Автор: Шиленко Людмила Николаевна Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ "Бережновская СШ"
Населённый пункт: село Бережновка Николаевский район Волгоградская область
Наименование материала: Эссе
Тема: "Лучшее педагогическое изобретение"
по теме «Лучшее педагогическое изобретение ХХ века»
О, сколько нам открытий чудных
готовит просвещенья дух…
А.С. Пушкин
Переход общества к постиндустриальной, информационной фазе
развития, усиление внимания к человеческому капиталу диктуют
повышенные требования к образованию, его качеству, требует постоянных
инноваций в образовательном процессе. Следовательно, важно таким образом
продумать сценарий урока, лекции и семинара, сконструировать методику и
технологию преподавания, чтобы сделать учебный процесс по-настоящему
увлекательным, познавательным и информативным, развить у учащихся
творческие способности, самостоятельность мышления, умение
аналитически мыслить. Одной из разновидностей педагогических инноваций
служит педагогическое изобретение, предполагающее такое общественно
значимое практическое решение какой-либо задачи в области образования,
которое по своим характеристикам претендует на объективную новизну.
В ключе данного эссе поговорим о таких новаторских разработках как
занятие-визуализация с использованием опорных конспектов (тетрадей-
конспектов). В ходе проведения подобного занятия реализуется принцип
наглядности, т.е. по сути, занятие представляет собой информацию,
выраженную в визуальной форме. Таким образом, в процесс обучения
активно задействуются и зрительные каналы восприятия информации.
«Я слышу и забываю, вижу и запоминаю, я делаю и понимаю», -так
говорил китайский философ Конфуций. Видеоряд, который воспринимается
и пропускается через себя, может выступать опорой адекватных мыслей, идей
и практических действий. При этом важно отметить, что видеоряд должен не
только просто быть иллюстрацией информации, звучащей из уст
преподавателя, но и сам по себе выступать источником содержательной
1
информации. Иначе говоря, содержание должно быть перекодировано в
визуальную форму. Наглядность может быть представлена весьма многолико:
диаграммы, схемы, рисунки с минимумом текста. В данном случае все
изобразительные средства хороши, и чем более разнообразный
инструментарий используется, тем больший эффект будет достигнут.
Учащийся будет заинтересован, его внимание будет сконцентрировано, он
запомнит и осознает, даже лучше будет сказать, «прочувствует» доносимую
до него информацию.
В процессе занятия-визуализации важно соблюдать логику и ритм
подачи материала, стиль изложения, дозировку и манеру подачи. Необходимо
помнить, выражаясь словами А.С. Макаренко, «ни одно действие педагога не
может стоять в стороне от поставленных целей». Все хорошо в гармонии,
ничего не должно быть чрезмерно. Проведение занятий-визуализаций – это в
определенной степени искусство, которое свидетельствует о высоком
мастерстве и уровне преподавателя. Более совершенной стадией занятия-
визуализации является его проведение на иностранном языке, что особо
актуально для языковых гимназий и способствует глубокому погружению
учащихся в язык, интеграцию языка и всех остальных дисциплин.
Для оптимизации учебного процесса в ходе лекции-визуализации
крайне настоятельно рекомендуется использовать так называемые рабочие
тетради-конспекты. Рабочая тетрадь-конспект представляет собой особый
вид учебно-методического пособия. Как таковое оно предназначено для
использования учащимися в ходе учебных занятий, подготовленных в
формате « Power
Point» и читаемых с использованием современного
проекционного оборудования.
В чем же состоит новизна данного пособия? Рабочая тетрадь-конспект -
это краткое информативное изложение основных положений лекционного
курса. Однако от традиционного конспекта лекций, подготовленного
преподавателем для раздачи учащимся, данное учебно-методическое пособие
отличают два ключевых момента. Во-первых, в целом ряде случаев важные
2
логические связки сознательно опущены, что не позволяет использовать
контент как таковой без активной работы на занятия в качестве основного
источника для подготовки к аттестации по данной дисциплине. Во-вторых,
предполагается, что учащийся по мере прослушивания учебного материала
постоянно делает в тетради-конспекте соответствующие записи, дополняет
своими мыслями, возникающими по ходу занятия.
Таким образом, рабочая тетрадь-конспект освобождает преподавателя
от необходимости нудно задиктовывать материал, а студентов от
необходимости механически, бездумно записывать дефиниции,
статистические данные, схемы и т.п. Тем самым не просто экономится
учебное время, но и создаются более благоприятные условия для по-
настоящему творческой, а, следовательно, и более эффективной работы во
время учебных занятий. Занятия-визуализации заслужили свою популярность
не только на Западе, где впервые такая методика проведения занятий стала
активно использоваться, но и в России.
С учетом становления экономики знаний необходима трансформация
всей системы образования, использование в педагогической практике
уникальных образовательных и воспитательных методик. Не случайно
постоянно появляются новые авторские методики и разработки. Ведь именно
научная база преподавания составляет тот прочный фундамент, без которого
невозможно современное образование и качественное воспитание личности.
3