"ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ"

Автор: Ирина Александровна Винер - Усманова, Горбулина Наталья Македоновна, Цыганкова Ольга Дмитриевна
Должность: доктор педагогических наук, тренер России по художественной гимнастике, член исполкома Всероссийской федерации художественной гимнастики
Учебное заведение: АНО "Международная Академия спорта Ирины Винер"
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: Дополнительная профессиональная программа (повышение квалификации)
Тема: "ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ"
Дата публикации: 18.08.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

1 Дополнительная профессиональная программа (повышение квалификации)
по курсу

«ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В

ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ»
Рекомендовано экспертным советом Министерства образования и науки Российской Федерации по совершенствованию системы физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации для использования в образовательном процессе организаций, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам (Протокол № 11 от 28 апреля 2015 года)
МОСКВА – 2014г.

2 Дополнительная профессиональная программа (повышение квалификации) по курсу «Основы физического воспитания в дошкольном детстве» (далее – программа) разработана АНО «Международная Академия спорта Ирины Винер» и предназначена для педагогических работников и специалистов в области физической культуры и спорта.
Состав авторов:
И.А. Винер-Усманова, Н.М. Горбулина, О.Д. Цыганкова.
3
№ п/п

Содержание

Стр.
1. Введение.................................................................................. 4 2. Учебный план......................................................................... 9 3. Учебно-тематический план................................................... 10 4. Рабочая программа................................................................ 13 5. Организационно-педагогические условия.......................... 20 6. Материалы для проведения аттестационных процедур..... 24 7. Список литературы............................................................... 28
4
1.

Введение.
Гармоничное развитие детей, всестороннее совершенствование их двигательных и психофизических способностей, укрепление здоровья, привитие навыков культуры здорового образа жизни и духовных ценностей – это не только механизмы воспитания, но и большая педагогическая, творческая деятельность по выявлению и конструктивному использованию наилучшего опыта в создании новых форматов работы с ребятами, начиная с раннего возраста их развития. Основная цель дошкольного образования, отражѐнная в законодательстве Российской Федерации в сфере образования, – реализация права каждого ребѐнка на качественное и доступное дошкольное образование, обеспечивающее равные стартовые возможности каждому ребѐнку для его полноценного физического и психического развития с учѐтом индивидуальных потребностей, связанных с жизненной ситуацией и состоянием здоровья. Создание благоприятных условий для гармоничного развития личности средствами физической культуры через занятия гимнастикой по научно- обоснованным методикам с дошкольного возраста позволит укреплять здоровье детей и обеспечивать преемственность решений основных задач дошкольного и общего образования в здоровьесбережении и воспитании подрастающего поколения. Именно гимнастика, как базовый компонент физической культуры и широкими интегративными возможностями, поможет не только физически окрепнуть дошкольникам, но и стать одним из активных ресурсов в формировании общей культуры личности ребѐнка, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития физических, нравственных, эстетических, интеллектуальных качеств, инициативности, трудолюбия, самостоятельности и ответственности. Программа курса «Основы физического воспитания в дошкольном детстве» (далее – Программа) для повышения квалификации педагогических работников разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования 1 и Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам 2 . Программа ориентирована на развитие профессиональных компетенций педагогов, необходимых для обучения детей дошкольного возраста по курсу 1 Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 2 Приказ Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499
5 образовательной программы дошкольного образования «Основы физического воспитания в дошкольном детстве» под редакцией И.А. Винер.
Цель

программы
: повышение профессионального уровня педагогических работников и специалистов в области физической культуры и спорта путѐм развития специальных компетенций.
Задачи программы:
 Расширение диапазона знаний в области законодательной базы, регламентирующей образовательную, физкультурно-спортивную и оздоровительную деятельность, а также социально-делового, творческого и психолого-педагогического партнѐрства;  Формирование умений использовать современные методики и технологии преподавания гимнастики, направленные на совершенствование физических качеств детей дошкольного возраста и повышение функциональных возможностей их организма;  Овладение методиками выполнения базовых гимнастических, акробатических упражнений, танцевальных движений; проведения занятий с гимнастическими предметами; ознакомление с условиями проведения базовых музыкально-хореографических, музыкально-сценических игр и спортивных эстафет; знаниями о технике безопасности во время проведения занятий по гимнастике с детьми;  Овладение знаниями об интегративных формах организации занятий с элементами гимнастики, хореографии и акробатики для детей дошкольного возраста и вариантах их использования;  Формирование умений интегрировать парциальную образовательную программу «Основы физического воспитания в дошкольном детстве» под редакцией И.А. Винер в рабочую образовательную программу образовательного учреждения. 
Планируемые результаты.
В целях дальнейшего качественного совершенствования компетенций, приобретѐнных в результате освоения программы, обучающиеся должны: 
знать:
- приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную, физкультурно-спортивную и оздоровительную деятельность; - физические и психические особенности детей с учѐтом сенситивных
6 периодов их развития;
-
современные методики и технологии гармоничного развития детей дошкольного возраста средствами гимнастики, направленные на совершенствование основных физических качеств: гибкость, координация, быстрота, развивающихся у них в данном сенситивном периоде, а также на повышение функциональных возможностей детского организма; - основы системно – деятельностного, компетентностного подхода к обучению детей; - методики выполнения базовых гимнастических и акробатических упражнений и их комбинаций, соответствующих возрасту ребѐнка, и методики овладения основными приемами манипуляции гимнастическими предметами; - основы хореографической подготовки и базовые элементы танцевальных движений; - различные организационные формы проведения занятий с использованием элементов гимнастики (подвижные игры с использованием художественного и сценического замысла; варианты интегративного использования различных форм действий (напр.: движение + рисунок; движение + стихотворение; движение + музыка, пр.), составление хореографических композиций, спортивные эстафеты с использованием возможностей ролевой игры и сменой задач пр.); - приѐмы и технологии развития у детей интереса к выполняемому действию, развитию памяти (в том числе эмоциональной, ассоциативной и мышечной), образного мышления; - специфику техники безопасности при проведении занятий гимнастикой с дошкольниками; - требования к структуре рабочей программы курса дошкольного образования; - методы и формы мониторинга образовательной деятельности обучающихся; - приемы и формы организации социально-делового, творческого и психолого- педагогического партнѐрства для создания конструктивного альянса «ребѐнок- педагог-родители»; - тесты ГТО для детей дошкольного возраста и возможности использования программы для совершенствования физических возможностей обучаемых для их успешной сдачи нормативов. 
уметь:
- обеспечивать безопасность на занятиях гимнастикой; - создавать организационно-педагогические и психологические условия при реализации образовательной программы дошкольного образования «Основы
7 физического воспитания в дошкольном детстве» под редакцией И.А. Винер для достижения планируемых результатов; - применять системно – деятельностный, компетентностный подход к обучению детей по образовательной программе дошкольного образования «Основы физического воспитания в дошкольном детстве» под редакцией И.А. Винер; - создавать программы показательных выступлений обучающихся; - составлять конспекты занятий и рабочие программы на основе материалов образовательной программы дошкольного образования «Основы физического воспитания в дошкольном детстве» под редакцией И.А. Винер; - выстраивать партнѐрские отношения с родителями и коллегами по работе.
владеть:
- основами современных методик и технологий преподавания гимнастики, в том числе методик обучения: акробатике, манипуляциям с гимнастическими предметами, хореографии, танцевальным движениям, ролевым играм, включая: музыкально-сценические, музыкально-хореографические, спортивные эстафеты; - навыками использования системно – деятельностного, компетентностного подхода к обучению детей по образовательной программе дошкольного образования «Основы физического воспитания в дошкольном детстве» под редакцией И.А. Винер; - приѐмами и технологиями: ускоренного развития у детей памяти за счет развития моторики; развития образного мышления; познавательных интересов и потребностей; - умениями применять методы и формы оценки образовательных достижений детей дошкольного возраста; - навыками выстраивания социально-делового, творческого и психолого- педагогического партнѐрства. Обучение слушателей по данной программе будет способствовать:  совершенствованию юридических компетенций в части законодательной и нормативно-правовой базы в сфере образования и физкультурно-спортивного воспитания;  внедрению федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования;  росту профессионального уровня, продуктивности и качества труда педагогических работников и специалистов в области физической культуры и спорта;
8  повышению активности использования в образовательном процессе современных образовательных ресурсов;  использованию в процессе физического развития детей всемирно- признанных российских методик физической подготовки и физического совершенствования;  притоку в систему дошкольного образования молодых профессиональных кадров;  повышению уровня инновационной активности и творческой инициативы;  широкому использованию современных образовательных методик и технологий;  расширению диапазона и повышению доступности качественных образовательных в сфере дошкольного образования физкультурно-спортивной направленности;  повышению качества и социального статуса дошкольного образования;  укреплению альянса «ребѐнок-семья-дошкольная образовательная организация».
Нормативный срок освоения программы
– 72 часа. Программа курса «Основы физического воспитания в дошкольном детстве» состоит из 3 разделов, включающих 16 тематических единиц. Содержание настоящего курса повышения квалификации по программе включает:  основные положения государственной политики и нормативно-правовые предпосылки ее реализации в части модернизации системы образования в целом и развитии физического воспитания подрастающего поколения России в частности;  цели, задачи, научную фундаментальность, общую характеристику образовательной программы дошкольного образования «Основы физического воспитания в дошкольном детстве» под редакцией И.А. Винер, еѐ ценностные ориентиры, концептуальные подходы и рекомендации по еѐ реализации, планируемые результаты и учебно-тематическое планирование;  общие вопросы, методики, подходы, технологии воспитания и физического развития детей;  методики процесса физического развития детей средствами гимнастики, включая: описание методик различных типов разминки, упражнений для развития
9 гибкости, координации, быстроты; укрепления опорно-двигательного аппарата, мышц и суставов, сохранения осанки; обучения гимнастическому шагу, бегу, равновесию, прыжкам, поворотам; обучение основным приемам манипуляций с предметами (ловля, броски, вращение в различных плоскостях, перекаты), обучение основным хореографическим позициям и танцевальным движениям;  методику подготовки обучающихся к показательным выступлениям (индивидуальным и групповым), создания комплектов из гимнастических, акробатических упражнений с использованием танцевальных дорожек;  описания принципов организации музыкально-хореографических, спортивных, музыкально-сценических игр, различных вариантов интегративных занятий;  технику безопасности на занятиях гимнастикой;  алгоритм учебно-тематического планирования и требования к составлению рабочей программе и плану проведения занятий;  основные приѐмы выстраивания различных форм партнѐрства с родителями и коллегами по работе для достижения качественных результатов в процессе занятий с детьми. В программу входят: теоретические, методические и практические вопросы организации и проведения занятий с детьми по программе дошкольного образования «Основы физического воспитания в дошкольном детстве» под редакцией И.А. Винер, теоретические основы безопасности занятий гимнастикой, предупреждения детского травматизма. Занятия проводятся в форме лекционных, самостоятельных и практических занятий, в том числе в форме ролевых игр. Аттестация проводится поэтапно с общим подведением итогов и защитой проектов в конце всего курса обучения.


2. Учебный план дополнительной профессиональной программы

(повышение квалификации) по курсу

«Основы физического воспитания в дошкольном детстве»

Цель

обучения:
повышение профессионального уровня педагогических работников и специалистов в области физической культуры и спорта путѐм развития специальных компетенций.
Категория слушателей:
педагогические работники и специалисты в области физической культуры и спорта.
10
Объем учебного плана:
72 часа
Вариант 1

Продолжительность обучения:
2 недели
Форма обучения:
с отрывом от работы.
Режим занятий:
6 часов в день.
Вариант 2

Продолжительность обучения:
2 месяца и 1 неделя
Форма обучения:
без отрыва от работы.
Режим занятий:
4 часа в день 2 раза в неделю
Вариант 3

Продолжительность обучения:
4,5 месяца
Форма обучения:
без отрыва от работы.
Режим занятий:
4 часа в день 1 раз в неделю


п/п

Наименование

разделов

Всего,

час.

В том числе

Форма

контроля

Лек-

ции

Самостоя-

тельная

работа

слушате-

лей

Практические,

выездные,

семинарские,

лабораторные

занятия, дел.

игры,

стажировка, и

пр.

1
Управленческие решения
9
6 2 1 тест
2
Организационно- педагогические условия реализации образовательной программы дошкольного образования «Основы физического воспитания в дошкольном детстве» под редакцией И.А. Винер
13
9 3 1 тест
3
Обучение методикам гимнастики
50
2 8 40 зачѐт
Итого

72
17 13 42
Итоговая аттестация

2
Тесты, курсовой проект


11
3. Учебно-тематический план

дополнительной профессиональной программы

(повышение квалификации)

по курсу

«Основы физического воспитания в дошкольном детстве»

Цель

обучения:
повышение профессионального уровня педагогических работников и специалистов в области физической культуры и спорта путѐм развития специальных компетенций.
Категория слушателей:
педагогические работники и специалисты в области физической культуры и спорта.
Продолжительность обучения:
72 часа
Форма обучения:
по выбору варианта


п/п

Наименование разделов и тем

Всего

час.

В том числе

Форма

контроля

Лек-

ции

Самостоя-

тельная

работа

слушателей

Практические,

выездные,

семинарские,

лабораторные

занятия,

дел. игры,

стажировка и

пр.

1.Управленческие решения
тест 1.1 Государственная политика в части развития физического воспитания подрастающего поколения России и основные нормативно-правовые предпосылки ее реализации.
4
3 1 1.2 ФГОС – изменение главной парадигмы образования. Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования
2
2 1.3 Конкурирующие компетенции педагогического работника в современной образовательной организации
3
1 1 1
12
2.Организационно-педагогические условия реализации

образовательной программы дошкольного образования «Основы

физического воспитания в дошкольном детстве» под редакцией

И.А. Винер
тест 2.1 Роль и место гимнастики в физической культуре и ее возможности для гармоничного развития ребенка, его физического, психического и духовного совершенствования
2
2 2.2 Общая характеристика образовательной программы дошкольного образования «Основы физического воспитания в дошкольном детстве» под редакцией И.А. Винер
3
2 1 2.3 Возрастные психологические особенности детей дошкольного возраста и опыт их социализации средствами программы. Установление партнѐрских отношений с родителями.
2
2 2.4 Требования к рабочей программе по физической культуре (в том числе к результатам еѐ усвоения и условиям реализации). Основной алгоритм составления конспекта занятий и учебно- тематического плана в соответствии с программой.
4
2 2 2.5 Обеспечение безопасности на занятиях гимнастикой.
2
1 1
3.Обучение методикам гимнастики
зачѐт 3.1 Методики проведения разминки и выполнения упражнений разминки по видам. Влияние разминки на физическое развитие.
11
1 10 3.2 Методики освоения «подводящих» упражнений
4
4 3.3 Методики выполнения акробатических упражнений.
4
4 3.4 Методика освоения хореографических упражнений
6
6
13 3.5 Методики освоения техники работы с гимнастическими предметами
6
6 3.6 Методики освоения музыкально-сценических , музыкально- хореографических игр, спортивных эстафет и интегративных занятий. Выбор музыкального сопровождения.
6
6 3.7 Методики подготовки обучающихся к показательным выступлениям.
4
4 3.8 Разработка урока по гимнастике (по выбору слушателей)
9
1 8
Итого

72

17

13

40

Итоговая аттестация

6
Тесты, защита курсового проекта
4. Рабочая программа.

Раздел 1. Управленческие решения.

Тема

1.

Государственная

политика

в

части

развития

физического

воспитания

подрастающего

поколения

России

и

основные

нормативно-

правовые предпосылки ее реализации.
Роль государства в развития человеческого потенциала России и укреплении здоровья еѐ граждан. Пакет требований к модели современного выпускника общеобразовательной организации, которые сфокусированы на развитие всех важнейших компетенций личности (перечисление) и важность дошкольного периода в этом процессе. Основной курс государственной политики в области совершенствования физкультурно-спортивного движения в стране, как одного из главных ресурсов в воспитании здорового, духовно богатого, физически развитого молодого поколения. Краткий анализ проблем и приоритетов процесса модернизации физического воспитания обучающихся образовательных организаций. Основные нормативные, правовые и иные документы, способствующие реализации государственной политики в области развития физического воспитания детей и молодѐжи.
14
Вопросы и задания для самостоятельной работы:
1. Ознакомиться с содержанием «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года». 2.Ознакомиться с ключевыми принципами Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы (Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761). 3.Ознакомиться с проектом "Модернизация образования" 4. Какие государственные документы отражают принципы, основную цель и задачи процесса развития физической культуры и спорта в нашей стране?
Тема 2. ФГОС – изменение главной парадигмы образования. Требования к

структуре образовательной программы дошкольного образования.
Главные цели и задачи Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения (далее – ФГОС). Основные принципы и задачи ФГОС дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), в первой строке которых отражѐн вопрос об охране и укреплении физического и психического здоровья детей. Анализ важности задачи обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ дошкольного и начального общего образования. ФГОС ДО – основа в оказании помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Основные требования ФГОС ДО к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее содержательному наполнению, которое должно обеспечивать развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.
Вопросы и задания для самостоятельной работы:
1. Ознакомиться с концептуальными основами ФГОС ДО. 4.В соответствие с какими основными принципами разработан ФГОС ДО? 5.Какие основные требования к образовательной программе дошкольного образования включает в себя ФГОС ДО? 6. Что включает в себя структурная единица (образовательная область) образовательной программы дошкольного образования «физическое развитие»?
15
Тема

3.

Конкурирующие

компетенции

педагогического

работника

в

современной образовательной организации.
Модель, конкурирующие умения и компетенции педагогического работника в условиях модернизации системы образования в стране. Компетенции педагогического работника дошкольной образовательной организации в соответствии с главными аспектами образовательной среды для ребенка дошкольного возраста (предметно-пространственная развивающая образовательная среда, характер взаимодействия со взрослыми и другими детьми, система отношений ребенка к миру, к другим людям и себе самому). Соответствие педагогического работника квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», собирательный «пакет» конкурирующих знаний, умений, навыков (ЗУНов).
Вопросы и задания для самостоятельной работы:
1.Ознакомление с Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. №761н). 2.Анализ результатов индивидуального тестирования на определение собственного места в современном образовательном пространстве.


Раздел

2.

Организационно-педагогические

условия

реализации

образовательной программы дошкольного образования «Основы физического

воспитания в дошкольном детстве» под редакцией И.А. Винер.

Тема

1.

Роль

и

место

гимнастики

в

физической

культуре

и

ее

возможности для

гармоничного

развития

ребенка,

его

физического,

психического и духовного совершенствования.
Исторические корни гимнастики и еѐ развитие в России. Историческое место гимнастики в подготовке к сдаче тестов и норм ГТО, в программах физической подготовки курсантов и военных, физическом совершенствовании спортсменов всех, без исключения, видов спорта, реабилитации здоровья, Философия олимпизма «Гармония тела, воли и разума». Статистика основных проблем в эффективном формировании основ
16 физической культуры и здоровьесбережении современных детей и подростков, основные причины возникновения заболеваний опорно-двигательного аппарата, дефицита двигательной активности подрастающего поколения. Многогранность гимнастики в решении задач формирования здоровых привычек, укрепления здоровья детей, физического и культурного их совершенствования, становления основных личностных качеств, развития творческого потенциала.
Тема 2. Общая характеристика образовательной программы дошкольного

образования

«Основы

физического

воспитания

в

дошкольном

детстве»

под

редакцией И.А. Винер (далее – образовательная программа).
Цель, задачи, научная фундаментальность и уникальность образовательной программы, основные концептуальные подходы (с акцентом на концепцию «от простого - к сложному») и основополагающие принципы в работе с детьми дошкольного возраста, прогнозируемые результаты в соответствии с сенситивными периодами их развития. Использование программных средств гимнастики с еѐ широким диапазоном возможностей гармоничного развития детей через правильное выполнение базовых гимнастических упражнений, направленных на становление осанки, формирование опорно-двигательного аппарата, развитие моторики, формирование дыхания; формирующих музыкальное и эстетическое восприятие. Технологии, предполагающие последовательное обращение к образно- ассоциативному ресурсу, эмоциональной, ассоциативной и мышечной памяти ребенка. Дифференцированный подход на основе применения различных вариантов однотипных упражнений для различных категорий детей и групп здоровья. Игровая деятельность, как основная форма образования по программе. Родители – партнѐры в работе с детьми по программе и физическом их воспитании. Учебно-методический комплект под редакцией доктора педагогических наук, профессора кафедры методологии гимнастики Ирины Александровны Винер- Усмановой. Содержание программы и учебно-тематическое планирование по годам обучения. Примерные нормативы тестирования. Материально-техническое обеспечение программы.
17
Вопросы и задания для самостоятельной работы:
1. Подробное ознакомление с образовательной программой. 2. Ознакомление с Учебно-методическим комплектом под редакцией доктора педагогических наук, профессора кафедры методологии гимнастики Ирины Александровны Винер-Усмановой.
Тема 3. Возрастные психологические особенности детей дошкольного

возраста

и

опыт

их

социализации

средствами

программы.

Установление

партнѐрских отношений с родителями.
Возрастные категории детей и особенности их физического и психического развития. Современные методики развития детей, учитывающие сенситивные периоды их развития. Интеллектуальное, эмоциональное и социальное развитие детей средствами гимнастики. Педагогические приемы для формирования у детей первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры, в целом, и гимнастики, в частности. Базовые подвижные игры и спортивные эстафеты, представленные в программе – ресурс для совершенствования жизненно важных и социальных навыков и умений. Формы коллективного взаимодействия и сотрудничества. Осуществление продуктивного взаимодействия с родителями с использованием информационно-просветительной, познавательной и практической деятельности, различных средств информации и коммуникации.
Тема 4. Требования к рабочей программе по физической культуре (в том

числе к результатам еѐ усвоения и условиям реализации). Основной алгоритм

составления

конспекта

занятий

и

учебно-тематического

плана

в

соответствии с программой.
Зависимость содержания программы от возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Основные разделы программы (целевой, содержательный и организационный) и их содержательное наполнение. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки для детей дошкольного возраста. Умение выстраивать цели и задач программы и прогнозировать их достижение путѐм поиска и использования дополнительных средств в разных формах и видах деятельности с детьми. Возможности реализации программы в различных видах деятельности (общение, игра, познавательно-исследовательская деятельность - как сквозные
18 механизмы развития ребенка). Требований к условиям реализации программы. Целевые ориентиры (социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования), как результат освоения программы на уровне дошкольного образования. Педагогическая диагностика (оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанная с оценкой эффективности педагогических действий и лежащая в основе дальнейшего планирования этих действий). Алгоритм учебно-тематического планирования.
Вопросы и задания для самостоятельной работы:
1.Подробное ознакомление с учебно-тематическими планами образовательной программы дошкольного образования «Основы физического воспитания в дошкольном детстве» под редакцией И.А. Винер. 2.Подробное знакомство с Методическим пособием «Гармоничное развитие детей средствами гимнастики» и учебником "Физическая культура. Гимнастика" под редакцией И.А. Винер. 3. Ознакомление с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций». 4.Составить свой вариант конспекта одного занятия с детьми по программе «Основы физического воспитания в дошкольном детстве» под редакцией И.А. Винер (по выбору: возраста ребенка, года обучения по программе). 5. Какие требования предъявляются к организации развивающей предметно-пространственной среды?
Тема 5. Обеспечение безопасности на занятиях гимнастикой.
Важность теоретической подготовки при освоении методик выполнения базовых элементов гимнастики (акцент на правила безопасности при их выполнении). Особенности правил безопасности при выполнении акробатических упражнений и упражнений с гимнастическими предметами. Основные требования техники безопасности на занятиях в спортивном зале. Внимание и компетентность педагога – залог безопасности ребѐнка.
Вопросы и задания для самостоятельной работы:
1. Используя образовательную программу дошкольного образования
19 «Основы физического воспитания в дошкольном детстве» под редакцией И.А. Винер, изучить основные возрастные особенности детей дошкольного возраста. 2.Проанализировать одно из занятий по физической культуре с детьми (возраст, тема занятия - по выбору) на предмет безопасности выполнения различных движений.
Раздел 3. Обучение методикам гимнастики.

Тема

1.

Методики

проведения

разминки

и

выполнения

упражнений

разминки по видам. Влияние разминки на физическое развитие.
1. Общая разминка, - упражнения, направленные на общую подготовку мышц для выполнения гимнастических упражнений; формирование мышечной памяти правильного выполнения гимнастического шага, "мягкого" бега, осанки. 2. Партерная разминка, - элементы и комплекты гимнастических и акробатических упражнений в положении (из положения) «лѐжа», "сидя". 3. Разминка у опоры, - элементы хореографических и гимнастических упражнений и позиций в положении «стоя» у станка. Важность упражнений с чередованием напряжения и расслабления мышц. Акцентирование внимания на роль упражнений в развитии координации движений, быстроты, гибкости, ловкости, прыгучести, пр. физических качеств обучающихся. Последовательность разучивания нового упражнения с ребѐнком. Методы обучения (словесный, наглядный, практический, идеомоторный, музыкальный, пр.). Роль образного мышления в освоении детьми разучиваемого материала. Способствование развитию образного мышления и усвоению методик выполнения упражнений через ассоциацию с названием упражнений. Особое внимание педагога при работе с детьми во время выполнения ими гимнастических и акробатических упражнений – равномерному распределению нагрузки на обе стороны тела ребѐнка.
Тема 2. Методики освоения «подводящих» упражнений.
Подводящие упражнения. Важность подводящих упражнений для развития гибкости, подготовке к выполнению упражнений акробатики.
20
Тема 3. Методики выполнения акробатических упражнений.
Базовая программа выполнения акробатических упражнений («Мост», - развитие гибкости позвоночника и плечевого пояса; стойка на лопатках с последующим переворотом на колено; кувырки в сторону, вперѐд, назад). Методика выполнения акробатических упражнений, основанных на базовых "подводящих" упражнениях. Акценты техники безопасности при выполнении акробатических упражнений.
Тема 4. Методики освоения хореографических упражнений.
Элементы классического экзерсиса у опоры и без неѐ (в соответствии с возрастными особенностями и уровнем подготовки обучающихся). Элементы народного и жанрового танцев. Важность ходьбы в различном темпе под музыку. Танцевальные шаги и основные элементы танцевальных движений. Процесс создания комбинаций из различных танцевальных элементов и шагов под ритм и/или музыкальное сопровождение и их импровизация. Комбинации танцевальных упражнений с элементами гимнастики (акробатики).
Тема

5.

Методика

освоения

техники

работы

с

гимнастическими

предметами.
Основные гимнастические предметы и техники работы с ними (обруч, мяч, булавы, скакалка, лента (для девочек), гимнастическая палочка (для мальчиков)). Базовые приемы: броски, ловля, вращение в различных плоскостях, перекаты. Комбинации простейших гимнастических упражнений с предметами. Важность контроля за правильностью осанки ребѐнка при выполнении им упражнений с гимнастическими предметами (вертикальное положением тела, развѐрнутые и опущенные плечи, прямые локти и вытянутые стопы).
Тема

6.

Методика

освоения

музыкально-сценических

и

музыкально-

хореографических

(подвижны)

игр,

спортивных

эстафет

и

интегративных

занятий. Выбор музыкального сопровождения.
Правила базовых игр подвижных музыкально - танцевальных, музыкально- сценических игр ( «Зайка на лужайке", «Красная Шапочка», пр.), эстафет и распределение ролей в них (исполнитель, ведущий, участник, судья, капитан команды); интегративные занятия на основе синтеза гимнастики (знаний, навыков,
21 умений) и видов искусств: рисование, музыка, пение (иное) для выражения замысла выполнения упражнения, передачи образа; основные правила безопасности при участии в них детей. Общие правила проведения спортивных эстафет и безопасности участия в них детей. Правила проведения эстафет с гимнастическими предметами. Правила судейства эстафет. Основные принципы сценической постановки и передачи образа движением. Примеры сценических постановок: «Маленькие мышки прячутся от кошки», «Музыкальный паровозик», «Весѐлый круг», пр. Основные принципы выбора музыкального сопровождения.
Тема

7.

Методика

подготовки

обучающихся

к

показательным

выступлениям (индивидуальным и групповым).
Понятие «тестирование обучающихся» (входное, промежуточное и итоговое). Методика воспитания у детей музыкальности и выразительности движений. Принципы выбора общей темы сценической постановки показательных выступлений обучающихся. Принципы подбора комплекта упражнений. Важность самостоятельности ребѐнка при выборе музыкального сопровождения и участия в составлении комплекта упражнений для своего показательного выступления. Подготовка коллективного упражнения обучающихся.
Тема 8. Разработка урока по гимнастике (по выбору слушателей).
Алгоритмы составления плана и конспекта урока по физической культуре на основе гимнастики. Важность соблюдения временных границ и содержательного наполнения основных структурных составляющих урока - разминка, основная часть, заключительная часть.
5.Организационно-педагогические условия

реализации программы

5.1. Требования к материально-техническому обеспечению
Материально-техническое обеспечение включает в себя: организацию условий для проведения лекций и практических занятий, наличие необходимого технического и спортивного оборудования, учебно-методический материал.
22
Наименование объектов и средств учебно-

методического материально-технического

обеспечения

Количество
Учебная аудитория 1 Спортивный зал 1
Учебно-методический материал
Образовательная программа дошкольного образования «Основы физического воспитания в дошкольном детстве» под редакцией И.А. Винер По количеству слушателей в группе Методическое пособие для педагогов «Гармоничное развитие детей средствами гимнастики» под редакцией И.А.Винер (издательство "Просвещение" 2011 год). По количеству слушателей в группе Учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях «Физическая культура. Гимнастика» 1-4 классы под редакцией И.А.Винер (издательство "Просвещение" 2011 год).. По количеству слушателей в группе
Технические средства обучения
Музыкальный центр 1 Компьютер 1 Мультимедийный проектор/интерактивная доска 1 Экран (проекционный)/ интерактивная доска 1 Фотоаппарат (кинокамера) 1
Экранно-звуковые пособия
Аудиозаписи музыкальные 1 комплект Электронный учебник "Физическая культура. Гимнастика" 1-4 класс под редакцией И.А.Винер 1 комплект Электронное пособие «Программа гармоничного развития детей средствами гимнастики» 1комплект
Учебно-практическое оборудование
Стенка гимнастическая (станок хореографический) 1 Ковер гимнастический (общий размер 10х10 кв.м, три полотна размером 3,33х10 кв.м.) По возможности Индивидуальные гимнастические коврики (как альтернатива ковру) По количеству слушателей в группе Зеркала (передвижные) По возможности Мат акробатический Минимально -1 ед. Мяч гимнастический По количеству слушателей в группе Булавы По количеству слушателей в группе
23 Скакалка для гимнастики По количеству слушателей в группе Обруч гимнастический По количеству слушателей в группе Лента с палочкой По возможности Гимнастическая палочка По возможности
5.2. Методические рекомендации по реализации программы.
При изучении
темы

1
«Государственная политика в части развития физического воспитания подрастающего поколения России и основные нормативно- правовые предпосылки ее реализации»
(раздел 1)
обратить внимание на важность содержания главы VII. «Модернизация системы физического воспитания различных категорий и групп населения, в том числе в дошкольных, школьных и профессиональных» Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, а также на задачи и меры, отражѐнные в Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, которые направленны на обеспечение доступности и качества образования, воспитание и социализацию детей, формирование у них культуры здорового образа жизни, создание вокруг них комфортной партнѐрской среды и дополнения к проекту "Модернизация образования". При изучении
темы 2
«ФГОС – изменение главной парадигмы образования. Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования»
(раздел 1)
акцентировать внимание на структурных единицах (образовательные области), которые должны найти своѐ место в содержании образовательной программы дошкольного образования. Особое внимание следует уделить образовательной области «Физическое развитие» и основным задачам. При изучении
темы

3
«Конкурирующие компетенции педагогического работника в современной образовательной организации»
(раздел 1)
в процессе знакомства с Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» акцентировать внимание на квалификационных характеристиках таких должностей, как: учитель, воспитатель,
24 тьютор, педагог дополнительного образования, руководитель физического воспитания, инструктор по физической культуре, тренер-преподаватель. При изучении
темы 1
" Роль и место гимнастики в физической культуре и ее возможности для гармоничного развития ребенка, его физического, психического и духовного совершенствования"
(раздел

2)
рекомендуется самостоятельно проанализировать причины падения общего уровня здоровья обучающихся образовательных организаций по возрастным категориям. Акцентировать внимание на выводах ученых об эффективности развития основных физических качеств в различных сенситивных периодах развития детей. Обратить внимание на то, что воздействие на ускоренное развитие физических качеств, благоприятные периоды развития которых приходится на более старший возраст (например, сила и выносливость), могут негативно влиять на гармоничное развитие ребенка, затормаживать его рост. Для интеллектуального развития, включая развитие речи, памяти, важно раннее воздействие эффективных педагогических приемов программы развития моторики через манипуляции с предметами, заучивание четверостиший (катренов), передачи образов движениями под музыку или ритм. Задания на дом является одной из важных образовательных задач программы, так как создает предпосылки для формирования здоровых привычек, таких как, например, ежедневное выполнение утренней гимнастики, и усиливает оздоравливающий эффект программы вследствие систематического выполнения развивающих упражнений. Важно синтезировать теоретические и практические знания по физической культуре через педагогические приемы "объяснение", "показ", заостряя внимание детей на их самооценке собственных достижений в развитии и формировании организма, благодаря систематическому выполнению гимнастических упражнений, обучить их контролю результатов, личной гигиене, которая является неотъемлемой частью физической культуры. Выводы можно использовать в практической работе с детьми (в различных формах общения на темы самоконтроля и самосбережения их собственного здоровья). При изучении
темы 2 «
Общая характеристика образовательной программы дошкольного образования «Основы физического воспитания в дошкольном детстве» под редакцией И.А. Винер»
(раздел 2)
особое внимание уделить концептуальным
25 подходам к обучению детей дошкольного возраста, учитывая их возрастные особенности, отмеченные в программе. Акцентировать внимание на логике составления учебных модулей программы по годам обучения. При изучении
темы

3

«
Возрастные психологические особенности детей дошкольного возраста и опыт их социализации средствами программы. Установление партнѐрских отношений с родителями»
(раздел 2
) уделить особое внимание приѐмам установления партнѐрских контактов с родителями, как важному ресурсу в формировании на занятиях с детьми общей культуры личности ребят, в том числе развитии физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности. Важно мотивировать детей к регулярным занятиям через различные педагогические приемы, особенно через поощрение и привлекать к воспитательной работе родителей через просветительские беседы, открытые уроки, практические задания по выполнению упражнений гимнастики на дом, которые рекомендовать выполнять совместно с детьми, объясняя, что рекомендуемые упражнения приносят оздоровительный эффект в любом возрасте. При изучении
темы 4 «
Требования к рабочей программе по физической культуре (в том числе к результатам еѐ усвоения и условиям реализации). Основной алгоритм составления учебно-тематического плана в соответствии с программой и плана занятий»
(раздел 2) -
на первом году обучения по программе следовать рекомендуемому учебному плану, выполняя упражнения под счет или ритм и постепенно включая музыкальное сопровождение: соблюдать структуру занятий, отводя большую часть времени на заключительную игровую часть, в которой представлять методики выполнения гимнастических упражнений, танцевальных шагов, ассоциируя названия упражнений с порядком (методикой) их выполнения. На следующих ступенях (годах) обучения следует расширять диапазон упражнений по принципу "от простого к сложному" и с учетом индивидуального подхода. Важно обучать замечать ошибки в методиках выполнения упражнений, для чего рекомендуется использовать ролевые игры (например, тренер-спортсмен). На всем протяжении обучения составной частью каждого занятия общая разминка должна содержать ходьбу с акцентом на правильное положение стопы ноги и контроля осанки. При работе с предметами и обучение базовым играм и спортивным эстафетам, изложенным в программе, обращать внимание на их практическое применение в
26 досуге детей; использовании полученных умений и знаний в обыденной жизни; при игре со сверстниками, родителями, поощряя творческую инициативу. Необходимо внимательно ознакомиться с ФГОС ДО, частью III Методического пособия «Гармоничное развитие детей средствами гимнастики» под редакцией И.А. Винер (издательство "Просвещение") и структурой учебно- тематических планов образовательной программы дошкольного образования «Основы физического воспитания в дошкольном детстве» под редакцией И.А. Винер. При изучении
темы 5 «
Обеспечение безопасности на занятиях гимнастикой»
(раздел

2)
акцентировать внимание на технике безопасности при выполнении акробатических элементов и поведения в спортивном зале. При изучении всех
тем
практико-ориентированного
раздела 3
уделять особое внимание правильности выполнения методик упражнений.
5.3.Рекомендации по использованию образовательных технологий:
- "Компьютерные технологии" - совместное изучение электронного учебника "Физическая культура. Гимнастика" под редакцией И.А.Винер; просмотр слайдов и видео фильмов; создание электронных изображений; видео игры по теме "Физическая культура", "Гигиена", "Гимнастика", "Спорт", "Туризм". Направлено на развитие познания, информационное обеспечение, приобщение к общей культуре. - «Педагогическое целеполагание» - обеспечение органической взаимозависимости учебных знаний и дидактических требований к поискам инвариантных и творческих решений поставленных задач и опоре на личный опыт обучающегося. Направлено на развитие интереса к систематическим занятиям физической культурой и ее базовой части -гимнастике, творчества, предпосылок к развитию инновационного мышления. - "Ролевая игра" - обеспечение инвариантности участия с определенными задачами. Направлено на развитие личности. - «Творческие мастерские» - стимулирование всплеска активности обучающихся в направлении реализации своего познавательного интереса. Направлено на персонификацию и саморазвитие обучающихся; - "Шоу результатов"- демонстрация полученных знаний, умений, компетенций. Направлено на развитие самооценки, соревновательности,
27 формирования лидерских качеств. Обеспечивает лучшее усвоение пройденного материала и его использование в обыденной жизни.
5.4. Содержание практических занятий.

Практическое

занятие

№1

к

теме

1.3:

«
Конкурирующие компетенции педагогического работника в современной образовательной организации». Примерное содержание занятия: проведение индивидуального тестирования с выстраиванием круговой диаграммы «Конкурирующих умений специалиста». Проведение (с использованием этой диаграммы) индивидуального анализа об уровне собственных профессиональных компетенций и личного дефицита в части профессиональных качеств. Содержание (примерный план)
практических занятий № 2-9 к темам 3.1 –

3.8 Раздела III «Обучение методикам гимнастики»
Учебно-тематического плана отражѐн в Рабочей программе.
6. Материалы для проведения аттестационных процедур.

6.1.Требования к проведению аттестации по программе
Аттестация проводится поэтапно: - промежуточная аттестация на основе тестирования с зачетами результатов аттестации (темы зачѐтов в соответствии с темами занятий); - курсовая аттестация (по окончанию изучения программы в виде курсового проекта).
6.2. Требования к выполнению курсового проекта.
Форма и тема проекта – по выбору слушателя.
Формы:
- план проведения урока (занятия). Возраст обучающихся и тема занятия по выбору слушателя в соответствии с образовательной программой дошкольного образования «Основы физического воспитания в дошкольном детстве» под редакцией И.А. Винер; - план проведения мероприятия (итогового показательного выступления обучающихся). Возраст обучающихся и тема сценария выступления по выбору слушателя (открытый урок, показательный блок выступлений на новогоднем празднике, иная тема, предложенная слушателем, исходя из собственного опыта
28 работы в конкретной дошкольной образовательной организации и утверждѐнная руководителем курсов).
Проект должен содержать
: - текстовую часть плана на бумажном носителе по формату: возраст обучаемого, тема урока, задачи, содержание урока по рекомендуемой в программе структуре урока (разминка, основная часть, заключительная часть), дозировка выполнения (в соответствии с годом обучения), характеристика деятельности обучаемого. - презентационную часть (для защиты проекта) – компьютерная презентация.
6.3. Механизмы контроля.

Формы

Методы
- тестирование; - сдача промежуточных зачѐтов по практической части обучающего курса Программы; - самоконтроль; - контроль за балансом между теорией и практикой изучаемого материала; - защита курсового проекта. - групповая и индивидуальная работа со слушателями курсов; - привлечение к итоговой аттестации независимых специалистов (по художественной, спортивной и ритмической гимнастике, хореографов в том числе); - корректировка ошибок и повторная сдача тестов и практических зачѐтов; - разработка курсового проекта.
6.4 Критерии оценивания для всех форм контроля.

№ п/п

Оцениваемые параметры итогового зачѐта

по теоретической части Программы (тестирование)

результат

1
В ходе тестирования в полной мере представлены знания в части государственной политики и нормативно- правового регулирования процесса развития физической культуры и спорта в РФ, истории гимнастики, возрастных особенностей детей дошкольного возраста и использовании ресурсов гимнастики в их здоровьесбережении. В полной мере представлены знания об обеспечении безопасности на занятиях гимнастикой с детьми дошкольного возраста. Владение знаниями об использовании образовательной программы дошкольного образования «Основы физического воспитания в дошкольном детстве» под
Зачѐт

29 редакцией И.А. Винер и Учебно-методического комплекта (УМК) под редакцией И.А.Винер в соответствии с возрастными особенностями и физическими возможностями детей дошкольного возраста.
2
Не раскрыты знания о государственной политике и нормативно-правовом регулировании процесса развития физической культуры и спорта в РФ, истории гимнастики, возрастных особенностях детей дошкольного возраста и использовании ресурсов гимнастики в их здоровьесбережении. Не в полной мере представлены знания об обеспечении безопасности на занятиях гимнастикой с детьми дошкольного возраста. Нет понимания о возможностях и вариантах использования образовательной программы дошкольного образования «Основы физического воспитания в дошкольном детстве» под редакцией И.А. Винер и Учебно-методического комплекта под редакцией И.А.Винер в соответствии с возрастными особенностями и физическими возможностями детей дошкольного возраста.
Не зачѐт

№ п/п

Оцениваемые параметры итогового зачѐта

по практической части Программы

результат

1
Все изучаемые в практической части программы базовые упражнения и отдельные гимнастические элементы (в том числе: хореографические, акробатические, упражнения с гимнастическими предметами) выполняются в соответствии с методиками программы и педагогическими рекомендациями при обучении детей. При выполнении элементов и упражнений в полной мере используются приобретѐнные знания по технике безопасности при занятиях гимнастикой.
Зачѐт

2
Изучаемые элементы и упражнения выполняются неправильно, не по предложенным методикам. Не используются педагогические рекомендации по освоению программы. Не соблюдается ритм музыкального сопровождения. Элементы и упражнения выполняются без учѐта правил техники безопасности.
Не зачѐт

30
№ п\п

Оцениваемые параметры

итогового курсового проекта

результат

1
В полной мере раскрыта актуальность и практическая значимость программы "Основы физического воспитания в дошкольном детстве". Проект включает описание методик упражнений, включенных в Проект, методики соответствуют возрастным предложениям программы, заключительная часть проекта имеет полное тематическое описание и /или правила, в характеристике деятельности учащегося установлены основные акценты, на которые необходимо обратить внимание при выполнении, включая распределение ролей. Представленные в проекте игры (эстафеты) отличаются новизной, креативным (творческим) подходом, оригинальностью и простотой его реализации. При разработке проекта использовалась дополнительная литература (приложен еѐ список). Общее оформление проекта соответствует предложенным требованиям.
Зачет

2
Актуальность и практическая значимость проекта не раскрыта. Работа представляет собой набор тезисных фраз, верных по своей сути, но не связанных с темой проекта и его структурой общей логикой. Предложения по его реализации трудно выполнимы. Список использованной литературы отсутствует. Общее оформление проекта не соответствует требованиям.
Не зачѐт

6.5 Вопросы для подготовки слушателей к тестам.
1. Концептуальные положения учебно-методического комплекта (УМК) И.А.Винер «Физическая культура. Гимнастика». 2. Структура и содержание образовательной программы дошкольного образования «Основы физического воспитания в дошкольном детстве» под редакцией И.А. Винер». 3. История гимнастики на олимпийских играх. 4. Гимнастика, как базовый инструмент формирования здоровья и гармоничного развития ребенка, его физического, психического и духовного совершенствования. 5. Технология проведения разминки и методики выполнения упражнений разминки по видам. Влияние различных видов разминки на различные группы мышц. 6. Методики выполнения акробатических упражнений.
31 7. Методики освоения «подводящих» упражнений. 8. Методики освоения техники работы учащихся с предметами. 9. Методика освоения хореографических упражнений. 10. Обеспечение безопасности на занятиях гимнастикой. 11. Разработка конспекта урока по гимнастике (по выбору слушателей). 12. Общие подходы к подбору музыкального сопровождения. 13. Возрастные психологические особенности детей дошкольников и опыт их социализации педагогическими средствами программы. 14. Роль учителя, соответствующая социально-ориентированной модели педагога в образовании. 15. Основной государственный документ, в котором обозначена основная цель и задачи процесса развития физической культуры и спорта в нашей стране. 16. Государственный нормативный документ, отражающий возможности развития спортивной инфраструктуры в школе. 17. Документ Минобрнауки России, призванный оказывать помощь руководству образовательной организации в создании (реконструкции) спортивной зоны дошкольной образовательной организации. 18. Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему. 19. Перечень основных государственных законодательных и иных документом, нормативно-правовых актов в сфере образования и физкультурно- спортивного воспитания населения страны. 20. Концепция развития физического воспитания в образовании в соответствии с предложениями Проекта "Модернизация образования". 21. Практика работы Международной Федерации гимнастики.
7. Список литературы
1. Учебно-методический комплект под редакцией И.А.Винер: 1.1 Рабочая программа «Физическая культура. Гимнастика» 1-4 классы (Москва. Издательство «Просвещение», 2011 г.). 1.2. «Физическая культура. Гармоничное развитие детей средствами гимнастики». Методическое пособие.1-4 классы (Москва. Издательство «Просвещение, 2012г.).
32 1.3. «Физическая культура. Гимнастика» 1-4 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях, в т.ч. электронный учебник (Москва. Издательство «Просвещение», 2011 г.). 1.4. Рабочая программа «Гармоничное развитие детей средствами гимнастики». Программа дополнительного образования. (Москва. Издательство «Просвещение», 2011 г.). 1.5. Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека
(А.Г.
Асмолов. Серия "Психология для студента", 2007 год
)