Напоминание

"ТРИЗ в детском саду и дома"

Автор: Ирина Владимировна Бут
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 30"
Населённый пункт: г. Снежинск
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "ТРИЗ в детском саду и дома"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Консультация для родителей

«ТРИЗ в детском саду и дома».

Ребенок учится мыслить, учась говорить. Он также

совершенствует свою речь, учась мыслить.

ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) - целое

направление в науке о творчестве и изобретательстве. Версия

ТРИЗа была придумана советским инженером - изобретателем,

писателем - фантастом Генрихом Сауловичем Альтшуллером.

Работа над ТРИЗом была начата в 1948 году для решения

исследовательских задач, в советский период ТРИЗ использовался

на практике. В 90-х годах ТРИЗ стал известен за пределами нашей

страны, стал применяться некоторыми международными

компаниями. Самый известный пример - компания Самсунг. Эта

компания активно использует ТРИЗ при создании инноваций.

Адаптированная к дошкольному возрасту технология ТРИЗ

пришла в детские сады в 1987 году.

В настоящее время ТРИЗ (теория решения изобретательных

задач) занимает одно из основных мест в развитии детей

дошкольного возраста. Ведь ТРИЗ, с одной стороны –

занимательная игра, с другой стороны – развитие умственной

активности через творчество. ТРИЗ - технология позволяет

воспитывать и обучать ребенка под девизом "Творчество во всем".

ТРИЗ способствует развитию творческого воображения - чем

богаче опыт, тем богаче воображение. Без воображения нет

соображения.ТРИЗ способствует развитию мышления,

аналитических способностей; учит ребенка рассуждать и

отстаивать свою точку зрения ( У одних детей словарный запас

оказывается больше, у других - меньше. Это зависит от того, как и

сколько с ним общаются близкие взрослые). ТРИЗ помогает

ребенку справиться с природной застенчивостью и замкнутостью;

культивирует стремление познавать и получать новую

информацию; дает свободу слова и свободу проявления личности;

ребенок становится более универсальным, то есть, справляясь для

начала с легкими задачами, он постепенно учится находить выход

из более сложных ситуаций, проявлять смекалку, что, несомненно,

пригодится ему во взрослой жизни.

Но легче будет решить эту задачу с совместной работой с

родителями воспитанников ДОУ.

Игры ТРИЗ технологии можно использовать не только в

детском саду, но и в домашних условиях. Вечная проблема, которая

возникает у родителей, чем занять ребенка дома в выходные дни и

вечером. Помощником в решении этой проблемы могут быть игры

ТРИЗ, которые позволят вам скоротать время и интересно его

провести. Возможно вы уже используете эти приемы, не зная, что

они ТРИЗовские. СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ

Давайте проверим. Возьмем сказку "Колобок", все знают, чем

закончилась сказка, а почему? Попробуем спасти колобка (работа с

залом)

В своей работе мы используем типовые приемы фантазирования:

уменьшение - увеличение, оживление -окаменение, дробление -

объединение, оживление - окаменение, наоборот, время,

универсализация.

Мы придумали новое завершение сказки, попробуйте дома вместе

с ребенком. И он быстро научится фантазировать.

Помогите ребенку в первый раз фантазировать, не говорите ему

слова: так не бывает, так не должно быть. Придерживайтесь девиза

ТРИЗовцев: «Можно говорить всё!». И дети говорят, придумывают.

Внимательно выслушайте своего ребенка. Пусть ваши дети учатся

аргументированно доказывать свою точку зрения, предлагая что-то

взамен.

Запомните, детям нужно давать только положительную

оценку: «интересно», «необычно», «любопытно», «хорошо»,

«молодец» и т. д.

Игра "Что для чего?" (платок, шишка, мяч).

У многих родителей дети сладкоежки, используйте игру «Хорошо -

плохо». Конфеты - это хорошо: они бывают шоколадные,

карамельные, жевательные, с разными начинками, в красивых

фантиках. Конфеты - это плохо: они тают, липкие, от них болят

зубы... .

При помощи этой игры можно закреплять признаки времен

года, например: зима – хорошо, почему? Можно кататься на горке,

на лыжах, на санках, играть в снежки. Зимой очень красиво на

улице. Кругом лежит белый снег. Зима – плохо, почему? На улице

холодно, иногда морозно, дует сильный ветер, метет метель. И так

о других временах года: весне, лете, осени.

Играя в эту игру, ваш ребенок научится выделять в предметах и

объектах окружающего мира положительные и отрицательные

стороны. Зная отрицательные стороны, можно предупредить

отрицательные последствия.

Чтобы играть в эту игру ребенку придется проявить свою

наблюдательность, вспомнить свой опыт, свои чувства, умение

рассказать об этом. Умение находить и выявлять противоречия -

важный навык. С разрешения противоречий начинается

изобретение, создание нового.

Будет намного интересней, если вы разделитесь на две команды,

мама или папа называют, почему осень или зима хорошо, а ребенок

– плохо. Вашему ребенку это пригодится не только в детском саду,

но и в школе.

Игра "Назови часть целого" ( дерево, дверь, куртка). Эта игра

развивает наблюдательность, словарь, мышление.

Для развития грамотной речи, творческого мышления ваших

детей используйте игру «Что было бы, если...» - если все, что нас

окружает в группе было бы снежным, ледяным ... . Если бы все,

что нас окружает стало бумажным, если бы ребенок поменялся

местами с родителями, если бы ребенок стал волшебником.. . . Что

же тогда будет? Ребенок будет размышлять, придумывать и

одновременно развивать свою речь.

Игра "А что потом?" Сначала - семечко, потом росток, цветок.

Игры "Волшебные картинки", "Дорисуй" учат детей узнавать

предметы по схематическому изображению, развивают внимание,

восприятие, мышление. Для этих игр не нужно уметь рисовать,

достаточно просто взять в руки карандаш и нарисовать линию или

дугу. Иннтересно..., что бы это могло быть... .

Игра на развитие эмпатии "Представь, что ты цветок,

стол, воробей".

Суть метода ТРИЗ- обращать внимание ребенка на

интересные вещи, не пытаться все объяснять и давать в

готовом виде. Вместе размышлять, проводить опыты,

воспитывать любознательность во всех напрвлениях

Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется

ребёнок, такова будет его жизнь, именно поэтому важно не

упустить этот период для раскрытия творческого потенциала

каждого ребёнка. Адаптированная к дошкольному возрасту, ТРИЗ-

технология, позволит воспитывать и обучать ребёнка под девизом

«Творчество во всём!» Хочется обратиться к

родителям, найдите

время, чтобы провести его с ребенком, используйте игры ТРИЗ технологии.

Надеемся, что сегодняшняя информация будет полезна в ваших

начинаниях, дерзайте, уважаемые родители!