Путешествие в страну "Информатика"

Автор: Кузеева Светлана Рафилевна
Должность: учитель информатики
Учебное заведение: МБОУ СОШ №17 г.Уфа РБ
Населённый пункт: город Уфа, Республика Башкортостан
Наименование материала: урок-игра по информатике
Тема: Путешествие в страну "Информатика"
Дата публикации: 13.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Урок–игра по информатике «Путешествие в страну «Информатика». 5 класс

Тип урока:
проверка знаний учащихся.
Цель урока:
обобщить и проверить знания учащихся по темам «Устройство ПК», «Текстовый редактор Блокнот».
Задачи урока:
Образовательные:  обобщить и проверить знания о компонентах ПК;  проверить умение учащихся работать с текстовым и графическим редакторами. Воспитательные:  воспитание умения рационально организовывать свою работу;  воспитание эстетики работы;  воспитание уважения к окружающим людям. Развивающие:  развитие внимания, наблюдательности, памяти, творческого мышления;  развитие умения анализировать и сравнивать;  развитие интереса к изучаемому предмету.
Используемые образовательные технологии:
 игровая;  разноуровневое обучение.
Оборудование
:  компьютерный класс с операционной системой Windows, текстовый редактор Блокнот.  персональный компьютер для учителя;  мультимедийный проектор (для показа презентации).
Пособия и раздаточный материал
:  «карта» путешествия (Приложение 1);  кроссворд на листочках (Приложение 2);  карточки с названием клавиш (каждой команде – комплект карточек) (Приложение 3);  жетоны (Приложение 4);  карточки со стихотворением для набора в Блокноте (Приложение 5);
Время
: 45 минут.
План урока:
1. Организационный момент – 2 мин. 2. Повторение и обобщение изученного ранее материала – 38 мин. 1) остановка «Клавиатурная» - 5 мин. 2) остановка «Кроссвордная» - 8 мин. 3) остановка «Сказочная» - 5 мин. 4) остановка «Текстовая» - 10 мин. 5) остановка «Мозговой штурм» - 10 мин. 3. Итоги урока. Домашнее задание – 5 мин. Ход урока: В 5 классе вы начали изучать новый предмет «Информатика». Вы познакомились с устройством компьютера, научились работать с помощью мыши на компьютере, научились работать на клавиатуре. И все эти действия вы проводили с помощью программы Блокнот. Сегодня мы проводим необычный урок, а урок – игру «Путешествие в страну «Информатика», для того, чтобы вспомнить и определить насколько хорошо, вы усвоили эти программы. (1 слайд) (Презентация) Мы разделимся на 4 команды. Прошу выбрать капитанов и придумать название команды. Итак, наши команды «…», «…», «…», «…». Наш путь по стране «Информатика» будет проходить на виртуальном паровозике, и в пути совершим 5 остановок, на которых каждый из вас сможет набрать баллы и в зависимости от их количества получить оценки. Каждая команда получает «Карту путешествия», на которой будете проставлять баллы, полученные за задания, выполненные во время путешествия. Занимайте свои места в виртуальном паровозике, поехали.
На экране паровозик начинает движение. (2 слайд) 1 остановка – «Клавиатурная». (3 слайд) На данной остановке давайте вспомним назначение основных служебных клавиш на клавиатуре компьютера и проверим, насколько хорошо вы их знаете. За каждый правильный ответ вы получаете – жетон (1 балл), если ошиблись с первого раза, можно изменить свой ответ, но жетон не получаете. На экране появляется вопрос о назначении клавиши, а вы поднимаете карточку с её названием. (4 слайд) Вопросы:  для записи заглавных букв и знаков над цифрами (Shift);  для перехода на новую строку (Enter);  удаление символа слева от курсора (Backspace);  удаление символа справа от курсора (Delete);  печать только заглавных букв (CapsLock);  перевод курсора в начало строки (Home);  перевод курсора в конец строки (End);  выход из текущего режима (Esc). Молодцы, вспомнили назначение клавиш и едем дальше. На экране паровозик начинает движение. (5 слайд) 2 остановка – «Кроссвордная». (6 слайд) На этой остановке вам нужно вспомнить основные устройства компьютера и их назначение. Каждый из вас получает кроссворд, подпишите листок с кроссвордом ФИ, название команды. Заполните его клетки. (ребята разгадывают кроссворд) А теперь посмотрите на экран и вспомните, такие же вы дали ответы. (7 слайд). Садитесь поудобнее, и продолжаем наше «Путешествие». Поехали! На экране паровозик начинает движение. (8 слайд) 3 остановка – «Сказочная». (9 слайд) На прошлом уроке вам в качестве домашнего задания было предложено – сочинить сказку на тему «Волшебный мир компьютера». Все молодцы, справились с заданием, оценки за домашнее задание у вас уже поставлены на ваших «Картах путешествия». Давайте послушаем несколько сказок (2-3 ученика зачитывают свои сказки). Молодцы, а наш путь лежит дальше! На экране паровозик начинает движение. (10 слайд) 4 остановка – «Текстовая». (11 слайд) Обратите внимание на рабочие места у компьютера. Как видите, на столе лежит листок бумаги с текстом, который нужно набрать. Капитан 4 строчки, остальные по 3. Прошу капитанов занять компьютеры. Вы набираете текст, далее остальные участники команд после того, как капитан вернется на свое место по очередности, в котором сидите, проходите к компьютеру и набираете следующую строку, далее снова возвращаетесь на свое место и только потом следующий участник проходит к компьютеру и набирает следующую строку. Будьте внимательны, соблюдайте все правила набора текста. Как только одна команда наберет полностью весь предложенный текст, конкурс прекращается и считаем набранные баллы. Максимальное количество баллов получает та команда, которая правильно и быстрее все сделает. Результаты выполнения задания, после проверки учителем, заносятся в «Карту путешествия». Все справились с нелёгким заданием. Поехали дальше? На экране паровозик начинает движение. (12 слайд) 5 остановка – «Мозговой штурм». (13 слайд) С ним мы в игры поиграем, С ним мы тексты набираем, Он оформит их красиво И разложит по архивам. Он работу нам облегчит,
Связь мгновенно обеспечит. Он рисует и поет, В Интернет с собой ведет. Друг что надо! Просто супер! Персональный наш… (Компьютер.) Он для нас так много значит! И под стол его не спрячешь. Хоть он вовсе не шпион, У него полно имен. Есть дороже, есть скромней. Он компьютерный… (Дисплей.) Только поздно или рано Назовут его… (Экраном.) Для фантазии простор: Третье имя… (Монитор.) Монитор — всего полдела. Чтоб работа закипела, Чтобы диски ты смотрел, Чтоб без связи не сидел, Чтоб компьютер нам помог, Должен быть… (Системный блок.) Кто б подумать только мог, Заглянув в системный блок, Как серьезно там внутри: Блок питанья, проводки, Есть винчестер, дисковод, Шлейфы тянутся вперед. Что под кожухом главней, Объяснить кто может мне? И отвечу просто я… (Плата материнская.) Был он матричным сначала, Но жизнь на месте не стояла: Лазерным бесшумным став, Печатал быстро, не устав. Чтоб иметь и текст, и фото Без проблем и без заботы, Вы к компьютеру купите Новый, очень нужный… (Принтер.) Очень уж она стремится Быть богиней и царицей! Строит лазерные глазки, Хочет верной быть указкой: Что нам взять, куда нести, Что закрыть, куда войти… А по сути — хвастунишка Та компьютерная… (Мышка.) С телефонами он дружен И для связи очень нужен, Ведь к компьютерным сетям Доступ разрешает нам. Там где он, там нет проблем! И зовется он… (Модем.) В руки взяли ноутбук И заметили мы вдруг:
Здесь есть маленький экранчик. На него поставим пальчик, И помочь нам будет рад Добрый труженик… (Тачпад.) Здесь почти что сотня клавиш. Лучше, коль с умом надавишь. Есть поменьше, есть побольше. Присмотрись ты к ним подольше: Цифры, буквы, знаки, стрелы, Есть здесь Shift, Caps Losk, пробелы. Да, богатая натура У моей… (Клавиатуры.) Он в компьютерные файлы Все и вся переведет. Что ему хозяин задал — Сделает, не подведет: Фотографию иль текст Он воспроизвел и замер. И незаменим в работе Наш помощник — новый… (Сканер.) А теперь, друзья, загадка! Что такое: рукоятка, Кнопки две, курок и хвостик? Ну конечно, это ... (Джойстик) Около дисплея - главный блок: Там бежит электроток К самым важным микросхемам. Этот блок зовут ... (Системным) В ней записаны программы И для мамы, и для папы! В упаковке, как конфета, Быстро вертится ... (Дискета) Чтобы мысль не потерять, Нужно в файл всё записать, А потом без всякой спешки В папке сохранить на … (На флешке) Как заправский эрудит Он легко руководит Вычислительным процессом Ум компьютера - ... (Процессор) Результаты выполнения, после проверки учителем, заносятся в «Карту путешествия». Ну, а теперь возвращаемся! На экране паровозик начинает движение. (15 слайд) Вот и закончилось сегодня наше маленькое путешествие в удивительную страну под названием «Информатика». Мы с вами сделали 5 остановок, показали свои знания и умения в различных областях информатики. Каждый из вас получает оценку за выполненный кроссворд и сочиненную дома сказку. Домашнее задание: составить на листочках кроссворд, используя основные понятия текстового редактора Блокнот и названия устройств компьютера Урок закончился. Спасибо за работу!
Приложение 1

«Карта путешествия»

Команды «____________________________»

Состав команды:

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________



Станция

Количество

баллов

Оценка



Клавиатурная



Кроссвордная



Сказочная





Текстовая

Мозговой штурм

Приложение 2

Кроссворд

по теме «Устройство персонального компьютера»

1

6

3

2

И

Н

Ф

О

Р

5 М

А

Т

И

4 К

А

Вопросы:
1 - Действия по изменению и дополнению компьютерного текста или рисунка. 2 – Ограниченная рамкой область экрана для размещения компьютерных объектов и выполнения действий над ними. 3 – Устройство компьютера, предназначенное для просмотра различных видов компьютерной информации. 4 – Устройство компьютера, предназначенное для ввода текстовой информации. 5 – Устройство, предназначенное для управления компьютером и ввода графической информации. 6 – Совокупность всех графических объектов на экране компьютера.
Ответы:
1 – редактирование, 2 – окно, 3 – монитор, 4 – клавиатура, 5 – мышь, 6 – интерфейс
Приложение 3 Shift Enter Backspace Delete Caps Lock
Home End Esc
Приложение 4
Приложение 5
Задание в текстовом редакторе Блокнот.
Наберите в программе Блокнот текст стихотворения. На беду компьютер Мишка раздобыл, Что такое свежий воздух позабыл! И теперь он дни и ночи напролет С виртуальным хулиганом бой ведет. Он с компьютером играет в дурака И раскладывает карты «паука» Позовет к себе невидимых гостей И играет с ними в карты, дуралей! На охоту он давно не выходил, Запах пищи, вкус воды совсем забыл! Он осунулся и очень похудел - Игровой азарт медведя одолел. Не осталось у него медвежьих сил И сейчас его бы заяц победил! Как с компьютером беднягу развести? Как мишутку от напасти нам спасти?