"Лучшее педагогическое изобретение"

Автор: Шиленко Людмила Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ "Бережновская СШ"
Населённый пункт: село Бережновка Николаевский район Волгоградская область
Наименование материала: Эссе
Тема: "Лучшее педагогическое изобретение"
Дата публикации: 09.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Эссе

по теме «Лучшее педагогическое изобретение ХХ века»
О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух… А.С. Пушкин Переход общества к постиндустриальной, информационной фазе развития, усиление внимания к человеческому капиталу диктуют повышенные требования к образованию, его качеству, требует постоянных инноваций в образовательном процессе. Следовательно, важно таким образом продумать сценарий урока, лекции и семинара, сконструировать методику и технологию преподавания, чтобы сделать учебный процесс по-настоящему увлекательным, познавательным и информативным, развить у учащихся творческие способности, самостоятельность мышления, умение аналитически мыслить. Одной из разновидностей педагогических инноваций служит педагогическое изобретение, предполагающее такое общественно значимое практическое решение какой-либо задачи в области образования, которое по своим характеристикам претендует на объективную новизну. В ключе данного эссе поговорим о таких новаторских разработках как занятие-визуализация с использованием опорных конспектов (тетрадей- конспектов). В ходе проведения подобного занятия реализуется принцип наглядности, т.е. по сути, занятие представляет собой информацию, выраженную в визуальной форме. Таким образом, в процесс обучения активно задействуются и зрительные каналы восприятия информации. «Я слышу и забываю, вижу и запоминаю, я делаю и понимаю», -так говорил китайский философ Конфуций. Видеоряд, который воспринимается и пропускается через себя, может выступать опорой адекватных мыслей, идей и практических действий. При этом важно отметить, что видеоряд должен не только просто быть иллюстрацией информации, звучащей из уст преподавателя, но и сам по себе выступать источником содержательной 1
информации. Иначе говоря, содержание должно быть перекодировано в визуальную форму. Наглядность может быть представлена весьма многолико: диаграммы, схемы, рисунки с минимумом текста. В данном случае все изобразительные средства хороши, и чем более разнообразный инструментарий используется, тем больший эффект будет достигнут. Учащийся будет заинтересован, его внимание будет сконцентрировано, он запомнит и осознает, даже лучше будет сказать, «прочувствует» доносимую до него информацию. В процессе занятия-визуализации важно соблюдать логику и ритм подачи материала, стиль изложения, дозировку и манеру подачи. Необходимо помнить, выражаясь словами А.С. Макаренко, «ни одно действие педагога не может стоять в стороне от поставленных целей». Все хорошо в гармонии, ничего не должно быть чрезмерно. Проведение занятий-визуализаций – это в определенной степени искусство, которое свидетельствует о высоком мастерстве и уровне преподавателя. Более совершенной стадией занятия- визуализации является его проведение на иностранном языке, что особо актуально для языковых гимназий и способствует глубокому погружению учащихся в язык, интеграцию языка и всех остальных дисциплин. Для оптимизации учебного процесса в ходе лекции-визуализации крайне настоятельно рекомендуется использовать так называемые рабочие тетради-конспекты. Рабочая тетрадь-конспект представляет собой особый вид учебно-методического пособия. Как таковое оно предназначено для использования учащимися в ходе учебных занятий, подготовленных в формате « Power Point» и читаемых с использованием современного проекционного оборудования. В чем же состоит новизна данного пособия? Рабочая тетрадь-конспект - это краткое информативное изложение основных положений лекционного курса. Однако от традиционного конспекта лекций, подготовленного преподавателем для раздачи учащимся, данное учебно-методическое пособие отличают два ключевых момента. Во-первых, в целом ряде случаев важные 2
логические связки сознательно опущены, что не позволяет использовать контент как таковой без активной работы на занятия в качестве основного источника для подготовки к аттестации по данной дисциплине. Во-вторых, предполагается, что учащийся по мере прослушивания учебного материала постоянно делает в тетради-конспекте соответствующие записи, дополняет своими мыслями, возникающими по ходу занятия. Таким образом, рабочая тетрадь-конспект освобождает преподавателя от необходимости нудно задиктовывать материал, а студентов от необходимости механически, бездумно записывать дефиниции, статистические данные, схемы и т.п. Тем самым не просто экономится учебное время, но и создаются более благоприятные условия для по- настоящему творческой, а, следовательно, и более эффективной работы во время учебных занятий. Занятия-визуализации заслужили свою популярность не только на Западе, где впервые такая методика проведения занятий стала активно использоваться, но и в России. С учетом становления экономики знаний необходима трансформация всей системы образования, использование в педагогической практике уникальных образовательных и воспитательных методик. Не случайно постоянно появляются новые авторские методики и разработки. Ведь именно научная база преподавания составляет тот прочный фундамент, без которого невозможно современное образование и качественное воспитание личности. 3