко

останавливается на поэтике лирических произведений Байрама Кундулеевича Суркашева

и Эзендей Кудачиновича

Тоюшева. Целью же нашей работы является рассмотрение

жанров лирики поэтов по трем направлениям:

1) признаки устного народного творчества;

2) влияние других литератур;

3) новаторство поэта.

В древнетюркских памятниках и фольклоре заложены зачатки таких жанров, как песня,

гимн, благопожелание, плач и т.д. В лирике многих поэтов часто встречаются стихи-песни,

жанр которых мы определяем по ритмике, по стилю. Жанр некоторых из них точно

указывается самим автором. Так, в творчестве Э. Тоюшева и Б. Суркашева

встречаем

стихи-песни. Например,

стихотворение Э. Тоюшева «На рассвете» по ритмике, стилю,

мелодике относится к этому жанру:

…Завернулась дорога во тьму,

Не слышен мне конский топот.

Откуда доносилась песня,

Теперь там покой и молчание… (

Здесь и далее подстрочный перевод наш – Т. А.

)

Также песнями являются такие стихи, как «Лик месяца в облаке».

Жанр

некоторых

стихотворений

авторы

сами

указывают

в

названии.

Так,

у Б.

Суркашева «Песня Сай-Солон», «Златорогая луна» (Песня юноши), у Э. Тоюшева –

«Песня солнца», «Ожидание» (Песня).

Стихотворения в форме благопожелания, где лирический герой благословляет народ,

родину или просит о чем-то божеств, встречаются у обоих поэтов. У Б. Суркашева оно

называется так же как и сам жанр:

Хан-Алтай! Дай мне силы!..

Помножь мой народ!..

Благослови мой язык!..

Отметим,

что

данное

стихотворение

походит

на башкирский мунажат

(истоки

в

фольклоре), где лирический герой обращается к богу с мольбой.

У Э. Тоюшева стихотворение «Сердце бьется» написано в жанре благопожелания:

О, Бог, благодарю (

дословно: «голова тебе» - искренняя благодарность

)

Этот свет,

2

Мой народ.

За судьбу,

За мысли и думы,

Кайракан (Бог), благодарю!

Кроме этого, в жанре благопожелания написаны «Судьба, тебя благодарю», «Хан-

Алтай, благослови».

В жанре плача, основным признаком которого является причитание, горечь, трагизм, у

Б. Суркашева написаны стихотворения «Плач Сай-Солон», «Мой плач»; у Э. Тоюшева –

«Плач старого кедра»:

Человек, что же ты не задумываешься,

Человек, что же ты никак не остановишься!

Весь лес истребил,

И не успокоишься!

Корни свои изрубил – чего не хватило?!

Что с тобой? Смотри, не продавайся!..

Также

в

творчестве Б.

Суркашева находим стихи и в жанре поучений

– «Желание

ребенка чисто, дорого»:

…Ребенок может быть и непослушным.

Иногда вы не захотите приласкать его…

Не бейте ребенка – это зря,

Он чист, в нем нет плохого…

Из

жанров

фольклора шутки тоже

встречаются

у Б.

Суркашева.

Иногда

автор

указывает на жанр в названии стиха или же это ясно по самому названию: «Ночное

путешествие» (Шутка), «Как я пополнел», «Неправильные рога».

Каждая

литература

подвергается

влиянию

других

литератур.

Это

сказывается

на

творчестве

писателей.

Данный

процесс

заметен

и

в

лирике

Э.

К.

Тоюшева

и

Б.

К.

Суркашева

именно

в

жанровом

отношении.

Так,

у

обоих

поэтов

встречаются

стихотворения в жанре посвящения. Названия стихотворений позволяют сразу определить

их

жанр: Э.

Тоюшев «Поля

Талду», Б.

Суркашев «Марьины

коренья»,

«Хабаровка

(Улегем)», «Моя дочь».

Много стихотворений в жанре послания, где лирический герой обращается кому-то или

чему-то,

высказывается

и

где

значительное

место

занимают

психологизация

и

драматизация.

В

лирике Б. Суркашева это такие стихотворения, как «Русской матери

Степановой

Епистемии

Федоровне»,

«П.

Самыку»,

«Погибшему

на

фронте

отцу»,

3

«Берегите поэтов» и др., у Э. Тоюшева - «Дочери», «Поэту», «Моему дитя», «Землякам»,

«Человек, будь человеком», «Не верь, мой друг», «Смейся, дитя мое» и др.

Лирические

прозиведения

Э.

Тоюшева «Лунной ночью» и «Скучая по тебе» мы

отнесли

к романсам. Чувствуется

напевность,

мелодичность

в

каждой

строфе.

У Б.

Суркашева – «Черноглазая»:

Черноглазой милой

Хочу дарить любовь.

Милой с родинкой

Есть слово дорогое…

Встречаются такие лирические произведения, где лирический герой размышляет на

философские темы. В жанре думы написаны «Азия» Б. Суркашева и «Дума-вопрос» Э.

Тоюшева.

«Реалистическая

поэзия» турецкого поэта Н. Хикмета наблюдалась в лирике П. Т.

Самыка. Он был другом Хикмета, переводил его и потом написал ряд стихотворений в

стиле

своего

друга.

Позже

этот

процесс

исследователь

Г.

В.

Кондаков

назовет

«прозаизацией

лирики», где

стихи

имеют

краткий

сюжет,

основанный

на

реальных

событиях. Теперь, как видим, «прозаизация лирики» отмечается не только у П. Самыка,

так как такие стихотворения встречаются и у Б. Суркашева («Праздник в тайге», «Чике-

Таман», «Сын мой ошибается так же, как и я», «Эл-Ойын»), и у Э.

Тоюшева («На

мельнице», «В стане»). Все они имеют краткий сюжет, повествуют о каком-то случае.

Например, отрывок из стихотворения «Праздник в тайге» Б. Суркашева:

Первые лучи красного солнца

Встретил я с возгласами.

«Здесь, здесь орешки!» -

Кликнул брата своего…

Из

европейской

литературы

в

творчестве Б.

Суркашева встретим эпиграмму, жанр

стихотворения автор определяет сам в названии – «Эпиграмма удобна…». Признаки жанра

налицо: сатирическое стихотворение, где осмеивается отрицательные черты характера

человека в современном обществе:

Пусть наступит утро -

Всех возьму на мушку.

Пусть на меня сердятся –

Лицо его нипочем…

Среди

лирических

произведений

Б.

Суркашева

мы

отметили,

что

стихотворение

«Чанкылдай» написано в жанре арабской хиджы, где осмеивается конкретное лицо:

4

Отправляют его на тяжелую работу –

Он стонет: «Я болен».

Выпьет он горькой воды –

Как медведь силен…

Каждый

писатель

оставляет

после

себя

какое-то

наследие,

так

как

он

вводит

в

литературу что-то новое, влияет на ее развитие. Новаторства есть и в творчестве Б. К.

Суркашева и Э. К. Тоюшева. Каждый из них ввел в литературу свои лирические жанры.

Так, у Б. Суркашева стихотворение «Напиши мне, милая», как мы определили, написано в

жанре просьбы. Лирический герой просит, умоляет свою возлюбленную написать ему

письмо:

Ты напиши мне, милая.

Я к тебе приду с открытой душой

И с нежной любовью…

Стихотворения «В будущем» и «Слово-сутра» похожи на предсказания в фольклоре:

В будущем люди на земле

Будут удивляться нам…

Читая нас, будущие поколения

Будут тайно завидовать нам…

Жанр ряда стихотворений поэт сам называет: «Стихотворение-скороговорка», которое

составляет

набор

бессмысленных,

но

с

чередующимися

буквами

слов,

которые

предназначены для детского возраста с целью развить произношение того или иного

звука.

Стихотворение

«Осень»

автор

называет этюдом, где

дается

отрывок

описания

осеннего пейзажа:

Окрыленные листья

Падают на землю легко

Золотисто-желтые березы

Облысели быстро…

Другое стихотворение Б. Суркашев называет «Подражание Роберту Бернсу»:

Ты где? Ты где?

Откликнись, откликнись.

Согрей мое сердце

Своей нежностью.

Ай, как холодно!..

5

Также в лирике Б. Суркашева встречаются и четверостишия, подобные лирическим

миниатюрам Ш. П. Шатинова, Б. Я. Бедюрова, Б. У. Укачина, А. Я. Ередеева.

Новаторство в жанровом отношении в творчестве Э. Тоюшева тоже своеобразно. Жанр

стихотворения «День чабана» в скобках определено поэтом как описание:

Собрав свои звезды,

Засветлело утро,

Солнце спотыкаясь,

Выглянуло из-за гор…

У Э. Тоюшева есть стихотворения, написанные в форме диалога, где порой в устах

лирических героев слышна бытовая, разговорная речь:

- При перекочевке потеряли коня,

Где он может быть?

Вы случайно не видели?

- А как он выглядел, какой масти?..

Нельзя не отметить и сказку про двенадцать месяцев года («Двенадцать братьев с

одной шапкой»), написанную в форме стиха.

Таким образом, если рассмотреть лирику Б. К. Суркашева и Э. К. Тоюшева по трем

вышеназванным направлениям, то в их творчестве часто встречаются стихотворения,

написанные в жанре благопожелания, башкирского мунажата, истоки которого лежат в

фольклоре, шутки, песни, плача, наставления, обращения, призыва.

Особое место занимают жанры из других литератур: посвящение, послание, романс,

дума, эпиграмма, арабская хиджа, «реалистическая поэзия» Н. Хикмета.

Новаторство поэтов заключается в том, что они ввели такие лирические жанры, как

описание, предсказание, просьба, стихотворение-скороговорка, этюд, подражание, диалог,

содержащий бытовую речь, сказка, написанная в форме стихотворения.

Рассмотрев лирику Э. К. Тоюшева и Б. К. Суркашева в жанровом аспекте, сделаем

вывод

о

том,

что

некоторые

из

жанров

продолжают

традиции

устного

народного

творчества,

иные

оттолкнулись

или

подверглись

прогрессивному

влиянию

других

литератур, и еще одна группа интересных жанров создана пером самих поэтов.

6

Список использованной литературы

1. Киндикова, Н. М. Поэтика современной алтайской лирики [Текст] / Н. М. Киндикова. –

Горно-Алтайск, 1994. – 112 с.

2. Киндикова, Н. М. Алтайская литература в контексте тюркоязычных литератур Сибири

[Текст] / Н. М. Киндикова. – Горно-Алтайск, 2001. – 204 с.

3. Кондаков, Г. В. Магнитное поле поэта [Текст] / Г. В. Кондаков. – Барнаул: Алтайское

книжное издательство, 1976. – 152 с.

4. Уэллек, Р., Уоррен, О. Теория литературы [Текст] / Р. Уэллек, О. Уоррен. – М.: Прогресс,

1978. – 325 с.

5. Суркашев, Б. К. Солоныны туженгеним / Радуга во сне [Текст] / Б. К. Суркашев. –

Горно-Алтайск, 1968. - 80 с.

6. Суркашев, Б. К. Туулар – менин кабайым / Горы – моя колыбель [Текст] / Б. К.

Суркашев. – Горно-Алтайск, 1980. – 112 с.

7. Суркашев, Б. К. Сай-Солон кожоны / Песня Сай-Солон [Текст] / Б. К. Суркашев. –

Горно-Алтайск, 1990. – 265 с.

8. Суркашев, Б. К. Арчын jытту Алтай / Алтай, где пахнет можжевельником [Текст] / Б. К.

Суркашев. – Горно-Алтайск, 2000. – 400 с.

9. Суркашев, Б. К. Илби / Мираж [Текст] / Б. К. Суркашев. – Горно-Алтайск, 2005. – 144 с.

10. Тоюшев, Э.К. Сындар / Вершины [Текст] / Э. К. Тоюшев. – Горно-Алтайск, 1969. – 66

с.

11. Тоюшев, Э.К. Jаныс борукту он эки карындаш / Двенадцать братьев под одной шапкой

[Текст] / Э. К. Тоюшев. – Горно-Алтайск, 1974. – 28 с.

12. Тоюшев, Э.К. Муркутту / С беркутом [Текст] / Э. К. Тоюшев. – Горно-Алтайск, 1975. –

112 с.

13. Тоюшев, Э.К. Кардын jолы / Дорога снега [Текст] / Э. К. Тоюшев. – Горно-Алтайск,

1981. – 64 с.

14. Тоюшев, Э.К. Алтын-Казык / Полярная Звезда [Текст] / Э. К. Тоюшев. – Горно-

Алтайск, 1989. – 96 с.

15. Тоюшев Э.К. От-Очок / Огонь в очаге [Текст] / Э. К. Тоюшев. – Горно-Алтайск, 1998. –

272 с.

16. Тоюшев Э.К. Туу jанылга / Эхо гор [Текст] / Э. К. Тоюшев. – Горно-Алтайск, 2004. –

144 с.

7



В раздел образования