Автор: Вагнер Елена Ивановна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Полтавский детский сад "Родничок" Населённый пункт: г.п.Полтавка Наименование материала: НОД Тема: "Знакомство с русской народной куклой". Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Полтавский детский сад «Родничок»
НОД по познавательно-исследовательской деятельности
Тема: « Знакомство с русской народной куклой».
Подготовила: воспитатель 1категории
Вагнер Елена Ивановна
2015год
1.Цель : Формирование знаний о русских народных куклах.
Задачи:
Знакомить детей с различными русскими народными куклами, начиная от
старинного оберега и заканчивая современной куклой.
Развивать интерес детей к историческому прошлому (куклам).
Формировать навыки умения изготовления куклы из лоскутков ткани
собственными руками.
Формировать у детей проявление эстетического отношения к русским
народным игрушкам
Развивать эмоциональное отношение и интерес к героям мультфильма
(«Маша и Медведь»).
Воспитывать чувство взаимопомощи, умение действовать сообща.
Словарная работа: Кукла – «Мотанка», «Крупеничка», «Подорожница»,
«Кубышка-травница», оберег, тряпичная, глиняная, деревянная, коллекция.
2. Методы и приёмы:
Словесное, наглядность, объяснение,
самостоятельность, момент, сюрпризный.
3. Материалы и оборудование:
русские народные куклы тряпичные для
игры и обрядовые, современные куклы, глиняная (Дымковская), матрёшка,
кукла-Маша, сундучок, по 4 кусочка ткани, моточку ниток и кусочку ваты на
каждого ребенка, музыкальное сопровождение, мультимедиа и сладкие призы
на каждого ребенка.
Ход НОД:
Дети входят в группу
В: встречает и здоровается с детьми,
Ребята, становитесь в круг, для того, чтобы атмосфера у нас стала более
тёплой, давайте поприветствуем друг друга, а для этого, вам нужно
повторять каждое предложение и действие за мной.
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Звучи музыка (из мультфильма «Маша и Медведь) включается экран
В: Ребята, вы слышите музыку, кажется, нам пришло письмо на волшебный
экран, присаживайтесь на стульчики, сейчас мы с вами его посмотрим (дети
садятся на стулья перед экраном)
На экране Маша и Медведь, Мишка подает письмо Маше
М: А что это за конвертик такой, интересненький? Это мне? Да? Мне?
Медведь кивает головой одобрительно
М: берет конверт и читает письмо
- Мишка открывает музей кукол и предлагает собрать коллекцию народных
кукол и рассказать о них.
М: Мишка-это я должна рассказать?
Медведь одобрительно кивает
М: Так, трудненькая ситуация.
М: Куколки то есть, а знать то я про них, ничего не знаю, народные они или
не народные? Что же мне делать, где бы это всё узнать? Энциклопедии у меня
нет, интернетик отключили, телефончик сломала, как же быть? Дети как мне
быть?
Дети: Мы можем помочь
Изображение отключается
Стук в дверь
В: Кто это к нам стучится? воспитатель вносит игрушку-куклу Машу
( Маша тянет за собой сундучок)
В: Ох и быстрая же ты Маша, только видели тебя на экране, а ты уже здесь,
Маша, что случилось?
М: Помощь мне ваша нужна
В: А как мы можем помочь, ребята?
Д : покажем и расскажем о русских народных куклах, которыми играли наши
прабабушки
В: Машенька, проходи к нам в группу и послушай, что мы тебе расскажем.
Воспитатель подводит детей к выставке кукол
На выставке стоят куклы: Мотанки для игры, обрядовые, глиняные,
деревянная матрешка.
В: Посмотри Маша, какие красивые и разные куколки здесь собраны
- Ребята, а что такое кукла?
Д: - Кукла – это игрушка в виде фигурки человека.
В: А как вы думаете, для чего ее придумали люди
Д: Чтобы играть
В: Да, чтобы дети играли и не плакали
В: показывает глиняную куклу
Ребята, давайте расскажем Маше, из чего сделана эта кукла
Д: Из глины
В: А как вы думаете, удобно с ней было играть?
Д: Нет
В: почему?
Д: она может упасть и разбиться, ее не удобно ложить спать
В: Конечно ребята, эту куклу придумали люди как сувенир, её лепили из
глины и раскрашивали , она тяжёлая, не гнётся и если упадёт, то может
разбиться. Эти куклы сохранились до наших дней. А вы ребята знаете, как
называется эта кукла?
Д: Дымковская
В: Посмотри Маша, какая красивая куколка здесь стоит, а зовут её
"Крупеничка"
В: Ребята, как вы думаете, почему ее так называют?
Д: Название от слова крупа
В: Слышишь Маша, эту куклу наполняли зерном, она была оберегом на
сытость и достаток , эта кукла была самой главной в семье, с ней дети не
играли.
В: берет следующую куклу "Кубышку- травницу"
Это кукла Кубышка - травница, ребята, как вы думаете, что у нее в узелках?
Д: Трава
В: Дети, это кукла-оберег наполняется душистой лекарственной травой. В
старину ее подвешивали в комнате над кроваткой ребенка или давали с ней
играть, чтобы травяной дух отгонял болезни.
В: Посмотри Маша, вот еще одна замечательная кукла, а называется она –
«Подорожница», ребята, как вы думаете, для чего эта куколка
Д: Играть в дороге
В: эту куклу делали в дорогу, из цветных лоскутков ткани, чтобы в пути с
человеком ничего не случилось, она тоже была оберегом.
В: А вот эти куколки – «Мотанки» посмотрите ребята и расскажите из чего
их делали?
Д: Из ниток, ткани
В: Правильно, а почему их так назвали?
Д: Потому что их мотали
В: Молодцы ребята, какие вы все сообразительные, продолжаем рассказывать
Маше о русских народных куклах.
М: А это что за девица, красавица стоит?
В: А эта куколка с секретом, что за секрет у матрёшки, послушайте.
Воспитатель: (читает стихотворение)
Разломлю я пополам:
Интересно, что же там?
Там ещё одна матрёшка
Улыбается, смеётся.
Хоть и жаль её ломать
Буду дальше разбирать.
Ростом разные подружки
А похожи друг на дружку.
Русские красавицы
Всем нам очень нравятся.
В: Ребята, а что можно сказать о матрёшках?
Д: (ответы детей)
В: Матрёшки куклы весёлые, любят петь и танцевать. Они и вас приглашают
поплясать, представьте, что мы все сейчас матрёшки.
Физминутка:
В: Дружные матрешки. (
Хлопают в ладоши
)
На ногах сапожки, (
Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперёд)
Топают матрёшки (
Топают ногами
)
Хлопают в ладошки
Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)
Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево - вправо)
Девчонки озорные,
Матрешки расписные.
В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо –
налево)
Вы похожи словно сестры.
В: Маша, а для чего ты сундучок принесла?
М: Да я же кукол собрала для Мишкиного музея
В: А давайте посмотрим, что за кукол Маша для музея принесла (открывают
сундук, там современные куклы) выкладывают их и рассматривают.
В: Ребята, как вы думаете, подойдут эти куклы в Мишкин музей старинных
русских народных кукол?
Д: Нет
В: Маша, что ты загрустила?
М: куклы то не подойдут для музея, ..а я так хотела сделать Мишке приятное
В: Как же быть дети?
Д: Отдать кукол
В: У нас куколки большие, все не поместятся в сундучок, да и для музея их
очень мало
М: А что это за лоскуточки с ниточками у вас лежат?
В: Дети, подскажите, что из этих лоскутков можно сделать?
Д: Куколку
М: Как здорово, только как её делать я не знаю.
В: Не переживай Маша, мы тебе покажем
На экране пошаговый показ изготовления куклы Мотанки (Колокольчик)
Дети выполняют работу
В: Вот и куколки готовы и Маша повеселела, давайте сложим в Машин
сундучок все куколки
В: Ребята, скажите, что мы сегодня с вами делали?
Д: Куклу
В: А для кого мы сегодня делали куклу?
Д: Для Маши
В: А зачем Маше понадобилась кукла?
Д: В музей для Мишки
В: А как называются эти куклы?
Д: Русские народные
В: А о каких русских народных куклах мы рассказали Маше?
Д: О «Мотанках», Дымковской», «Матрёшке», «Крупеничке»,
«Подорожнице».
В: Ребята, а Маша говорит вам огромное спасибо, за вашу помощь она хочет
отблагодарить вас вот этими вкусными сладостями, которые сама
приготовила (раздает детям петушки на палочке). Теперь ребята мы с Машей
прощаемся с вами, я помогу ей донести сундучок с куклами до Мишкиного
музея. До свидания!
Воспитатель уходит, в руках уносит куклу – Машу и сундучок.