Автор: Николенко Анастасия Юрьевна
Должность: студент магистратуры
Учебное заведение: ПГГПУ
Населённый пункт: Пермь
Наименование материала: статью
Тема: Влияние дистанционного обучения на физическую активность преподавателей Пермского базового медицинского колледжа
Влияние дистанционного обучения на физическую активность
преподавателей Пермского базового медицинского колледжа
Николенко А.Ю. магистрант. Пермский государственный гуманитарно-
педагогический университет, Пермь, Россия.
Аннотация.
Актуальность
статьи
обусловлена
необходимостью
изучения влияния дистанционного обучения на физическую активность
преподавателей в одном из пермских колледжей. Целью статьи было
проверить как влияет дистанционное
обучение на педагогов, и какие
изменения произошли в их привычном режиме жизни и работы. Было
проведено анкетирование и проанализированы результаты. Судя по
полученным данный, дистанционный формат обучения негативно сказался
на подавляющем большинстве преподавателей. Многие из них отметили
набор лишней массы и повышение уровня стресса, а также некоторые
столкнулись с новыми проблемами со здоровьем. Все это заставляет
задуматься, на сколько наше общество готово к новым форматам
обучения.
Ключевые слова: дистанционное обучение, гиподинамия, физическая
активность, здоровье, студенты.
Прошлый, 2020 год, внес серьезные коррективы в жизни общества. В
связи с распространением COVID-19 многие люди были вынуждены уйти в
дистанционный формат работы. Одними из первых, столкнулись с этим
педагоги и учащиеся из различных учебных заведений. До сих пор ведутся
активные дискуссии о преимуществах и недостатках преподавания в онлайн
режиме. Возможно, эта система имеет множество достоинств. Однако, на
наш взгляд, недостаточно внимания уделяется самой серьезной проблеме
дистанта — это проблема гиподинамии, которая может стать результатом
неправильной организации образовательного процесса как для обучающихся,
так и для преподавателей. Поэтому хочется более подробно остановиться на
проблеме гиподинамии преподавателей, на примере Пермского базового
медицинского колледжа.
Еще до пандемии было установлено, что гиподинамия, является одной
из важнейших проблем 21 века. Согласно данным Всемирной организации
здравоохранения (ВОЗ), 60% взрослых и 75% молодежи страдают от
гиподинамии. Эксперты утверждают, что малоподвижный образ жизни
становится причиной 10% смертей.
Под термином гиподинамия принято считать нарушение функций
организма
(опорно-двигательного
аппарата,
кровообращения,
дыхания,
пищеварения) при ограничении двигательной активности, снижении силы
сокращения мышц. И ее распространённость растет в связи с урбанизацией,
автоматизацией
и
механизацией
труда,
увеличением
роли
средств
коммуникации.
Ни для кого не секрет, что малоподвижный образ жизни отрицательно
сказывается на всем организме. Постепенно выходят из строя сердечно-
сосудистая система, нарушается метаболизм, что приводит к ожирению и
атеросклерозу. Мышцы без работы слабеют, постепенно атрофируются,
теряют свою выносливость. Корме этого теряется их опорная функция и
нагрузка падает на кости и суставы, что приводит к остеоартрозам и
остеохондрозам. Гиподинамия не обходит стороной и нервную систему,
отражаясь на работе головного мозга. В результате, люди столкнувшиеся с
этой
проблемой
сталкиваются
с
общей
слабостью,
уменьшением
трудоспособности,
бессонницей,
снижением
умственной
активности,
чрезмерной утомляемостью и другими проявлениями.
Нами было проведено анкетирование преподавателей Пермского
базового медицинского колледжа (ПБМК), которые вели занятия для
студентов 1-4 курсов в период с октября по декабрь включительно, в 2020
году. В группе опрошенных было 38 педагогов в возрасте от 35 до 60 лет. В
анкете было представлено 10 вопросов, связанных с физической активностью
педагогов,
во
время
дистанционного
обучения.
Результаты
будут
представлены в таблице ниже.
Таблица №1. Результаты анкетирования преподавателей ПБМК
№
Вопрос
Варианты ответа
Результат
1
Как изменилась Ваша физическая активность в период
проведения занятий в дистанционном формате?
А) уменьшилась
Б) не изменилась
В) увеличилась
А) 53%
Б) 29%
В) 18%
2
Вы почувствовали дефицит физической активности в
период дистанционного обучения (ДО)?
А) да
Б) нет
А) 81%
Б) 19%
3
Как Вы адаптировались к ДО?
А) отлично
Б) хорошо
В) нормально
Г) плохо
А) 21%
Б) 29%
В) 37%
Г) 13%
4
Вы занимались спортом до перехода на ДО?
А) да
Б) нет
В) редко
А) 26%
Б) 29%
В) 45%
5
Вы начали заниматься спортом в период ДО?
А) да
Б) нет
В) редко
А) 5%
Б) 29%
В) 39%
6
Вы выполняете утреннюю гимнастику?
А) да
Б) нет
В) редко
А) 16%
Б) 32%
В) 53%
7
Вы замечаете за собой повышение уровня
раздражительности в период ДО?
А) да
Б) нет
В) иногда
А) 50%
Б) 21%
В) 29%
8
Вы заметили, что набрали лишний вес в период ДО?
А) да
Б) нет
А) 55%
Б) 45%
9
Вы отмечаете, что появились проблемы со здоровьем,
которых раньше не было?
А) да
Б) нет
В) не обращал(а) внимание
А) 13%
Б) 27%
В) 60%
10
Подготовка и проведение занятий в он-лайн режиме
занимает у вас больше времени, чем раньше?
А) да
Б) нет
А) 73%
Б) 27%
Исходя из полученных результатов, можно сделать неутешительные
выводы. Половина опрошенных педагогов отметили, что их активность
снизилась, после перехода на дистанционное обучение. И 81% из них
почувствовали, что им не хватает физической активности. Это значит, что
люди, которые не заметили за собой снижение активности, чувствуют, что
им ее не хватает. При этом педагоги достаточно хорошо адаптировались к
новому формату обучения студентов и только пяти из них, это удалось
плохо.
Под вопросом «вы занимались спортом до перехода на дистанционное
обучение?» мы подразумевали не только занятия профессиональными
видами, но и любительские тренировки и циклические нагрузки, такие как:
самостоятельные походы в тренажерный зал, фитнес, аэробика, катание на
велосипеде и т.д. Почти половина опрошенных редко проводила свой досуг
таким образом. А 11 человек и вовсе не давали себе дополнительную
физическую нагрузку. При этом с наступлением дистанта, спортом занялись
два человека, которые ранее, этого не делали. Очевидно, что таким образом
сказалась
нехватка
активности.
На
вопрос
про
утреннюю
зарядку,
неожиданно положительно ответили шесть человек и еще двадцать иногда
прибегают к такой процедуре.
Одним из самых неутешительных результатов, стал ответ на вопрос
про раздражительность во время дистанционного обучения. Ровно половина,
а это девятнадцать респондентов ответили, что стали более раздражительны.
Они связывают это, с отсутствием обратной связи от студентов, поздним
выполнением домашних заданий, ощущением, что «не принадлежишь сам
себе». И только восемь человек смогли сохранить свое спокойствие.
Кроме этого, чуть больше половины опрошенных отметили тенденцию
к набору лишних килограмм. И они напрямую связывают это с гиподинамией
и «заеданием» стрессов, а также с ненормированным рабочим днем. Еще
пять человек согласились с тем, что у них появились проблемы со здоровьем,
которых раньше не было. Но подавляющее большинство не обращают
внимание на свое здоровье.
Ну и отвечая на последний вопрос, преподаватели подтвердили, что
подготовка к занятиям в дистанционном формате занимает у них больше
времени, чем это было раньше. Кроме подготовки, тут подразумевали и
проверку домашних заданий, и нахождение новых материалов, и попытки
провести практически занятия, сидя перед экраном монитора. Не стоит
забывать, что опрос проходил в стенах медицинского колледжа и там есть
свои тонкости проведения занятий.
Подводя
итоги
по
проведенному
исследованию,
отметим,
что
дистанционный формат обучения в большей степени негативно сказался на
физической форме преподавателей. Многие из них и до этого вели не очень
активный образ жизни, но время, проведенное в статичном положении,
усугубило состояние здоровья. Те, кто занимался спортом на досуге легче
пережил это тяжелое время в образовании. Но негативные результаты
заставляют лишний раз задуматься, насколько легко и безопасно для
педагога дистанционное обучение и как оно отразиться в дальнейшем на его
здоровье. И не стоит забывать, что учащиеся оказались в такой же тяжелой
ситуации.