Автор: Калугина Ольга Игоревна
Должность: преподаватель хоровых дисциплин
Учебное заведение: МАОУ ДОД ДШИ №1 им. Л.Л. Линховоина
Населённый пункт: г. Улан -Удэ.
Наименование материала: статья.
Тема: "Дикция в детском хоровом коллективе".
Раздел: дополнительное образование
Дикция в детском хоровом коллективе.
Большинство хоровых произведений являются программными, поскольку
имеют поэтический текст, передающий содержание произведения. Если этот
текст слушателю не ясен, то произведение остается до конца не понятым.
Поэтому
дикция,
наряду
со
строем
и
ансамблем,
является
важнейшим
качеством хорового звучания.
Дикция
(от лат. dictio
–
произношение)
–
ясное,
разборчивое
произношение текста.
Артикуляция ( от. лат. articulatio) – работа органов речи, необходимая для
образования звуков.
Артикуляционный аппарат состоит из активных и пассивных органов. К
активным
относятся
голосовые
связки,
глотка,
мягкое
нёбо,
язык,
губы,
нижняя челюсть. К пассивным относятся зубы, верхняя челюсть, твёрдое
нёбо.
Согласные
формируются
с
помощью
двух
артикуляционных
поверхностей, прерывающих поток дыхания или звук. Гласные образуются
при
движении
языка
и
губ,
которые
придают
этому
потоку
вибрации
различной формы. Артикуляционный аппарат человека можно сравнить с
работой скульптора, который «лепит» звуки из особого материала – из волн
движущегося воздуха.
Певческая артикуляция значительно активнее речевой. При певческом
произношении энергичнее и быстрее работают внутреннее артикуляционные
органы ( язык, глотка, мягкое нёбо), причем их работа в пении происходит
замедленно, за счет растягивания гласных. В пении гласные подвергаются
некоторой деформации, однако не настолько, чтоб их нельзя было узнать.
Работа над дикцией в хоре подразумевает правильное формирование
гласных и согласных звуков. Каждый из них имеет свою артикуляционную
форму и способ звукоизвлечения, нарушение которых приводит к неясному,
искажённому
произношению.
Упражнения
по
формированию
и
выравниванию гласных представляют собой последовательности на одном
звуке. Единый поток гласных должен быть выровнен по объему, силе и
тембру. Вот некоторые из последовательностей:
и-е-а-о-у : постепенный переход от позиционно более высокого «и» к
более низкому и обьёмному «у»;
у-о-а-е-и : начало с более «обьёмных» гласных помогает перенести эти
качества на «е», «и».
Возможны самые разнообразные варианты последовательностей, лишь бы
они были методически оправданы. В любой из них первый гласный должен
быть
артикуляционным
эталоном
для
последующих.
Начальное
звучание
влияет на последующее в силу физиологической инерции, сознание при этом
контролирует результат. Для достижения выравненности гласных существует
известный прием «смешивания». Суть его заключается в том, что открытые
гласные должны формироваться по образу прикрытых: а-о, о-у, и-ю, е-ё, е-и и
т.п.
Но
этот
прием
следует
применять
очень
осторожно,
в
приделах
дикционной чистоты, не допуская «переползания» одного гласного в другой.
Техническая
работа
над
правильным
формированием
гласных
должна
окрашиваться
в
определенный
эмоциональный
тон,
учитывая
при
этом
огромные
колористические
возможности
каждого
гласного,
что
является
источником
тембровой
выразительности.
Например,
«а»
может
быть
восторженным, удивленным, радостным, нежным, испуганным и т.д.
При этом взаимодействие слова и музыки зависит от типа музыкальной
фатуры.
Дикционный
ансамбль
может
быть
монолитным
(при
одновременном
произношении
текста)
и
дифференцированным
(при
разновременном произношении).
Эффективным методом, помогающим донести текст до слушателя, является
прием «словесного действия» Станиславского. Суть его заключается в том,
что участники хора, прежде чем петь, видят внутренним взором то, о чем они
будут петь. Мысль Станиславского о единстве психики и физиологии и их
взаимодействия применима и к пению. Через зажатое тело не может пройти
мысль и чувство: голос не проявляется полноценно, если его «тело» зажато, и
особенно,
если
зажат
артикуляционный
аппарат.
Слово
должно
быть
возбудителем образов и раскрываться в действии.