"Мир растений"

Автор: Белоцерковская Наталья Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №11
Населённый пункт: город Ишимбай, Башкортостан
Наименование материала: технологическая карта урока
Тема: "Мир растений"
Дата публикации: 12.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Технологическая карта урока окружающего мира

Целевой блок

Тема
Мир растений.
Цель
Познакомить учащихся с основной классификацией растений республики Башкортостан; рассмотреть особенности каждой группы. Формировать УУД: - Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. - Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. - Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. - Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, дополнительную литературу, электронное приложение к учебнику, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Планируемые результаты
Предметные: учащиеся познакомятся с основной классификацией растений; научатся распределять растения по группам. Личностные: делиться со сверстниками и взрослыми эмоционально-эстетическим впечатлением от красоты весенней природы. Метапредметные: соотносить признаки наступающей весны в живой и неживой природе, а также события в жизни растений весной со значением старинных названий весенних месяцев в языке народов своего края; Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё
предположение. Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Инструментальный блок

Задачи урока
Образовательные: расширить знания учащихся о жизни растений; роль растений в жизни людей. Способствовать развитию: эстетического чувства при восприятии красоты весенней природы Воспитывать: бережному отношению раннецветущих растений
Тип урока
ОНЗ
Учебно-методический

комплекс
А.А. Плешаков, М. Ю. Новицкая. Окружающий мир. 3 класс. Часть 1. А.А. Плешаков, М. Ю. Новицкая. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 класс. Часть 1. Л.П. Анастасова, П.В. Ижевский, Н.В. Иванова. Окружающий мир. ОБЖ. Рабочая тетрадь. 3 класс. М. Ю. Новицкая
.
Методическое пособие с поурочными разработками. 3 класс. Окружающий мир. 3 класс. Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова, М. Ю. Новицкой. В.С. Мавлетов. Цветущий край благословенный…
Организационно-деятельностный блок

Основные понятия
Водоросли, мох, папоротник, хвойные растения, цветковые растения.
Организация простр-ва
Фронтальная, в парах, индивидуальная. групповая
Межпредметные связи
Чтение, трудовое обучение, русский язык.
Действия обучающихся
Настраиваются на урок, проверяют готовность.
Отгадывают загадку

I.

Организационный момент.
Настраиваются на урок, проверяют готовность. Ты мой друг и я твой друг Вместе мы друзья То, что не смогу один Сможем ты и я -- Посмотрите, друг на друга. Улыбнитесь. Я рада видеть ваши улыбки. Пусть этот день принесёт вам радость общения. Пожелайте мысленно себе удачи и тихонько сядьте за парты.
II.

Проверка знаний, полученных на прошлом уроке.

-Отгадайте загадку.


Выполняют тест
Меня ногами топчут, Пашут, боронуют, А я все терплю И добром плачу. - Что это? (Земля) - На прошлом уроке мы говорили о земле. Давайте проверим, что вы запомнили. -У вас на партах лежат белые листы с тестами. Возьмите ручку и обведите правильные ответы.
Выполнение теста

Тема: « Чудо под ногами »

1) Выберите правильное определение понятия «почва».
а) верхний слой земли, где есть песок и глина б) верхний плодородный слой земли. в) верхний слой земли, где есть песок, глина, воздух, вода
2) Назовите главную часть почвы.
о) перегной б) песок в) глина
3) Что образуется из перегноя под действием микробов?
а) вода б) воздух т) соли
4) Что используют растения для питания?
а) соли б) микробы в) перегной
5) Что образуется из остатков умерших растений и животных под действием микробов?
а) песок б) глина н) перегной
6) К какой природе можно отнести почву?
а) к неживой б) к живой и) неживая и живая природа в почве соединяются.

Работа в парах

Работа с толковым

словарем

Формулируют тему урока

7) В лесу слой почвы толщиной 18 см вода сможет смыть за 500 тыс.лет, на лугу – за 3225 лет, а там,

где нет растений, - всего за 15 лет. О чем говорят эти расчеты ученых?
м)чем больше слой почвы, тем он быстрее смывается водой, какие бы растения на этой почве ни росли? к) чем больше и разветвленнее корневая система растений, тем сильнее корни удерживают почву л) чем меньше корни растений, тем сильнее они удерживают почву
8) Что влияет на плодородие почвы?
а) наличие в почве перегноя б) наличие в почве воды в) наличие в почве песка 1 2 3 4 5 6 7 8
III. Актуализация знаний.
- Какое слово получилось? -У того, кто правильно ответил на все вопросы, должно получится слово «ботаника». Уберите листочки на край стола, и за эту работу каждый из вас получит оценку. -Что такое ботаника? - Возьмите синие листы и прочитайте сведения из толкового словаря, и вы узнаете, что означает это слово.
Поработайте в парах
- Что такое ботаника?(Ботаника – наука о растениях.) Вы наверное слышали выражение «Растения – зеленая одежда Земли». - Как вы это понимаете? (…) И действительно, на Земле повсюду представители этого царства живой природы. Зеленый наряд делает нашу планету удивительно красивой. Слайд (картинки с разнообразными растениями) - Кто догадался, о чём пойдёт сегодня речь? Попробуйте сформулировать тему нашего урока. (высказывания ребят). Тема: Мир растений - Посмотрите на доску. На какие группы можно разделить растения? ( травы, деревья, кустарники)
- К какой группе растений вы отнесете водоросли? (не знаем)
- Можете ли вы доказать, что это трава.

Формулируют цель и

задачи урока

Чтение статьи

«Разнообразие растений»

Отвечают на вопросы

Сообщения учащихся
- Почему не можете доказать? (мы не знаем отличительные признаки). - Чтобы сказать к какой группе относятся растение нужно знать отличительные признаки растений по которым они группируются. - Вы ошиблись водоросли это не трава,
Хотите узнать к какой группе растений относятся водоросли?
Какая цель нашего урока?
Цель: Познакомиться с группами растений
-Что бы вы хотели узнать о растениях ?
Задачи: Узнать:
1) На какие группы ученые делят растения? 2) Особенности каждой группы 3) Какую роль играют растения в жизни людей?
IV.Изучение нового материала.
Каждое растение – это живое тело, организм. И хотя растения очень разнообразны, все они состоят из органов: Назовите какие органы растений вы знаете. (Корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами, фото органов растений). Учёные изучали органы растений и пришли к выводу, что не все растения похожи друг на друга. Сегодня мы узнаем, на какие ещё группы делят ученые – всё царство растений. - Откройте учебник на стр. 78 и узнайте, прочитав статью «Разнообразие растений», на какие группы ученые разделили растения. -На какие группы ученые делят растения? (…) - Где растут водоросли? ( В воде) …….. приготовила сообщение о водорослях - Где можно встретить мхи? (Во влажных местах) Послушаем, что расскажет нам … о мхах. - Как вы узнаете папоротники? ( по красивым листьям, похожим на перья) …….приготовила сообщение о папоротниках - Назовите представителей хвойных растений. ( Сосна, ель, кедр) Что интересного нам расскажет…. О хвойных растениях - Растения какой из групп наиболее разнообразны? (Цветковые растения)

Работают с

иллюстрациями (с.78-79)

Физминутка

Заполнение таблицы
О цветковых растениях нам расскажет…. - Рассмотрите иллюстрации. Найди представителей изученных тобой групп растений.
V. Физминутка

Поработали ребятки, а сейчас всем на зарядку
Спал цветок и вдруг проснулся Больше спать не захотел Шевельнулся, потянулся, Взвился вверх и полетел.
VI. Работа по теме урока.

-
Пользуясь полученными знаниями и информацией из учебника, заполните таблицу отличия видов растений. Вспомним правила работы в группах. ( Слайд ) 1.Один говорит, другой слушает. 2. Не согласен . объясни почему. 3. Если не понял, переспроси. 4. Доказывай свое мнение вежливо. 5. Работай дружно.
СТЕБЛИ ЛИСТЬЯ ЦВЕТЫ КОРЕНЬ ПЛОДЫИ

СЕМЕНА

ВОДОРОСЛИ

-

-

-

-

-

МХИ

+

+

-

-

-

ПАПОРОТНИКИ +

+

-

+

-

ХВОЙНЫЕ

+

+хв.

-

+



ЦВЕТКОВЫЕ

+

+

+

+

+

- Чем похожи водоросли, мхи и папоротники?

- У каких растений нет корня?

-Почему нет корня?

- У каких растений есть цветы?

-Что общего у хвойных и цветковых растений?


Обобщение по таблице

Рассматривают схему

«Питание растений»

Рассматривают схему

«Дыхание растений»

Подводят итоги урока

Выполняют задание в

тетради

Оценивают свою работу

VII. Работа по теме урока. Продолжение.

Растения – удивительные повара.(работа с учебником)
- Рассмотрите схему «Питания растений»
на стр. 80
- Как же растения питаются? Что растения получают из почвы через корни? (Они всасывают из почвы воду с растворёнными в ней минеральными солями.) - Что показывают красные стрелки? (Растения забирают из воздуха углекислый газ и выделяют кислород.) - Давайте подумаем, а какую роль играют растения в природе и жизни людей? (Очищают воздух) Растения – удивительные повара, которые из воды и углекислого газа готовят себе пищу – сахар и крахмал. Чудесная «кухня располагается в листьях. Вода поступает туда по стеблю из корня, а углекислый газ листья поглощают из воздуха. Но работает чудесная «Кухня» только на свету. Солнечный свет несет энергию. - Рассмотрите схему «Дыхание растений». - Какой вывод мы можете сделать? (Растения, как и человек, дышат кислородом, выделяя углекислый газ.)
VIII. Итоги.

Вернемся к цели и задачам урока.

-
На какие группы делится царство растений? (Водоросли, папоротники, хвойные растения, цветковые растения.) - Где растут водоросли? (Жители воды) - Где можно встретить мхи?
(
Во влажных местах.) - Как узнать папоротники? (По красивым листьям, похожим на перья.) - Назовите представителей хвойных растений. (Сосна, ель, кедр, можжевельник…) - Какая из групп наиболее разнообразна? (Цветковые растения) - Почему растения называют удивительными «поварами»? - Какую роль растения играют в природе и в жизни людей?
-Как вы считаете, мы справились целью и задачами урока?
-Сейчас мы проверим наши знания. Выполните задания в тетрадях - Пользуясь таблицей, впишите названия групп растений в клетки. ( Проверка. Самооценка) Посмотрите на доску и сравните ответы Слайд -Оцените свою работу. Без ошибок – зеленый цвет. 1-2 ошибки –желтый цвет.

на уроке

Домашнее задание

IX
.
Рефлексия

-Время урока подходит к концу. Давайте оценим свою работу на уроке. Слайд
Своей работой на уроке я: доволен, потому что …; не совсем доволен, потому что…; не доволен, потому что… - Всем спасибо за активность и внимание на уроке!
X.Домашнее задание. Слайд
С.78-79 пересказ Задание на выбор: 1) Составить и оформить кроссворд по теме «Растения» 2) Подготовь сообщение об одном из видов растений любой группы.