Напоминание

"Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по тексту В.П. Астафьева Домский собор" Задание 27 ЕГЭ по русскому языку.


Автор: Андреева Нина Андреевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ "Новоигирменская СОШ № 1"
Населённый пункт: п. Новая Игирма, Иркутская область, Нижнеилимский район
Наименование материала: Открытый урок.
Тема: "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по тексту В.П. Астафьева Домский собор" Задание 27 ЕГЭ по русскому языку.
Раздел: полное образование





Назад




Департамент образования Нижнеилимского района.

Районный профессиональный конкурс

«Лучшая методическая разработка»

Открытый урок

«Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по

тексту В.П. Астафьева Домский собор»

(Задание 27 ЕГЭ по русскому языку).

Учитель русского языка и литературы Андреева Нина

Андреевна. Первая квалификационная категория

2021 г.

Тема урока: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по данному тексту»

(Задание 27 ЕГЭ по русскому языку).

Цели:

Образовательные:

- подготовить к написанию сочинения по заданию части С (учить умению излагать мысли о

тематике текста, поднимаемой проблеме, позиции автора);

- обучать умению выражать собственное мнение по проблематике текста и аргументировано

доказывать его;

- показать способы подбора аргументов.

Развивающие:

- развивать интеллектуальные умения: выделять главное, устанавливать причинно-

следственные связи, критически анализировать информацию, аргументировать собственную

позицию;

- развивать речевые навыки учащихся, их творческие способности, интеллект.

Воспитательные:

- способствовать воспитанию коллективизма, взаимопомощи и взаимоуважения;

- формировать бережное и сознательное отношение к языку.

Оборудование: компьютер, экран, раздаточный материал.

Основные формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Ход урока:

I. Организационный момент

- Приветствие

- Объявление темы урока

- Формулирование учащимися целей урока, обоснование актуальности темы и целей

II. Вступительное слово учителя, направленное на мотивированность

восприятия темы

Сегодня мы продолжим наш путь к итоговой аттестации по русскому языку в

формате ЕГЭ. В основном остановимся на комплексном анализе текста. Но прежде, чем

приступить к основной части урока, я прочитаю вам отрывок из произведения советского и

российского писателя В.П. Астафьева (текст у обучающихся на парте).

(1)Вечером я услышал Васину скрипку...

(2)В зарослях Фокинской речки кто-то искал корову и то звал её ласковым голосом,

то ругал последними словами. (3)Я уже опёрся руками о брёвна, чтобы разом оттолкнуться,

полететь до самых ворот и забренчать щеколдой так, что проснутся на селе все собаки. (4)Но

из-под увала, из сплетений хмеля и черёмух, из глубокого нутра земли возникла музыка и

пригвоздила меня к стене.

(5)И не стало ни Енисея, ни зимнего, ни летнего; забилась живая жилка ключа за

Васиной избушкой. (6)Ключ начал полнеть, и не один уж ключ, два, три, грозный уже поток

хлещет из скалы, катит камни, ломает деревья, выворачивает их с корнями, несёт, крутит.

(7)Вот-вот сметёт он избушку под горой, смоет завозню и обрушит всё с гор. (8)В небе ударят

громы, сверкнут молнии, от них вспыхнут таинственные цветы папоротника. (9)От цветов

вспыхнет лес, зажжётся земля, и не залить уже будет этот огонь даже Енисеем — ничем не

остановить страшную такую бурю!

(10)Но скрипка сама всё потушила. (11)Снова тоскует один человек, снова чего-то

жаль, снова едет кто-то куда-то, может, обозом, может, на плоту, может, и пешком идёт в дали

дальние.

(12)Мир не сгорел, ничего не обрушилось. (13)Всё на месте. (14)Только сердце моё,

занявшееся от горя и восторга, как встрепенулось, как подпрыгнуло, так и бьётся у горла,

раненное на всю жизнь музыкой.

-Мы встречались с этим текстом в девятом классе при подготовке к сочинению ОГЭ.

_ О чем это текст?

- Как вы понимаете основную мысль этой текста/

(о великой силе искусства, какое влияние оказывает музыка на людей?)

Сегодня приглашаю вас в мир текста, чтобы вы смогли раскрыть его тайны.

И мне хотелось бы организовать работу над текстом так, чтобы в дальнейшем она

помогла вам правильно построить свое сочинение-рассуждение.

III. Как работать с текстом.

Разработчики

контрольно-измерительных

материалов

(так

называемых

КИМ)

отбирают тексты из произведений, в основном, современных авторов на различные темы.

Темы текстов, включенных в контрольно-измерительные материалы.

о влиянии музыки;

об истинном благородстве;

о сущности человеческой личности;

о внешнем облике и внутреннем мире человека;

о новых технологиях;

о настоящей доброте;

о смысле жизни;

о прошлом и настоящем;

о влиянии живописи на душевный мир человека;

о счастье;

о роли войны в жизни человека:

о ценности детских воспоминаний;

об определении роли Родины в жизни человека;

об отношении людей к судьбе;

об отношении к родителям и др.

К каждому тексту дается следующее задание

Задание 27. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну

из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему.

Включите

в комментарий

два

примера-иллюстрации

из прочитанного

текста,

которые,

по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного

цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора

по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его. Объём сочинения –

не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту),

не оценивается.

Если

сочинение

представляет

собой

пересказанный

или

полностью

переписанный

исходный

текст,

без

каких

бы то

ни было

комментариев,

то такая

работа

оценивается 0 баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Давайте вспомним, по какому плану должно строиться ваше сочинение

План сочинения-рассуждения по заданному тексту.

I. Вступление с формулировкой основной проблемы исходного текста

II.Комментарий к основной проблеме

1

й

пример из текста в защиту собственной позиции с пояснением

Связка

2

й

пример из текста в защиту собственной позиции с пояснением

Смысловая связь

III. Определение авторской позиции.

IV. Изложение собственной позиции:

V. Вывод

Таким образом, сочинение по заданному тексту должно иметь примерно пять частей.

Каждую часть обязательно нужно писать с красной строки. Последовательность частей также

менять не нужно, в противном случае будет нарушена логика изложения и вы теряете 2 балла за

пятый критерий. Это все мы уже знаем.

IV. Работа над текстом « Домский собор» В. Астафьева.

Сегодня для анализа я взяла текст В. Астафьева.

Остановимся подробней на каждом из пунктов плана и попытаемся проанализировать данный

текст.

У каждого из вас таблица, заполнение которой по ходу урока поможет организовать

анализ исходного текста и подготовку к сочинению по тексту.

А

ВТОР

П

РОБЛЕМА И

КОММЕНТАРИЙ

К НЕЙ

П

ОЗИЦИЯ

АВТОРА

О

ТНОШЕНИЕ К

ПОЗИЦИИ

АВТОРА

О

БОСНОВАНИЕ

СОБСТВЕННОГО МНЕНИЯ

(

АРГУМЕНТАЦИЯ

)

I.

««Предтекстовый» этап. В ходе беседы учащиеся получают предварительную информацию,

подготавливающую к восприятию и анализу текста:

II.

Что нам известно об авторе статьи?:

Краткая биографическая справка. Виктор Астафьев – Русский писатель, эссеист и

драматург, сценарист. Герой Социалистического Труда. Кавалер ордена Ленина. Лауреат двух

Государственных премий СССР, Государственной премии РСФСР им. М. Горького и двух

Государственных премий РФ. Член Союза писателей СССР. Участник Великой Отечественной

войны.

Это автор известных нам книг « Царь-рыба», «Прокляты и убиты», «Заветное»,

«Веселый солдат», «Конь с розовой гривой», «Так хочется жить», В книгу «Затеси» вошли

лирические миниатюры, которые он писал на протяжении всей своей жизни. Они составили

восемь хронологических тетрадей, куда вошли 273 миниатюр, среди которых и «Домский

собор». Над этой миниатюрой мы и будем работать.

- Что такое собор? (главный храм города или монастыря)

- Что вы знаете о Домском соборе?

Домский собор (от латинского в переводе — дом Бога)

- это старинный собор, величайший храм Прибалтики, который, к сожалению, полностью не

сохранился до наших дней. Здание строилось из красного кирпича и увенчано черным

колокольным куполом, который выполнен в стиле барокко. Внутри Домского собора расположен

орган, обладающий неимоверной акустической силой.

Размеры его впечатляют – в ширину инструмент простирается на одиннадцать метров, а

в высоту занимает столько же места, сколько девятиэтажный дом, а именно – двадцать пять метров.

В конструкции использованы 6718 труб. Орган реконструировался трижды. Произведения для

великого органа писали многие выдающиеся композиторы и давали свои концерты прямо в соборе.

Орган звучит идеально. Я предлагаю вам послушать эту прекрасную музыку

V. Слушание музыки органа

VI. Чтение текста о Домском соборе (у каждого текст на парте)

(1) Домский собор. (2)Дом... (З)Дом... (4)Дом ..

(5)Пением органа наполнены своды собора. (б) С неба, сверху плывет то рокот, то

гром, то нежный голос влюбленных, то зов весталок, то рулады рожка, то звуки клавесина,

то говор перекатного ручья...

(7)3вуки качаются, как ладанный дым. (8) Они густы, осязаемы, (9) Они всюду, и все

наполнено ими: душа, земля, мир.

(10)Все замерло, остановилось.

(11)Душевная

смута,

вздорность

суетной

жизни,

мелкие

страсти,

будничные

заботы — всё-всё это осталось в другом месте, в другом свете, в другой, отдалившейся от

меня жизни, там, там где-то.

«(12)Может, все, что было до этого, — сон? (13)Войны, кровь, братоубийство,

сверхчеловеки, играющие людскими судьбами ради того, чтобы утвердить себя над миром...

(14)3ачем так напряженно и трудно живем мы на земле нашей? (15)3ачем? (16)Почему?»

(17)Дом.(18)Дом.(19)Дом...

(20)Благовест.

(21)Музыка.

(22)Мрак

исчез.

(23)Взошло

солнце.

(24)Все

преображается вокруг.

(25)Нет

собора

с

электрическими

свечками,

с

древней

лепотой,

со

стёклами,

игрушечно и конфетно изображающими райскую жизнь. (26)Есть мир и я, присмиревший от

благоговения, готовый преклонить колени перед величием прекрасного.

(27)3ал

полон людьми,

старыми

и

молодыми, русскими

и

нерусскими,

злыми и

добрыми, порочными и светлыми, усталыми и восторженными, всякими.

(28)И никого нет в зале!

(29)Есть

только

моя

присмирелая,

бесплотная

душа,

она

сочится

непонятной

болью и слезами тихого восторга.

(30)Она очищается, душа-то, и чудится мне, весь мир затаил дыхание, задумался

этот клокочущий, грозный наш мир, готовый вместе со мною пасть на колени, покаяться,

припасть иссохшим ртом к святому роднику добра...

(31)Домский собор. (32)Домский собор.

(33)3десь не рукоплещут. (34)3десь люди плачут от ошеломившей их нежности.

(35)Плачет каждый о своем. (36)Но вместе все плачут о том, что кончается,

спадает

прекрасный

сон,

что

кратковечно

волшебство,

обманчиво

сладкое

забытье

и

нескончаемы муки.

(37)Домский собор. (38)Домский собор.

(39)Ты в моем содрогнувшемся сердце. (40)Склоняю голову перед твоим певцом,

благодарю за счастье, хотя и краткое, за восторг и веру в разум людской, за чудо, созданное и

воспетое этим разумом, благодарю тебя за чудо воскрешения веры в жизнь. (41)3а все, за все

благодарю!

(По В. Астафьеву)

VII. Анализ текста

Чтобы понять текст и проанализировать его, проведём словарную работу.

Весталки - жрицы богини Весты в Древнем Риме, пользовавшиеся большим уважением и

почётом.

Рулада - быстро исполненный, раскатистый, виртуозный пассаж (всякая фраза в музыке) в

пении, используемый, в основном, в партиях колоратурного сопрано.

Клавесин — клавишный струнный музыкальный инструмент

Ладан - ароматическая смола, употр. для курения при богослужении.

Благовест (то есть Благая весть) — церковный звон одним большим колоколом (в отличие от

перезвона или трезвона), извещающий о начале богослужения.

Чтобы проанализировать текст, обратимся к памятке, которая находится у вас на

столах

Как правильно понять исходный текст?

1.

О чём текст? Определите тему.

2.

Какие вопросы рассматривает автор? Найдите проблемы.

3.

О каком вопросе автор рассуждает больше всего? Сформулируйте основную проблему текста.

4.

Что хочет сказать автор своим текстом? Определите идею.

5.

Как автору удалось нам помочь определить его цель? Роль языковых средств.

6.

Почему были использованы именно эти языковые средства?

7.

Как сам автор отвечает на поставленные вопросы (проблемы)?

Комментарий

Писатель изображает (кого, что)…

Герой говорит: «Цитата».

Стоит обратить внимание на мысли (слова,

поступки) героя…

Особого

внимания

заслуживает

такая

художественная деталь, как…

Симпатии

автора

на

стороне

героя,

который…

Автор

не

случайно

обращает

наше

внимание на…

Поступок героя показывает, что…

Слова (мысли) героя позволяют понять….

Я думаю, описанная ситуация заслуживает

особого внимания, потому что…

Эти события автор описывает, чтобы…

Смысловая связь между примерами

Смысловые

отношения

Типовые конструкции

Противопоставление

Противопоставляя

эти

примеры

(этих

героев),

автор

показывает…

Сравнение,

сопоставление

Сравнивая эти примеры (точки зрения, героев), мы можем

увидеть…

Причина

Что стало причиной этих событий (поступков героя)? Об этом

автор пишет далее.

Следствие, вывод

Это рассуждение приводит автора к выводу о том, что…

Уступка

Несмотря на то, что все убеждены в правильности…, герой

(автор) думает иначе.

Поработайте с памяткой и ответьте на вопросы

- О чем же прочитанный текст? (о музыке органа в Домском соборе, об одиночестве

героя,

о

том,

что

под

музыку

органа,

будто

весь

мир

затаил

дыхание,

задумался

этот

клокочущий, грозный наш мир, готовый вместе со мною пасть на колени, покаяться, припасть

иссохшим ртом к святому роднику добра...)

1. Выявление проблемы.

Какие проблемы ставит автор в тексте?

-.Влияние музыки на душу человека (Как музыка влияет на человеческую душу)

-Проблема одиночества души (Почему в наполненном людьми здании собора герой

чувствует себя одиноким?).

-Способность

чувствовать

и

понимать

музыку

(Какой

человек

способен

чувствовать и понимать музыку?)

-Какая проблема является главной? (Влияние музыки на душу человека)

2. Комментарий к проблеме.

-Какие чувства испытывает герой в начале рассказа? (Вспоминает страшную и

жестокую войну, унесшую жизни его близких товарищей, испытывает боль от невосполнимой

потери). Это первый пример. Поработайте в парах и сформулируйте пояснение к первому

примеру, запишите его в вашу таблицу (Музыка всколыхнула в душе героя самые сокровенные

мысли и чувства, разбередила незалеченные раны).

- Как меняется душевное состояние героя под воздействием музыки? (Постепенно

человеческая жизнь начинает казаться главному герою чем-то мелким и незначительным на

фоне огромного мира). Это второй пример. Поработайте в парах и сформулируйте пояснение

к второму примеру, запишите его в вашу таблицу. (Мелодичность музыкального инструмента

заставляет

героя

забыть

все

неурядицы

и

боль

утраты,

все

неприятные

воспоминания

улетучиваются).

- Далее сформулируем связку между примерами и проанализируем её. (Сопоставляя

эти душевные переживания, понимаешь, что музыка способна излечить глубокие душевные

раны, исцелить людские сердца, наполнить жизнь настоящим смыслом. Вот почему герой

склоняет голову перед чудным певцом Домского собора и благодарит за чудо воскрешения веры

в жизнь).

3. Авторская позиция.

Сформулируйте

авторскую

позицию.

(В.П.

Астафьев

считает,

что

музыка

обладает огромной силой, она способна будоражить человеческую душу, менять отношение к

окружающему миру, воскрешать веру в жизнь).

4. Собственное отношение к позиции автора

Со следующего абзаца вы должны высказать собственное мнение (собственную

позицию) по поводу проблемы, поднятой автором, присоединившись или нет к его точке

зрения. Ни в коем случае нельзя останавливаться на фразе: Я согласна с мнением автора. Лучше

всего подтвердить её аргументами из читательского опыта. Для этого проведём групповую

работу

с

использованием

текстов

русских

писателей

и

выполним

задания

к

ним.

(См.

приложение.)

-I группа (Ч. Айтматов. Отрывок из романа Плаха)

II группа (К. Г. Паустовский. Отрывок из произведения Слепой повар)

III группа (Л.Н. Толстой. Отрывок из романа Война и мир)

VIII. Создание устного текста по записям в таблице.

На этом этапе каждый может не только испытать свои силы в создании (написании)

сочинения, но и поработать экспертом, проверяющим работы (устные варианты сочинения) по

определённым критериям оценивания.

IХ. Рефлексия.

-Удалось ли достичь поставленных целей (запланированных результатов)?

-Какой этап работы над сочинением представляется Вам наиболее важным?

-Какой вид работы показался Вам наиболее интересным?

Х. Подведение итогов. Объявление домашнего задания.

Домашнее задание: написать сочинение по тексту В.П.Астафьева Домский Собор по плану-

клише.

Методическое обеспечение урока

1.

Поурочные разработки по русскому языку: 11 класс: Традиционная система уроков и методика

преподавания с целью подготовки к ЕГЭ. / Золотарева И.В., Дмитриева Л.П., Егорова Н.В. –

Изд. 3-е. – М., 2015.

2.

Русский

язык:

Грамматика.

Текст.

Стили

речи.:

учеб.

для

10

11

кл.

общеобразоват.

учреждений / А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – 14-е изд. – М.,2016.

3.

Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие

/ Н.А.Сенина, А.Г. Нарушевич. – Ростов н/Д, 2019.

Приложение

Текст ЕГЭ. Ч. Айтматова (отрывок из романа Плаха).

(1)Певцов было десять человек, только десять. (2)Все в одинаковых чёрных концертных

костюмах, белых манишках. (3)И ни тебе инструментов, ни микрофонов, но и эстрадных

звукоусилителей и никаких, конечно, световых манипуляторов - просто в зале несколько

приглушили свет.

(4)И хотя я был уверен, что сюда собрались слушатели, имеющие представление, что такое

капелла, мне стало страшно за певцов. (5)Молодёжь наша привыкла к электронному

громогласию, а они - как безоружные солдаты на поле боя.

(6)Певцы стали плотно плечом к плечу, образовав небольшое полукружие. (7)Лица их были

спокойны и сосредоточенны. (8)И все они почему-то казались похожими друг на друга.

(9)Возможно, потому, что в этот час ими владела общая забота, общая готовность, единый

душевный порыв.

(10)И вот по кивку стоящего справа, видимо, ведущего в группе, они запели. (11)И голоса

взлетели...

(12)3ал был покорён, зачарован, повергнут в раздумье; каждому представился случай самому

примкнуть к тому, что веками слагалось в трагических заблуждениях и озарениях разума. (13)И

в то же время воображение увлекало каждого в тот неясный, но всегда до боли желанный мир,

слагающийся из собственных воспоминаний, грёз, тоски, укоров совести, из утрат и радостей,

изведанных человеком на его жизненном пути.

(14)Я не понимал и, по правде говоря, не очень и желал понимать, что происходило со мной в

тот час, что приковало мои мысли, чувства с такой неотразимой силой к этим десятерым

певцам, но гимны, которые они распевали, словно исходили от меня, от моих собственных

побуждений, от накопившихся болей, тревог и восторгов, до сих пор не находивших во мне

выхода, и, освобождаясь от них и одновременно наполняясь новым светом и прозрением, я

постигал благодаря искусству этих певцов изначальную сущность музыки.

Выполнить задания:

-Прочитать текст

-Проанализировать текст в группе

-Сформулировать аргумент по обоснованию собственной позиции

К.Г.Паустовский Старый повар (отрывок из рассказа)

Тогда умирающий неожиданно улыбнулся и громко сказал:

— Я хотел бы ещё раз увидеть Марту такой, какой я встретил её в молодости. Увидеть солнце и

этот старый сад, когда он зацветет весной. Но это невозможно, сударь. Не сердитесь на меня за

глупые слова. Болезнь, должно быть, совсем сбила меня с толку.

— Хорошо, — сказал незнакомец и встал, — Хорошо, — повторил он, подошёл к клавесину и

сел перед ним на табурет.

— Хорошо! — громко сказал он в третий раз, и внезапно быстрый звон рассыпался по

сторожке, как будто на пол бросили сотни хрустальных шариков.

— Слушайте,- сказал незнакомец, — Слушайте и смотрите.

Он заиграл...

Мария вспоминала потом лицо незнакомца, когда первый клавиш прозвучал под его рукой.

Необыкновенная бледность покрыла его лоб, а в потемневших глазах качался язычок свечи.

Клавесин пел полным голосом впервые за многие годы. Он наполнял своими звуками не только

сторожку, но и весь сад.

Старый пёс вылез из будки, сидел, склонив голову набок, и, насторожившись, тихонько

помахивал хвостом. Начал идти мокрый снег, но пёс только потряхивал ушами.

— Я вижу, сударь! — сказал старик и приподнялся на кровати, — Я вижу день, когда я

встретился с Мартой и она от смущения разбила кувшин с молоком. Это было зимой, в горах.

Небо стояло прозрачное, как синее стекло, и Марта смеялась. Смеялась, — повторил он,

прислушиваясь к журчанию струн.

Незнакомец играл, глядя в чёрное окно.

— А теперь, — спросил он, — вы видите что-нибудь?

Старик молчал, прислушиваясь.

— Неужели вы не видите, — быстро сказал незнакомец, не переставая играть, — что ночь из

чёрной сделалась синей, а потом голубой, и тёплый свет уже падает откуда-то сверху, и на

старых ветках ваших деревьев распускаются белые цветы.

По-моему, это цветы яблони, хотя отсюда, из комнаты, они похожи на большие тюльпаны.

Вы видите: первый луч упал на каменную ограду, нагрел её, и от неё поднимается пар. Это,

должно быть, высыхает мох, наполненный растаявшим снегом

А небо делается всё выше, всё синее, всё великолепнее, и стаи птиц уже летят на север над

нашей старой Веной.

— Я вижу всё это! — крикнул старик.

Тихо проскрипела педаль, и клавесин запел торжественно, как будто пел не он, а сотни

ликующих голосов.

— Нет, сударь, — сказала Мария незнакомцу, — эти цветы совсем не похожи на тюльпаны. Это

яблони распустились за одну только ночь.

— Да, — ответил незнакомец, — это яблони, но у них очень крупные лепестки.

— Открой окно, Мария, — попросил старик.

Мария открыла окно. Холодный воздух ворвался в комнату. Незнакомец играл очень тихо и

медленно.

Старик упал на подушки, жадно дышал и шарил по одеялу руками.

Мария бросилась к нему.

Незнакомец перестал играть. Он сидел у клавесина не двигаясь, как будто заколдованный

собственной музыкой.

Мария вскрикнула.

Незнакомец встал и подошёл к кровати.

Старик сказал, задыхаясь:— Я видел всё так ясно, как много лет назад. Но я не хотел бы

умереть и не узнать… имя. Имя!

— Меня зовут Вольфганг Амадей Моцарт, — ответил незнакомец.

Мария отступила от кровати и низко, почти касаясь коленом пола, склонилась перед великим

музыкантом.

Когда она выпрямилась, старик был уже мёртв.

Заря разгоралась за окнами, и в её свете стоял сад, засыпанный цветами мокрого снега.

Константин Паустовский,

русский и советский писатель, фронтовик, 1892 — 1968

рассказ «Старый повар»

Выполнить задания:

-Прочитать текст

-Проанализировать текст в группе

-Сформулировать аргумент по обоснованию собственной позиции

Л.Н. Толстой Война и мир (отрывок из романа)

Наташа в эту зиму в первый раз начала серьезно петь и в особенности оттого, что Денисов

восторгался ее пением. Она пела теперь не по-детски, уж не было в ее пеньи этой комической,

ребяческой старательности, которая была в ней прежде; но она пела еще не хорошо, как

говорили все знатоки-судьи, которые ее слушали. «Не обработан, но прекрасный голос, надо

обработать», говорили все. Но говорили это обыкновенно уже гораздо после того, как замолкал

ее голос. В то же время, когда звучал этот необработанный голос с неправильными

придыханиями и с усилиями переходов, даже знатоки-судьи ничего не говорили, и только

наслаждались этим необработанным голосом и только желали еще раз услыхать его. В голосе

ее была та девственная нетронутость, то незнание своих сил и та необработанная еще

бархатность, которые так соединялись с недостатками искусства пения, что, казалось, нельзя

было ничего изменить в этом голосе, не испортив его. «Что

ж это такое? — подумал Николай,

услыхав ее голос и широко раскрывая глаза. — Что

с ней сделалось? Как она поет нынче?» —

подумал он. И вдруг весь мир для него сосредоточился в ожидании следующей ноты,

следующей фразы, и всё в мире сделалось разделенным на три темпа: «Oh mio crudele

affetto... {О моя жестокая любовь...} Раз, два, три... раз, два... три... раз... Oh mio crudele affetto...

Раз, два, три... раз. Эх, жизнь наша дурацкая! — думал Николай. Всё это, и несчастье, и деньги,

и Долохов, и злоба, и честь — всё это вздор... а вот оно настоящее... Ну, Наташа, ну, голубчик!

ну матушка!... как она этот si возьмет? взяла! слава Богу!» — и он, сам не замечая того, что он

поет, чтобы усилить этот si, взял втору в терцию высокой ноты. «Боже мой! как хорошо!

Неужели это я взял? как счастливо!» подумал он. О, как задрожала эта терция, и как тронулось

что-то лучшее, что

было в душе Ростова. И это что-то было независимо от всего в мире, и выше

всего в мире. Какие тут проигрыши, и Долоховы, и честное слово!... Всё вздор! Можно

зарезать, украсть и всё-таки быть счастливым... XVI. Давно уже Ростов не испытывал такого

наслаждения от музыки, как в этот день. Но как только Наташа кончила свою баркаролу,

действительность опять вспомнилась ему. Он, ничего не сказав, вышел и пошел вниз в свою

комнату. Через четверть часа старый граф, веселый и довольный, приехал из клуба. Николай,

услыхав его приезд, пошел к нему.

Выполнить задания:

-Прочитать текст

-Проанализировать текст в группе

-Сформулировать аргумент по обоснованию собственной позиции

Учимся писать сочинение-рассуждение

Что такое_____________________________________________________________________?

Какое значение она имеет в жизни человека?______________________________________

______________________________________________________________________________

Проблеме___________________________________ посвящен текст______________

______________________________________________________________________________

Раскрывая данную проблему, автор показывает (вспоминает, рассуждает, описывает)______

(Теперь коротко изложите содержание этого текста. Коротко охарактеризуйте, как повлияла

музыка на героя. Бери два примера из текста, старайся пояснить. Что происходит и почему?

_________________________________________________________________________

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Определи позицию автора. В чем она заключается? Что хотел показать автор? Как он сам

отвечает на поставленные вопросы?

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Вырази свое отношение.

Я полностью согласен с позицией автора. (А почему? - отвечай на вопрос) Другими словами

повторяем позицию автора и добавляем свое)

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Напиши заключение. Можешь отражать свое личное отношение к теме текста, его героям, их

поступкам. Можешь оформить как призывом.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Задание 27.

Сочинение.

Как музыка влияет на человека? Именно это проблема находится в центре внимания

советского и российского писателя, В.П. Астафьева в произведении «Домский собор»

Размышляя

над

этим

вопросом,

проследим

за

душевным

состоянием

героя

(повествование

ведётся

от

первого

лица)

в

разные

моменты

слушания

органной

музыки,

Вначале потрясающие звуки органа уносят его в недалёкое прошлое. Вспоминает он страшную

и жестокую войну, унёсшую жизни его близких товарищей, испытывает боль от невосполнимой

утраты, страшным криком звучат его слова: «Зачем так напряжённо и трудно живем мы на земле

нашей? Зачем? Почему?» Он чувствует себя одиноким и покинутым. Пение органа взволновало

писателя до глубины души, тронуло ещё не залеченные раны, нанесённые войной. Затем под

воздействием

музыки

все

преображается:

«Душевная

смута,

вздорность

смешной

жизни,

мелкие

страсти…-

всё-всё

осталось

в

другом

месте,

в

другом

свете.

Мелодичность

музыкального инструмента заставляет героя забыть все неурядицы и боль утрат, все неприятные

воспоминания

улетучиваются, оставив

лишь мысль

о

прекрасных и

счастливых моментах

жизни. Сопоставив эти душевные переживания, понимаешь, что музыка способна на многое.

Она может излечить глубокие душевные раны, исцелить людские сердца, дать необходимые

силы и наполнить жизнь неугасимым смыслом. Вот

почему герой склоняет голову перед

чудным певуном, Домского собора и близ города благодарит “за чудо воскрешения веры в

жизнь».

Авторская

позиция

предельно

ясна.

В.

А.

Астафьев

считает, что

музыка

обладает

огромной

силой,

она

способна

будоражить

человеческую

душу,

менять

отношение

к

окружаемому миру, даже воскрешать веру в жизнь.

Я

полностью

согласна

с

автором.

Благодаря

музыке

мы

можем

погрузиться

в

прекрасный мир, где нет скандалов, слёз и обид. О чудесах, которые случаются с человеком,

когда он слышит музыку, пишут многие авторы.

В произведении К. Т. Паустовского «Слепой повар» музыка помогает главному герою

вернуться в прошлое и увидеть свою ещё живую, молодую жену. Разве это не чудо? Музыка

дарит слепому старику возможность испытать счастье. Видеть ночь, плавно переходящую в

утро, лучи солнца и тающий снег и всё это благодаря звукам клавесина, на котором играет

незнакомец.

Счастлив тот человек, который любит и понимает умную и серьёзную музыку. Ведь она

помогает

человеку,

исцеляет

его

душу.

Понимать

и

чувствовать

музыку

-

это

великая

способность, данная людям.



В раздел образования