Новость от 07.10.2015

«Трудные» дети нуждаются в помощи всего общества


Профилактика семейного неблагополучия должна стать основой комплексного оказания помощи детям с девиантным поведением. Об этом говорили эксперты в рамках круглого стола «Дети в трудной жизненной ситуации: основные механизмы поддержки в рамках системы образования», которое состоялось 5 октября 2015 г. в Москве на площадке МИА «Россия сегодня».

В России существует 69 специализированных учреждений, которые оказывают реабилитационную помощь несовершеннолетним, по разным причинам находящихся в трудной жизненной ситуации. По мнению экспертов, только создание модели работы, которая объединит вокруг неблагополучной семьи усилия педагогов, социальных работников, психологов, врачей, представителей правоохранительных органов, позволит сократить количество таких учреждений. Главная цель такой работы – профилактика.

В настоящий момент специализированные учреждения для подростков, совершивших правонарушения, делятся на два типа: открытые и закрытые. В учреждения открытого типа, которых в России насчитывается 21, дети попадают по решению комиссий по делам несовершеннолетних при наличии соответствующего заявления от родителей. В «закрытые» учреждения, которых в стране в два раза больше, подростки отправляются по решению суда. Процесс реабилитации в этих двух типах учреждений достаточно отличается. Об этом рассказал Владимир Кабанов, заместитель директора Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства образования и науки Российской Федерации.

«К сожалению, в учреждениях закрытого типа наиболее сложно решать задачу перевоспитания детей. Связано это с тем, что туда попадают разные категории детей: те, кто совершил преступление впервые, и те, кто преступил закон неоднократно. Они зачастую несут с собой «тюремную субкультуру», которую хотят привить в коллективе. Тогда приходиться принимать серьезные меры, оказывать поддержку педагогическим коллективам», – отметил Владимир Кабанов.

При этом он подчеркнул, что в настоящий момент, ситуация с детской преступностью не критична. Но, несмотря на это, работа с детьми с девиантным поведением должна строиться с учетом новых, современных программ по социальной инклюзии, уверен Владимир Кабанов. И акцент должен быть сделан на профилактическую работу с подростками, находящимися в «зоне риска».

Однако не всегда вовремя можно заметить, что ребенок находится на грани эмоционального срыва. Когда подросток, воспитывающийся в благополучной семье, совершает преступление, это часто вызывает шок. Но эксперты уверены, что девиантное поведение – это всегда свидетельство семейного неблагополучия, которое часто не заметно для окружающих.

По статистике, в прошлом году около 36 тысяч человек были лишены родительских прав. Эта цифра имеет устойчивую тенденцию к снижению, но работу по профилактике детской преступности необходимо усилить, считает Марина Гордеева, председатель правления Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

«Профилактика преступности и девиантности складывается из коррекционной, индивидуальной работы с ребенком, работы с семьей. Очень важно развивать различные службы, которые занимаются проблемами семьи и детства», – отметила Марина Гордеева.

Сейчас во многих регионах страны активно ведется работа по профилактике девиантного поведения у подростков. Например, в Вологодской области создана система межведомственного взаимодействия при решении этих задач, в Тюменской области существует единый банк данных детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в Омской области действуют службы социальных участковых и экстренного реагирования.

«Общество и государство продвинулось в понимании тех проблем, которые стоят перед ними, и пытается сделать все, чтобы количество девиантных подростков уменьшалось», – отметила Наталья Рождественская, профессор кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.

Она также подчеркнула, что профилактика должна охватывать не только подростков, находящихся в зоне риска, но и все молодое поколение. Педагоги, психологи, социальные работники, врачи, правоохранительные органы должны объединиться для оказания помощи детям в успешной социализации.

Об опыте работы с детьми с девиантным поведением в Санкт-Петербурге рассказала Юлиана Никитина, исполнительный директор Благотворительного фонда «Центр святителя Василия Великого». Она отметила, что реабилитационная программа их учреждения построена в тесном межведомственном взаимодействии. Важным компонентом данной системы является сфера образования, которая должна помогать ребенку в выборе правильной стратегии поведения.

Эксперты также указали на то, что важно развивать специализированные учреждения, но не увеличивать их число. Европейский опыт, на который ссылались специалисты, показывает, что узконаправленные социально-образовательные учреждения более эффективны в решении проблем девиантности подростков. Но основа профилактики – это все-таки доверие, взаимопонимание в семье, констатировали участники обсуждения.

«Задача воспитателей, педагогов, семьи – работать над успешностью ребенка», – подчеркнул Александр Волков, директор НУ «Пермский образовательный центр авитальной активности». При этом одна из самых простых и действенных мер, по мнению Александра Волкова, говорить своему ребенку: «Я тебе люблю, я тебя уважаю». Эти простые слова – залог благополучия и успешной социализации подростков.


Источник: http://минобрнауки.рф/новости/6390

Вернуться назад