Россия – абсолютный мировой монополист в плавучих атомных электростанциях, которые перспективно использовать в прибрежном инфраструктурном строительстве, например, вдоль Северного морского пути или в Юго-Восточной Азии. Первую плавучую АЭС «Академик Ломоносов» планируется установить на Чукотке. Уже начато сооружение объектов береговой и гидротехнической инфраструктуры для нее. Это решение объясняется необходимостью обеспечить своевременный ввод в эксплуатацию новой электростанции взамен выбывающих к 2019 году на Чукотке генерирующих мощностей – Билибинской АЭС и Чаунской ТЭЦ.
В настоящее время ПАТЭС «Академик Ломоносов» (проект 20870) достраивается на «Балтийском заводе». По плану, она должна быть сдана в сентябре 2016 г.
Сама идея использования атомной энергии в транспортных установках не является новой. Подобные проекты разрабатывались в Англии, Германии и в США. Но эти страны к настоящему моменту отказались от проектов плавучих АЭС, посчитав их бесперспективными.
Впервые плавучие реакторы гражданского назначения использовались в США для обеспечения энергией Панамского канала(1966–1976 гг.) и американской исследовательской базы в Антарктике(1962–1972 гг.). Например, американская плавучая станция Sturgis (мощность 10 МВт) с 1976 г. находилась в нерабочем состоянии на стоянке в штате Виргиния, и недавно ее отбуксировали в Галвестон для окончательной разделки. Еще в 1977–1978 гг. с судна были удалены отработанное ядерное топливо и часть загрязненных материалов.
В СССР в 1980-х годах разрабатывали проект плавучей АЭС «Волнолом 3» с реактором АБВ-6 (мощность 12 МВт) для использования на полигоне Министерства обороны на Новой Земле. Однако работы над созданием этой ПАТЭС были прекращены в начальной стадии.
Первый гражданский проект ПАТЭС в России появился в начале 1990-х годов. В ходе выполнения Постановления Правительства РФ от 9 июня 1992 года за №389 о путях преодоления кризиса топливного энергетического комплекса Дальнего Востока и Восточной Сибири группа экспертов Минатома в 1993 году предложила использовать АЭС малой мощности (100–180 МВт) на основе реакторов судовых и корабельных атомных энергетических установок. По заказу Минатома России в период 1992–1994 гг. был проведен ряд конкурсов на лучший проект атомной станции малой мощности, организовано АО «Малая энергетика». В классе реакторных установок свыше 50 МВт первое место в конкурсе было присуждено проекту АЭС на основе плавучего энергоблока с двумя реакторными установками типа КЛТ-40С.
В 1993–1994 гг. АО «Малая энергетика» разработало технико-экономический доклад по определению конкретных пунктов размещения плавучих АЭС в районах Крайнего Севера и Дальнего Востока. В докладе определены как первоочередные следующие пункты размещения АСММ на базе плавучих энергоблоков с двумя реакторными установками КЛТ-40С мощностью по 35 МВт: г. Певек, Мыс Шмидта, п. Эгвекинот в Чукотском автономном округе, а также ряд населенных пунктов Приморского и Хабаровского краев (Большой Камень, Находка, Охотск, Николаевск-на-Амуре и др.).
В июле 1994 г. заместитель Председателя Правительства РФ Олег Сосковец подписал два поручения Правительства «О разработке технико-экономического обоснования строительства головной АЭС на базе плавучих энергоблоков с реакторной установкой типа КЛТ-40 в г. Певеке Чукотского АО» и «Об организации работ на этапах выбора площадки, проектирования и сооружения атомных станций малой мощности на базе плавучих энергоблоков с реакторными установками типа КЛТ-40С». В этом же году Минатом России утвердило техническое задание на проект головной плавучей атомной станции мощностью 70 МВт и 50 ГКал/час для г. Певека.
Не дожидаясь завершения проектирования и получения лицензии на выбор площадки на строительство будущей станции от Госатомнадзора России, машиностроительным заводам были выданы заказы на изготовление некоторых видов оборудования реакторных установок с длительным циклом изготовления.
Активная фаза строительства головного плавучего энергоблока для первой российской ПАТЭС началась в 2007 г.
К настоящему моменту изготовлена и смонтирована основная часть энергетического оборудования станции, в частности обе реакторные установки энергоблока, паротурбинные установки.
Генеральный директор ООО «Балтийский завод–Судостроение» Алексей Кадилов заявил недавно, что работы выполняются согласно графику и уже согласованы вопросы, связанные с погрузкой топлива и испытаниями. Завод планирует сдать заказчику и подготовить к транспортировке ПАТЭС «Академик Ломоносов» в сентябре 2016 г.
Энергоустановка ПАТЭС имеет максимальную электрическую мощность 80 МВт и включает две реакторные установки КЛТ-40С. Главный конструктор, изготовитель и комплектный поставщик оборудования этих реакторных установок– ОАО «ОКБМ Африкантов» (входит в машиностроительный холдинг Росатома ОАО «Атомэнергомаш»).
КЛТ-40С представляет собой реакторную установку с водо-водяным реактором корпусного типа. Реактор аналогичен хорошо зарекомендовавшим себя на практике водо-водяным энергетическим реакторам типа ВВЭР, которые много лет успешно (безаварийно) эксплуатируются в России, на Украине, в Восточной Европе и хорошо продаются в странах Азии (Индия, Китай, Иран и другие).
Малайзия, Индонезия, Южная Корея, Мозамбик, Намибия, ЮАР, Индия, Вьетнам проявили интерес к проекту, и Росатом планирует передавать ПАТЭС в лизинг этим странам. В качестве перспективного рынка Росатом рассматривает также Бразилию, Уругвай, Чили.