Напоминание

Новость от 24.05.2017

Заседание Координационного совета по области образования «Инженерное дело, технологии и технические науки» прошло в Санкт-Петербурге


23 мая в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого состоялось заседание Координационного совета по области образования «Инженерное дело, технологии и технические науки». В мероприятии приняли участие представители Министерства образования и науки РФ – заместитель министра образования и науки России Л.М. Огородова и заместитель директора Департамента государственной политики в сфере высшего образования С.А. Пилипенко, а также председатель Комитета по науке и высшей школе Правительства Санкт-Петербурга А.С. Максимов, президент Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга А.А. Турчак, руководители ведущих технических вузов, научно-производственных объединений и государственных корпораций России.

Координационный совет как консультативный орган при Минобрнауки России обеспечивает взаимодействие между участниками на предмет совершенствования системы образования. В состав совета входят представители высшей школы, промышленных предприятий, аналитических центров и органов государственной власти.

В рамках заседания Координационного совета в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого были подведены первые итоги и определены мероприятия по дальнейшему развитию федеральных учебно-методических объединений (УМО).

Заседание открыла заместитель министра образования и науки РФ Л.М. Огородова. Она отметила, что несмотря на развитие образовательной системы, ее главная задача остается неизменной – обеспечить экономику страны высококвалифицированными инженерными кадрами.

- Важно, чтобы в России система образования была трендом развития рынка, а не системой подготовки кадров для рынка. В этом смысле подготовка инженеров является актуальной не только потому, что в этом нуждается экономика, но и потому, что это самый большой объем образования в стране: 468 вузов сегодня проводят подготовку инженерно-технических работников – это порядка 1,25 миллиона человек, - сказала Л.М. Огородова.

Данный показатель составляет 29% от общего объема высшего образования в России.

О специфике Санкт-Петербурга, где научно-образовательная сфера является градообразующей и 18% активного населения города связано с наукой и профессиональным образованием, рассказал на заседании Координационного совета председатель Комитета по науке и высшей школе А.С. Максимов. Он также констатировал, что в последнее время фиксируется рост количества абитуриентов, поступающих в вузы технического профиля, и повышение среднего балла ЕГЭ.

Ректор Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, академик РАН А.И. Рудской отметил, что взаимодействие Координационного совета с федеральными учебно-методическими объединениями позволяет аккумулировать интеллектуальный потенциал университетов России и эффективно его использовать.

- Благодаря совместной работе 23 инженерных федеральных УМО, Координационного совета и Минобрнауки России было создано самое главное – эффективный инструмент развития инженерного образования, связывающий в единую систему университетского преподавателя, работодателя и министра образования и науки Российской Федерации, – подчеркнул А.И. Рудской.

Повестка заседания Координационного совета началась с рассмотрения актуальных вопросов подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по области образования «Инженерное дело, технологии и технические науки». Докладчиком по этому вопросу выступил ректор СПбПУ А.И. Рудской. Он отметил, что сейчас в профессиональном сообществе идут поиски наиболее оптимальных форм подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре и реформирования государственной системы научной аттестации.

- Зарубежные профессиональные докторские программы формируют квалификацию, которая, будучи эквивалентной по статусу и сложности решаемых соискателем задач квалификации обладателя PhD, ориентирована на сферу промышленности или бизнеса, а не на академическую сферу, - сказал А.И. Рудской.

В связи с этим А.И. Рудской предложил ввести в России степень, аналогичную зарубежной степени доктор инженерии (EngD). Введение новой степени позволит работодателям более точно определять, какого работника высшей квалификации выбрать на выполнение конкретной научной или опытно-конструкторской работы.

Следующим на повестке дня стоял вопрос о разработке ФГОС ВО 3++ и примерных основных образовательных программ. Заместитель директора Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России С.А. Пилипенко подробно рассказал о задачах системы федеральных УМО по актуализации ФГОС с учетом требований профессиональных стандартов.

Предметом выступления проректора по перспективным проектам СПбПУ, лидера (соруководителя) рабочей группы «Технет» Национальной технологической инициативы А.И. Боровкова стала разработка примерных основных образовательных программ.

- Так как процесс разработки новых профессиональных стандартов и обновление действующих является перманентным, а процедура согласования и утверждения ФГОС достаточно сложная и длительная, то Департаментом государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России было принято решение об усилении роли и статуса примерных основных образовательных программ, - уточнил А.И. Боровков.

Непосредственно о результатах разработки примерной основной образовательной программы на основе предложенного макета на заседании рассказал председатель федеральных УМО по укрупненным группам специальностей и направлений подготовки 29.00.00 «Технологии легкой промышленности» С.С. Юхин.

В рамках заседания были также сделаны сообщения о развитии системы федеральных УМО. Текущую ситуацию по данной тематике проанализировали первый проректор МГТУ им. Н.Э. Баумана Б.В. Падалкин и ректор Московского государственного строительного университета А.А. Волков. С докладом «Киберфизические системы – стандарты и подготовка кадров» выступил вице-президент Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» И.Р. Агамирзян.

По итогам заседания Координационного совета по области образования «Инженерное дело, технологии и технические науки» было принято решение по каждому из вопросов, стоявших на повестке дня.

После завершения заседания для гостей была проведена экскурсия по Научно-исследовательскому корпусу с посещением Суперкомпьютерного центра «Политехнический».


 


Источник: http://минобрнауки.рф/новости/10086

Вернуться назад