Дополнительная общеобразовательная программа "Краевед"

Автор: Политова Светлана Валерьевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ "Возрожденская СШ"
Населённый пункт: поселок Возрождение, Княгининский район, Нижегородская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Дополнительная общеобразовательная программа "Краевед"
Дата публикации: 11.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Администрации Княгининского района

Нижегородской области

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей Дом детского творчества

Дополнительная общеобразовательная программа

«Краевед»

Возраст детей: 13- 16 лет

Срок реализации: 3 года
Составитель: Политова Светлана Валерьевна, педагог дополнительного образования п. Возрождение 2014 г. «Принято» на педсовете протокол №1 от 26 » августа 2014 г «Утверждаю» Директор МБОУ ДОДДТ Чурикова Е. В. _________ 01.09 2014 г

Оглавления программы
1. Пояснительная записка ………………………………….. 2. Содержание программы …………………………………… 3. Учебный план …………………………………… 4. Календарный учебный график ……………………………… 5. Рабочая программа модуля …………………………………… 6. Оценочные материалы …………………………………………. 7. Методическая литература ……………………………………. 8. Список литературы ………………………………………….
Пояснительная записка

1. Актуальность, обоснование программы Школьное краеведение – важный фактор нравственного, трудового, эстетического воспитания учащихся, оно способствует патриотическому воспитанию, расширяет кругозор и развивает познавательные интересы учащихся, приобщает к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения. Воспитание любви к Отечеству в современных условиях является делом не простым. Воспитание патриотизма начинается, прежде всего, с любви к своему дому, краю, к людям, его населяющим. Любой ребенок начинает осваивать мир с малого, и лишь потом к нему приходит понимание того, что такое общее. Поскольку одним из источников обогащения учащимися знаниями родного края, воспитания любви к нему является историческое краеведение, то именно оно видится как средство разрешения выявленного противоречия. Использование краеведческого материала необходимо и в дидактических целях. Знание конкретных исторических фактов из жизни края способствует лучшему пониманию исторических событий и явлений, делает содержание изучаемой темы богаче, ближе и понятнее для учащихся, легче ими воспринимается, повышает их заинтересованность. При этом ученики лучше усваивают и общие закономерности исторического процесса. Чувство патриотизма, воспитанное не поучениями нравоучениями, а примерами героической борьбы, подвигов, талантов русского народа высветит и все остальные позитивные качества растущего человека. Краеведение активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить формы уроков и повышает их эффективность. Все это способствует обеспечению учащихся прочными и глубокими знаниями, приобщает к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения. Историческая наука во все времена являлась основой гуманитарного образования. Изучение прошлого позволяет осмыслить настоящее и предопределить будущее развитие общества. История – великая учительница жизни. Изучение родного края – первый шаг к познанию своей Отчизны. Краеведение – это система знаний по истории родного края, об особенностях быта, трудовой деятельности народа, о культуре, исторических событиях. История и этнография, народная мораль, фольклор, разные виды искусства и народного творчества, традиции, обычаи, обряды – все это вбирает в себя история родного края, т.е. краеведение. Познание истории своего Отечества, родного края, жизни ушедших поколений, их дела и традиции имеют исключительно важное значение в формировании личности, гражданственности, патриотизма, и возвышает человека нравственно. Знание и уважение истории своей земли, традиций своего народа, бережное отношение к народному творчеству, природе родного края, глубокое осознание своих корней – это основа возрождения национального самосознания. В настоящее время уделяется большое внимание краеведческому образованию учащихся. На первом плане стоит задача воспитания патриота Родины, образованного человека, знающего и любящего историю, культуру, духовные
традиции своего народа, природу родного края. Очень важно сегодня не только дать определенные знания подрастающему поколению, но и научить его практической деятельности по восстановлению и сохранению наследия предков. Актуальность этого объясняется тем, что существовавшая ранее преемственность между поколениями по передачи духовных ценностей была нарушена. В последнее время у учащихся снизился интерес к героическим и трагическим страницам истории нашей Родины, ее культурным ценностям и достижениям, корням, событиям военной истории. Именно поэтому нравственно-патриотическое воспитание в настоящее время является приоритетным. К.Д.Ушинский писал: «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у других народа». Это справедливо, т.к. опора на нравственно-патриотическое воспитание – залог успешного воспитания подрастающего поколения. Истинным идеалом воспитания в России испокон веков является традиционное духовное мировоззрение, основанное на понятиях долга и чести, нравственности и морали. Сегодня слово «патриотизм» многими воспринимается как устаревшее. Но жить без уважения к собственной стране, ее истории, достижениям и жертвам значит нарушить собственное будущее. Воспитать гражданина-патриота – значит формировать человека, которому присущи любовь к Родине, стремление к ее процветанию и могуществу, прочная гражданская позиция. Значимость и необходимость нравственно-патриотического воспитания учащихся – одно из главных средств формирования интереса и уважения к прошлому своей страны, людям, чьи имена составляют часть ее истории. Знание истории, культуры малой Родины поможет сформировать у детей нравственные качества, чувство патриотизма, толерантности, укрепит связь поколений. Все это способствует комплексному подходу в решении важных образовательных и воспитательных задач. Решению этих задач помогут уже имеющиеся разработанные и апробированные методики изучения природы, культуры и истории жителей села, материалы школьного музея, специалисты, которые могут работать с учащимися. 2. Правовые основы деятельности  Федеральный закон об образовании от 29. 12. 2012 № 273 (ст. 2. п.9, п.14, п.31, п.4, ст.75. п.1-4, ст. 28. п.10,11)  Государственная концепция развития дополнительного образования то 04. 09. 2014. №1726-р  СанПин от 04. 07. 2014. №41
 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности» от 29. 08. 2013. № 1008  Методические рекомендации по разработке образовательной программы организации ДО (письмо Министерства образования Нижегородской области № 316-01-100-1674\14 от 30. 05. 2014 3. Новизна программы Принципиальной новизной программы является воспитательная, патриотическая направленность содержания. Она выражается прежде всего в том, чтобы увидеть «большое в малом», постичь высокий нравственный смысл традиций нашего народа в различных его проявлениях. Программа ориентирована на целостное освоение материала: ребёнок эмоционально и чувственно обогащается, приобретает исследовательские навыки, совершенствуется в практической деятельности, реализуется в творчестве. Новизна программы заключается и в том, что в неё «встроен» эпизодический курс истории России, который позволяет ребёнку приобрести начальные сведения по предмету. 4. Вводная дополнительная информация Разработанная мною программа рассчитана на курс обучения детей в основной школе и адаптирована для учащихся. В процессе обучения возможно проведение корректировки и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала. Программа включает в себя не только изучение краеведения, но и создание индивидуальных и коллективных проектов, в которых используются знания и умения, полученные при изучении программы.Данную программу следует рассматривать и как мощный стимул для интеллектуального и творческого развития учащихся. 5. Направленность дополнительной общеобразовательной программы Программа дополнительного образования краеведческого кружка «Краевед» является общекультурной программой патриотической направленности, созданной на основе результатов многолетней работы по обучению учащихся основной школы основам краеведения. Занятия краеведением позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.

Содержание программы
Концептуальные основы программы 1. Постепенность. 2. Единство образовательных задач, требований жизни, интересов развития личности. 3. Акцентирование на исследовательской деятельности. 4. Индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности подростка. 5. Осуществление ценностно-ориентированного подхода к развитию мышления ребёнка посредством приобщения его к историческому краеведению. Особенности программы Методы работы: -
словесные
методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации. -
наглядные
методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей; -
практические
методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей. Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий с учащимися. Занятия могут проводиться в
различных

формах
: исследование, экскурсии, работа в группах, дискуссии, путешествия, беседы, викторины, встречи с интересными людьми, конкурсы, выставки, походы с осмотром краеведческих объектов. Наряду с традиционными, в программе используются современные
технологии и

методики:
технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, проектные технологии. Обучение происходит
в очной и заочной

форме
.В результате учащиеся получают
углубленные
знания по историческому краеведению.
Цели и задачи программы Цель: Расширить границы музейного пространства, в котором личности ребенка предоставляются условия для активного приобщения к национальным традициям и обычаям, национальной истории и духовной культуре, формирующим национальное самосознание и достоинство, уважение и любовь у отечеству, родному краю, родному народу, семье, а также качества, отличавшие русский характер: доброту, открытость, трудолюбие, патриотизм, сострадание, милосердие, благородство. Задачи: Образовательные: · Дать определенные знания по истории, культуре, природе, традициях. · Расширить знания о духовной культуре русского народа на примере православно культовых мест, культурно-исторических памятников села Возрождения и его окрестностей. · Углубить знания об истории, традициях русского народа на примере изучения истории села и его жителей. Воспитательные: · Воспитывать любовь к людям, живущим рядом, к родному краю. · Формировать гражданско-патриотическое сознание. · Способствовать развитию чувства сопричастности судьбам Отечества и ответственности за будущее России, своего села. · Способствовать формированию личности учащихся, усвоившей духовные ценности и традиции русского народа и имеющей сознательную и нравственную позицию
.
Развивающие: · Сформировать у учащихся навыки научно-исследовательской работы с использованием информационных компьютерных технологий. · Вовлечь в практическую деятельность по сохранению и восстановлению наследия наших предков – культурных памятников и православных мест. · Развивать индивидуальные и творческие способности учащихся через проектную деятельность. Программа «Краевед» по содержанию является
краеведческой с патриотической

направленностью,
по функциональному предназначению учебно-познавательной, по форме организации – кружковой. Программа рассчитана на учащихся 13-16 лет. Срок реализации 3 года. Краткие сведения о коллективе учащихся: Кружок «Краевед» работает как
профильная
группа, решающая практические краеведческие, научно-исследовательские и популяризаторские историко- краеведческие задачи. Состав группы
постоянный
. Набор детей осуществляется
свободно
по их желанию. Занятия происходят в
индивидуальной и групповой

форме
. Количество детей посещающих кружок 15 человек в год (за 3 года 45) .
Возрастные и психолого-педагогические особенности обучающихся Развитие интеллекта в подростковом возрасте (11-16 лет) тесно связано с развитием творческих способностей. Оно заключается в том, что ученик должен быть готов не только к усвоению нового учебного материала, но и к созданию субъективного нового, проявлению интеллектуальной инициативы и любознательности. После 12 лет начинается осознанное проявление интереса к самостоятельной интеллектуальной деятельности, потребность в собственных исследованиях процессов и явлений, стремление к доказательности решаемых задач, упорство в достижении умений, потребность в активной творческой деятельности. Л.В. Выготский отмечал, что «творчество – норма детского развития, особенно характерная для подростков, где внутренняя тяга к творчеству и воплощению, внутренняя тенденция к продуктивности, - отличительная черта переходного возраста». Однако этому возрасту также свойственна импульсивность, эмоциональная неустойчивость, колебания настроения, несдержанность, нервозность. Огромное значение в этом возрасте для развития творческих способностей подростков имеет признание их умений и достижений, поддерживание уверенности подростка в результативности своей деятельности, формирование адекватности его самооценки. Самостоятельная деятельность учащихся - очень важный фактор формирования познавательного интереса. Но иногда надо дать стимул для самостоятельного изучения какого-либо явления, так как, изучая его, разбираясь в его проблемах и связями с жизнью, у ученика возникнет неподдельный интерес к изучаемому процессу. Объем самостоятельной работы учащихся должен увеличиваться за счет применения в процессе обучения активных методов (имитация деятельности на тренажере, поисковая лабораторная или практическая работа, лабораторные и практические работы по инструкции) и заданий творческого характера. В этом возрасте для школьника важно не усвоение отдельных фактов, частностей, деталей, а понимание сущности и смысла производимых действий, его интересует синтез части и целого, частного и общего, конкретного действия к общей схеме деятельности. Те формы работы, в которых эти тенденции присутствуют, оказываются для старшего школьника не только наиболее привлекательными, но и самыми продуктивными. Наоборот, те формы, которые ограничивают его деятельность механическим повторением и заучиванием не связанных между собой понятий и алгоритмов, встречают его активное внутреннее сопротивление и в итоге оказываются малопродуктивными. Применение активных форм и методов обучения и заданий творческого характера побуждает старшеклассников к самостоятельной работе в процессе информационной ценностно-ориентированной деятельности. В процессе такого
обучения учитываются индивидуальные особенности учащихся (черты характера, темперамент, психические особенности, ценностная направленность и др.). Одним из способов реализации задачи индивидуализации образовательного процесса, повышения его качества в контексте профильной подготовки является разработка и внедрение метода проектов, основанного на самостоятельной исследовательской работе учащихся. Режим занятий:  Общее количество часов в год – 144 часа  Количество часов в неделю – 4 часа  Периодичность занятий – 2 раза в неделю Организационно-педагогические условия Руководителем кружка «Краевед» является Политова Светлана Валерьевна: штатный работник, педагог дополнительного образования с высшим образованием, учитель истории, имеющий высшую квалификационную категорию, стаж работы 24 года. Условия реализации программы: 1) информационно-методическое сопровождение; 2) внедрение в практику работы личностно- ориентированного подхода; 3) умелое использование наиболее эффективных форм работы по развитию личности обучаемых; 4) творческое отношение к образовательному процессу;взаимосвязь теории с практической работой 5) учет психологических особенностей подростков; 6) материально- техническое обеспечение (Помещение для проведения занятий кабинет истории и музейная комната отвечает требованиям инструкции. Согласно санитарным нормам помещение имеет естественное и электрическое освещение. Санитарно-гигиенические условия воздушной среды в помещении соответствуют нормам. Помещение, отведенное для кружка, удовлетворяет основным требованиям противопожарной безопасности, имеет оборудование: таблицы по истории России, карты по истории России и Горьковской области, музейные экспонаты, интерактивная доска, компьютер, электронные учебники). Планируемые и ожидаемые результаты К концу 1-го года занятий дети должны знать
:
Правила поведения в кружке. Правила техники безопасности. Основы истории освоения края. Понимать и употреблять в своей речи новые исторические термины. К концу 1-го года занятий дети должны
уметь
:
Пользоваться исторической литературой и материалами. Правильно рассуждать. Анализировать события, выделять главное. Применять полученные знания на практике. К концу 2-го года занятий дети должны знать
:
Основы истории развития края в 20 веке. Особенности исторического развития. Последовательность происходивших событий. К концу 2-го года занятий дети должны уметь: Пользоваться в совершенстве методическими материалами. Проводить исследовательскую работу. Составлять исторические справки по истории развития деревень, колхоза, школы. Подбирать необходимый материал для работы. К концу 3-го года занятий дети должны знать: Историю родного края. Экономическое, социальное и культурное развитие края. Традиции и обычаи края. К концу 3-го года занятий дети должны уметь: Самостоятельно работать с дополнительным материалом. Давать оценку происходившим событиям в крае. Качественно выполнять творческие проекты. Основные знания, умения и навыки, формируемые и приобретаемые обучающимися к концу всего курса:
знать/понимать:
- факты, явления, процессы, понятия, гипотезы, характеризующие системность, целостность исторического процесса; - взаимосвязь и особенности истории Росси, национальной и региональной; - основы компьютерной грамотности; - основные сведения по истории региона; - систему работы с краеведческими источниками; Обучаемые должны
уметь:

-
проводить комплексный поиск исторической информации в источниках разного типа;
-
осуществлять внешнюю и внутреннюю критику источника

(характеризовать авторство источника, время, обстоятельства, цели его создания, степень достоверности); - использовать при поиске и систематизации исторической информации методы электронной обработки, отображения информации в различных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема) и перевода информации из одной знаковой системы в другую; - формировать собственный алгоритм решения историко- познавательных задач, включая формулирование проблемы целей своей работы, прогнозирование ожидаемого результата и сопоставление его с собственными историческими знаниями; - представлять результаты индивидуальной и групповой историко-познавательной деятельности в формах исследовательского проекта, публичной презентации; - составить описание музейного экспоната; - пользоваться методическим комплексом краеведческого характера;
Обучаемые должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - понимания и критического осмысления общественных процессов и ситуаций; - определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности; - формулирования своих мировоззренческих взглядов и принципов, соотнесения их с исторически возникшими мировоззренческими системами, идеологическими теориями; - осознания себя гражданином России.
Учебный план

Календарный учебный график

Рабочая программа

(
1 год занятий)
№ Наименование и разделы тем Количество часов Всего Теория Практика 1. Вводное занятие 2 1 1 2. История освоения края 16 8 8 3. Первые поселенцы 16 8 8 4. Занятия населения, их быт. 40 28 12 5. Особенности развития края. 32 16 16 6. Творческие работы 14 4 10 7. Индивидуальные занятия. Зачетные работы. 24 4 20

Итого:

144

68

76

Содержание учебной программы.

(1 год занятий):

1. Вводное занятие. (2 час)
Знакомство с коллективом. Правила техники безопасности. Обсуждение плана работы на год. Знакомство с историей края. Инструктажи по электро и пожаробезопасности. Условия безопасной работы. Текущие вопросы.Экскурсия по музею. Просмотр экспонатов
.

2. История освоения края.(16часов)
Наш край в 19 веке. Периодизация, основные этапы и особенности истории края. Природно –климатические условия освоения края.
3.Первые поселенцы(16 часов).
Начало заселения края. Освоение новых земель..
4. Занятия населения, их быт (40 часов).
Знакомство с понятием быт. Домашняя утварь. Земледелие, скотоводство, ремесло.Основные промыслы. Отходничество.
5. Особенности развития края (32 часа).
Исторические особенности развития края. Крепостное право,его отмена. События края в истории страны.
6. Творческие работы (14часов).
Оформление работ, альбомов.
7. Индивидуальные занятия. Зачетные работы. (24 часа)


(2 год занятий)


№ п/п
Наименование и разделы тем Количество часов Всего Теория Практика
1.
Вводное занятие 2 2
2.
Наш край в начале 20 века. 24 16 8
3.
Советская власть в крае. 8 8
4.
Развитие края в 20-40 е годы 20в. 24 16 8
5.
Край в годы Великой Отечественной войны. 24 16 8
6.
Жизнь края в послевоенный период. 16 8 8
7.
Жизнь края в 70-90 е гг 24 12 12
8.
Край в 21 веке 6 6 -

Содержание программы ( 2 год занятий)

1. Вводное занятие. Повторение техники безопасности и гигиены в кружке.

Обсуждение плана на год. (2 час).
Вводная характеристика предмета. Повторение техники безопасности и гигиены в кружке. Обсуждение плана на год. Инструктажи по электрои пожаробезопасности.
2. Наш край в начале 20 века.- (24 часа)
Территория. Население. Экономическое развитие. Политическое развитие.
3. Советская власть в крае. (8 часов).
Становление советской власти. Формирование советской государственности. Формирование колхозов. Первые мероприятия советской власти. Духовная жизнь.
4. Развитие края в 20-40 гг. 20 века. (24 часа).
Экономическое развитие. Социальное развитие. Жизнь и быт колхозной деревни. Крестьянство. Последствия раскулачивания. Интеллигенция. Духовная жизнь.
5. Край в годы Великой Отечественной войны. (24 часа).
Село накануне ВО войны . Уход на фронт. Тыл. Героический труд в тылу. Жизнь и быт. Наука и образование в годы войны. Великая победа.
6. Жизнь края в послевоенный период. (16часов).
Послевоенная жизнь села. Трудности и проблемы сельского хозяйства. Жизнь и быт людей. Развитие образования. 7
. Жизнь края в 70-90е годы.(24часа).
Экономическое и социальное развитие. Жилищное строительство. Колхозное строительство. Особенности социальной политики. Приватизация. Общественная жизнь. Духовная жизнь.
8. Край в 21 веке.(6час).
Социально-экономическое развитие. Рыночные отношения. Финансовый кризис. Духовная жизнь села.
9. Индивидуальные занятия. Зачетные работы
.(16 часов.)


(3 год занятий)


Содержание программы

№ п/п
Наименование и разделы тем Количество часов Всего Теория Практика
1.
Вводное занятие 2 2
2.
Традиции и обычаи края 20 10 10
3.
Что я знаю о народных традициях 40 8 32
4.
Народные праздники 40 8 32
5.
Обычаи народов края 20 8 12
6.
Индивидуальные занятия. Зачетные работы. 22 2 20
Итого

144

38

106


3-й год занятий:

1. Вводное занятие ( 2 час).
Повторение техники безопасности и гигиены в кружке. Обсуждение плана на год. Знакомство с задачами обучения. Инструктажи по электро и пожаробезо-пасности .Текущие вопросы.
2. Традиции и обычаи края. ( 20часов) .
Понятия традиции ,обычай. Традиции старины.
3. Что я знаю о народных традициях (40 часов).
История возникновения народных традиций. Место традиций в истории развития края.
4. Народные праздники (40 часов).
Понятие народного праздника. Рождество. Старый нов год. Масленица. Праздники окрестных деревень.
5. Обычаи народов края. (20 часов).
Обычаи старины. Обряды. Народные приметы.
6. Индивидуальные занятия. Зачетные работы
.
(22часа).

Оценочные материалы


Формы контроля:
Основными формами подведения итогов за год являются итоговые занятия, выставки, открытые занятия, фестивали, конкурсы. Также на последнем занятии подводят итоги за прошедший год, а отличившихся детей в учебном году награждают грамотами. Контроль полученных знаний и умений во время изучения тем осуществляется в результате выполнения обучающимися творческих работы по истории родного края.
Диагностика результативности освоения дополнительной образовательной

программы
Цель диагностики Направление диагностики Формы диагностики Срок проведения
I. Теоретическая

подготовка ребенка

(знания).
1.1. Теоретические знания (по основным разделам учебно- тематического плана программы) Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям; Зачетная работа Май 2015 1.2. Владение специальной терминологией Осмысленность и правильность использования специальной терминологии Зачетная работа Май 2015
II Практическая

подготовка ребенка.
2.1. Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебно- тематического плана программы) Соответствие практических умений и навыков программным требованиям Зачетная работа Май 2015 2.2. Творческие навыки (творческое отношение к делу и умение воплотить его в готовом продукте) Креативность в выполнении практических заданий Проектные работы Март-май 2015
III. Общеучебные умения и

навыки ребенка
3.1.Учебно-
интеллектуальные умения: Умение подбирать и анализировать специальную литературу Самостоятельност ь в подборе и анализе литературы Проектные работы Март-май 2015 Умение пользоваться компьютерными источниками информации Самостоятельност ь в пользовании компьютерными источниками информации Проектные работы Март-май 2015 Умение осуществлять учебно-исследовательскую работу (писать рефераты, проводить самостоятельные учебные исследования) Самостоятельност ь в проектной и учебно- исследовательской работе Проектные работы Март-май 2015 3.2. Учебно- коммуникативные умения: (умение слушать и слышать педагога, умение выступать перед аудиторией, вести полемику, участвовать в дискуссии) Адекватность восприятия информации, идущей от педагога. Свобода владения и подачи обучающимся подготовленной информации. Самостоятельност ь в построении дискуссионного выступления, логика Конференция Май 2015 3.3. Учебно- организационные умения и навыки: (организация своего рабочее места, соблюдение правил безопасности) Способность самостоятельно готовить свое рабочее место к деятельности и убирать его за собой Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям. Аккуратность. Практические занятия Сентябрь 2014-май 2015

Методическое обеспечение программы

Литература.
1 . Куприянова Н.И, Записки краеведов.-Г,1983. 2. Кортунов С. А. «Княгинино-Родина моя». Н.Н.1998г. 3. Преподавание истории в школе .-№2.2003г 4. Тюрина А.И..История Горьковской области.-Г.1987г 5.Филатов Н.Ф., Нижегородский край: «Факты,события,люди.»-Н.Н.,1994 г. 6. Воспоминания очевидцев. 7. Исторические справки. И.А.Милотворский «Н.Новгород, его прошлое и настоящее» - Н.Новгород, 1911 (128 стр.) 2. Овчинников М. «Очерк Нижегородской губернии в историко-географическом отношении» -Н.Новгород, 1888 (83 стр.) 3. «Путеводитель по Нижнему Новгороду» Мельников А.П. - Н.Новгород, 1896 (277 стр.) 4. Нижегородский край. - Н.Новгород, 1899.-614 стр. 5. Н.Храмцовский; Краткий очерк истории и описание Н.Новгорода. ч.1. – Н.Н., 1857. – 167 стр. 6. Нижегородская губерния по исследования губернского земства. Выпуск I. – С.-Петербург, 1896 (198 стр.) 7. Нижегородская губерния по исследования губернского земства. Выпуск II. – С.-Петербург, 1896 (124 стр.) 8. Нижегородская губерния по исследования губернского земства. Выпуск III. – С.-Петербург, 1896 (104 стр.) 9. М.А.Плотников; Кустарные промыслы Нижегородской губернии. – Н.Новгород, 1894 (285 стр.) 10. Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода: В 2 ч. Ч.1: (Очерк истории)/Н.Храмцовский. – Н.Новгород, 1857. (167 стр.) 11. Памятная книжка Нижегородской губернии на 1890 год. Издание губернского правления. Составлена под редакцией А.П.Мельникова. – Н.Новгород, 1890. (450 стр.) 12. П.Г.Любомиров; Очерк истории нижегородского ополчения 1611-1613 гг. – Петроград, 1917. (309 стр.) 13. Краеведческий сборник. Том I. - Н.Новгород, 1924. (282 стр.)
14. А.П.Мельников; К 300-летию Смутного времени. Н.Новгород и Нижегородский край. Исторический очерк Н.Новгорода. Этнографический очерк Нижегородского края. – М., 1911. (181 стр.) 15.А.П.Мельников Очерки бытовой истории Нижегородской ярморки (1817-1917). 2 издание. – Н.Новгород, 1993 (229 стр.) 16.памятная книжка Нидегородской губернии на 1890 г. Издание губернского правления. Составления опд ред. А.П.Мельникова. – Н.Новгород, 1890. – 450с. 17.Нижегородский край. Памятная книжка Нижегородской губернии на 1900 г. – Н.Новгород, 1899. – 614 с.
Интернет-ресурсы

Электронные учебные пособия



Название
1. Государственная символика России: история и современность. 2. Энциклопедия История России 862-1917 г. 3 История России 20 в. часть 4 1964-2000 г 4 История России 20 в. часть 1 с 1900-1918 г. 5 Россия на рубеже третьего тысячелетия.