"ВОПРОСЫ КОНТРОЛЯ И ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ СТУДЕНТОВ В ОУ СПО"
Автор: Андрюхина Марина Ильинична Должность: преподаватель математики Учебное заведение: ГАПОУ КК КГТК Населённый пункт: г. Краснодар Наименование материала: статья Тема: "ВОПРОСЫ КОНТРОЛЯ И ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ СТУДЕНТОВ В ОУ СПО" Раздел: полное образование
Андрюхина М. И.
преподаватель математики, Краснодарский гуманитарно –
технологический колледж. г. Краснодар
ВОПРОСЫ КОНТРОЛЯ И ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ
ОБУЧЕННОСТИ СТУДЕНТОВ В ОУ СПО
Представленная статья посвящена вопросу организации совместной
деятельности преподавателя и студента в учебном процессе, методам
контроля и диагностики уровня математического образования.
Математика является мощным инструментом для исследования
окружающего мира. Возрастающие требования к профессиональным
навыкам специалистов, развитие современных технологий, конкуренция на
рынке труда, требуют от выпускников учреждений среднего
профессионального образования умение решать практические задачи с
применением научных методов.
Изучение программного материала направлено на достижение
следующих целей:
формирование представлений об идеях и методах математического
моделирования , как об универсальном средстве исследования явлений и
процессов;
использование математических методов для решения практических
задач: анализа реальных данных, построения математической модели,
реализации поставленной задачи, прогнозирования событий;
овладение математическими знаниями и умениями , необходимыми для
освоения избранной специальности на современном уровне;
развитие алгоритмической культуры, математического мышления и
интуиции, творческих способностей , необходимых для самостоятельной
деятельности в области математики и ее приложений в будущей
профессиональной деятельности.
Дисциплина математики содержит большой объем учебного материала
и отводится достаточное количество часов на ее изучение. Наряду с
традиционными формами контроля, на мой взгляд, целесообразно проводить
промежуточные зачеты по основным разделам дисциплины. Это позволит:
приобщить учащихся к зачетной системе контроля;
по итогам мониторинга сделать вывод об уровне подготовки учащихся по
данному разделу дисциплины;
определить
направления работы по повторению, индивидуальную
работу, как с неуспевающими, так и с перспективными студентами.
Подготовка к зачету.
Важным этапом изучения дисциплины является
этап подготовки к
зачету . Продуктивность работы преподавателя и студентов на этом этапе
определяет качество результатов зачетных работ по данному разделу.
Аудиторная работа со студентами проводится по следующему плану:
Закрепление теоретического материала.
Знание основных понятий и
определений, их графического и аналитического представления,
алгоритмов решения базовых задач, является
необходимым условием
изучения дисциплины.
Отработка решения базовых задач.
Решение любой сложной задачи
строится на решении базовых задач. Навык решения ключевых задач
математики является тем математическим инструментом, которым нужно
владеть в совершенстве.
Построение математических моделей и создание алгоритмов для
решения задач.
Развитие логического мышления, умение создавать
математические модели для реализации поставленных задач, является
достаточным условием изучения дисциплины. Владея инструментами
математического анализа, навыками решения базовых задач, студент
может решать боле сложные задачи, развивающие интуитивные и
творческие способности.
Решение нестандартных задач формирует у студента следующие
компетенции : умение анализировать ситуацию, выстраивать план
деятельности, выделять основные этапы и объекты работы, реализовывать
поставленную задачу, сопровождать аналитическое решение теоретической
аргументацией.
Самостоятельная работа студента является важнейшей частью
подготовки к зачету. Для успешного выполнения этой работы необходимо
дать студенту четкие установки: определить список и содержание работ,
сроки их выполнения, обеспечить методической поддержкой.
Студенты заранее получают демонстрационный вариант зачетной
работы и методические рекомендации к нему, перечень вопросов по теории,
номера практических заданий. Проводятся консультации по подготовке к
зачету.
Демонстрационный вариант содержит базовые задания раздела и дает
представление о содержании работы. Это позволяет студентам подготовиться,
проконсультироваться по отдельным вопросам.
Методические рекомендации содержат указания к решениям
представленных заданий, примеры решений подобных задач, краткий
теоретический справочник.
Проведение зачета.
Содержание зачетной работы, а так же форма проведения зачета носят
дифференцированный характер .
Зачетные работы составляются на 8 вариантов, содержат обязательную
часть в форме теста и дополнительную часть (2 – 3 задания) более сложного
уровня.
Как показывает практика, достаточно продуктивна
система
самозачетов . Самозачет по дисциплине является эффективным
стимулирующим фактором в работе студента.
Условия получения самозачета объявляются студентам заранее. Студент
должен:
не иметь необоснованных пропусков занятий,
иметь полный объем лекций,
иметь все практические работы,
иметь положительные оценки по текущим
самостоятельным работам,
активно участвовать в аудиторной и внеклассной работе
группы.
Студенты, успевающие по предмету, т. е. имеющие положительные
оценки по текущим самостоятельным работам, владеющие теоретическим
материалом, не имеющие задолженности по практическим работам,
получают самозачет по первой обязательной части зачетной работы и
выполняют задания более сложного уровня второй части работы.
Таким образом, количество вариантов, самозачеты (успевающие
студенты исключаются из общей работы над первой частью задания),
дифференцированный подход в проведении зачетной работы, позволяют
объективно оценить уровень обученности студентов.
Диагностика результатов.
Диагностика результатов позволяет установить уровень остаточных
знаний по основным разделам курса, для последующей корректировки
планов работы преподавателя и индивидуальных планов учащихся,
направленной на ликвидацию выявленных пробелов в знаниях. С этой целью
проводится мониторинг качества выполнения зачетных работ.
Зачетная ведомость содержит список группы, содержание заданий
работы, количественные и процентные показатели качества.
№
Гр. 02 – 03
Задания зачетной работы (краткое условие). Часть 1 (базовая)
Часть 2.
Бал
Итог
Ф. И.
лы
1 …
2 …
3 …
4 …
5 …
6 …
7 …
8 …
9 …
10…
1
Артеменко Дмитрий
1
1
0/1
1
0/1
0
1
1
0/2
0
5/9
4(хор)
2
…
…
…
…
…
…
…
…
…
…
…
…
…
Колич. выполн. заданий
20/25
13/20
19/22
17/20
20/22
18/23
18/24
17/24
3/9
4/8
% качества предварит.
74%
48%
70%
63%
74%
67%
67%
63%
11%
14%
% качества итог.
93%
81%
89%
81%
89%
86%
90%
90%
31%
29%
67%
Мониторинг проводится как
по горизонтали – оценивается качество
выполнения каждого задания работы, так и
по вертикали – оценивается
результат работы каждого студента и группы в целом.
В ведомости отражены
начальные и
конечные результаты работы.
Начальные результаты не всегда бывают удовлетворительными и
рассматриваются как этап работы.
Таким образом,
мониторинг первичных результатов
определяет
направления работы. Проводятся работа над ошибками, работа по
повторению, индивидуальные консультации. С этой целью создан сборник
задач, упражнений для устной работы, как в электронном виде для
демонстрации на интерактивной доске, так и в форме раздаточного
материала.
По итогам проведенных зачетов выставляется итоговая оценка. Для
студентов, которые по каким – то причинам не сдали зачеты по разделам
(например, по болезни), составляется итоговая зачетная работа и
методические рекомендации к работе.
Эффективна практика получения студентом «допуска» к сессии. В
начале семестра студенты знакомятся с условиями получения допуска. Для
этого студенту необходимо:
отработать пропуски занятий,
иметь полный объем лекций,
иметь все практические работы,
не иметь задолженностей по текущим
самостоятельным работам,
не иметь задолженностей по зачетным работам.
Итоговая ведомость содержит список группы, отметки о наличии
лекционного материала, выполнении практической части, отсутствии
задолженностей у студента, а так же результаты зачетов.
По итогам проведенных зачетов выставляется итоговая оценка. В
ведомости даются показатели качества в процентах. Это позволяет
проследить динамику уровня обученности как группы в целом, так и каждого
студента.
№
Гр. 02 – 03
Лекционны
Практическа
Отработка
Результаты зачетов 1 курс.1 семестр.
Итог
Ф. И.
й материал
я
часть
задолженностей
Зачет по
теме «…»
Зачет по
теме «…»
Зачет по
теме «…»
1
Артеменко Дмитрий
+
– / +
– / +
3 (уд)
4 (хор)
4 (хор)
4(хор)
2
…
…
…
…
…
…
…
…
% качества
31%
75%
67%
62%
В процессе изучения дисциплины параллельно проводится работа по
изучению нового материала и работа по повторению. Мониторинг качества
обученности студентов является
связующим звеном между этими
направлениями и делает процесс изучения дисциплины
цельным
и
продуктивным .
Чтобы
соответствовать современным требованиям
, учитывая
развитие обучающих технологий, необходимо
компьютеризировать
следующие этапы:
организацию самостоятельной деятельности студента в
процессе решения конкретных задач;
осуществление проверки и мониторинга качества
выполнения заданий, качества работы студента, а так же
работы группы в целом;
представление данных по результату мониторинга в виде
диаграмм и графиков.
В заключении необходимо подчеркнуть суть
представленного
материала. Очень важно, когда действия преподавателя предсказуемы для
студента, когда существует четкий перспективный план совместной работы
студента и преподавателя, понятны требования и последовательность
совместных действий. Все эти факторы определяют эффективность и
качество обучения студента.
Литература
Е. А. Семенко. Технология разноуровневого обобщающего повторения
по математике. – Краснодар: Мир Кубани, 2008.