Напоминание

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕРЕЗ КОМБИНИРОВАНИЕ ВИДОВ ПРОЕКТОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКОГО ТЕАТРАЛЬНОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ


Автор: Холоден Татьяна Петровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР
Населённый пункт: город ЕЙСК Краснодарский край
Наименование материала: МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Тема: ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕРЕЗ КОМБИНИРОВАНИЕ ВИДОВ ПРОЕКТОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКОГО ТЕАТРАЛЬНОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
Раздел: дополнительное образование





Назад




Повышение эффективности образования через комбинирование видов

проектов в деятельности театрального объединении

Цель :

развитие творческих способностей детей средствами театрального

искусства.

Задачи:

подготовка публичного выступления; презентация проекта;

развивать творческие способности: выразительность речи, движений,

режиссерские навыки;

выражать свою точку зрения и прислушиваться к мнению других; быть

более раскованным, коммуникабельным.

Ожидаемый результат:

Получение продукта деятельности - спектакля.

Раскрепощение детей.

Развитие элементов актёрского и режиссерского мастерства.

Выразительность речи.

Сплочённость детского коллектива.

Вовлечение в проектную деятельность родителей.

Доброжелательность во взаимоотношениях между детьми.

Работа с родителями:

Разучивание с детьми ролей.

Помощь в изготовлении костюмов и атрибутов.

На сегодняшний день включение обучающихся в проектную деятельность

является довольно популярным фактором в образовательных организациях. В

системе дополнительного образования любая творческая работа – это проект,

долгосрочный или краткосрочный – зависит от сложности итогового

продукта.

Комбинирование

видов

проектов

на

занятиях

театральной

деятельностью показывает преимущественно более высокие результаты,

нежели следование общепринятой схеме учебных занятий.

Театр - своеобразное средство социальной ориентации для человека, а

для маленького человека, для ребенка – вдвойне. Во-первых, он помогает

использовать полученную информацию для собственного жизненного опыта,

во-вторых

театральное

искусство

обладает великим

воспитательным

потенциалом, если говорить словами Б. Теплова: "Театр это волшебный мир.

Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем

успешнее идет развитие духовного мира детей». Театр нужен детям настолько,

насколько нужна встреча с чудом.

Одна из важнейших функций театра - это познавательная функция.

Благодаря ей осуществляется передача социального опыта от одного

поколения к другому. Вовлечение обучающихся в театральную проектную

деятельность

позволяет

им

самореализоваться

и

дает

возможность

почувствовать себя не только в роли актера, но и в роли режиссера,

сценариста, осветителя, декоратора, гримера и костюмера

В

театральном объединении любая творческая работа

является

проектом, которые подразделяются на типы:

1.

Исследовательская

(изучают

историю

театров,

актеров,

костюмов ,знакомит ребят с работой гримеров, декораторов, осветителей .)

2. Ролево-игровая (с элементами творческих игр, когда дети входят в

образ

персонажей

сказки

или

героя

спектакля

и

решают

по-своему

поставленные проблемы)

3. Творческая (оформление результатов в виде сценок , праздников,

творческих капустников или гостиных).

Уже на протяжении длительного времени на занятиях в театральном

объединении «Театр в чемодане» мы используем комбинированный вид

проекта, так как результаты занятий показывают именно их преимущество,

так как обучающиеся и педагог будут принимать разноуровневое участие,

примеряя на себя разные роли. Тем самым позволяя включиться обучающимся

в социальное проектирование.

Так, опрос, проведенный среди обучающихся в детском объединении

«Театр в чемодане» и их родителей показал, что заинтересованность детей

театральной деятельностью, занятиями в объединении возросло после того,

как мы перешли от краткосрочных творческих проектов к длительным

комбинированным,

в

которые

включили

помимо

творческого

начала

исследовательскую деятельность и ролевую игру, и подключили родителей. В

таких проектах педагог и дети принимают разноуровневое участие: на каком-

то занятии педагог играет доминирующую роль (руководит процессом,

обучает), а на другом занимает место наблюдателя. Здесь уже сами дети стоят

во главе творческого процесса.

Учитывая

возрастные

психологические

особенности

обучающихся,

координация проектов должна быть гибкой, т.е. педагог ненавязчиво

направляет работу детей, организуя отдельные этапы проекта.

Предлагаю поэтапно рассмотреть нашу работу над проектом.

Рассмотрим механизм включения обучающихся в комбинированный

проект на примере подготовки новогодней сказки.

1-й этап.

Погружение в проект или матрица идей (изучение опыта, определение

темы, идеи и конечного результата).

Педагог побуждает у обучающихся интерес к теме проекта. Помогает

сформулировать: проблему проекта; сюжетную ситуацию; цель и задачи.

Мотивирует обучающихся к обсуждению. Организует поиск обучающимися

оптимального способа достижения поставленных целей проекта.

Обучающиеся

обсуждают

тему

проекта,

предмет

исследования

с

педагогом.

Получают

дополнительную

информацию.

Определяют

свои

потребности. Формулируют (индивидуально или в результате обсуждения в

группе) цель проекта.

Педагогом предлагается для постановки несколько сценариев. Все

сценарии вычитывались и обсуждались коллективно, давалась характеристика

героев, обстановки, сцен, подготовки декораций, звукового сопровождения

каждого сценария. После обсуждения всех вариантов методом было принято

решение поставить на сцене сказку «Ловушка для Деда Мороза», дополнив

сценарий героем, который символизировал наступающий новый год.

2-й этап.

Осуществление деятельности по проекту.

Следующий этап – это формирование творческих групп, состоящих из

актеров,

помощников

режиссера,

осветителей,

костюмеров,

гримеров,

музыкальных режиссеров. Здесь мы работаем с применением матрицы

возможностей: это простой и действенный метод, позволяющий сделать даже

рутинную работу интересной и получить на выходе достойный творческий

результат. В определенных рамках он работает безотказно, а благодаря своей

простоте может использоваться без предварительной подготовки. Все, что от

нас требуется - это хорошо разбираться в области, в которой поставлена

задача. На этом этапе детям дается задание дома совместно с родителями

подготовить

небольшие

сообщения

о

специфике

работы

театральных

профессий.

Что это дает? Во-первых: мы подключаем к работе родителей, таким

образом создается единое образовательное пространство. Во-вторых: дети,

готовя теоретический материал, уже на этапе подготовки «примеряют» на себя

ту или иную роль театрального деятеля (актера, режиссера, костюмера и т.д.);

в

третьих:

это

и

есть

элемент

исследовательской

деятельности,

рассматриваемый нами как составляющая комбинируемого проекта.

После распределения ролей и должностей включается следующий этап –

этап ролевой игры – еще одна составляющая комбинированного проекта.

Здесь каждому ребенку отводится своя роль, которую он исполняет до

завершения работы.

Для каждого ребенка персонально планируется отведенная задача, в ходе

выполнения которой, он выполняет свою роль в общем проекте. Создание

афиши, программок и приглашений - это функция художника оформителя. А

распределение ролей, изменение сценария, добавление или уменьшение

персонажей в постановке – решает творческая группа во главе с режиссером.

Разработка эскизов костюмов – этой частью работы занимается группа

костюмеров. Ну и самое главное – актерский состав и проведение кастинга. В

этой части проекта у ребят появляются уже дополнительные обязанности,

необходимость проявить свою актерскую способность, предложив свою

кандидатуру на определенную роль.

Работа над постановкой представляет собой творческую рутину: чтение

литературы по заданной теме, репетиционный период, просмотр и обсуждение

театральных постановок, обсуждение актерской игры, мимики, движений,

костюмов, грима, декораций, музыкальное оформление – работа основного

этапа кипит.

Этот этап проекта акцентирует самостоятельную деятельность, ребенок

изучает в ходе просмотров опыт других и проецирует на себя, сравнивая и

оценивая свой творческий потенциал. Учащиеся выполняют запланированные

действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме. При

необходимости консультируются с педагогом, который наблюдает, советует,

руководит деятельностью, отвечает на вопросы участников.

Репетиции - это значимая часть основной этап работы над проектом, в

ходе которого достигается его цель. Самая основная и объемная часть проекта.

Репертуар выбирается согласно возрастных особенностей, предварительному

желанию обучающихся и конечно же учитывается количественный состав.

Ребята,

заинтересованные

проектной

деятельностью,

сами

предлагают

сценарный материал, устраивают кастинги, если кандидатур на одну роль две

или три, так же помогают друг другу в репетиционный период (вычитка пьес,

чтение по ролям, заучивание эпизодов, работа на площадке), высказывают

свое мнение и выводы по окончанию занятий, дают свои рекомендации.

Дополняют и моделируют мизансцены, проектируют костюмы, музыкально-

хореографические сценки.

Каждый ребенок очень ответственно подходит к своим обязанностям,

потому что он – центр проекта, потому что ему доверили ответственную

задачу.

3-й этап.

Презентация результатов

Премьера спектакля, сценки или композиции.

Конечный результат – премьера спектакля или сценки, в котором

прослеживается умение работать в группе на общий результат.

Проведенный мониторинг оценки результатов деятельности коллектива

«Театр в чемодане», в котором учитывается уровень участия каждого ребенка

в реализации проекта, показывает, что проектная деятельность повышает

эффективность образовательного процесса через комбинированные виды

проектов в детских театральных объединениях.

Самой важной оценкой деятельности ребенка в результате реализации

проекта

является

признание.

Если

говорить

о

конкретном

примере,

комбинированном театральном проекте, то конечным результатом является

спектакль, в постановке которого принимали участие исключительно все дети

по обе стороны сцены. А педагог был сторонним наблюдателем, который

помогал и направлял их в правильное русло.



В раздел образования