Автор: Кузеева Светлана Рафилевна Должность: учитель информатики
Учебное заведение: МБОУ СОШ №17 г.Уфа РБ
Населённый пункт: город Уфа, Республика Башкортостан
Наименование материала: урок-игра по информатике
Тема: Путешествие в страну "Информатика"
Урок–игра по информатике «Путешествие в страну «Информатика». 5 класс
Тип урока: проверка знаний учащихся.
Цель урока: обобщить и проверить знания учащихся по темам «Устройство ПК», «Текстовый
редактор Блокнот».
Задачи урока:
Образовательные:
обобщить и проверить знания о компонентах ПК;
проверить умение учащихся работать с текстовым и графическим редакторами.
Воспитательные:
воспитание умения рационально организовывать свою работу;
воспитание эстетики работы;
воспитание уважения к окружающим людям.
Развивающие:
развитие внимания, наблюдательности, памяти, творческого мышления;
развитие умения анализировать и сравнивать;
развитие интереса к изучаемому предмету.
Используемые образовательные технологии:
игровая;
разноуровневое обучение.
Оборудование :
компьютерный класс с операционной системой Windows, текстовый редактор Блокнот.
персональный компьютер для учителя;
мультимедийный проектор (для показа презентации).
Пособия и раздаточный материал :
«карта» путешествия (Приложение 1);
кроссворд на листочках (Приложение 2);
карточки с названием клавиш (каждой команде – комплект карточек) (Приложение 3);
жетоны (Приложение 4);
карточки со стихотворением для набора в Блокноте (Приложение 5);
Время : 45 минут.
План урока:
1.
Организационный момент – 2 мин.
2.
Повторение и обобщение изученного ранее материала – 38 мин.
1) остановка «Клавиатурная» - 5 мин.
2) остановка «Кроссвордная» - 8 мин.
3) остановка «Сказочная» - 5 мин.
4) остановка «Текстовая» - 10 мин.
5) остановка «Мозговой штурм» - 10 мин.
3.
Итоги урока. Домашнее задание – 5 мин.
Ход урока:
В 5 классе вы начали изучать новый предмет «Информатика». Вы познакомились с
устройством компьютера, научились работать с помощью мыши на компьютере, научились
работать на клавиатуре. И все эти действия вы проводили с помощью программы Блокнот.
Сегодня мы проводим необычный урок, а урок – игру «Путешествие в страну
«Информатика», для того, чтобы вспомнить и определить насколько хорошо, вы усвоили эти
программы. (1 слайд) (Презентация)
Мы разделимся на 4 команды. Прошу выбрать капитанов и придумать название
команды. Итак, наши команды «…», «…», «…», «…». Наш путь по стране «Информатика»
будет проходить на виртуальном паровозике, и в пути совершим 5 остановок, на которых
каждый из вас сможет набрать баллы и в зависимости от их количества получить оценки.
Каждая команда получает «Карту путешествия», на которой будете проставлять баллы,
полученные за задания, выполненные во время путешествия.
Занимайте свои места в виртуальном паровозике, поехали.
На экране паровозик начинает движение. (2 слайд)
1 остановка – «Клавиатурная». (3 слайд)
На данной остановке давайте вспомним назначение основных служебных клавиш на
клавиатуре компьютера и проверим, насколько хорошо вы их знаете.
За каждый правильный ответ вы получаете – жетон (1 балл), если ошиблись с первого раза,
можно изменить свой ответ, но жетон не получаете.
На экране появляется вопрос о назначении клавиши, а вы поднимаете карточку с её названием.
(4 слайд)
Вопросы:
для записи заглавных букв и знаков над цифрами (Shift);
для перехода на новую строку (Enter);
удаление символа слева от курсора (Backspace);
удаление символа справа от курсора (Delete);
печать только заглавных букв (CapsLock);
перевод курсора в начало строки (Home);
перевод курсора в конец строки (End);
выход из текущего режима (Esc).
Молодцы, вспомнили назначение клавиш и едем дальше.
На экране паровозик начинает движение. (5 слайд)
2 остановка – «Кроссвордная». (6 слайд)
На этой остановке вам нужно вспомнить основные устройства компьютера и их назначение.
Каждый из вас получает кроссворд, подпишите листок с кроссвордом ФИ, название команды.
Заполните его клетки. (ребята разгадывают кроссворд)
А теперь посмотрите на экран и вспомните, такие же вы дали ответы. (7 слайд).
Садитесь поудобнее, и продолжаем наше «Путешествие». Поехали!
На экране паровозик начинает движение. (8 слайд)
3 остановка – «Сказочная». (9 слайд)
На прошлом уроке вам в качестве домашнего задания было предложено – сочинить сказку на
тему «Волшебный мир компьютера». Все молодцы, справились с заданием, оценки за
домашнее задание у вас уже поставлены на ваших «Картах путешествия». Давайте послушаем
несколько сказок (2-3 ученика зачитывают свои сказки).
Молодцы, а наш путь лежит дальше!
На экране паровозик начинает движение. (10 слайд)
4 остановка – «Текстовая». (11 слайд)
Обратите внимание на рабочие места у компьютера. Как видите, на столе лежит листок
бумаги с текстом, который нужно набрать. Капитан 4 строчки, остальные по 3. Прошу
капитанов занять компьютеры. Вы набираете текст, далее остальные участники команд после
того, как капитан вернется на свое место по очередности, в котором сидите, проходите к
компьютеру и набираете следующую строку, далее снова возвращаетесь на свое место и только
потом следующий участник проходит к компьютеру и набирает следующую строку. Будьте
внимательны, соблюдайте все правила набора текста. Как только одна команда наберет
полностью весь предложенный текст, конкурс прекращается и считаем набранные баллы.
Максимальное количество баллов получает та команда, которая правильно и быстрее все
сделает.
Результаты выполнения задания, после проверки учителем, заносятся в «Карту путешествия».
Все справились с нелёгким заданием. Поехали дальше?
На экране паровозик начинает движение. (12 слайд)
5 остановка – «Мозговой штурм». (13 слайд)
С ним мы в игры поиграем,
С ним мы тексты набираем,
Он оформит их красиво
И разложит по архивам.
Он работу нам облегчит,
Связь мгновенно обеспечит.
Он рисует и поет,
В Интернет с собой ведет.
Друг что надо! Просто супер!
Персональный наш… (Компьютер.)
Он для нас так много значит!
И под стол его не спрячешь.
Хоть он вовсе не шпион,
У него полно имен.
Есть дороже, есть скромней.
Он компьютерный… (Дисплей.)
Только поздно или рано
Назовут его… (Экраном.)
Для фантазии простор:
Третье имя… (Монитор.)
Монитор — всего полдела.
Чтоб работа закипела,
Чтобы диски ты смотрел,
Чтоб без связи не сидел,
Чтоб компьютер нам помог,
Должен быть… (Системный блок.)
Кто б подумать только мог,
Заглянув в системный блок,
Как серьезно там внутри:
Блок питанья, проводки,
Есть винчестер, дисковод,
Шлейфы тянутся вперед.
Что под кожухом главней,
Объяснить кто может мне?
И отвечу просто я… (Плата материнская.)
Был он матричным сначала,
Но жизнь на месте не стояла:
Лазерным бесшумным став,
Печатал быстро, не устав.
Чтоб иметь и текст, и фото
Без проблем и без заботы,
Вы к компьютеру купите
Новый, очень нужный… (Принтер.)
Очень уж она стремится
Быть богиней и царицей!
Строит лазерные глазки,
Хочет верной быть указкой:
Что нам взять, куда нести,
Что закрыть, куда войти…
А по сути — хвастунишка
Та компьютерная… (Мышка.)
С телефонами он дружен
И для связи очень нужен,
Ведь к компьютерным сетям
Доступ разрешает нам.
Там где он, там нет проблем!
И зовется он… (Модем.)
В руки взяли ноутбук
И заметили мы вдруг:
Здесь есть маленький экранчик.
На него поставим пальчик,
И помочь нам будет рад
Добрый труженик… (Тачпад.)
Здесь почти что сотня клавиш.
Лучше, коль с умом надавишь.
Есть поменьше, есть побольше.
Присмотрись ты к ним подольше:
Цифры, буквы, знаки, стрелы,
Есть здесь Shift, Caps Losk, пробелы.
Да, богатая натура
У моей… (Клавиатуры.)
Он в компьютерные файлы
Все и вся переведет.
Что ему хозяин задал —
Сделает, не подведет:
Фотографию иль текст
Он воспроизвел и замер.
И незаменим в работе
Наш помощник — новый… (Сканер.)
А теперь, друзья, загадка!
Что такое: рукоятка,
Кнопки две, курок и хвостик?
Ну конечно, это ... (Джойстик)
Около дисплея - главный блок:
Там бежит электроток
К самым важным микросхемам.
Этот блок зовут ... (Системным)
В ней записаны программы
И для мамы, и для папы!
В упаковке, как конфета,
Быстро вертится ... (Дискета)
Чтобы мысль не потерять,
Нужно в файл всё записать,
А потом без всякой спешки
В папке сохранить на … (На флешке)
Как заправский эрудит
Он легко руководит
Вычислительным процессом
Ум компьютера - ... (Процессор)
Результаты выполнения, после проверки учителем, заносятся в «Карту путешествия».
Ну, а теперь возвращаемся!
На экране паровозик начинает движение. (15 слайд)
Вот и закончилось сегодня наше маленькое путешествие в удивительную страну под названием
«Информатика». Мы с вами сделали 5 остановок, показали свои знания и умения в различных
областях информатики. Каждый из вас получает оценку за выполненный кроссворд и
сочиненную дома сказку.
Домашнее задание: составить на листочках кроссворд, используя основные понятия текстового
редактора Блокнот и названия устройств компьютера
Урок закончился. Спасибо за работу!
Приложение 1
«Карта путешествия»
Команды «____________________________»
Состав команды:
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
№
Станция
Количество
баллов
Оценка
Клавиатурная
Кроссвордная
Сказочная
Текстовая
Мозговой штурм
Приложение 2
Кроссворд
по теме «Устройство персонального компьютера»
1
6
3
2
И
Н
Ф
О
Р
5 М
А
Т
И
4 К
А
Вопросы:
1 - Действия по изменению и дополнению компьютерного текста или рисунка.
2 – Ограниченная рамкой область экрана для размещения компьютерных объектов и
выполнения действий над ними.
3 – Устройство компьютера, предназначенное для просмотра различных видов компьютерной
информации.
4 – Устройство компьютера, предназначенное для ввода текстовой информации.
5 – Устройство, предназначенное для управления компьютером и ввода графической
информации.
6 – Совокупность всех графических объектов на экране компьютера.
Ответы:
1 – редактирование, 2 – окно, 3 – монитор, 4 – клавиатура, 5 – мышь, 6 – интерфейс
Приложение 3
Shift
Enter
Backspace
Delete
Caps Lock
Home
End
Esc
Приложение 4
Приложение 5
Задание в текстовом редакторе Блокнот.
Наберите в программе Блокнот текст стихотворения.
На беду компьютер Мишка раздобыл,
Что такое свежий воздух позабыл!
И теперь он дни и ночи напролет
С виртуальным хулиганом бой ведет.
Он с компьютером играет в дурака
И раскладывает карты «паука»
Позовет к себе невидимых гостей
И играет с ними в карты, дуралей!
На охоту он давно не выходил,
Запах пищи, вкус воды совсем забыл!
Он осунулся и очень похудел -
Игровой азарт медведя одолел.
Не осталось у него медвежьих сил
И сейчас его бы заяц победил!
Как с компьютером беднягу развести?
Как мишутку от напасти нам спасти?