Авторы: Давлетбаева Ирина Игоревна, Курилова Ирина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ школа №281
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Картотека игр
Тема: Картотека игр по разработкам К.Д.Циалковского
Картотека игр для детей дошкольного
возраста по разработкам К. Д.
Циалковского.
Не много истории…
В 1903 году Константин Эдуардович Циалковский
придумал , как научить ракету летать в космос. Он придумал
жидкое двухкомпонентное топливо. Впервые предложил
конструкцию космической ракеты с жидким реактивным
двигателем. Он считается одним из основоположником
космонавтики.
К. Э. Циалковский мечтал заселить космическое
пространство, предлагал идею «космического лифта».
Предлагаем Вам отправится в маленькое космическое
путешествие вместе с ребятами..
Содержание.
1)
Дидактическая игра «Собери ракету» (младший дошкольный во
зраст)
2)
Дидактическая игра « Ракета» (старший дошкольный возраст)
3)
Подвижные игра « Полет в космос»
4)
Подвижная игра « Космонавты».
5)
Дидактическая игра «Планеты солнечной системы».
6)
Дидактическая игра « Правильно расставь планеты».
7)
Малоподвижная игра «Марсиане».
8)
Малоподвижная игра « Космические слова».
9)
Сюжетно – ролевая игра «Исследователи космоса».
Дидактическая игра «Собери ракету»
(младший дошкольный возраст)
Цель:
Учить детей составлять ракету из геометрических фигур по предложенной схеме. Учить
детей подбирать предметы по цвету.
Материал:
4 карточки со схемами ракет (желтая, красная, зеленая и синяя, 24 цветные карточки с
различными геометрическими фигурами, 4 космонавта (желтый, красный, зеленый и
синий)
Ход игры:
Воспитатель показывает детям 4 карточки с изображением космонавтов и говорит: «Ребята, у
космонавтов сломались ракеты, а им необходимо лететь на Луну. Давайте им поможет
починить ракеты».Дети: «Да!».Воспитатель: «Посмотрите, у нас есть схемы, по которым мы
сможем составить ракеты». Педагог достает одну из схем, например, схему желтой ракеты, и
предлагает детям выбрать по цвету карточки с изображением геометрических фигур такого же
цвета. Дети выбирают карточки по цвету и составляют ракету по схеме. После этого сажают
космонавта соответствующего цвета в эту ракету. Далее игра продолжается, пока космонавты
всех цветов не будут посажены в свои ракеты.
Дидактическая игра « Ракета»
(старший дошкольный возраст)
Цель:
Закреплять навыки звуко-слогового анализа и синтеза слов, деления слов на слоги.
Совершенствовать навыки чтения. Развивать коммуникативные навыки.
Материал:
две ракеты с наклеенными частями слов, прищепки с другими частями слов.
Слова для анализа:
книга, рассказ, сказка, стихи, слово, слоги, буквы, стихи.
Ход игры:
Давайте, отправимся сегодня в полёт. На чём мы полетим? На ракете.
Для этого надо подготовить наши ракеты, собрать слова, которые рассыпались.
Можно провести звуко-буквенный разбор слов, составить с ними словосочетания
или предложения. Выучить
пословицы и загадки.
Подвижные игра « Полет в космос»
Описание:
Играть в эту игру могут все дети, как в помещении, так и на улице.
Все дети становятся врассыпную. Руки поднимают вверх, соединяя в
центре пальчики, как бы изображая ракету.
Воспитатель: - «Ракеты, приготовились.» (дети присели)
Воспитатель предлагает обратный отчёт произнести вместе.
Все: - «Пять,четыре, три, два, один, поехали!» ( дети летают, не
наталкиваясь друг на друга).
Воспитатель: - Приехали. (дети присели).
Подвижная игра « Космонавты».
Описание:
Играть в эту игру могут дети, делясь на подгруппы, как в
помещении, так и на улице. По всему игровому пространству раскладываем обручи
– это «скафандры». Их должно быть на один меньше, чем участников. Играет
космическая музыка, дети бегают везде, не наступая на обручи.
Ведущий произносит слова: «Друг, скорее, не зевай, а скафандр надевай!»
Игроки как можно быстрее должны встать в обруч, и поднять его вверх (как бы,
надевая свой скафандр). Тот, кто не успел надеть скафандр, садится на скамеечку
(остаётся на земле). Игра продолжается, опять на один обруч меньше. Итак, пока не
останется один победитель. Вот кто первым полетит в космос. Остальные не
расстраиваются, в следующий раз обязательно тоже выиграют.
Дидактическая игра «Планеты
солнечной системы».
Цель:
уточнить названия планет Солнечной Системы. Упражнять в назывании
и запоминании планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран,
Нептун, Плутон. Развивать внимание и память.
Материал:
набор карточек с изображением планет – по две карточки на одно
изображение.
Ход игры.
Игрок открывает сначала одну карточку, называет, что на ней нарисовано и показывает
остальным. Затем открывает вторую карточку, тоже называет и показывает. Если карточки не
совпадают – игрок кладет их на прежние места изображением вниз, а право хода переходит к
следующему участнику. Если игрок откроет две одинаковые карточки, он забирает их себе, но
прежде называет, какую планету выбрал, и делает еще один ход. Если игрок не назвал планету, он
лишается хода. Когда непарные картинки возвращаются на место, все играющие стараются
запомнить, где какая картинка лежит. В конце игры каждый игрок считает картинки парами. Ребенок,
собравший больше всех картинок-парочек, выиграл.
Дидактическая игра
« Правильно расставь планеты».
Цель:
учить детей называть и запоминать расположение планет Солнечной
системы по мере их удаления от Солнца. Закрепить представление об их размерах и
количестве в солнечной системе.
Материал:
карточки с изображением Солнца (1) и планет Солнечной системы
(2-9) по типу паззлов. На обратной стороне карточек указаны их порядковые номера
от 1 до 9
Ход игры.
На первом этапе игры ребенок, с помощью взрослого, находит
начальную картинку (Солнце), а затем из остальных картинок составляет целую
полоску. Ребята помладше делают это, подбирая картинки, контуры которых
совпадают (по типу паззлов). Ребята постарше последовательность расположения
планет устанавливают по памяти. Чтобы проверить результаты, картинки
переворачиваются.
Малоподвижная игра «Марсиане».
Описание:
Играть в эту игру могут все дети, как в помещении, так и на улице. Все дети
становятся в круг. С помощью считалочки выбирается ведущий. Он раздаёт всем детям
карточки, рисунком вниз. На них изображены либо люди, либо «зелёные человечки»
(марсиане).
Ведущий закрывает глаза и произносит слова:
Прилетел (ла) я на планету,
Может это чудо света?
Ну, а может рядом где – то?
Всё мне важно в мире знать,
И секрет ваш разгадать.
Дети в это время должны посмотреть на изображения своих карточек. Их
задача показать ведущему кто они – люди или марсиане, не произнося слова
.
Ведущий подходит, нажимает на игрока и отгадывает. Затем ведущим становится
тот, кто наиболее интересно изображал свою роль.
Малоподвижная игра
« Космические слова».
Описание
:
Ведущий кидает по очереди детям мяч, и тот, к кому в руки попал
мяч, должен назвать слово, которое относится к теме «космос». Если ребенок не
называет слова, он выходит из игры. Игра продолжается до момента, пока у игроков
не закончатся слова, или останется последний игрок.
Сюжетно – ролевая игра
«Исследователи космоса».
Цели:
Научить детей самостоятельно распределять роли, понимать
воображаемую ситуацию и действовать в соответствии с ней. Закреплять знания
детей об исследованиях в области космоса, о специфических условиях труда
исследователей, учить моделировать игровой диалог, использовать различные
конструкторы, строительные материалы, предметы-заместители. Развивать
творческое воображение, связную речь детей.
Примерные игровые действия:
выбор объекта исследования (планета, звезда,
грунт с другой планеты и т. д.); создание лаборатории; работа в обсерватории;
проведение опытной работы; изучение фотографий, видеосъемки из космоса;
использование космических научных станций; ученый совет; подведение итогов
исследований.
Предметно-игровая среда.
карта космического неба; карта созвездий; элементы космических кораблей;
бинокли, рации; журнал наблюдений.